Поликультурное образование и воспитание в школе.
статья на тему

Из опыта работы ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.06 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурное образование и воспитание в школе.

ГБОУ СОШ №88 Калининского района Санкт-Петербурга является сложной образовательной системой, на развитие которой оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

С одной стороны, школа является частью Российской и Санкт-Петербургской образовательной системы, функционирует в социально-культурной среде страны, города; взаимодействует с социально-культурными, научными и образовательными учреждениями.

С другой стороны, школа имеет свой внутренний потенциал развития, определяемый уровнем подготовленности и профессиональной мобильности педагогического коллектива, степенью внедрения инновационных форм и технологий в учебный процесс, материальным оснащение, готовностью коллектива к переменам в соответствии с социальным заказом общества.

Это позволило школе сформулировать педагогическое кредо – Akademics – школа равных возможностей (адаптивная).

Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении (этнические меньшинства и дети мигрантов).

Школа №88 взяла за основу Программ образования и воспитания адаптивную модель образовательного учреждения и в настоящий момент осваивает адаптивную систему образования (АСО). АСО – это система, которая способна приспосабливаться к уровням развития каждого ученика и выводить их на более высокий уровень развития обученности и воспитанности.

Основные принципы АСО:

  • продвижение каждого ученика от его уровня на более высокий уровень развития, обученности, воспитанности;
  • главная технология – технология дифференцированного обучения;
  • главная методическая идея – умение учащихся самостоятельно добывать знания, обобщать их, делать выводы.

Модель адаптивной школы описана в работах Е.А. Ямбурга. Адаптивная школа – воспитательно-образовательное учреждение, которое «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды».

Программа направлена на развитие школы как открытой образовательной системы, ориентированной на адаптивную подготовку школьника в соответствии с потребностями личности, общества, государства, в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и образовательных стандартов II поколения.  

В рамках программы развития школы «Школа – центр образовательных, социально-педагогических и гражданских инициатив» реализовывался проект «Этнотолерантная школа» с 2009 по 2014 гг.

Цель: формирование этнокультурной коммуникативной  компетентности учителей. Создание организационных условий для повышения комфортности и толерантности в образовательной среде школы.

Задачи:

  • Создание условий обучения детей-мигрантов государственному языку, не снижая показателей общей подготовки всех учащихся и выполняя российский стандарт образования.
  • Повышение уровня социокультурной адаптивности учащихся-мигрантов и представителей этнических меньшинств к менталитету Санкт-Петербурга.
  • Формирование российской идентичности при сохранении национальной и культурной самобытности всех учащихся, формированию этнокультурной компетентности всех субъектов образовательного процесса.
  • Воспитание толерантности на основе уважения к различным конфессиям, этнокультурным традициям.
  • Формирование общечеловеческих нравственных ценностей в социокультурной среде.
  • Развитие межэтнической толерантности в полиэтнической школе.
  • Создание модели управления процессом формирования этнической толерантности.
  • Определение критериев и  уровня сформированности межэтнической толерантности у школьников.
  •  Экспериментальное обоснование методики, этапов и психолого-педагогических условий формирования межэтнической толерантности школьников в полиэтнической школе.

Участники проекта: творческая группа учителей, классные руководители, методические предметные объединения, учащиеся, родители.

Управление проектом: зам. директора по УВР, Управляющий совет, Родительский комитет.

Образовательные и социальные  ценности проекта:

  • Обеспечение поддержки организационного механизма педагогической деятельности учителя полиэтнической школы.
  •  Диагностика методического (этнокультурной направленности) обеспечения образовательного процесса.
  • Создание единого поликультурного пространства «Школа – ученик – родитель».

План реализации проекта

Основные мероприятия по выполнению проекта

Индикаторы

Риски

1. Формирование этнокультурной компетентности всех участников образовательного процесса средствами уроков, внеклассных мероприятия, встреч с родителями -  «Дни толерантности» -  и др.

2.Создание методики формирования этнокультурной компетентности и ее экспериментальное обоснование.

3.Внедрение программы «Русский язык как неродной» как надпредметной.

1.Насыщение образовательной среды школы новыми возможностями для учащихся и учителей.

2.Увеличение степени включенности в среду субъектов образовательного процесса.

3.Снижение конфликтности на межэтнической почве в образовательной среде школы.

4.Повышение качества образования всех субъектов образовательного процесса, в том числе и этнических меньшинств.

5.Увеличение доли учащихся, принимавших участие в мероприятиях патриотического характера.

6.Апробация программы «Русский язык как неродной» учителями всех предметных областей.

Нежелание учителей индивидуально работать с этническими меньшинствами и детьми мигрантов.

Ожидаемые результаты:

  • Сформированность этнокультурной компетентности, выражающейся в совокупности представлений об этнокультурах, их месте в мировой культуре, опыте овладения этнокультурными ценностями.
  • Преодоление культурных барьеров учителей в обучении классов с полиэтническим составом.
  • Переориентация предыдущего педагогического опыта на полиэтническое образование.

На 01.03.2014 года в ГБОУ СОШ№88 Калининского района Санкт-Петербурга обучаются 751 человек, из них детей-мигрантов – 37, что составляет всего 5% от общего числа учащихся. Следует отметить, что в начальной школе учатся 13 человек, в основной – 17, в старшей – 7. Из них  граждан Азербайджана – 12 детей, Армении – 7, Украины – 6, Таджикистана - 5, Молдовы – 3, Казахстана – 2, Узбекистана -2. Однако национальный состав учащихся 1-11-х классов гораздо многообразнее (см. таблицу):

Народы

Классы и количество учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

кол-во учащихся

80/ 75

85/

54

83/

62

59/

74

81/ 74

79/

52

78/

55

53/

78

54/

65

45/

53

45/

47

народы, населяющие Россию:

Русские

79/

58

79/

41

78/

54

52/

63

78/

62

72/

40

68/

46

46/

71

48/

58

40/

50

36/

45

Татары

-/1

-/2

1

2

-/1

1

1

1

Даргинцы

1

1

1

Лезгины

1

1/1

1

Кумыки

1

1

Талыш

1

Дагестанцы

-/1

Чеченцы

-/1

-/1

1

Удмурты

-/1

1

Евреи

-/1

-/1

Табасаранцы

-/1

жители ближнего зарубежья:

Украинцы

-/1

-/2

2

-/1

1

-/4

2

1

Армяне

-/6

1/3

-/3

-/4

-/4

-/2

4/2

2/2

1/3

1/3

2

Грузины

1

-/1

-/2

-/2

-/1

2

1

1

Азербайджанцы

-/7

3/1

2/1

1/3

1/5

1/5

2/3

-/1

-/3

1

2

Таджики

-/1

1

2

1

1

2

1

Узбеки

-/1

1

½

-/1

Белорусы

-/1

-/1

-/1

-/1

Казахи

1

жители других стран

Колумбийцы

1

Корейцы

-/1

-/1

1

1

Афганцы

-/1

          */* -данные на 2014/ 2009 годы

В рамках Программы развития школы на 2014– 2018 года «Школа – центр образовательных, социальных и гражданских инициатив» реализуется проект «Поликультурное образование и воспитание». Стратегией данного проекта является создание в ОУ системы поликультурного образования, способной обеспечить поддержку социально-культурной интеграции инофонов и билингвов в образовательную среду на равных основаниях в интересах российской гражданской идентичности и дальнейшее участие школы в международном проекте «Многообразие как возможность – 3». Будет апробирована структура «школы диалога культур» В.Библера, где концепция «культура как диалог» (М.Бахтин) организует методическую и организационную поддержку реализации поликультурного образования в ОУ.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Это переход от идеи "образованного человека" к идее "человека культуры". Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре - не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Учащиеся должны не заучивать истины, а заниматься поиском, исследованием. В диалоге с учителем, с одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свое Я, усваивая современную культуру как отражение предыдущих культур. 

Инновационным продуктом данного проекта станут:

  • модель поликультурной школы,
  • методические рекомендации по организации поликультурного обучения и воспитания,
  • методические рекомендации с дидактическим материалом по апробации зарубежного опыта в школе, разработка методик для работы с детьми и взрослыми (родителями) инофонами;
  • разработка методических рекомендаций по управлению ОУ с полиэтническим составом;
  • психолого-педагогическое сопровождение семей-мигрантов.

Мониторинг. Его результаты.

В марте 2014 года в школе в целях улучшения процесса обучения и воспитания, учёта потребностей и интересов детей и родителей проведено анкетирование родителей и детей по проблемам межэтнических отношений, по выявлению трудностей и проблем семей и детей, связанных с национальным вопросом. Результаты мониторинга и ранние исследования показали

Социально-педагогические проблемы мигрантов

Анализируя трудности, с которыми сталкиваются мигранты при смене места жительства, можно выделить следующие группы проблем: правовые; лингвистические; социальные; культурологические; педагогические, религиозные.

Для нас интерес представляют  социально-педагогические проблемы. Наиболее типичные трудности детей связаны:

  • с отличием программ обучения от привычных им;
  •  с языковым барьером;
  •  потерей личностного статуса по отношению к педагогам и сверстникам, необходимостью установления новых ролевых отношений и др.

В результате наблюдается общее состояние тревожности, снижение самооценки, наличие  трудности адаптации к новому окружению и изменившимся требованиям к процессу образования и воспитания, проблем пот переработке информации и принятию иной культуры.  

Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка при выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией. Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время, предотвращая опасность деэтнизации (процесса утраты этнической традиции), и маргинализации. Еще одна педагогическая проблема – это проблема адаптации к социокультурным условиям нового региона детей разных возрастов. Если у младших школьников эта проблема связана, преимущественно, с незнанием языка, непониманием и неумением общаться на языке, то в подростковом и юношеском возрасте адаптация осложняется специфическими возрастными проблемами. В силу возрастных, социальных и психологических особенностей, критичности данного возрастного периода подростки - мигранты в наиболее полной мере подвержены эмоциональному переживанию ситуации социальной нестабильности и испытывают психологический кризис. Одним из проявлений этого кризиса является дезадаптация, дезориентация в построении Я - концепции, мировоззрении, вхождении во взрослую жизнь. Подростки-мигранты – это особая социальная и возрастная категория населения, которая нуждается в специальных условиях адаптации к изменившимся условиям жизнедеятельности. Поэтому данная категория семей, равно как и все семьи динамического наблюдения нуждается в проведении профилактической работы.

Методические рекомендации для родителей детей мигрантов

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личности качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения, здесь же возникает у него чувство доверия к окружающему миру, к близким людям. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность родителей.

Безусловно, успешность адаптации детей мигрантов в культурное пространство можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательно-образовательное пространство «семья – образовательное учреждение». Опыт показывает, чем теснее осуществляется связь семьи и школы, тем эффективнее педагогический результат.

Для успешной адаптации детей мигрантов и детей вынужденных переселенцев необходима систематическая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая включает в себя:

- планирование содержания общения с каждой семьей, сочетание индивидуальных и групповых форм работы;

- обеспечение ежедневного информирования родителей о жизни ребенка в образовательном учреждении, а также передачу каждому из родителей позитивной информации о его ребенке;

- определение «проблемных зон» развития ребенка и пути их решения;

- установление требования всестороннего обсуждения и коллегиальной выработки конструктивных предложений в создавшейся конфликтной ситуации;

- повышение психологической культуры взаимодействия всех участников педагогического процесса – педагогов, родителей, детей;

- совершенствование стиля общения с родителями, принятого в образовательном учреждении;

- обеспечение защиты прав детей в образовательном учреждении и семье.

Ведущими направлениями взаимодействия образовательного учреждения и семьи мигрантов и вынужденных переселенцев могут быть:

- изучение семьи, ее проблем и потребностей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т. д.);

информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей, родительские конференции, дискуссии, родительские вечера и т. д.);

психолого-педагогическое просвещение родителей (родительский лекторий, материнская школа, семейная гостиная, консультационная служба, проведение и практикумов и тренингов с родителями);

- совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, рассказ о семейных традициях, увлечения, проведение совместных мероприятий, праздников и дел, творческие встречи с родителями, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т. д.).

Привлечение родителей к совместной деятельности решает ряд воспитательных задач:

- установление дружеских отношений, сотрудничества, формирование опыта творческой деятельности;

- формирование межпоколенной трансмиссии, укрепление традиций, передача навыков и умений в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, игровой, свободном общении;

- налаживание теплых отношений между детьми, родителями и педагогами за счет совместного позитивного переживания.

Следует обратить внимание родителей, что адаптация их детей будет проходить успешно только в условиях тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Как правило, одной из основных причин дезадаптации является языковой барьер. Если родители и дети плохо говорят по-русски, то проблемы обостряются многократно: потеря понимания, нарушение привычного уклада жизни, дефицит общения, возможная агрессия со стороны ровесников, социально-психологическое несоответствие сверстникам в классе, чреватое формированием комплекса неполноценности.

Для преодоления дезадаптации детей-мигрантов в образовательном учреждении  подключены все педагоги, однако, в первую очередь ответственными за данное направление являются классные руководители, учителя-словесники, социальный педагог, педагог-психолог.

Можно условно обозначить следующий механизм построения конструктивного взаимодействия семьи и образовательного учреждения, направленного на успешную адаптацию детей мигрантов, детей вынужденных переселенцев:

1. Первоначальное обследование поступающих в образовательное учреждение детей мигрантов, вынужденных переселенцев (социальное и материальное положение семьи; уровень владения русским языком – письменным и устным; психофизическое состояние ребенка).

2. При необходимости всестороннее обучение языку при использовании традиционных методов, интерактивных методик.

3. Разъяснение родителям необходимости обязательного участия их детей в дополнительных занятиях и культурных мероприятиях внеурочной деятельности (использование компьютерных, языковых и культурологических программ, участие в секциях, кружках).

4. Создание оптимальной «принимающей среды» для включения детей мигрантов в жизнь социума: максимальное использование мероприятий, где ребенок со слабым владение языком может применять свои ресурсы и умения, быть успешным наравне с одноклассниками.

5. Проведение  совместными силами педагогических коллективов, учащихся и их семей семинаров, конференций, тематических уроков, посвященных истории и культуре округа.

Совместную работу образовательного учреждения с семьями мигрантов можно условно разделить на два направления:

- объединяющие мероприятия, способствующие сближению учащихся и становлению активной гражданской позиции (родительские клубы, школьные советы, семейные соревнования, проведение общегражданских праздников);

- мероприятия с этнокультурным компонентом, способствующие становлению и сохранению позитивной этнической идентичности и развивающие межкультурные контакты. Данные мероприятия служат сохранению и развитию традиций многонационального округа.

Итак, одна из самых важных задач, стоящих перед нами - это адаптация мигрантов в социальную среду Санкт-Петербурга. Адаптация невозможна без информации. Семьи мигрантов должны быть широко информированы о возможностях социальной среды, в которую они вливаются. Для семей-мигрантов, имеющих детей школьного возраста, центром информирования может, а возможно должна, стать школа.

Один из способов помочь мигрантам в школе - создание памятки для родителей школьника. В каждом учреждении памятка может быть своей, исходя из особенностей школы. Однако есть вопросы, общие для всех образовательных учреждений.

Примерная структура памятки для родителей-мигрантов 

О школе

  • адрес, телефон, адрес сайта, электронный адрес
  • Администрация, часы приема
  • Режим работы школы

Ваш ребенок в школе (требования к ученику) 

  • Требования к внешнему виду
  • Правила поведения ребенка в школе
  • Общие требования готовности ученика к уроку  
  • Общие положения по ведению дневника

   Служба, которая Вам поможет

  • Структура службы, режим работы
  • Случаи обращения
  • Советы службы:

      § Условия, необходимые для успешного обучения

      § Как собрать ребенка в школу

      § Домашняя среда - залог успеха

      § и т.д.        

  • Консультации психолога «Что делать, если.. ?»
  • Курсы русского языка

   Возможности ребенка в школе 

  • Организация питания
  • Медицинское обслуживание
  • Библиотечная служба
  • Дополнительное образование

   Полезная информация

  • Ссылки на сайты Комитета по образованию, районного Отдела образования, УФМС и т.д.
  • Адреса, телефоны служб района и города: ЦПМСС, ЦСПСиД, УДОД и т.д.

Доступность, краткость, максимальная информированность по актуальным вопросам - это положительные моменты подобных социальных проектов для мигрантов

Межэтнические отношения стали важным элементом современной жизни. Каждодневное решение проблем адаптации приезжающего населения позволяет обеспечить равные возможности и равные права в условиях современного Санкт- Петербурга.

Алгоритм создания памятки для родителей-мигрантов

  1. Обозначение проблемы (диагностика: наблюдение, анкетирование, социометрия)
  2. Исследование проблемы
  3. Привлечение педагогов, специалистов для решения проблемы
  4. Создание рабочей группы по написанию памятки
  5. Работа над памяткой
  6. Привлечение детей-носителей языка для перевода памятки на национальные языки
  7. Издание памятки
  8. Тиражирование (печать, интернет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе".

Выступление на конференции по здоровьесбережению: "Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе"....

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школе

Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса образования и воспитания в школеАдминистрация, педагогический, ученический и родительский  коллектив нашей школы считает, что будущее нации – эт...

ПРОГРАММА поликультурного образования и воспитания обучающихся

ПРОГРАММАполикультурного образованияи воспитания обучающихсямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«Средняя общеобразовательная школа №175»Советского района г. Казанина 2011-2020 год...

СЕМИНАР классных руководителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ"

Данный материал можно использовать для выступления на методических объединениях....