Педагогическая преемственность – проблема здоровьесберегающего обучения подростков.
статья (5, 6 класс) на тему

Статья посвящена здоровьесберегающим технологиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая преемственность – проблема здоровьесберегающего обучения подростков

Ромашова С.Н., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии

Института педагогики и психологии образования МГПУ,

 Корнилова Е.И.,заместитель директора школы № 12 ЗАО г. Москвы

 

Учителя и родители неизменно отмечают разительные перемены, происходящие с ребёнком при переходе из начальной школы в основную. Он уже много знает, но продолжает активно открывать для себя мир, искать в нём своё место. Его привлекают новые занятия, которые быстро вытесняются совершенно противоположными. У него ещё неустойчивы интересы, однако это практически не касается компьютера, за которым он готов просиживать часами. Учёба уже не является для него главным делом. Быть «ботаником» не престижно и успеваемость некоторых вполне успешных и способных учеников начинает стремительно снижаться.

Пятиклассник очень непоседлив. Он много бегает, любит подвижные игры. Мальчики охотно занимаются в спортивных секциях, правда, всё чаще встречаются дети, предпочитающие им просмотр спортивных телепередач.

Переживая процесс самопознания, ребёнок становится очень критичным к суждениям и поступкам окружающих взрослых. Учителя и родители утрачивают в его глазах беспрекословный авторитет. В поведении иногда появляются вызывающие нотки, упрямство, грубость. По словам одной из бабушек, её внук всегда такой послушный стал каким-то «поперечным».  Теперь школьник больше прислушивается к мнению своих ровесников, а не старших. Стремясь к признанию референтной группой, он самоутверждается, демонстрируя силу и ловкость, непокорность и независимость. Подросток много внимания уделяет самосовершенствованию. Но, не зная как правильно это делать и, подчас, переоценивая свои возможности, он способен нанести урон собственному здоровью.  

Причиной этих грандиозных изменений является вступление растущего человека в пубертатный период (11/12 – 15/16 лет), когда происходит качественная морфологическая и физиологическая перестройка всего организма, меняется психика и поведение. В период полового созревания подросток совершает переход из детства во взрослость. Подростковый возраст – сложное время не только для окружающих, но и для него самого.

Трудности переходного возраста усугубляются адаптацией к условиям обучения в основной школе. В отличие от предыдущих лет пятиклассникам предоставляется больше самостоятельности и свободы от внешнего контроля взрослых. Они начинают изучать специальные научные дисциплины, что приводит к возрастанию учебных нагрузок, необходимости удовлетворять более высоким требованиям, устанавливать плодотворное взаимодействие с несколькими учителями. Освоение сложного учебного материала заставляет их проявлять большую, чем раньше, усидчивость и упорство.

Возраст 10-11 лет представляет собой сгусток противоречий. Ребёнок сталкивается с внутренними противоречиями – противоречиями  физиологического и психологического развития. Они обостряются внешними противоречиями: между новыми условиями обучения в основной школе и психофизиологической готовностью ученика к учебной деятельности в этих условиях; между более высокими требованиями, предъявляемыми к подростку, и имеющимися у него знаниями и умениями, недостаточными для их удовлетворения и пр.

Таким образом, именно на переходе из начальной в основную школу сходятся все факторы, порождающие особую болезненность этого этапа детского развития.  Ситуация такова, что справиться с ней без помощи взрослых школьник не может. Между тем сложность ситуации порождается, как правило, рассогласованными действиями взрослых. Возникает проблема педагогической преемственности в деятельности учителей начальной и основной школы. Невнимание к ней может сделать процесс обучения в 5 классе угрожающим для детского здоровья.

Школа оказывает значительное воздействие на образ жизни учащихся. По-мнению, современных специалистов доля влияния этого фактора на состояние их здоровья превышает 50%[1]. По разным данным только от 10% до 50% российских школьников являются практически здоровыми. Состояние здоровья учащихся не может не вызывать тревогу педагогов и родителей, поскольку только здоровый человек способен получить качественное образование без физического и психического перенапряжения, полноценно подготовиться к самостоятельной жизнедеятельности.  

Функциональное состояние детского организма, нравственное развитие детей, формирование у них культуры здоровья определяются содержанием и условиями организации педагогического процесса, профессионализмом педагогов, согласованностью действий семьи и школы в интересах ребёнка.

Профессионализм учителей и воспитателей – одно из важнейших условий поддержания здоровья учащихся в период кризиса подросткового возраста. Составной частью педагогического профессионализма является компетентность в осуществлении здоровьесберегающего обучения. Она представляет собой наличие у педагога знаний, опыта деятельности и совокупности полномочий, необходимых для организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего сохранность психического и соматического здоровья учащихся и формирование у них культуры здоровья как составляющей общей культуры человека.

Однако наблюдения показывают, что современные учителя плохо подготовлены к осуществлению здоровьесберегающего обучения. В сознании молодого учителя профессиональные знания предстают в разобщенном виде, не связываясь воедино. Имея недостаточный практический опыт, он акцентирует внимание лишь на передаче учебного материала и поддержании дисциплины на уроке. Всё остальное выпадает из поля его зрения.  Немногим лучше обстоит дело и у опытных учителей.  Большая наполняемость классов и значительная учебная нагрузка не позволяют им хорошо познать своих учеников. Как правило, они воспринимают детей сквозь призму преподаваемого предмета, что делает их суждения односторонними и неполными. Такое знание индивидуальных особенностей учащихся малопродуктивно для обеспечения качественного обучения, не наносящего вреда детскому здоровью.  

Время, отделяющее учителя от окончания вуза, приводит к моральному старению педагогических знаний. Например, методы и приёмы, усвоенные им 15-20 лет назад, часто «не работают», если применяются в обучении и воспитании современных школьников. Обращаясь же к специальной литературе, учителя обычно ищут описания практического опыта, конкретных рекомендаций и пропускают серьёзные научные исследования. Это ограничивает педагогическое мышление решением сугубо рабочих задач, мало помогая в формировании целостного видения собственного профессионального предназначения, без которого многие аспекты педагогической деятельности, в том числе и здоровьесбережение, просто «теряются» учителем. Помимо этого, отсутствие целостного восприятия педагогической профессии усиливает определённую обособленность педагогов в рамках единого коллектива. Педагогическая обособленность выступает фактором, делающим проблему преемственности в деятельности учителей начальной и основной школы особенно острой.

Таким образом,  для обеспечения педагогической преемственности и повышения профессиональной компетентности учителей в сфере здоровьесберегающего обучения необходимо осуществлять системные действия, предполагающие:

1) профессиональное просвещение учителей, направленное на овладение знаниями психофизиологического развития современных школьников, изучение и распространение опыта здоровьесберегающего и развивающего обучения, активизацию педагогического самообразования и т.д.;

2) стимулирование педагогического сотрудничества учителей разного профиля, уровня образования и квалификации, работающих с учащимися различных возрастных групп, в сфере профессионального творчества;

3) помощь педагогическим работникам в формировании у них своего профессионального кредо и выработка ими на его основе собственного педагогического почерка;

4) взаимодействие учителей, воспитателей, психолога и социального педагога в решении общих задач, а также сотрудничество школы с медицинскими и медико-психологическими учреждениями района в целях сохранения здоровья детей и взрослых;

5) мониторинг образования и здоровья учащихся и учителей;

6) участие учителей, психолога, социального педагога и школьного медработника в просветительской работе с родителями по вопросам поддержания и укрепления детского здоровья.  

Решение этой задачи предполагает формирование в рамках школьной методической службы таких подразделений как методические секции (МС), методические объединения (МО), временные творческие группы учителей (ВТГ). МС создаются на межпредметной основе. Они объединяют педагогов-естественников и гуманитариев, учителей начальной и основной школ, имеющих разные уровни педагогического образования, квалификации и стаж работы. Это позволяет преодолеть традиционную «изоляцию» учителей в границах узкопредметной подготовки. Обмениваясь на заседаниях секции знаниями, полученными в процессе самообразования и исследовательской деятельности, знакомя друг друга с учебными программами и методами обу-чения, педагоги расширяют свой кругозор, обогащают профессиональную культуру, повышают результативность своей работы. Следовательно, учите-ля начальной школы обретают возможность повысить научность преподава-ния, чтобы успешно готовить детей к обучению в основной школе, а учителя основной школы – сформировать более точные представления о знаниях и умениях четвероклассников и скорректировать требования к детям.

Распространённой формой работы МС является взаимопосещение уроков учителями. Наблюдения педагогов за работой друг друга полезны тем, что позволяют осваивать опыт педагогической деятельности коллег. Иногда наглядность оказывается более убедительной, чем беседы и наставления методистов и завучей. Так, учителя основной школы не проводят на уроках физкультминутки и динамические паузы, объясняя это объёмностью учебного материала и сложностью вхождения учащихся в работу. Однако и физкультминутки, и динамические паузы снимают утомление, снижают негативное воздействие на организм ребёнка длительного пребывания в статичной позе. Наблюдение за учебной деятельностью четвероклассников стимулирует учителей, работающих с учащимися пятых классах, к выделению в плане урока специального времени на динамические паузы. Ибо даже визуальное сопоставление самочувствия детей четвёртого и пятого классов показывает, что пятиклассники, на уроках которых нет физкультминуток, утомляются больше и отвлекаются чаще, чем четвероклассники, у которых они проводятся, да и учебная работа первых оказывается менее плодотворной, чем вторых.

   Однако существование МС не снимает специфики работы отдельных педагогов. В силу этого, например, сохраняется функционирование МО учителей начальной школы, а повышение в учебных планах удельного веса иностранных языков приводит к необходимости работы МО учителей иностранных языков, возрастание в условиях демократизации и гуманизации школы воспитательной роли системы дополнительного образования требует создания МО педагогов дополнительного образования. Наряду с выполнением своей традиционной роли в целях предупреждения перегрузки учащихся МО рассматривают вопросы нормализации учебной нагрузки в соответствии с положениями СанПиН и т.п.  

Если МС и МО – постоянно действующие структуры, то ВТГ создаются для решения каких-либо проблем и существуют до их снятия. Например, известно, что мальчики учатся менее успешно, чем девочки. Для решения этой проблемы формируется ВТГ по гендерному обучению, изучающая особенности, учёт и развитие познавательной деятельности мальчиков и девочек разного возраста в учебном процессе. Тем самым обеспечиваются условия для обучения учащихся в комфортной обстановке и превращения учебной деятельности  в менее напряжённый процесс.

 Повышению профессиональной компетентности учителей в сфере здоровьесберегающего обучения помогает и работа со всем коллективом. В ней можно выделить два компонента: просветительский и организационный. Первый компонент связан с проведением педагогических чтений и семинаров, чтением лекций для учителей приглашенными специалистами. Примерами таких семинаров могут служить проблемные занятия по следующим темам «Современные методы и приёмы педагогического стимулирования – условие поддержания здоровья детей и взрослых» // «Психолого-педагогические основы гендерного подхода в обучении» // «Нейропсихологические проблемы обучения и их преодоление» // «Школьная неуспеваемость: здоровьесберегающие аспекты предупреждения и преодоления» и др.

Второй – ориентирован непосредственно на организацию, обеспечение, анализ и оценку здоровьесберегающего обучения. В его рамках проводятся педагогические советы и педагогические консилиумы. Возможной тематикой педсоветов может быть «Стратегия развития школы в свете реализации городской образовательной программы «СО-4»: здоровьесберегающее обучение – ресурс качественного образования» // «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья учащихся» // «Деятельность учителя на уроке: проблема преодоления неуспеваемости и укрепления здоровья школьников» // «Влияние гуманных методов стимулирования познавательной деятельности учащихся на их учебные успехи и состояние здоровья» и т.п.

Педагогические консилиумы помогают учителям обмениваться наблюдениями за учебными успехами учащихся; знакомиться с выводами психолога и социального педагога, сделанными в результате изучения школьников и их семей; вырабатывать единую тактику в работе с конкретными учащимися. Обычно на них обсуждается работа с детьми кризисных возрастов и, так называемыми, трудными учащимися. Примером может выступать следующая тематика педконсилиумов  «Адаптация пятиклассников к обучению в школе второй ступени» // «Психофизиологическое здоровье девятиклассников и их готовность к экзаменам» // «Проблемные учащиеся школы» и пр.

Важным аспектом здоровьесберегающего обучения учащихся является индивидуальная работа психолога, медработников и педагогов с учащимися начальной школы по выявлению детей с речевыми нарушениями и различными видами задержки психического развития. Дети, страдающие лёгкими формами таких расстройств, обучаются в школе, проходя через систему коррекционного обучения или занимаясь в логопедической группе. Для них психологом, учителем и логопедом разрабатывается индивидуальная программа развития, к выполнению которой подключаются и родители, проходящие специальное консультирование. Работа комиссии либо помогает убедить родителей в целесообразности обучения их ребёнка в специализированной школе, либо они получают соответствующие рекомендации по его обучению и воспитанию. Таким образом, раннее выявление особенностей психического развития учащихся позволяет перево-дить их в более благоприятные условия обучения или обеспечивать индиви-дуальную помощь, способствующую выравниванию их развития к 5 классу.

Представленные элементы здоровьесберегающего обучения учащихся сложились в экспериментальной работе школы № 12 ЗАО г. Москвы. Данная система действует уже около 5 лет и доказала свою эффективность.

                                                                                                   2011г.


[1] Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М., 1997;  Кирпичёв В.И. Физиология и гигиена подростка. – М., 2008 и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности у детей и подростков

В статье рассматриваются вопросы организации педагогической работы по профилактике и коррекции социально-педагогической запущенности у детей на базе Центра диагностики и консультирования....

Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении: «Из опыта работы».

Открытое занятие в рамках семинара «Организация социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении": «Из опыта работы»,разработанное мною. Конспект зан...

Родительское собрание 8 классе на тему «Проблемы формирования мотивации подростков к обучению»

Родительское собрание  8  классе на тему «Проблемы формирования мотивации подростков к обучению»...

Тема выступления "Психолого-педагогические аспекты проблемы агрессивного поведения у подростков».

обобщение психологических знаний природы подростковой агрессивности, ее причины и профилактики;обучение педагогов практическому использованию приемов коррекции агрессивного поведения, формирования нав...

выступление на родительском собрании с темой "Проблемы мотивации обучения у подростков"

С рождением ребенка мамы и папы автоматически становятся педагогами. Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе. Но подчас и от родителей приходит...

Проблема агрессивного поведения подростков и его коррекции в психолого-педагогической литературе

Агрессивное поведение представляет собой не только проблему личности, но и социальную проблему. В последние десятилетия проблема подростковой агрессии приобрела высокую социальную значимость и научную...