Образовательный цели: традиционный и дистанционный урок.
статья на тему

Токарева Наталья Николаевна

 Признаться, постановка целей – не особо приятное занятие. Но  говорить о них актуально, так как правильно сформулированная цель делает дальнейшие действия  успешными . Мне не совсем нравятся примерные цели. Как не превратить написание целей урока в “магию слов”? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tseli.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

«Образовательные цели:

традиционный и дистанционный уроки».

Токарева Н.Н.

учитель английского языка

МНБОУ «Лицей №76»

г. Новокузнецк

Признаться, постановка целей – не особо приятное занятие. Но  говорить о них актуально, так как правильно сформулированная цель делает дальнейшие действия  успешными . Мне не совсем нравятся примерные цели. Как не превратить написание целей урока в “магию слов”?

Итак начнем с определения понятия «ЦЕЛЬ». Множество источников  практически повторяют одно и то же, что “цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока” и что “сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.”

Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная – это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.

Например:

1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …

Естественно, говоря о познавательной цели урока нельзя забывать о том, что она работает в союзе с воспитательной и развивающей составляющей. Таким образом, общепринято говорить о  триединой цели урока. Чтобы проверить состоятельность сформулированной цели можно придерживаться алгоритма:

1. Определить краткость, чёткость и простоту формулировки триединой цели урока. Посмотреть,  заложен ли в ней конечный  его результат (чего достичь?);
2. Установить, чем вызвана постановка данной цели: программой, желанием учителя, интересами учащихся, случайным стечением обстоятельств;
3. Выяснить, в какой связи цель данного урока находится с общей целью темы;
4. Выяснить полноту и комплексность цели; уяснить реальность достижения триединой цели на данном уроке;
5. Определить, соответствует ли воспитывающий и развивающий аспекты цели воспитательным и развивающим возможностям познавательного аспекта;
6. Определить, каким образом повлиял на достижение триединой цели урока уровень соответствия содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся;
7. Выяснить, насколько понятно и доходчиво сформулирована  цель урока для учеников, была ли понятна и осознана ими;
8. Установить, каким образом осознанность и принятие цели урока учащимися повлияли на её достижение и конечный результат урока.

Традиционный урок и Дистанционный урок ... В чем сходство и различие? Сходство конечно же в том, что в ходе занятия обучающиеся формируют ЗУНы , т.е. обучаются. А о различии поговорим более подробно. Презентация поможет Вам сравнить традиционный и дистанционный уроки.

Дистанционный урок - отрезок времени, в котором процесс получения знаний, умений и навыков основан на использовании телекоммуникационных технологий и посвящен одному или нескольким школьным учебным предметам. Под словами "нескольким школьным предметам" подразумеваются межпредметные связи.

Дистанционный урок может проводиться как с одним учеником, так и с группой учащихся. При этом в обоих случаях, во время урока могут присутствовать два педагога: дистанционный учитель, ведущий урок, и локальный координатор, помогающий ученикам в случае затруднения применения информационных технологий. 
Во время планирования урока следует учитывать две стороны учебных возможностей ученика: внутренние и внешние.
К внутренней стороне учебных возможностей ученика можно отнести следующие компоненты:
- способность личности к обучению, заключающаяся в мышлении и запоминании;
- наличие специальных знаний, умений и навыков учебного труда, определенного уровня работоспособности, ответственности;
- наличие совокупности мотивов учения.
К внешней стороне реальных учебных возможностей ученика относятся:
- влияние на ученика в школе

- влияние семьи и среды, в которой ученик проводит свободное время.

При планировании дистанционного урока  осознание учеником изучения нового материала, его закрепление и т.д. будет происходить индивидуально, в зависимости от его подготовленности и "обученности". Если этим пренебречь, то произойдет естественное усреднение знаний и развития учеников, для сильных учащихся участие в уроке может быть бесполезным. В связи с этим, при планировании урока, нужно предусмотреть план разноуровневого подходя к обучаемым, предоствление возможности учащимся выбирать уровень освоения материала самостоятельно. Все этапы урока должны иметь четко сформулированные, логично выстроенные микроцели,  понятые учеником однозначно.

Требования к планированию дистанционному уроку.
1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line. 
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми: 
- доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.), 
- непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (chat) и др.), 
- способ приема контрольных работ. 
3. Для страховки необходимо материалы урока расположить не на одном, а, по крайней мере, на двух серверах. Для общения с участниками обучающего процесса необходимо иметь запасной "почтовый ящик".
4. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока.  Кроме того,   целесообразно  распределение урока на этапы, т.е. урок делится на четкие временные отрезки. Правильно спланированный урок содержит в каждом из своих этапов цель, мобилизующую учащихся, стимулирующую процесс учения, побуждающий мотивацию, т.е. учащиеся должны знать, чего от них требуют, что они должны прочно усвоить. Структурно хорошо подготовленный урок учитывает уровень подготовленности учащихся, характеризуется четким распределением учебного материала, позволяет учащимся последовательно продвигаться им от одной частной цели урока к другой.

Еще А. Дистервег понимал, что "развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому самодеятельность - средство и одновременно результат образования".  Умелая мотивация побуждает в учащихся внутренние противоречия, высвобождает сильные динамические тенденции, вызывающих деятельность.
Мотивация достигается реальными целевыми установками учащихся, заключающихся в создании проблемных ситуаций, которыми могут являться "странные истории", неожиданные факты и т.д. Умелая мотивация позволяет включать учащихся в осознанный процесс познания. Например, соединять познание с опытом учащихся, побуждать учащихся к познанию и решению проблем, учитывать эмоциональное и рациональное во взаимосвязи и т.д. С этим необходимо тесно связать процессы повторения и закрепления.

 Сценарий дистанционного урока может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.

       Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

 

№ п/п

Организационный элемент урока

Задание, ссылка на ЭОР

Деятельность обучающегося

ЗУНы и компетенции, на формирование которых направлено задание

Критерии оценивания

Время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали):

·      реализацию учителем целей урока;

·      использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

·      осуществление оценивания и контроля.

      

 Мы сравнили современный традиционный и дистанционный уроки. Нельзя говорить о том, что один эффективнее другого. Дистанционный урок более индивидуален, позволяет ученику простроить траекторию обучения самостоятельно,  но не содержит яркого межличностного общения, которое наблюдается  на традиционных уроках. Нужно попытаться максимально совместить плюсы классно-урочной и дистанционной  форм обучения. Целеполагание при планировании дистанционного урока отличается тем, что сценарий урока для ученика – это алгоритм выполнения заданий, это пошаговая инструкция, которой ученик должен следовать, приобретая  новые знания.

http://iclass-nadym.ru/index.php/metodicheskaya-rabota/89-osobennosti-organizatsii-distantsionnykh-urokov

http://school136.perm.ru/project/j_eidos/disturok.htm

http://www.eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm

http://www.edu.of.ru/attach/17/5982.doc (В.Канаво «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет»

Материалы дистанционного курса «Создание электронных образовательных ресурсов и организация обучения на их основе в системе дистанционного обучения «Прометей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОМСКИЕ ОБЛАСТНЫЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧТЕНИЯ «Традиционные ценности и современный мир» Духовно-нравственное воспитание в семье и общеобразовательном учреждении через реализацию учебного курса ОРКСЭ

         Большое значение в формировании духовно-нравственного воспитания обучающихся имеет преподавание комплексного учебного курса  ОРКСЭ, который...

Постановка образовательных целей к уроку русского языка в 10 классе по теме: "Фразеологизмы".

Таблица постановки образовательных целей заполнена по заданным пунктам....

Использование на уроках информации сети Интернет, не предназначенной изначально для образовательных целей

В русской литературе встречается множество произведений, поднимающих тему ответственного отношения человека к «братьям нашим меньшим», это и «Кусака» Андреева, и «Белый Б...

Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.

Педагогическая работа- это практическая деятельность. Бывает так ,что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохранятся серьезный  разрыв. Преодолеть можно средствами п...

Методическая разработка дистанционного урока в 7 классе на тему "Преобразование целых выражений при решении уравнений"

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийЦели урока: Образовательная:повторить формулы сокращенного умноженияформирование и первичное закрепление умения разложения многочленов на множители раз...

Интерактивные дидактические материалы «Использование электронных образовательных ресурсов для организации дистанционного обучения при разработке уроков по РРЯ и РРЛ в 5-9 классах с привлечением платформы РЭШ, образовательной национальной сети Nsportal и О

Аннотация В условиях развития цифрового образования, широкого использования практики обучения с использованием дистанционных образовательных технологий возникает необходимость обеспечения беспреп...

Успех каждого ребенка в условиях традиционного и дистанционного обучения.

В данном докладе освещены основные способы и методы для создания эффективной среды обучения в современных условиях....