"Оценка результативности внедрения "Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области""
опыты и эксперименты на тему

Смирнова Валентина Николаевна

Выпускная аттестационная работа в рамках обучения в областной Школе педагога-исследователя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smirnova_otsenka_rezultativnosti.docx627.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Выпускная аттестационная работа

Оценка результативности внедрения

«Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района»

Работу выполнила

учитель химии и биологии

МБОУ «Уемская средняя

общеобразовательная школа»

Приморского района

Смирнова Валентина Николаевна

Научный руководитель

старший преподаватель кафедры

педагогики и психологии ГАОУ АОИОО

Панкратова Галина Владимировна

Архангельск

2013

 


Содержание

Введение

Пояснительная записка ……………………………………..

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Сущность понятия «педагогическая поддержка»  ………    

1.2. Сущность понятия «развитие» в педагогике ……  

1.3. Организация работы по поддержке и сопровождению одарённых и талантливых детей ………………………….

Глава 2.   Экспериментальная часть исследования

2.1. Описание эксперимента…………………………………………      

2.2. Результаты анкетирования педагогов………………    

2.3. Результаты анкетирования учащихся 9 – 11 классов …………    

2.4. Сравнительный мониторинг образовательных учреждений Приморского района проведён по двум составляющим: Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный и региональный этапы) и проектно-исследовательские конференции и конкурсы проектных и исследовательских работ школьников ……………………………..

2.5. Интервью с начальником Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район» Гулиной Е. В. …………..

2.6. Обработка и анализ полученной информации …………    

2.7. Вывод по результатам исследования………………    

3. Заключение …………………………… ………………………….    

4. Список используемой литературы и источников информации

5. Приложения …………….……………………………………………….    

5.1. Приложение 1. Паспорт программы….………    

5.2.  Приложение 2. Анкета для педагогов ………............  

5.3.  Приложение 3. Результаты анкетирования педагогов ………….

5.4.  Приложение 4. Анкета для учащихся 9 – 11 классов……………….

5.5.  Приложение 5. Результаты анкетирования учащихся 9 – 11 классов …

5.6. Приложение 6. Интервью с начальником Управления образования администрации МО  «Приморский муниципальный район» Гулиной Еленой Всеволодовной…………………………

           

Пояснительная записка

Реформы, проводимые в отечественной системе образования в последнее десятилетие, её направленность на личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание и осознание того, что переход в век наукоёмких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального и творческого  потенциала общества. Детей, имеющих такой потенциал, в педагогике принято называть одарёнными. Именно эта категория учащихся часто оказывается вне специального внимания и поддержки в процессе обучения в школе, в то время как школа должна стать основным местом развития таких детей.

Развитие системы работы с одаренными учащимися - одна из главных задач современной педагогической науки и образовательной практики. В связи с этим возникает необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной, научной и творческой активности учащихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения и подведение под нее научной и экономической базы.[10]

В современном обществе появляется необходимость   выявления и поддержки одарённых и талантливых детей. Масштабы и принципы организации этой работы различны в ведущих странах мира, но сегодня всем ясно одно: интересы общества требуют специальных мер поддержки одарённых детей. Одарённым детям должны быть представлены такие условия обучения, при которых они могли бы полностью реализовать свои способности в соответствии со своими собственными интересами и интересами общества.

В  России сформирована и действует определенная система поддержки и развития талантливых детей и молодежи. [11] На федеральном уровне законодательно закреплена преференция для одаренных детей – призеров олимпиад: в Законе «Об образовании» предусмотрены льготы при поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования победителям и призерам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавшим в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, победителям и призерам олимпиад школьников. Большое значение имеет подпрограмма «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России».

В России федеральными и региональными органами исполнительной власти, а также неправительственными и общественными организациями осуществляется большая и разнообразная работа по выявлению и развитию талантливых детей.  Однако эту работу пока еще трудно охарактеризовать как системную, обеспеченную должными ресурсами и приводящую к желаемым результатам. В сложившейся ситуации все более актуальным становится вопрос о целесообразности разработки и реализации комплексной национальной системы поиска, поддержки и обеспечения профессионального становления талантливых детей и молодежи, построенной по принципу вертикально-интегрированной «пирамиды», в основание которой положен комплекс местных и региональных программ и проектов. [12]

В нашей области при Архангельском областном институте открытого образования создан и действует Центр поддержки талантливых детей. Цель этого Центра: обеспечение научно-методического сопровождения инновационных процессов поддержки талантливых детей в образовательном учреждении. Основными направлениями работы Центра являются мониторинг деятельности по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых детей; выявление, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта в сфере работы с талантливыми детьми; научно – методическое и информационно-методическое сопровождение деятельности педагогов, работающих с талантливыми детьми;  организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений Архангельской области, специалистов муниципальных управлений образования по вопросам работы с талантливыми детьми.

Следуя обозначенным приоритетам, в Приморском районе в августе 2012 года была разработана «Программа поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района». При работе над составлением  данной программы учтены ключевые позиции по проблеме поддержки и развития одарённых и талантливых детей. Предварительное исследование  состояния  работы  с одарёнными учащимися  позволило  сформулировать цель данной программы – это создание условий для выявления, поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности учащихся в единой развивающей  среде; обеспечение их личностной, социальной самореализации, профессионального  самоопределения. Для достижения заявленной цели определён перечень задач. Основным методом реализации программы является организация практической деятельности, направленной на работу с одаренными и талантливыми учащимися. Главным механизмом реализации программы является вовлечение педагогов и учащихся в школьные, муниципальные, региональные, Всероссийские, международные мероприятия: олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции, творческие выставки, фестивали, марафоны и другие мероприятия. Отдельный раздел «Основные направления и содержание деятельности» отражает мероприятия, направленные на поддержку и развитие одарённых и талантливых детей Приморского района. В отдельный раздел вынесены  «Важнейшие результативные показатели программы».

1. Наличие банка данных одарённых и талантливых детей Приморского района.

2. Наличие действующих программ и планов  работы с одарёнными учащимися в каждом образовательном учреждении Приморского района.

3. Увеличение числа педагогических работников района, работающих с одарёнными детьми  в индивидуальном режиме.

4. Увеличение числа творческих групп (педагоги, дети, родители), занимающихся исследовательской деятельностью.

 5. Системное   использование  дистанционных  технологий для расширения и  углубления знаний  учащихся.

  1. Системное использование сетевых технологий для организации работы с одарёнными учащимися, творческими исследовательскими группами.
  2. Наличие действующей  системы школьных научных обществ учащихся, объединённых в районное научное общество.
  3. Увеличение числа учащихся  получивших возможность участия в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и других мероприятиях.
  4. Повышение качества участия учащихся образовательных учреждений района  в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
  5.  Наличие действующей системы стимулирования педагогических работников района, осуществляющих  успешную реализацию программ работы с одарёнными учащимися.
  6.  Наличие системы широкого освещения  результатов, проблем и направлений работы с одарёнными и талантливыми детьми Приморского района в  СМИ.
  7.  Наличие системы взаимодействия образовательных учреждений  и заинтересованных структур  в  вопросах работы с одарёнными учащиися.(Приложение 1)

В своей работе мы хотим представить результаты первого года реализации программы. В первой  части работы проведён анализ теоретических источников по проблеме, который позволил выявить ключевые  компоненты педагогической деятельности по поддержке и развитию одарённого ребенка. В практической части в рамках эксперимента оценили результативность внедрения «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района», сформулировали выводы и рекомендации  для дальнейшей работы.

Объект исследования: процесс  поддержки и развития одарённых и талантливых детей.

Предмет исследования:  результативность «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района»

Цель исследования:  в рамках эксперимента оценить результативность внедрения «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района» (далее «программа», найти пути повышения результативности её реализации).

Указанная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать источники состояния проблемы  «поддержки  и развития одарённых и талантливых детей».
  2.  Определить сущность понятия «поддержка и развитие одарённых и талантливых детей».
  3.  Проанализировать программу  и  важнейшие результативные    показатели программы.
  4.  Подобрать диагностический инструментарий для оценки результативности внедрения  программы.
  5.  Апробировать выбранные методики для оценки результативности программы.
  6.  Сформулировать выводы о результативности  внедрения программы  на основе выбранных  показателей.
  7.  Разработать рекомендации для более успешной реализации программы.

В ходе исследования использовались следующие методы:

- теоретические: теоретический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, изучение психолого-педагогического опыта по поддержке и развитию одарённых и талантливых детей, анализ литературы, документов.

- эмпирические: анкетирование, ранжирование, беседа, интервью, анализ результатов деятельности.

База исследования: учащиеся 9 – 11 классов и педагоги образовательных учреждений Приморского района Архангельской области, муниципальное казённое учреждение «Информационно-аналитический центр», Управление образования МО администрации «Приморский муниципальный район»

Практическая значимость работы заключается в её направленности на совершенствование работы в рамках программы. Полученные практические результаты можно  использовать для улучшения организации работы с одарёнными  и талантливыми детьми в Приморском  районе.

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1. Сущность понятия «педагогическая поддержка»  

В процессе воспитания и обучения детей важно учитывать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, развивать его, применяя различные методы. Одарённые дети  нуждаются в особом воспитании, специальных, индивидуальных учебных программах, специально подготовленных учителях, специальных школах. Из перечисленного выше следует, что одаренному ребенку нужна педагогическая поддержка. [2]

Педагогическая поддержка – это профессиональная деятельность педагогов в общеобразовательных учреждениях, направленная на оказание помощи детям в решении их проблем. Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» состоит в том, что поддерживать можно лишь то, помогать тому, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне), то есть поддерживается развитие «самости», «самостоятельности человека»  

(Газман О.С.).  [3]

В словаре Даля записано, что «поддержка» поясняется как действие по значению глагола «поддержать», «поддерживать» – служить опорой для крепости (опорной точкой, надеждой, убежищем). [13] Цель педагогической поддержки – максимально содействовать школьнику в осознании и реализации потребности в самореализации. Педагог, воспитатель должен помочь ребёнку обрести уверенность в способности жить в обществе, найти в нем свое место, сформировать адекватную  Я-концепцию. Необходимо научить  одаренных детей правильно себя оценивать и ставить реальные цели своей деятельности; помочь преодолеть возможную психологическую изоляцию одаренных детей в ученических коллективах. Можно выделить следующие компоненты педагогической деятельности по поддержке ребёнка: системообразующий, целевой, содержательный, технологический, аналитический. Целостность и системность педагогической деятельности по поддержке ребёнка обеспечивается интеграцией и взаимодействием этих компонентов. [1]

Таким образом социально-педагогическая поддержка предполагает объединение усилий общества и педагога. Но цель этого объединения исследователями трактуется по-разному. Одни считают, что общество и педагог объединяются для социальной защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. [4], другие – для помощи  в развитии индивидуальности, личности ребенка. [5]

Для того чтобы педагогическая поддержка эффективно осуществлялась в школе, необходимо соблюдение некоторых условий. Можно выделить четыре основных условия педагогической поддержки одаренных детей.

Первое условие (педагогическое) – создать творческую среду учреждения, которую рассматривают как пространство деятельности, создаваемое в учреждении, основной ценностью которого является творчество, влияющее на характер взаимодействия педагога и ученика, а также систему социальных, культурных, материальных условий, необходимых для самореализации, становления субъектности.

Компонентами творческой среды в учреждении выступает образовательный процесс, характеризующийся вариативностью, ситуацией выбора и успеха, ориентированный на создание индивидуальной образовательной траектории; характер взаимодействия педагога и одаренного ученика; система ценностей; социальные, культурные, материальные условия.

Второе условие (социальное) – разработка комплекса образовательных программ в отдельных направлениях, обеспечивающих вариативность образовательного процесса, создающего ситуацию выбора в процессе самореализации одаренного ученика, что повышает эффективность социально-педагогической поддержки. Но педагогическая поддержка самореализации одаренного ученика, ориентируясь на возрастные особенности, связанные с необходимостью профессионального и жизненного самоопределения, предъявляет иные требования к вариативности образовательных программ.

Третье условие (педагогическое) – разработка  методического сопровождения социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в дополнительном образовании, которое рассматривается как постоянная помощь методической службы педагогам, направленная на совершенствование социально-педагогической поддержки посредством повышения их профессиональной компетентности.

Четвертое  условие (педагогическое) – сформировать положительное отношение педагога к ученику. На это обстоятельство обращается внимание практически во всех концепциях гуманистического образования и воспитания. Для педагога положительное отношение взрослого к ребенку – это атмосфера, которая демонстрирует: «я забочусь о тебе», а не «я буду заботиться о тебе, если ты будешь вести себя так-то и так-то». Вот так коротко раскрывают смысл этого условия. Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности.

Таким образом, современные условия решения проблемы развития одаренных детей требуют педагогической поддержки, создания программы поддержки, программы по подготовке  и переподготовке учителей, которые работают с одаренными детьми. В развитии человека, его одаренности огромное значение имеют вся система культурно-воспитательной работы общества, создание условий (во всех сферах деятельности, на всех уровнях для всех членов), максимально благоприятных для этого процесса.

Одаренным детям необходима педагогическая поддержка со стороны специалистов. Педагогическая поддержка включает в себя определенные условия, требующие их соблюдения, такие как:

– создать творческую среду учреждения;

– разработать комплекс образовательных программ;

– организовать методическое сопровождение социально-педагогической поддержки самореализации одаренных детей в учреждениях дополнительного образования;

– сформировать положительное отношение педагога к ученику. [1]

1.2. Сущность понятия «развитие» в педагогике.

Развитие человека — процесс (от лат. processus — продвижение) последовательной смены состояний, ход закономерного, необратимого, направленного изменения качеств и свойств человека, становления его личности под воздействием различных факторов. Такое продвижение идет от простого к сложному, от низших уровней к высшим. Различают развитие физическое (организма в целом, отдельных мышц и т.д.), психическое (эмоций, интеллекта, воли, способностей, потребностей, характера). Педагог А. В. Мудрик предлагает такое определение: «Развитие — это реализация имманентных (внутренне присущих) задатков, свойств человека». [6] Развитие — это общий процесс становления человека в физическом, психическом и духовном плане. [14]

Развитие ребенка неизбежно проходит в системе, в которой взаимосвязаны многие факторы, как внешние, так и внутренние. Это:

- неравномерность возрастного развития одаренных детей;

- семья одаренного ребенка;

- атмосфера в школе и за ее пределами;

- социокультурная среда;

- наличие возможностей для самореализации;

- взаимоотношения одаренного ребенка со сверстниками и взрослыми;

- личность одаренного ребенка;

- проблемы одаренных детей.

Этот список можно продолжать еще долго, так как очень трудно учесть все нюансы окружающей среды ребенка. Здесь самое главное помнить о том, что все находится в постоянном взаимовлиянии.

1.3. Организация работы по поддержке и сопровождению одарённых и талантливых детей

Таким образом, можно сказать, что одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях, так как процесс развития личности со всеми ее качествами происходит в системе взаимодействий с социумом, окружающей средой и т.д.  Работа по педагогической поддержке и сопровождению одарённых и талантливых детей должна состоять, прежде всего,  в разработке и реализации системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное их развитие. В рамках подпрограммы «Одарённые дети» уже создана и успешно функционирует система всероссийских массовых мероприятий (от уровня образовательного учреждения до федерального уровня), направленных на выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Выявление, развитие и поддержка одаренных детей в образовательных учреждениях осуществляется через систему конкурсов, конференций, соревнований, слетов, фестивалей и других мероприятий. В целях создания благоприятной среды для проявления и развития способностей каждого ребенка вносятся изменения в нормативные документы, создаются локальные проекты и программы в отдельных образовательных учреждениях. [12]

                Вывод: мы проанализировали источники состояния проблемы  «поддержки  и развития одарённых и талантливых детей», определили сущность понятия «поддержка и развитие одарённых и талантливых детей» и выяснили, что обязательным условием для развития одарённых и талантливых детей является педагогическая поддержка. 

Глава 2.   Экспериментальная часть исследования

2.1. Описание эксперимента

Анализируя  работу образовательных учреждений Приморского  муниципального района Архангельской области в направлении «Одаренные дети» до 2012 г. можно отметить высокий уровень популярности мероприятий, ставших уже  традиционными для районной системы образования. Положительная динамика наблюдается в количестве участников  и призёров исследовательских конференций, но качество участия в предметных олимпиадах оставляет желать лучшего.  Результаты мониторинга (2008 - 2012 г.) подтвердили  необходимость создания целенаправленной системы работы по поддержке и развитию одаренных и талантливых учащихся Приморского района. В сентябре 2012 года в Приморском районе была создана «Программа поддержки и развития одарённых и талантливых детей» [7]. Наличие раздела «Важнейшие результативные показатели»  позволяет осуществить промежуточную оценку результативности данной программы по итогам первого года реализации.

        Для проведения эксперимента нами были составлены анкеты для педагогов и учащихся 9 – 11 классов (Приложение 2 и Приложение 4), подобраны вопросы для интервью с начальником Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район»(Приложение 4), определены критерии для сравнительного мониторинга. [8,9].  Затем проведено анкетирование 26 педагогов и 64 учащихся 9 – 11 классов школ Приморского района; сравнительный мониторинг образовательных учреждений Приморского района по количеству  участников, призёров и победителей различных мероприятий; интервью с начальником Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район» Гулиной Еленой Всеволодовной. Полученные результаты проанализированы, сформулированы выводы о результативности внедрения «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области» по итогам первого года реализации, предложены рекомендации для повышения результативности внедрения программы.

2.2. Результаты анкетирования педагогов. (Приложение 3)

По результатам анкетирования педагогов мы сделали следующий вывод: отметили увеличение  числа педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми; увеличение числа творческих групп, занимающихся исследовательской деятельностью; многие педагоги используют в своей работе дистанционные и сетевые технологии. В большинстве анкет указано на рост количества участников и качества участия детей в мероприятиях разного содержания и всех уровней. Наибольший интерес у педагогов вызывают художественно-эстетические и творческие мероприятия, предметные олимпиады, интеллектуальные игры и учебно-исследовательские конференции. Педагоги указали на трудности, возникающие в работе в рамках программы: недостаток времени, недостаточная поддержка и заинтересованность коллег и администрации ОУ. Также отсутствует опыт организации научного общества учащихся.

2.3. Результаты анкетирования учащихся 9 – 11 классов. (Приложение 5)

        По результатам анкетирования учащихся 9 – 11 классов вывод сформулировали следующий: большинство школьников знают о реализации в районе программы; за прошедший учебный год наибольший интерес у ребят вызвали создание районного КВН школьных команд и участие в исследовательских конференциях; многие отметили повышение результатов своего участия в мероприятиях. Наиболее интересными и важными направлениями работы названы творческие фестивали, конкурсы, интеллектуальные игры, марафоны, исследовательская и проектная деятельность, предметные олимпиады. Для более эффективного развития своих интересов ребята предлагают введение в ОУ кружков по интересам для старшеклассников.

2.4. Сравнительный мониторинг образовательных учреждений Приморского района проведён по двум составляющим: Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный и региональный этапы) и проектно-исследовательские конференции и конкурсы проектных и исследовательских работ школьников

Муниципальным казённым учреждением «Информационно – аналитический центр» для сравнительного анализа были предоставлены сведения о количестве и результативности участия  школьников Приморского района в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников за период с 2009 по 2013 годы и проектно – исследовательских конференциях и конкурсах проектных и исследовательских работ на муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях за период с 2010 по 2013 годы. Все полученные данные мы структурировали в виде таблиц.

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

Год 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013

2013-2014

Количество участников 

379

374

370

371

383

398

Количество победителей и призёров 

204

203

148

151

153

184

Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников

Год 

2009 

2010 

2011 

2012 

2013

2013-2014

Количество участников 

13

13

11

12

16

22

Количество победителей и призёров 

4

3

2

3

2

Муниципальный уровень проектно-исследовательских конференций

Год 

2010 

2011 

2012 

2013

Количество участников 

40

44

58

97

Количество победителей и призёров 

38

40

47

93

Региональный  уровень проектно-исследовательских конференций

Год 

2010 

2011 

2012 

2013

Количество участников 

6

8

12

17

Количество победителей и

призёров 

4

7

8

12

Всероссийские конкурсы проектных и исследовательских работ школьников

Год 

2010 

2011 

2012 

2013

Количество участников 

4

5

6

14

Количество победителей и призёров 

4

3

6

12

Вывод: результаты мониторинга позволяют сделать вывод об увеличении количества участников в различных мероприятиях в 2012 – 2013 и начале 2013 – 2014  учебного года. Качество участия стало выше по большинству показателей. Остаётся невысокой результативность участия школьников Приморского района в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

2.5. Интервью с начальником Управления образования администрации МО «Приморский муниципальный район» Гулиной Еленой Всеволодовной (Приложение 6)

        Вывод: начальник Управления образования отметила целесообразность и своевременность появления в Приморском районе программы, указала на необходимость разработки подпрограмм в образовательных учреждениях Приморского района с большим количеством обучающихся в рамках внедрения районной программы; рассказала о системе  широкого освещения  результатов, проблем и направлений работы с одарёнными и талантливыми детьми Приморского района в  СМИ и взаимодействии образовательных учреждений с заинтересованными  структурами  в  вопросах работы с одарёнными детьми. Также было отмечено начало работы над созданием банка данных одарённых и талантливых детей района и озвучены рекомендации руководителям ОУ по стимулированию педагогических работников, осуществляющих  успешную реализацию программ работы с одарёнными учащимися.

2.6. Обработка и анализ полученной информации

                Далее всю полученную информацию мы привели в соответствие с важнейшими результативными показателями программы. Составили  сводную таблицу. Вычислили % по количественным показателям и наличие или отсутствие по фактическим. Результаты получили следующие.

Результативные показатели

Оценка

1

Наличие банка данных одарённых и талантливых детей Приморского района.

нет

2

Наличие действующих программ и планов  работы с одарёнными учащимися в каждом образовательном учреждении Приморского района.

нет

3

Увеличение числа педагогических работников района, работающих с одарёнными детьми  в индивидуальном режиме.

85%

4

Увеличение числа творческих групп (педагоги, дети, родители), занимающихся исследовательской деятельностью.

65%

5

Системное   использование  дистанционных  технологий для расширения и  углубления знаний  учащихся.

65%

6

Системное использование сетевых технологий для организации работы с одарёнными учащимися, творческими исследовательскими группами.

50%

7

Наличие действующей  системы школьных научных обществ учащихся, объединённых в районное научное общество.

нет

8

Увеличение числа учащихся  получивших возможность участия в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и других мероприятиях.

100%

9

Повышение качества участия учащихся образовательных учреждений района  в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

77%

10

Наличие действующей системы стимулирования педагогических работников района, осуществляющих  успешную реализацию программ работы с одарёнными учащимися.

нет

11

Наличие системы широкого освещения  результатов, проблем и направлений работы с одарёнными и талантливыми детьми Приморского района в  СМИ.

есть

12

Наличие системы взаимодействия образовательных учреждений  и заинтересованных структур  в  вопросах работы с одарёнными учащимися.

есть

                Вывод: анализируя информацию сводной таблицы, мы отметили высокие и хорошие результаты  по пп. 8, 3, 9, 4, 5, 11, 12 «Важнейших результативных показателей программы».  По направлениям в пп. 1, 2, 7, 10 работа в течение первого года реализации программы не велась.

2.7. Выводы по результатам исследования

                Мы проанализировали всю собранную информацию. Это позволило нам сформулировать следующий вывод по результатам исследования: по итогам первого года реализации «Программу поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района» можно признать результативной. Продолжая работу в рамках программы, необходимо особое внимание уделить деятельности по направлениям:  «Наличие банка данных одарённых и талантливых детей Приморского района», «Наличие действующих программ и планов  работы с одарёнными учащимися в каждом образовательном учреждении Приморского района», «Наличие действующей  системы школьных научных обществ учащихся, объединённых в районное научное общество»,  «Наличие действующей системы стимулирования педагогических работников района, осуществляющих  успешную реализацию программ работы с одарёнными учащимися».

3. Заключение

                В начале исследования мы поставили цель: в рамках эксперимента оценить результативность внедрения «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района».  По итогам промежуточной оценки результативности программы можно сказать, что работа в этом направлении проводится серьёзная: об этом свидетельствуют полученные данные.  Для улучшения работы, дальнейшего повышения результатов в рамках реализации программы мы сформулировали следующие рекомендации:

1. Создать банк данных одарённых и талантливых детей Приморского района (разработать Положение о районном банке данных одарённых и талантливых детей)

2. В образовательных учреждениях района с большим числом обучающихся разработать подпрограммы в рамках районной «Программы…», в других ОУ составить планы мероприятий.

3. Организовать разъяснительную и обучающую работу среди педагогов по использованию сетевых технологий для работы с одарёнными учащимися, творческими исследовательскими группами.

4. Изучить имеющийся опыт по созданию научного общества учащихся, разработать Положение о районном НОУ.

5. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений района внести  в локальные Положения о стимулирующих выплатах пункт «Работа с одарёнными и талантливыми детьми в рамках реализации районной программы»

6. При составлении планов организации внеурочной деятельности учитывать интересы и предпочтения учащихся старших классов (осуществлять предварительный мониторинг)

7. Продолжить работу по обучению педагогов использованию  дистанционных  технологий для расширения и  углубления знаний  учащихся.

8. Продолжить работу по повышению качества участия учащихся образовательных учреждений района  в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах через использование индивидуальных планов работы с детьми.

4. Список используемой литературы и источников информации

1. Батдыева, З. М. к.п.н. диссертация и автореферат на тему «Педагогическая поддержка одаренных детей», 2003 г., 186 с.

2. Доровской, А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям / А.И. Доровской. - Москва: Российское педагогическое агентство, 2003.

3. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка.// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- 58 с.

4. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства: Муниципальная система.– М.: Народное образование, 2002.– 112 с.

5. Литвак, Р.А. Социально-педагогическая поддержка детства: региональный аспект / Р.А. Литвак. Челябинск: ЧПРПО, 1997. - 88 с.

6. Мудрик, А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 2000.-200с.

7.  Программа поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района, 2012 г.

8. Писарева, С.А., Иванов, С.А., Пискунова, Е.В. Мониторинг, статистика, социология в деятельности образовательного учреждения. Учебное пособие. –М.:НФПК,ООО«Миралл»,2005.
9. Шаталов, А.,. Мониторинг как особый вид научной теории и практики/ А. Шаталов, В. Афанасьев, И. Афанасьева и др // Педагогическая диагностика.-2008.№4.С.28-39.
10.1.
mon.gov.rufiles/materials/8332/11.03.18-nnsh.pdf  ДОКЛАД  Правительства Российской Федерации  о реализации национальной образовательной инициативы  «Наша новая школа» в 2010-м году

11. http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации

12. http://www.rsr-online.ru/doc/2012_06_25/7.pdf  Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (Утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 3 апреля 2012 г.)

13. http://slovar-dalja.ru/ Словарь Даля В.И.

14. http://paidagogos.com/?p=5 Основные понятия и категории педагогики

5. Приложения

Приложение 1. Паспорт программы

Название программы

«Программа поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района».

Заказчик программы  

МКУ «Информационно-аналитический центр»  Приморского муниципального района Архангельской области

Основные разработчики

МКУ «Информационно-аналитический центр»  Приморского муниципального района Архангельской области. Авторы разработчики: Смирнова В.Н., Андрийчук Н.А.

Основные  исполнители и участники программы

МКУ «Информационно-аналитический центр», районное методическое объединение по работе с одарёнными и талантливыми детьми, образовательные учреждения Приморского муниципального района

Цель программы        

Создание условий для выявления, поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности учащихся в единой развивающей  среде; обеспечение их личностной, социальной самореализацией и  профессиональным самоопределением.

Задачи программы      

1.Создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых детей  Приморского района в различных областях науки и творчества.

2. Создание банка данных одарённых и талантливых детей.

3.Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся для совершенствования процесса обучения и создание условий для выбора профиля обучения.

4.Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5.Развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы учащихся.

6. Создание научного общества  учащихся.

7. Расширение возможностей для участия талантливых и одарённых учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, творческих выставках, фестивалях, марафонах и др.  различного уровня.)

8. Повышение уровня квалификации педагогов по работе с одаренными и талантливыми учащимися.

9. Стимулирование творчества педагогов в работе с одарёнными и талантливыми учащимися. 10. Повышение  педагогической  культуры родителей в вопросах воспитания одарённых детей..

11.Установление  сотрудничества с заинтересованными структурами в работе с одарёнными детьми.

Важнейшие результативные    показатели программы

1. Наличие банка данных одарённых и талантливых детей Приморского района.

2. Наличие действующих программ и планов  работы с одарёнными учащимися в каждом образовательном учреждении Приморского района.

3. Увеличение числа педагогических работников района, работающих с одарёнными детьми  в индивидуальном режиме.

4. Увеличение числа творческих групп (педагоги, дети, родители), занимающихся исследовательской деятельностью.

5. Системное   использование  дистанционных  технологий для расширения и  углубления знаний  учащихся.

6. Системное использование сетевых технологий для организации работы с одарёнными учащимися, творческими исследовательскими группами.

7. Наличие действующей  системы школьных научных обществ учащихся, объединённых в районное научное общество.

8. Увеличение числа учащихся  получивших возможность участия в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах и других мероприятиях.

9. Повышение качества участия учащихся образовательных учреждений района  в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.

10. Наличие действующей системы стимулирования педагогических работников района, осуществляющих  успешную реализацию программ работы с одарёнными учащимися.

11. Наличие системы широкого освещения  результатов, проблем и направлений работы с одарёнными и талантливыми детьми Приморского района в  СМИ.

12. Наличие системы взаимодействия образовательных учреждений  и заинтересованных структур  в  вопросах работы с одарёнными учащиися.

Сроки и этапы реализации программы  

2012-2017 годы без деления на этапы

  Источник финансирования      

МКУ «Информационно-аналитический центр»  Приморского муниципального района Архангельской области

Организация контроля реализации программы

Контроль за  реализацией программы осуществляет МКУ «Информационно-аналитический центр»  Приморского муниципального района Архангельской области.

Основание для разработки программы:

Настоящая Программа разработана в соответствии с основными положениями «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20.11.1989, Федеральной целевой программой «Одаренные дети» ( в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10. 2002), Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р), национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Законом Российской Федерации от 10.07.1992 (с внесением изменений от 02.02.2011 № 2 – ФЗ) № 3266–1 «Об образовании», требованиями ФГОС нового поколения,  Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. 26 мая 2012 г. № 2405п-П8).

Приложение 2. Анкета для педагогов.

Уважаемые педагоги, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Результаты анкетирования будут использованы для исследования по теме «Оценка результативности «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района Архангельской области »

1. За прошедший учебный год в вашем ОУ увеличилось число педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми?

2. За прошедший учебный год в вашем ОУ возросло  число творческих групп(педагогов, родителей, детей), занимающихся исследовательской деятельностью?

  1. В течение 2012-13 учебного года использовались дистанционные технологии для расширения и углубления знаний учащихся?
  2. Вы используете сетевые технологии для организации работы с одарёнными и талантливыми детьми?  
  3. В вашем ОУ действует Научное общество учащихся?
  4. За прошедший учебный год в вашем ОУ возросло число детей, участвовавших в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных интеллектуальных и творческих мероприятиях? Качество участия обучающихся вашего ОУ в этих мероприятиях изменилось? (стало выше, не изменилось, стало ниже, другое _____)
  5. Какие направления работы в рамках реализации «Программы…» наиболее интересны?
  6. Что следует исключить из «Программы…» (свободный ответ)
  7. Какие трудности вы испытываете в работе в рамках реализации «Программы…» Спасибо за сотрудничество

Приложение 3. Результаты анкетирования педагогов.

1. За прошедший учебный год в вашем ОУ увеличилось число педагогов, работающих с одарёнными и талантливыми детьми?

2. За прошедший учебный год в вашем ОУ возросло  число творческих групп(педагогов, родителей, детей), занимающихся исследовательской деятельностью?

3. В течение 2012-13 учебного года использовались дистанционные технологии для расширения и углубления знаний учащихся?

4. Вы используете сетевые технологии для организации работы с одарёнными и талантливыми детьми?

5.  В вашем ОУ действует Научное общество учащихся?

6.  За прошедший учебный год в вашем ОУ возросло число детей, участвовавших в муниципальных, региональных, Всероссийских, международных интеллектуальных и творческих мероприятиях?

7.  Качество участия обучающихся вашего ОУ в этих мероприятиях изменилось? (стало выше, не изменилось, стало ниже, другое _____)

  1. Какие направления работы в рамках реализации «Программы…» наиболее интересны?

  1. Что следует исключить из «Программы…» (свободный ответ)

Вариант ответа: оставить все направления.

10.  Какие трудности вы испытываете в работе в рамках реализации «Программы…»

Приложение 4. Анкета для учащихся 9 – 11 классов.

Уважаемые ребята, ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Результаты анкетирования будут использованы для исследования по теме «Оценка результативности «Программы поддержки … »

1. Вы знаете о существовании  в нашем районе «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей»?

2. Назовите новые интеллектуальные и творческие мероприятия прошедшего учебного года, в которых принимали участие вы или ваши друзья, одноклассники.

3. Если вы являлись участниками мероприятий в рамках «Программы…», как оцениваете результаты своего участия? (высокий, хороший, хотелось бы лучше, другое  ______________)

4. Какие направления работы вам наиболее интересны и важны?

предметные олимпиады

исследовательская и проектная деятельность

интеллектуальные игры, марафоны

творческие фестивали конкурсы

спортивные мероприятия

(Расставьте цифры от 1 до 5: 5 – очень интересно и важно, 4 …….., 1 – совсем не интересно, не важно)

5. Чего, по вашему мнению, не хватает в школах для более эффективного развития ваших интересов?

Приложение 5. Результаты анкетирования учащихся 9 – 11 классов.

1. Вы знаете о существовании  в нашем районе «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей»?

2. Назовите новые интеллектуальные и творческие мероприятия прошедшего учебного года, в которых принимали участие вы или ваши друзья, одноклассники.

3. Если вы являлись участниками мероприятий в рамках «Программы…», как оцениваете результаты своего участия? (высокий, хороший, хотелось бы лучше, другое  ______________)

4. Какие направления работы вам наиболее интересны и важны?

предметные олимпиады

исследовательская и проектная деятельность

интеллектуальные игры, марафоны

творческие фестивали,  конкурсы

спортивные мероприятия

(Расставьте цифры от 1 до 5: 5 – очень интересно и важно, 4 …….., 1 – совсем не интересно, не важно)

5. Чего, по вашему мнению, не хватает в школах для более эффективного развития ваших интересов?

Приложение 6. Интервью с начальником Управления образования администрации МО  «Приморский муниципальный район» Гулиной Еленой Всеволодовной.

1. Считаете  ли Вы целесообразным появление в районе «Программы поддержки и развития одарённых и талантливых детей Приморского района»?  Почему?

- Появление в Приморском районе «Программы…» целесообразно и своевременно. В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта традиционная система обучения, направленная на среднего ученика, переориентируется на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития их природных задатков и самореализации личности.

2. Создан  ли на сегодняшний  день банк данных одарённых  и талантливых      детей Приморского района?

- Работа над созданием такого банка данных ведётся. Формируется он в целях своевременного выявления одаренных детей, способной и талантливой молодежи, получения оперативной и достоверной информации о результативности их участия в мероприятиях (конкурсах, смотрах, конференциях, соревнованиях) различного уровня.

3. Есть ли  действующие программы и планы  работы с одарёнными учащимися в каждом образовательном учреждении Приморского района?

- География Приморского района разнообразна: есть материковые, побережные, островные школы. Сильно отличается и число обучающихся. Поэтому в маленьких школах нет необходимости разработки отдельной программы – достаточно плана мероприятий. В школах с большой наполняемостью, безусловно, целесообразно разработать свои подпрограммы. Будем работать в этом направлении.

4. Существует ли в районе действующая  система стимулирования педагогических работников, осуществляющих  успешную реализацию программ работы с одарёнными учащимися?

- В настоящее время ОУ являются самостоятельными юридическими лицами. Поэтому распределением бюджетных средств занимаются руководители ОУ. Мы можем только рекомендовать стимулировать работу педагогов в этом направлении. Однако с сентября 2013 года в тарификацию руководителей ОУ внесли пункт «Работа в рамках «Программы…». Надеюсь, что это настроит руководителей ОУ на правильное решение вопроса о стимулировании педагогов. Все педагоги, работающие с детьми в этом направлении, награждаются Благодарностями за участие в мероприятиях в рамках реализации программы.

5. Имеется ли в районе система  широкого освещения  результатов, проблем и направлений работы с одарёнными и талантливыми детьми Приморского района в  СМИ?

- Регулярно информация о работе в рамках «Программы…» размещается на сайте МО «Приморский муниципальный район», наиболее масштабные мероприятия освещаются в газете «У Белого моря».

6. Действует ли  система взаимодействия образовательных учреждений  и заинтересованных структур  в  вопросах работы с одарёнными учащиися?

- Безусловно. Уже традиционными стали совместные мероприятия с учреждениями высшей школы(САФУ), осуществляется тесное взаимодействие с АОИОО. Учреждения культуры становятся постоянными спутниками в организации и проведении мероприятий разных по содержанию и формам.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие системы поддержки талантливых детей.

Организовано сетевое взаимодействие учащихся, направленного на повышение эффективности образовательного процесса. Начинает работу система дистанционного обучения в целях выявление и удовлетво...

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Школьная программа поддержки и развития способных, талантливых детей "Одаренные дети"

Для проявления способностей в той или иной области каждому ребенку необходимо создать максимально благоприятные условия для реализации его интересов, стимулирования мотивации развития собственных спос...

Программа по сопровождению одарённых и талантливых детей в предметных областях "Русский язык" и "Литература" на 2019–2024 учебные годы

Данная программа  позволяет выявить    способности детей,  знакомит с методами и стратегиями работы с данной категорией обучающихся....

Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".

Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы  выявления, поддержки и развития способностей  у высокомотивированных детей"....