Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2
методическая разработка (10 класс) на тему

 

Цель данной работы  – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.

Задачи:

1.  изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;

2.  разработать и апробировать модели использования элементов методики высшей профессиональной школы в школьном курсе химии на основе компетентностного подхода;

3.  ориентировать учащихся  к переходу от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst_.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Ивановской области

Институт развития образования Ивановской области

Отдел образования администрации МО «Родниковский муниципальный район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

Реализация компетентностного подхода в преподавании химии в  профильных классах муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

                             (обобщение опыта работы)

Выполнила: Матросова Наталья Владимировна,

учитель химии и биологии

высшей квалификационной категории

Родники,  2013

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………  3 - 4
  2. Теоретическая часть:
  1.  Что такое компетентностный подход? ………………………...  5 - 6
  2.  Виды компетенций………………………………………………  6 - 8
  3.  Методические основы формирования компетенций………….  9 - 10
  4. Реализация компетентностного подхода на уроках химии……11 - 15
  1. Практическая часть:
  1.  Организация профильного обучения в МОУ СОШ №2……… 16 -17
  2. Планирование учебной деятельности………………………….. 17 - 20
  3. Лекция  как один из методов обучения………………………... 20 - 22
  4. Использование метода проектов на уроке……..………………..22 - 23
  5.  Методические рекомендации к решению расчётных задач на уроках химии в 10-11 классах…………………………………………….23 - 26
  1. Результаты………………………………………………………………..27
  2. Выводы…………………………………………………………………...28
  3. Литература………………………………………………………………..29
  4. Приложения………………………………………………………………30

 

Введение.

При переходе на новые образовательные стандарты педагогический коллектив МОУ СОШ №2 особое внимание уделяет интеграции и профилизации учебного процесса

          Принятая в Российской Федерации концепция профильного обучения на старшей ступени образовательных учреждений предусматривает реализацию принципиально новых духовно-нравственных и социально-экономических требований, предъявляемых к образованию.

Изменение приоритетов школьного образования, обусловленное переходом к личностно-развивающей парадигме, вызывает необходимость разработки моделей обучения, которые способствуют адаптации личности к реалиям окружающей действительности. Для каждого обучаемого необходимо качественное образование в соответствии с его склонностями и интересами, вооружение учащихся не только суммой знаний, но и формирование у них современного мышления, их познавательных способностей. Одним из путей решения данной задачи является реализация компетентностного подхода при организации профильного обучения.

Компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения). Это направление возникло из простых вопросов о том, какими результатами школьного образования школьник может воспользоваться вне школы. Ключевая мысль этого направления состоит в том, что для обеспечения «отдалённого эффекта» школьного образования всё, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем.

Между тем, данные социологических опросов показывают, что до 95% выпускников основным мотивом своего обучения в школе считают подготовку к сдаче единого государственного экзамена и возможность дальнейшего обучения в высших профессиональных школах. Многие учащиеся указывают на то, что получение высшего образования является одним из критериев их успешности в будущем, возможности реализоваться в выбранной профессии.  

В МОУ СОШ №2 разработана программа организации профильного обучения по модели, основанной на взаимодействии образовательных учреждений, их совместной  деятельности, дающей  возможность обучающемуся осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких ОУ.

Значимым в реализации данного направления является сотрудничество

образовательного учреждения и  высшей профессиональной школы. С этой целью в 1994 году ОУ заключило договор о совместной деятельности с Ивановским государственным химико-технологическим университетом.

На протяжении 20-летнего сотрудничества МБОУ СОШ №2 накопила определенный опыт по профессиональному самоопределению старшеклассников и по реализации непрерывной системы образования «средняя школа – высшая профессиональная школа».

В соответствии с этим были определены цель и задачи данной работы.

Цель – определить основные направления  развития компетенций учащихся при обучении в классе естественно - научного профиля.

Задачи:

  1. изучить механизм формирования ключевых компетенций в процессе обучения;
  2. разработать и апробировать модели использования элементов методики высшей профессиональной школы в школьном курсе химии на основе компетентностного подхода;
  3. ориентировать учащихся  к переходу от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни».

2. Теоретическая часть.

2.1 Что такое компетентностный подход?

Одно из новых направлений российского образования - широкое внедрение в образовательную практику идей компетентностного подхода в обучении.

Компетентностный подход в образовании предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний.

Однако роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах учащихся. В то же время, учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.

Вопрос традиционного обучения – «Чему учить?», становится менее актуальным. Компетентностный подход делает акцент на деятельностном содержании образования, что требует другой постановки вопроса, а именно «Каким способам деятельности обучать?» В этом случае основным содержанием обучения являются действия, операции, соотносящиеся не столько с объектом приложения усилий, сколько с проблемой, которую нужно разрешить. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а «может».

Зуновский («знания - умения - навыки») и компетентностный подходы  близки друг к другу, но первый ограничивается рамками предметных умений и навыков, тогда как второй делает акцент на применение знаний и умений во внеучебных, жизненных ситуациях.

Цели школьного образования с точки зрения компетентностного подхода:

  • Научить учиться: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.
  •  Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.
  •  Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни:  экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных.
  •  Научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения.
  •  Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.).
  •  Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).
  •  Научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Компетентностный подход – это принципиально новый подход в обучении. Однако идеи его не чужды отечественной педагогике, их можно рассматривать как логическое продолжение лучших педагогических идей:

  • Концепции содержания образования И.Я. Лернера, В.В. Краевского, И.К. Журавлёва об образовании как о трансляции культуры, сконцентрированной в социальном опыте объяснения и осмысления явлений, эмоционального отношения к миру, практической и творческой деятельности;
  • Концепции общеучебных умений и навыков, трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций;
  • Идеи Ю.К. Бабанского об оптимизации учебного процесса;
  • Коммунарской методики воспитательной работы И.П. Иванова и др.

Основным для компетентностного подхода является новое для отечественной педагогики понятие «компетенция».


2.2 Виды компетенций.

Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, готовность действовать в ситуации неопределённости.

Компетенция - это наперед заданное социальное требование к образовательной подготовке ученика; цель обучения и набор компонентов содержания, усвоение которых должно обеспечить формирование указанной компетенции.

Компетенция – интеллектуальное качество личности. Использование компетенций на практике принято называть компетентностью.

В. Байденко [1], Д.Иванов [5] различают трёхуровневую иерархию образовательных компетенций: ключевые – относятся к общему содержанию образования; общепредметные – относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей, например естествознанию; предметные – частные компетенции по отношению к двум предыдущим уровням, имеющие конкретные описания и возможность формирования в рамках конкретных учебных предметов.

Ключевыми называют компетенции, которые являются универсальными, применимыми в различных жизненных ситуациях. Это своего рода ключ к успешности. К ключевым относят ценностно-смысловые, общекультурные, информационные, исследовательские, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования и др.

Ключевых компетенций не так уж и мало, но все они складываются из четырёх элементарных ключевых компетенций:

  • Информационная компетенция – готовность к работе с информацией. Развитие информационной компетентности ученика осуществляется через поиск, сбор, анализ, обобщение, оценку информации.
  • Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной. Работа  группе, обсуждение, дискутирование, презентация совместных проектов способствуют развитию коммуникативной компетентности.
  •  Познавательная компетенция – это готовность к привлечению разных предметных знаний (химии, биологии, математики физики) для решения какой-либо проблемы.
  • Проблемная (организационная) компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих. Она включает в себя планирование, проведение исследования, оценку полученных результатов.

Под ключевыми компетенциями применительно к школьному образованию понимается готовность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

В государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования уже зафиксирован перечень общеучебных умений, навыков и способов деятельности, который включает:

  • познавательную деятельность
  • информационно-коммуникативную деятельность
  • рефлексивную деятельность

В отечественной педагогике получило развитие понятие «общеучебные умения и навыки», или ОУУН. Основным для компетентностного подхода является понятие «компетенция». Главное отличие ОУУН от ключевых компетенций в том, что ОУУН охватывают учебную деятельность, а ключевые компетенции – все виды деятельности, включая будущую профессиональную.

«Формируя ОУУН, школа готовит человека, умеющего учиться, тогда как, формируя ключевые компетенции, готовит человека, умеющего жить». (И.С.Сергеев) [9]

Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях возрастающего динамизма современного общества.

Применительно к химии предметная компетенция включает следующие знания, умения и навыки:

  1. понятие о химии как неотъемлемой составляющей естественно -научной картины мира, как центральной  науке о природе, тесно взаимосвязанной с другими естественными науками;
  2. представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям; существует связь между структурой, свойствами и применением веществ;
  3. химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке;
  4. понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической и др.;
  5. практические навыки безопасного обращения с веществами, материалами и химическими процессами в повседневной жизни, а также умение управлять химическими процессами.

Содержание предметных  компетенций не является догмой. Они изменяются в соответствии с индивидуальными особенностями или общественными процессами.

2.3 Методические основы формирования компетенций.

При формировании компетенций учащихся, учебные занятия планируются таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. У учеников должны быть сформированы операции анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Такие операции составляют основу компетентностного подхода в обучении.

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям.

Чтобы успешно реализовать компетентностный подход, педагог должен уметь:

  1. видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;
  2. проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
  3. чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
  4. связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста;
  5. закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике;
  6. планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов;
  7. ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
  8. в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
  9. привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение;
  10. оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой;
  11. оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
  12. видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

  1. привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников;
  2. передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам;
  3. представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
  4. бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

Выделяются признаки компетентностно-ориентированного урока:

        

                                                                                     

        


2.4 Реализация компетентностного подхода  на уроках химии.

Для формирования компетентностной  личности необходимо переосмысление структуры и содержания всего образования и отдельных учебных дисциплин. Учебные предметы изначально заключают в себе возможности реализации компетентностного подхода на разных уровнях. Наибольшие трудности при этом вызывают искусство, физическая культура, математика, химия и ряд других ориентированных на усвоение конкретных знаний и специфических способов деятельности.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Но сдача единого государственного экзамена предполагает  наличие определённого багажа знаний, ребёнок должен уметь действовать в новой для него ситуации на экзамене, где должен продемонстрировать свои знания и быть успешным, а пользоваться Интернетом и справочниками здесь нельзя.

Вместе с тем, компетентностный подход применяется при создании КИМов для государственной (итоговой) аттестации в  новой форме и форме  ЕГЭ. Задания третьей части единого государственного экзамена используются для проверки умения применять знания из различных разделов учебных предметов в новой ситуации. Что собственно и является основным результатом обучения в компетентностном подходе. Задания ЕГЭ части «С» оцениваются и учителями и учащимися как самые сложные.

Необходимо выделить несколько основных направлений реализации компетентностного подхода на уроках химии:

Деятельностный характер обучения, прежде всего, прослеживается в формулировках требований к уровню подготовки выпускников, предусматривающих овладение определенными способами познавательной

деятельности, свойственными химии, среди которых определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их

принадлежность к соответствующему классу соединений, виды химической

связи, типы химических реакций; характеризовать химические элементы на

основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева, связь между

составом, строением и свойствами веществ, общие свойства неорганических и органических веществ; объяснять закономерности изменения свойств

химических элементов, природу и способы образования химической связи,

сущность химических реакций и закономерности их протекания и т.п.

Овладение определенными умениями входит также в число целей, на достижение которых направлено изучение химии.

Деятельностный подход  в обучении приведёт к усилению прикладного, практического характера химии.  То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах. Необходимо требовать от школьников не только знания формул, а и умения решать задачи с применением этих формул.

Одно из необходимых условий формирования компетенций - использование проблемных нестандартных  задач, содержащих известные и ещё новые для учащихся данные, приводящие к созданию и развитию ситуаций, в решении которых реализуется компетенция как личностное свойство. Проблема в структуре задания является началом мысли ученика, основой его интереса к химии, ядром развивающего обучения, условием сознательного усвоения предмета. Проблемно-поисковая деятельность, в которую ученики включаются в процессе решения задачи, - важный фактор приобретения предметно-образовательных и ключевых компетенций.  Можно привести примеры подобных задач, предложенных С.А. Герусом и С.О. Пустовитом, [3],  О. Д. Кендиван [6]. Приложение 1.

Организация исследовательской деятельности учащихся.

Теория без практики ничто. Ученик, попробовав себя в роли исследователя, экспериментатора максимально усваивает учебный материал.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий.

При этом очень важно для формирования компетенций учащихся, чтобы в исследовательской деятельности работа на первых порах проводилась в тесном взаимодействии учителя и ученика. По Л.С. Выготскому о зоне ближайшего развития: только то, что сегодня ребёнок делает вместе с взрослым, завтра он сможет делать самостоятельно.

Иными словами:

  • если сегодня часть работы ребёнок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
  • если сегодня ребёнок всю работу, даже ту её часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
  • если сегодня ребёнок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребёнок так и не научится выполнять эту работу.

Это можно представить в виде схемы:

Сегодня

Завтра

 Учитель           Ученик

Вывод: только совместная с учителем деятельность в ходе работы над проблемой, над исследованием даст ученику возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся.

Требуется учитывать и необходимость подбора адекватных для формирования компетенций методов, форм и  приёмов обучения - традиционных и новых продиктованных иной ситуацией - другими целями образования. Для указанных целей В. Байденко [1] предлагает следующие методы: метод позитивного совершения ошибок, проектный, творчески-проблемный, презентация идей, метод исследования ролевых моделей, создания ситуации успеха в обучении приём конструирования и моделирования, приём развития речи учащихся и др.

В последнее время значительно возрос интерес к использованию метода проектов как открытой и динамичной формы обучения, которая предполагает осуществление  выбора путей исследования поставленной проблемы и творческой деятельности учащихся. Тема проекта должна быть интересной для учащихся и актуальной в условиях развития общества. Современных школьников сложно заинтересовать проблемами теоретического характера, им гораздо интереснее факты, связанные с реальной жизнью, возможность использования современных компьютерных технологий. При этом важно, чтобы учащийся осознавал связь разрабатываемой проблемы с жизнью.

Создание творческих компьютерных продуктов всегда вызывает положительный отклик у учащихся: они с радостью выполняют поставленные задачи. Например, можно оформить статистические данные  в виде диаграммы (для этого потребуются навыки работы в Excel), или создать презентацию (возможности Power Point).

Для формирования информационных компетенций необходимо использование на уроках компьютерных технологий.

Проблемно-исследовательская деятельность осуществляется, в том числе с использованием возможности компьютерных технологий.

Исходя из особенностей химии как науки, компьютер применяется в следующих случаях:

1. Моделирование химических процессов и явлений, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории (свойства ядовитых веществ (ртуть, мышьяк), ядерные реакции, явления микромира)

2. Контроль и обработка данных химического эксперимента. Программа Мicrosoft Excel позволяет достаточно быстро это сделать.

3. Программная поддержка курса:

  • справочные пособия по конкретным темам;
  •  самоучитель решения расчетных и экспериментальных задач;
  • организация и проведение лабораторных работ;
  • контроль и оценка знаний;
  • тренажёры по единому государственному экзамену.

Важное значение при компетентностном подходе имеет осуществление связей химии с другими учебными дисциплинами. Осуществление межпредметных связей способствует развитию ключевых образовательных компетенций, а особенно помогает формированию мировоззрения и углублению познавательного интереса. В школьном обучении важно активно использовать разнообразные межпредметные расчетные задачи. Некоторые из наиболее распространенных типов: на определение состава минеральных удобрений, сырья и материалов, применяемых в производстве, расчеты на составление растворов, используемых промышленности, медицине, сельском хозяйстве, быту; термохимические и энергетические расчеты; расчеты на основании газовых законов, расчеты по электрохимии, на распознание веществ и их состава на основе качественных реакций. Необходимо осуществлять перенос и применение предметных и общепредметных приемов практической работы для формирования обобщенных исследовательских умений; обращаться к жизненному опыту учащихся; ставить межпредметные вопросы и вести поиск правильных ответов на уроках других дисциплин.

Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею. Сегодня мы наблюдаем переориентацию педагога из передатчика знаний в активного организатора образовательного процесса.

3. Практическая часть.

3.1 Организация профильного обучения в МБОУ СОШ №2.

         Учащиеся старших классов, которые уже определились с выбором химической специальности, стремятся получить более глубокие

представления об этой дисциплине, о ее разделах, направлениях развития,

последних достижениях, причем не только в химии, но и в смежных, связанных с ней отраслях. Концепция профильного образования призвана помочь таким школьникам в решении их проблем.

Результатом реализации программы развития МБОУ СОШ №2 «Школа – Экополис» на ступени старшей школы является формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования; развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний.

         В нашей школе ежегодно формируется профильный класс естественнонаучной подготовки. Важной особенностью организации данного класса является использование элементов методики высшей профессиональной школы в преподавании химии, математики, физики. Активная допрофессиональная подготовка ведётся как на уроках в школе, так и на занятиях на базе Ивановского государственного химико-технологического университета.

Ивановский государственный химико-технологический университет более 20 лет проводит работу в области допрофессионального обучения и профессиональной ориентации школьников МБОУ СОШ №2.

Сотрудничество с высшей школой способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к химии, развитию их химических способностей с тем, чтобы в дальнейшем они смогли сделать сознательный выбор профессии. Преподаватели  ИГХТУ интенсивно занимаются со старшеклассниками подготовкой к итоговой аттестации по химии, знакомят ребят с факультетами и специальностями университета, с образовательными возможностями, которые ИГХТУ предоставляет студентам, а также сферами деятельности - научной, творческой, спортивной, общественной, в которых студенты могут проявить себя, быть успешными.

Основными формами сотрудничества ОУ с высшей профессиональной школой являются:

  • Проведение занятий школьников в аудиториях  и лабораториях университета.
  • Привлечение лучших преподавателей  ИГХТУ к работе со школьниками. Педагогическое мастерство преподавателя высшей школы и интеллект ученого создают новую атмосферу общения с учащимися.
  • Участие в научно-практических университетских конференциях.
  • Участие во внутриуниверситетских олимпиадах. Совместное проведение семинаров, круглых столов, педсоветов.

Несомненно,  подобная организация профильного обучения по модели «средняя школа - высшая профессиональная школа» - это компетентностный способ приобретения знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимися своего места в жизни.

3.2 Планирование учебной деятельности.

Эффективность обеспечения функциональной химической грамотности учащихся  класса естественнонаучного профиля может быть достигнута, если образовательный процесс будет включать в себя формирование у школьников различного рода компетенций и отвечать следующим условиям:

  • практико-ориентированный характер конструирования учебной информации;
  • деятельностные способы и формы её освоения;
  • обеспечение условий для развития творческих способностей учащихся.

Совместно с преподавателями ИГХТУ были разработаны рабочие программы по  химии для учащихся 10 -11 класса.

Рабочая  учебная программа по химии для  учащихся 10-11 классов расширенной естественно - научной подготовки составлена на основе Федерального  компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,  примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный  уровень) и авторской программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный  уровень)  Габриеляна О.С.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю  (3 часа занятий на базе школы, 1 час - на базе ИГХТУ); всего 136 часов и в 10, и в 11 классах. Дополнительный час занятий позволяет увеличить время на изучение и детальную проработку наиболее важных и трудных тем органической и неорганической химии; увеличить количество практических работ, которые проводятся в лабораториях химико-технологического университета. Значительное место в содержании курса отводится  химическому эксперименту. Он открывает возможность  формировать  специальные предметные  умения работать с химическими  веществами, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве. Химический эксперимент позволяет увидеть взаимосвязь естественнонаучных дисциплин: химии, физики, математики и биологии.

Нельзя не согласиться с определением современной химии, приводимым

академиком А.Л. Бучаченко [7] : «Современная химия – это фундаментальная

система знаний об окружающем мире, основанная на богатом

экспериментальном материале и надежных теоретических положениях».

Сегодняшняя российская школа из-за недостатка материальных ресурсов

постоянно скатывается в сторону «бумажной» химии. Нередки ситуации, когда ученик умеет расставлять коэффициенты в уравнении сложной химической реакции, но не имеет представления о том, как выглядят участники этой реакции, и даже не знает, твердые они или жидкие. Для исправления этой ситуации необходимо увеличить число лабораторных занятий.

На базе ИГХТУ с целью осуществления развивающего обучения применяются проблемная и исследовательская форма выполнения химического эксперимента.

При использовании исследовательской формы химического эксперимента учащиеся, получив познавательную задачу, активно применяют свои знания и умения. Они  обдумывают, как провести эксперимент, чтобы достичь поставленной цели, какие взять вещества, как сконструировать прибор, какие операции и в какой последовательности провести. Затем во время опыта, который проводится по определённому плану, они наблюдают за его ходом и анализируют полученные данные, объясняют их с теоретической точки зрения, делают выводы.

Проблемный эксперимент - это такая форма применения химического эксперимента в обучении, которая даёт возможность создать и организовать проблемную ситуацию, вызывая интерес учащихся к поиску причин наблюдаемого явления. Когда проведён нестандартный, оригинальный или неожиданный по своим результатам эксперимент, то он своим содержанием или необычным направлением сразу создаёт проблемную ситуацию. После осознания проблемы учащиеся непроизвольно включаются  поисковую деятельность, которая потребует от них нового, оригинального подхода или нового, неизвестного им ранее способа решения проблемы. Поисковая мыслительная деятельность учащихся при этом может быть разной: анализ фактов, возникновение догадки, выдвижение гипотез, сопоставление новых данных с известными теориями, обобщения, получение нового знания. Дальнейшие исследования, к которым побуждает проблемный эксперимент, могут носить тоже различный характер - теоретические изыскания или исследовательский эксперимент.

 Кроме этого, увеличение числа часов позволило ввести  в курс изучения химии уроки-практикумы по решению задач, что особенно важно для качественной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена.

Часы, отведённые на изучение химии, распределяются следующим образом:

Класс

Всего часов

Изучение теоретического материала

Уроки-практикумы по решению задач

Практические работы

10

136

108

16

12

11

136

100

25

11

Данная программа является логическим продолжением курса по химии для основной школы.

Изучение курса химии основного общего образования заканчивается циклом темой «Органическая  химия», поэтому  целесообразней начать обучение в старшей школе с тем по органической химии.

Исходя из этого, курс химии в старшей школе делится на две части соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс).

Химию уже нельзя излагать на уровне середины прошлого века. И теоретические модели, и структуры, и терминология современной химии стремительно развиваются и усложняются. Современная химия, конечно же, должна находить отражение и на школьном уровне. Фуллерены, супрамолекулярная химия, нанохимия – это дополнительные вопросы, которые включены в тематическое планирование и изучаются на базе ИГХТУ.

 Традиционно в тематическом планировании указываются методы и приёмы, используемые при изучении темы. Каждый из них способствует формированию ключевых компетенций у учащихся. Например:

Методы и приёмы обучения

Формируемые компетенции

Проблемная беседа, диспут, дискуссия.

Коммуникативные,информационные,

общекультурные.

Демонстрация способов деятельности учителем.

Образовательные.

Организация работы учащихся - консультантов.

Коммуникативные, социально-трудовые.

Метод проектов

Проблемные, информационные, образовательные, коммуникативные.

Лабораторный опыт

Проблемные, исследовательские

Создание ситуации успеха

Компетенции личностного самосовершенствования.

Методы самоконтроля

Компетенции личностного самосовершенствования, образовательные.

3.3 Лекция  как один из  методов обучения.

 В высшей профессиональной школе лекция является основным методом подачи теоретического материала.

На этапе   получения новых знаний используются следующие виды лекций.

Лекция-диалог проводится на основе прямого диалога Учитель - Ученик. Здесь нет пассивного восприятия, т.к. ученик включен в действие.

Вводная лекция дает первое целостное представление об объекте изучения, знакомит с задачами по теме, достижениями науки и т.д. Так при изучении Периодического закона на первом уроке обязательно рассказываю или предлагаю обучающимся приготовить выступления о Д.И. Менделееве, его детстве в Тобольске, открытиях в других областях наук и только после этого перехожу к истории открытия, сущности закона.

На лекции-дискуссии использую не только элементы фронтальной беседы, но и организую свободный обмен мнениями.

Лекция-консультация (ей отводится до 50% времени урока) дает возможность после краткого изложения задать вопросы учителю. В старших классах на мини-лекциях роль лектора часто предлагаю выполнить заранее подготовившемуся ученику.

 Проблемная лекция предполагает достижение трех целей: усвоение теоретических знаний, развитие критического мышления, формирование познавательных интересов. Так в 11 классе провожу проблемные лекции по темам:

1. Является ли вода универсальным растворителем?

2. Можно ли водород считать топливом будущего?

По возможности уроки - лекции проводятся в компьютерном классе с демонстрацией слайдов, раскрывающих содержание лекции. На уроки-лекции отвожу 1 или 2 урока в теме, обращаю серьезное внимание на научность, доступность изложения, эмоциональную подачу материала и органичность с другими формами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, деловыми играми.  

Урок-лекция обычно состоит из следующих этапов:

  1. Актуализация темы. В течение 20-25 минут излагается материал крупного блока, формируется вывод. Обучающиеся только выполняют роль слушателей.
  2. Активная работа обучающихся. Работа по заданию учителя: модулям, направляющему тексту, составление тезисов, плана, конспекта, таблиц, вопросов для самоконтроля, решение проблемных задач.
  3. Обратная связь. Обсуждение выполненных заданий, составление схем-опор.
  4. Подведение итогов, комментированное домашнее задание. Подготовка рассказа по теме лекции, сопоставление выводов лекции с материалами учебника и дополнительной литературой, решение задач и упражнений.

Проведение лекций и семинаров по вузовской методике позволяет представить материал крупным блоком и освободить урочное время на отработку учебных умений, зачеты, практикумы, исследовательскую деятельность. Данная методика удовлетворяет потребность выпускников в высокой теоретической подготовке по химии в сочетании с развитием умений и навыков самостоятельно осмысливать научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, принимать оценочные решения, помогает безболезненной адаптации выпускников при переходе на профессиональную ступень обучения, проигрывает ситуативные роли социальной жизни.

3.4 Использование метода проектов на уроке.

Проектное обучение позволяет реализовать творческие возможности личности, развивает  логическое мышление и формирует основы корпоративной деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие критического мышления учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы, принимать решения, а также формирование навыков познавательной, исследовательской, творческой деятельности. На этапе внедрения проектной технологии учитель выполняет организационную и направляющую функцию, задачи проекта должны быть посильными, а форма знакомой. А что более привычно для наших школьников, чем урок? Все годы обучения они являются участниками нашей проектной деятельности (поскольку подготовка любого урока и его проведение, по сути, представляют собой проектную деятельность). Форма представления такого проекта также хорошо знакома учащимся. Поэтому на начальном этапе введения в практику обучения проектной технологии для учащихся класса  организуется проект с общим названием «Проводим урок сами». В ходе разработки этого проекта ученики самостоятельно изучают необходимый материал по теме, создают на его основе компьютерную презентацию, а затем проводят урок (или его фрагмент), опираясь на неё.

Проект «Проводим урок сами» интегрированный и многоцелевой. По типу его можно отнести как к информационным, так и к практико-ориентированным (результат деятельности участников обозначен с самого начала). Кроме того, в нём присутствуют и элементы ролевой игры (ученик как учитель).

3.5 Методические рекомендации к решению расчётных задач на уроках химии в 10 -11 классах.

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач.   Эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данная рабочая программа по химии предполагает проведение уроков - практикумов, которые позволяют восполнить  пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволяют начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.

Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера. Чтобы заинтересовать школьников, я использую задачи, содержание которых расширяет их кругозор и углубляет знания об истории химии, о применении веществ.

Главным назначением  уроков - практикумов является:

-  повышение уровня мотивации у учащихся к изучению химии;

  • сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний;

 - развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

- развитие навыков самостоятельной работы;

  •  приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Знания, умения и навыки, формируемые на уроках - практикумах:

Учащиеся должны знать:

  • химические свойства разных классов неорганических и органических соединений;
  • признаки, условия и сущность химических реакций;
  • химическую номенклатуру.

Учащиеся должны уметь производить расчеты:

  •  по формулам и уравнениям реакций;
  •  определение компонентов смеси;
  •  определение формул соединений;
  •  растворимости веществ;
  • вычисление объема газообразных веществ при н.у. и условиях, отличающихся от нормальных;
  • энтальпии веществ;
  • переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Степень освоения материала учащимися на уроках практикумах характеризует рейтинговая оценка активности. На каждом уроке практикуме учащиеся выполняют небольшую зачётную работу, которая оценивается по пятибалльной системе. Кроме этого, ученики, активно работающие на уроке, ассистирующие учителю, могут получить дополнительные бонус-баллы. Если ученик отсутствовал на каком-либо из уроков-практикумов, то в соответствующей колонке его рейтинговой оценки активности стоит «0 баллов». Данная тема не освоена учащимся и должна быть проработана им самостоятельно при активной поддержке учителя. На итоговой контрольной работе у ученика есть шанс вернуться к заданиям пропущенных тем и заработать дополнительные баллы.

 При выставлении отметки за полугодие подсчитывается средний балл рейтинговой оценки. При такой форме контроля  отметка по предмету, полученная учеником, объективно отражает его знания и умения.

Несомненно, урок - практикум можно расценивать как динамичный «тренинг». В зависимости от уровня сложности материала уроки - практикумы можно проводить по-разному, используя различные формы и методы работы:

Индивидуальная самостоятельная работа.

Каждый учащийся получает карточку с заданиями. Задания расположены в порядке возрастания их сложности. Учитель контролирует правильность выполнения каждого задания и разрешает или не разрешает ученику переходить к следующему заданию. При такой форме работы оценивается объём правильно выполненных заданий и тем самым реализуется принцип полного усвоения знаний.  В любой момент урока учащийся может воспользоваться учебником или другой справочной литературой. Это даёт ребёнку:

комфортность психофизического состояния;

умение найти информацию, которая поможет справиться с заданием учителя (задания даются непохожие, отличные от примеров учебника и примеров лекций);

видение учащегося своих пробелов или успехов в знаниях;

возможность хорошо подготовиться к контрольной и практической работам.

Подобная самостоятельная работа может быть организована как в парах, так и в группах. При такой форме организации труда учащихся учитель должен контролировать активность работы каждого ребёнка в паре или группе. Для этого при проверке заданий учитель задаёт вопросы учащимся, чтобы оценить степень осмысления материала. Работа каждого ученика оценивается  по пятибалльной системе.

Фронтальная работа, разбор заданий на доске.

Такая форма работы используется при значительной сложности изучаемого материала. У доски работают желающие ученики, зарабатывая при этом дополнительные баллы. Учитель и учащиеся разрабатывают пути решения задачи при фронтальной беседе. На этом этапе урока может быть использован приём «мозгового штурма»: все идеи ребят записываются на доске, коллективно обсуждаются, отбираются лучшие. Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.

Защита авторских задач.

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций). Работу по составлению авторских задач ребята выполняют дома. На уроке задачи разбираются либо у доски, либо учащиеся обмениваются придуманными задачами между собой. И учитель, и ученики оценивают авторские задачи, обращая внимание на оригинальность содержания, ясность формулировки условий, возможности решения.

Дифференцированная контрольная работа. 

Контрольная работа не является обязательной для всех учащихся. Её выполняют ученики, которые хотели бы улучшить свою рейтинговую оценку. Из множества заданий контрольной работы они выбирают те задания, за которые были получены низкие баллы на уроках практикумах, либо задания, которые не были выполнены по причине отсутствия ученика на уроке. Дифференцированную контрольную работу можно рассматривать как работу над ошибками, как возможность увеличить  средний балл рейтинговой оценки. Как показывает опыт работы, 88-100% учащихся приступает к выполнению необязательной контрольной работы.

4. Результаты.

Реализуя в своей образовательной практике программу организации профильного обучения по модели «средняя школа - высшая профессиональная школа», имею следующие результаты:

  • Стабильное качество знаний учащихся профильных  классов по химии (за три года средний показатель качества обученности  83%).
  • В 2012 году единый государственный экзамен по химии сдавали 80% учащихся профильного класса естественно - научной подготовки. Все учащиеся справились с экзаменом.
  • Ориентация на успех и достижения ребенка.  Учащиеся профильного класса успешно выступают на научно-практических конференциях, традиционно участвуют в естественно - научной командной универсиаде, посвящённой дню рождения Д.И. Менделеева и Дню Российской науки. Приложение 2.
  • Успешная адаптация выпускников к условиям обучения в высшей профессиональной школе. Ежегодно большое количество учащихся МОУ СОШ №2  поступает на 1 курс ИГХТУ: в 2003 г. поступило 10 человек, 2004 г. - 12 человек, 2005 г. - 10 чел., 2006 - 16 чел., 2007 г. - 18 чел., 2008 г. - 17 чел., 2009 - 11 чел, 2012 – 12 чел. Многие учащиеся успешно поступают и  в другие ВУЗы, где профильным предметом является химия.  
  • Имею стабильное значение познавательной мотивации к предмету химия.

Убеждена, что  использование элементов методики высшей          профессиональной школы при изучении предмета химии в ОУ приводит к

реализации принципа компетентностного обучения, что особенно ценно в условиях Модернизации Российского образования.

5. Выводы.

  1. Тенденции развития современного общества предъявляют новые требования к учебному процессу, в том числе и предметам естественного цикла. С одной стороны, изменяется содержание образования – увеличивается нагрузка на ученика, с другой – возникает необходимость качественно новых методик преподавания, которые позволили бы не только увязать разнообразные знания в единую систему, но и сформировать у детей компетенции, необходимые для жизни в современном мире.
  2. Компетентностный подход – это попытка привести в соответствие систему образования и потребностей современного общества.
  3. Данный подход обеспечивается за счет деятельностного подхода, активных форм обучения, организации учебного процесса через систему учебных задач, реализацию принципов развивающего обучения.
  4. Описанная форма взаимодействия средней школы и высшей профессиональной школы -  это компетентностный способ приобретения знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимися своего места в жизни. Изучение предмета химии становится высокомотивированным, а ребенок чувствует максимальную востребованность своего личностного потенциала, осознает собственную значимость.

Литература.

  1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании - Высшее образование в России - 2004 №11.
  2. Вачков И. Проектирование + исследование - Методическая газета «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября».№23 2007.
  3. Герус С.А., Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы - Химия в школе -  №10 - 2007.
  4. Дендебер С.В., Ключникова О.В.. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др.- Москва. 2008.
  5. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании – Учебное издание Воспитание. Образование. Педагогика. Библиотечка «Первого сентября». №6 (12). 2007.
  6. Кендиван О.Д. Практико-ориентированные учебные задачи по химии - Образование в современной школе - №4 - 2009.
  7. Методическое пособие «Химия. 10 класс: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов  - 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004».
  8. Селевко Г.К. Педагогические технологии. - М.: Просвещение. – 2002
  9. Сергеев И.С., Блинов В.И.. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности - Москва. Издательство «Аркти». 2007.
  10. Сурин Ю.В. Проблемный эксперимент как одна из форм химического эксперимента - Химия в школе - №10 - 2007.
  11. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Методология, методика, практика – Москва «Глобус», 2007.
  12. Учебник: «Химия. 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Маскаева, С.Ю. Пономарева, В.И. Теренина по ред. В.И. Теренина (М.: Дрофа, 2008).
  13. Химия. 10 класс. Поурочные планы по учебнику Габриеляна. «Химия 10» / Сост. Бочарова – Волгоград: Учитель  - АСТ, 2004.
  14. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 2006.
  15. Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт о применении информационно-коммуникационных технологий Хрулевой Лалы Владимировны, учителя английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №16 Белоглинского района»

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подхо...

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ПОЛНОГО ДНЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Типовым Положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительст...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Когалыма

Рабочая программа среднего общего образования по праву Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «История» для 5-х классов (надомное обучение) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 535 Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочая  программа составлена на основании ФГОС, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и учебника "История древнего мира" под редакцией...