Методика организации исследовательской деятельности школьников
методическая разработка на тему

Перетокина Валентина Борисовна

Для школьного возраста характерны недостаточный общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, недостаточная способность к самостоятельному анализу, что вызывает затруднения у учителей при организации исследовательской работы. Здесь надо четко понимать то, что отличительная особенность исследований, проводимых школьниками, заключается в том, что они являются учебными. Главная цель проводимой исследовательской работы - развитие личности, а не получение нового результата, как в науке. По своей сути это самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. В методической разработке раскрывается специфика реализации исследовательских задач, обеспечение необходимых условий на уроках математики и во внеурочное время.

Рекомендуются инструменты оценивания успешности учащихся при выполнении исследования.

Методические рекомендации могут использоваться учителями математики в общеобразовательных школах, что позволит обеспечить более осознанное усвоение учащимися теоретических знаний и практических умений по математике и смежным дисциплинам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации исследовательской деятельности школьников 

Информационная карта опыта

Представление методической разработки

Информация педагога

Актуальность, новизна,  оригинальность, практическая значимость

Для школьного возраста характерны недостаточный общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, недостаточная способность к самостоятельному анализу, что вызывает затруднения у учителей при организации исследовательской работы. Здесь надо четко понимать то, что отличительная особенность исследований, проводимых школьниками, заключается в том, что они являются учебными. Главная цель проводимой исследовательской работы - развитие личности, а не получение нового результата, как в науке. По своей сути это самостоятельно получаемые знания, являющиеся новыми и личностно значимыми для конкретного ученика. В методической разработке раскрывается специфика реализации исследовательских задач, обеспечение необходимых условий на уроках математики и во внеурочное время.

Рекомендуются инструменты оценивания успешности учащихся при выполнении исследования.

Методические рекомендации могут использоваться учителями математики в общеобразовательных школах, что позволит обеспечить более осознанное усвоение учащимися теоретических знаний и практических умений по математике и смежным дисциплинам.

Устойчивые положительные результаты по итогам апробации описанного в методической разработке опыта

Эффективность внедрения методической системы в образовательный процесс подтверждается фактом положительной динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации учащихся 5-11 классов за последние три года. Привлечение учащихся к выполнению учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности.

Практика показывает, что по окончании школы, ребята, занимающиеся исследовательской работой, не сомневаются в выборе профессии. Они выбирают предметы для сдачи ЕГЭ именно те, по которым вели исследовательскую работу в старших классах, успешно сдают экзамен и продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях.

Теоретическая база опыта

В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе разработок Л.С. Выготского, базировавшихся на идее передачи культурного опыта по принципу «внешнее во внутреннее». Реализация данного подхода в педагогике и являлась основой для субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передаёт знания и опыт. При этом ученик должен был адаптироваться к формам, методам, способам и приёмам работы учителя.

С.Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание» предлагает иной подход к организации процесса познания – «внешнее через внутреннее» – что, с нашей точки зрения, означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными предпочтениями.

Часто в своей работе мы следуем  пожеланию Пойа Д.: «Лучшее, что может сделать учитель для учащегося, состоит в том, чтобы путем неназойливой помощи подсказать ему блестящую идею…»

По мнению А. Шацкого: «Учебно-исследовательская деятельность учащихся предполагает такую организацию учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблеме, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы».

Ряд авторов (А.В. Хуторской; О.Е. Лебедев; Д.А. Иванов и др.) предлагают классификацию образовательных компетенций по трем уровням, соответствующим содержанию образования: предметные, общепредметные и метапредметные, относящиеся к общему содержанию образования.

Примером метапредметной компетенции может служить исследовательская компетенция, включающая в себя целый комплекс образовательных компетенций, напрямую связанных с мыслительными, поисковыми, логическими, творческими процессами познания обучающихся. На основании определения образовательной компетенции А. В. Хуторского можно предложить определение исследовательской компетенции. Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности. 

Исследовательская деятельность на уроках

Генеральной линией в  построении образовательного процесса является обучение в деятельности. Создание на уроке атмосферы поиска самостоятельных ответов на многочисленные вопросы, возникающие при изучении материала. Одна из главных целей урока: создать ситуацию, находясь в которой ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие. Поэтому цель обучения видим в формировании умения применять полученные знания на практике, что противопоставляется таким умениям, как: правильно ответить на заданный вопрос, получить «5» или сдать экзамен. Нельзя приучать ребенка слепо жить по законам, открытым другими.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте.

Предлагаем следующий алгоритм урока, основываясь на который можно составить свой, рассчитанный на более короткий промежуток времени.

Свободное обсуждение темы. Дает возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой посвящен урок. В ходе этого разговора у каждого возникает множество мыслей, как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение.

Работа с литературой. Каждый пересмотрит литературу, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, затем в группе. Группа соберет и запишет те вопросы, которые сразу не удается решить. Учитель выслушает все группы, все вопросы запишет на доске. Во время изучения какого-либо материала необходимо иметь под рукой хороший толковый словарь, где определения слов даются простым языком. Когда в тексте встречается слово или символ, значение которого не ясно, то следует найти статью с этим словом в толковом словаре, быстро просмотреть все определения, которые там даны, найти подходящее значение по контексту, прочитать значение этого слова, составить с этим словом в данном значении несколько предложений до тех пор, пока не появится ясное понимание значения этого слова.

Выбор группой вопроса для исследовательской работы. Записывают вопрос на листе бумаги.

Понимание проблемы (каждым). На листе, где записан вопрос, группа должна зафиксировать понимание его содержания, понимание смысла каждым членном группы. Группе важно договориться о едином понимании проблемы, иначе трудно будет осуществлять работу.

Поиск гипотезы (каждым). Некоторое время предоставляется для индивидуального размышления.

         Выбор наиболее вероятной гипотезы (в группе). Представление гипотез внутри группы, фиксирование на том же листе бумаги. Делается это с целью выбора наиболее вероятной гипотезы, для чего необходимо увидеть всевозможные ее варианты.

        Планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы. Выводы.

Представление группами результатов своих исследований.

Критический анализ выводов.

Составление серии заданий на применение результатов.

Обмен заданиями между группами.

Знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Практика показывает, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления. Оптимальное чередование зависит от интуиции и мастерства педагога.

Хорошо,  когда процесс размышления не заканчивается на уроке. Он может закончиться перечислением массы новых проблем, которые требуют решения, тогда ребята попадают в обстановку, естественную для исследователя.

Проектная и исследовательская деятельность во внеурочное время

Внеклассная работа является логическим продолжением образовательного процесса в классе и включает в себя следующие направления:

  • ведение факультативов «Избранные темы школьного курса»;
  • ведение кружков по предметам;
  • подготовка учащихся к предметным олимпиадам и конкурсам;
  • руководство индивидуальными и групповыми учебно-исследовательскими и иными проектами;
  • организация и проведение предметных декад, викторин, тематических вечеров;
  • подготовка презентаций и публикаций по тематике исследовательской работы;
  • сетевое взаимодействие с дистанционными школами.

Ведение факультативных учебных курсов

Основной педагогической технологией, используемой в рамках факультативов, является метод учебных проектов, тематика которых определяется учащимися. Вместе с тем на факультативных занятиях проводится обучение компетенциям как самостоятельному (личностному) качеству.

Кружковая работа

Как правило, учащиеся 5-х, 6-х классов любопытны и любознательны. Для того чтобы эти качества переросли в интерес к предмету, я проводим занятия кружков «Юный математик», «Математический клуб Кенгуру», «Юный исследователь», «Импульс»

Проведение предметных декад

        Ежегодно проводим предметные декады по предметам. При этом главными действующими лицами, как на этапе подготовки, так и на этапе проведения являются дети. Атмосфера праздника, творчества, окружающая всех участников различных мероприятий, способствует повышению мотивации, обогащает новыми мыслями, чувствами, переживаниями, что благоприятно сказывается на результативности образовательного процесса. Продуманность и хорошая организация обеспечивает 100% участие учеников в проводимых мероприятиях.

Сетевое взаимодействие с дистанционными школами

         Ежегодно мои ученики принимают участие в научных конференциях, конкурсах исследовательских работ, олимпиадах различного уровня (см. рисунок 3).

Школьное научное общество учащихся

        В сентябре 2005 года  организовала научное общество учащихся (НОУ). Деятельность НОУ регламентирована нормативными документами: Положение о НОУ,    Устав НОУ.

Считаю, что характеристика творческой личности не способности ребенка, а его мотивация. Именно мотивация является решающим фактором реализации творческого потенциала личности. С первых дней пребывания ребенка в школе мы даем ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности, учитывая при этом специфику его возрастных возможностей. Исследовательская работа начинается с выбора темы. Темы для исследовательских работ могут быть выбраны как в рамках программного материала, так и за его пределами, но принципы организации  этой работы должны быть следующими:

  • интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и внеучебной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы
  • непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей;
  • межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предметов и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Учащиеся, проявляющие серьезный интерес к предмету, изучают специальную литературу, занимаются в дистанционных школах. Чаще всего работы таких учащихся носят интегрированный характер и охватывают две или более областей знаний.

 Один из серьезных исследовательских проектов – «Золотое сечение в архитектуре», удостоенный диплома краевой итоговой научно-практической конференции для одаренных учащихся и молодежи «Будущее Алтая» в 2007 году    

                    Паспорт проектной работы «Золотое сечение в архитектуре».

Название проекта

«Золотое сечение в архитектуре»

Руководитель проекта

Перетокина Валентина Борисовна

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

математика

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

история, черчение, изобразительное искусство

Возраст учащихся, на который рассчитан проект

8 класс

Тип проекта

исследовательский

Цели проекта

выполнить проект по восстановлению Лушниковской церкви

Задачи проекта

  • изучить историю «золотого сечения»
  •  изучить памятники архитектуры Тальменского района
  • научиться применять знания из различных областей науки в жизни

Описание проекта

Классическими проявлениями «золотого сечения» являются предметы обихода, скульптура и архитектура, математика, музыка и эстетика. В книгах о «золотом сечении» можно найти замечание о том, что в архитектуре, как и в живописи, все зависит от положения наблюдателя, и что, если некоторые пропорции в здании с одной стороны кажутся образующими «золотое сечение», то с других точек зрения они будут выглядеть иначе. Все, что сделано человеком, будет выглядеть приятнее, если оно содержит «золотое сечение» При посещении краеведческого музея я узнала о разрушенном старейшем памятнике архитектуры, который находится в с. Лушниково. Проведя исследовательскую работу на применение в строительстве принципов «золотой пропорции» и беседуя с местными жителями села о первоначальном виде здания, я решила выполнить его эскиз и сделать проект для восстановления церкви.

Предполагаемые продукты проекта

Проект (эскиз, чертежи для выполнения строительных работ)

Этапы работы над проектом

1.Определение с темой исследования

2. Составление плана работы

3. Структуризация работы. Организация работы над отдельными разделами

4. Сбор материала и его анализ

5. Оформление работы

6. Подготовка к представлению работы

7. Представление  работы на научно-практической конференции

В исследовательском процессе активное участие принимают родители (особенно на первой ступени обучения). Поэтому, необходимо с ними организовать работу. От родителей потребуется помочь своим детям  в правильном выборе темы: не навязывать свою, не ограничивать в выборе и уж ни в коем случае не  выполнять работу за ребёнка. Приобщая детей к исследовательской деятельности, нацеливаемся не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Среди воспитанников НОУ – дипломанты муниципальных, региональных, Российских конкурсов и конференций, обладатель Гранта администрации Алтайского края для поддержки талантливой молодежи, награждены медалью «Одаренный ребенок» и занесены в энциклопедию «Одаренные дети России»

Лучшие исследовательские работы отмечены дипломами

                                      Лучшие исследовательские работы

Название работы

Где принимали участие

Результат

Математическое путешествие в мир гармонии

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Золотое сечение

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=554249

Диплом

Поэтический альманах

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570741

Диплом

Симметрия в природе

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Выявление закономерностей «золотого сечения» в архитектуре

Краевая итоговая научно-практическая конференция для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» 2007 г

Диплом

Множества

IX Педагогический фестиваль «Internet и образование»

Сертификат

Изучение свойств листа Мебиуса

Региональный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в образовании – 2009»

Сертификат

Анализ уравнений и неравенств, содержащих параметры

Краевая итоговая научно-практическая конференция для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая» 2005 г

Диплом

Содружество – семейный КВН

http://edu-reforma.ru

Диплом

Фестиваль PRO движение

http://www.online-festival.ru/index.php?area=1

Диплом

Проценты и банковские расходы

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Число Пи

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

Математика и  экология

http://portfolio.1september.ru/work.php?id=570719

Диплом

        Деятельность НОУ осуществляется через заседания предметных секций, лекции, семинары, консультации с научными руководителями, экспедиции. Учащиеся избирают индивидуальную форму работы или объединяются в творческие группы. Подбор исследовательской задачи по сложности и объему позволяет задействовать в этой форме работы учащиеся самых разнообразных возрастов, способностей и склонностей, что говорит о чрезвычайно высокой адаптивности этой формы обучений. Члены НОУ могут самостоятельно избирать тему для работы и научного руководителя

Научная поддержка НОУ.

Организации, осуществляющие научное сопровождение

Количество специалистов, сопровождающих

научное сопровождение

Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования

консультации

Алтайский государственный университет

консультации

Алтайская государственная педагогическая академия

консультации

Новосибирская дистанционная школа  «Школа - плюс»

3

Алтайский краевой центр информационно-технической работы

1

Московская заочная школа «Авангард»

1

Горно-Алтайский государственный университет

2

Историко-краеведческий музей

консультации

Школьный центр психолого-социального сопровождения.

консультации

Студенты вузов (выпускники школы)

15

        

        Итоги работы НОУ подводятся на ежегодной школьной конференции. На конференции учащиеся представляют лучшие исследовательские работы

Организация условий для исследовательской деятельности

 Для обеспечения результативной деятельности учащихся созданы следующие условия.

Информационные:

  • создание каталога публикаций по организации исследовательской деятельности;
  • создание базы данных одарённых детей и детей, занимающихся исследовательской работой;
  • создание базы данных учителей, занимающихся исследовательской работой;
  • создание базы данных исследовательских работ учащихся;
  • создание каталога специальной литературы для учащихся;
  • ознакомление учителей и учащихся с проводимыми конкурсами разных уровней, требованиями к написанию исследовательских работ;
  • проведение родительских собраний, консультаций для родителей.

Многие начинающие исследователи думают, что литература по работе подбирается строго в соответствии с темой, с заявленной проблемой, причем ученики ищут источники с названием, синонимичным их собственной теме, либо ищут в тексте источника буквальный ответ на требуемый вопрос. Это весьма опасная ошибка. Как же тогда быть тем исследователям, чья проблема практически еще только начинает изучаться? Такое отношение просто несовместимо с исследовательской позицией. Когда человек мотивирован на поиск аргументов для решения проблемы, он находит их повсюду, и даже мыслей не возникает о том, что ответ может содержаться в готовом виде в одном из источников.

Исследователь должен уметь пользоваться косвенной информацией, искать предпосылки к важным для него фактам. Эти предпосылки могут иметь весьма далекий от темы характер. Поэтому задача педагога – ориентировать ученика на поиск отдельных аргументов, из которых затем выстроится собственная система, собственный текст, а не на поиск готового ответа.

Методические:

  • диагностика  учащихся, отражающая их отношение к исследовательской деятельности;
  • ознакомление педагогов с теоретическими основами исследовательского подхода в обучении;
  • консультации по руководству исследовательской деятельностью учащихся;
  • создание методической копилки материалов;
  • презентации исследовательских работ;
  • обобщение опыта.

Психологические:

  • диагностика интеллектуально-творческих способностей учащихся, выявление детей, склонных к исследовательской деятельности;
  • проведение тренингов со школьниками, которые занимаются исследовательской работой;
  • консультации для школьников, родителей и учителей.

В процессе погружения в научную деятельность, педагогический коллектив отличается благоприятной психологической атмосферой,  которая вызывает желание творить, идти к новым рубежам. В школе царит дух дружелюбия, чувство долга, ответственности, взаимной требовательности. Это достигается, прежде всего, личным примером педагогов и  школьников. Очень важно для каждого из нас понимание своей ценности, значимости, необходимости коллективу. Делай – и тебя заметят, тебя будут уважать, и на тебя будут равняться. Такая обстановка располагает к действиям и самоотдаче.

Педагогические:

  • ведение теоретической подготовки учащихся на уровне, позволяющем выполнять исследовательскую работу;
  • организация и проведение школьных научных конференций;
  • стимулирование школьников для участия в районных, краевых, всероссийских исследовательских конференциях;
  • проведение выставок достижений учащихся;
  • учет внеучебных достижений, при оценивании учащихся;
  • организация проектной деятельности школьников.

Для проведения исследовательской работы в школе имеется необходимая материально-техническая база: компьютерный класс, достаточное количество ноутбуков, выход в Интернет, мультимедийные комплексы для проведения презентаций.  К услугам учащихся читальный зал школьной библиотеки с медиатекой,  информационный центр.

Данные условия являются необходимыми для системной организации работы.

Особенности организации исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность для школьника. Развитие личностного своеобразия «Я - исследователь», механизмов рефлексии, познавательных стратегий, самообучения и личностного опыта.

Способ приобщения к исследованию. Вовлечение через внутренние познавательные мотивы, устойчивый интерес к конкретной образовательной области, личное участие в системе «научных чтений» и конференций, общение со сверстниками-исследователями в школьном научном обществе.

Основные средства:

  • стартовое эвристическое обучение основам исследовательской деятельности;
  • совместный поиск педагога и ученика по развитию индивидуальной исследовательской стратегии;
  • в ходе организации исследовательской деятельности постоянно поддерживается исследовательский диалог учителя и ученика. Периодически организуется обсуждение со сверстниками-исследователями;
  • в ходе исследовательской деятельности проявляются, рефлексируются, учитываются и развиваются познавательные предпочтения ученика.

Особенности организации этапов исследования:

  • вариативность этапов исследовательской деятельности, в зависимости от личностных и индивидуальных особенностей ученика;
  • тема исследования исходит из личностных интересов школьников и совместно формулируется с руководителем;
  • ученик самостоятельно делает попытки определить гипотезу, задачи и методы исследования, согласовывая их с руководителем;
  • план исследования разрабатывается, меняется и уточняется по ходу исследования, в зависимости от промежуточных результатов деятельности;
  • эксперимент предполагает множество результатов, которые заранее точно не известны. Результаты, опровергающие гипотезу, даже более ценны, чем ожидаемые с точки зрения приобретения опыта. Допускается множество «проб и ошибок» в реализации эксперимента.

Особенности организации обратной связи. Обратная связь организуется как по результатам, так и по процессу исследования. Особенно важны личные открытия, озарения, размышления о последовательности действий и их эффективности. Обратная связь приводит к осознанию критериев личностной и исследовательской компетенции. Благодаря обратной связи исследование становится обучением учению.

Результаты исследовательской деятельности. Результаты деятельности сначала фиксируются как внутренние и качественные достижения школьника, а потом как способы социального признания, начиная с ближайшего окружения (что особенно ценно!)

 Использование приобретённого опыта в дальнейшем. Система организации исследовательской деятельности построена так, что у школьника обязательно есть возможность продолжить исследовательскую деятельность, для того чтобы закрепить успех, учесть результаты обратной связи, особенно по результатам реализации собственной исследовательской стратегии, для того чтобы обеспечить новый уровень личностного развития.

Этапы исследовательской работы

        Исследовательская работа начинается с выбора темы. Выбор темы   — очень важный и  ответственный момент.  Умение «ловить» свою мысль – очень ценное умение. Но многие боятся собственных мыслей, потому, что они могут быть выражены слишком простыми словами, что называется, на бытовом уровне. Этого не нужно бояться, главное – не упустить интересные мысли. Их можно записать сначала как есть, а потом отредактировать, когда они уже будут зафиксированы.

1 этап. Сначала нужно определиться со сферой интересов ученика – что ему интересно вообще в жизни, на что чаще всего обращает внимание, замечал ли что-то необычное в окружающем мире. Если научное направление уже выбрано, попытаться осмыслить, что привело в эту науку и чем в рамках этой науки больше всего хочется заниматься. Если таких интересов много, можно записать все, причем сначала, на этом этапе, просто на бытовом языке. Записывание позволяет более осознанно выйти на цель, не потеряв ничего ценного.

2 этап. Соотнести сделанные записи со своими возможностями (уровень компетентности, техническая оснащенность), исследовательскими и профессиональными интересами, а также с возможностями руководителя (его сферой профессиональных интересов и личной заинтересованности), и сделать выбор. Хорошо, если формулировка темы начинается  со слов: определение, влияние,  выявление, сравнение, анализ, изучение. Тема,  цель и задачи работы должны быть созвучны.

        Взаимодействие с педагогом оптимально, когда оно имеет взаимно заинтересованный, личностно вовлеченный характер. Нужно помнить, что руководитель и ученик– это уже почти коллеги, и отношения должны иметь иной уровень.

3 этап. Сформулировать вместе с учеником, какой аспект темы его более всего интересует, более точно, уже на научном языке. 

4 этап. Вместе с учеником провести предварительный анализ проблемы, выяснив примерно степень изученности вопроса и вероятность относительного совпадения с программой какого-либо из существующих исследований.

Изложение тех соображений, которыми вы руководствовались на первых четырех этапах, на бумаге, и будет тем, что в работе называется «актуальностью» исследования.

5 этап. Конкретизировать цели и задачи, можно с помощью специальной методической литературы. Найти тему – это еще не значит определить тип работы. Большинство формулировок предполагают несколько возможных путей рассмотрения, и эти пути больше зависят от задачи самого исследователя, чем от каких-то официальных требований. Поэтому максимум внимания и усилий нужно приложить к определению целей и задач исследования (ученик должен четко для себя определить, какой аспект проблемы его больше всего интересует).

6 этап. Определиться с выбором методов. Фактически выбранный аспект проблемы задает методы.

7 этап. Определение алгоритма исследования. Цель, если она сложна, не может быть достигнута сразу. Всегда сначала нужно сделать одно, затем другое. Если какой-то шаг был неверен, то его стараемся исправить. Чтобы сформулировать цель, нужно спросить себя ученику «Что я, собственно, хочу узнать?». А затем попытаться представить как можно подробнее, как этого можно достигнуть. Представляя заранее все в деталях, мы резко уменьшаем вероятность ошибочных шагов, и тем самым намечаем этапы исследования. 

8 этап. Формально любая работа требует выводов и заключения. Выводы являются заключением всего исследования. Это то, ради чего и стоило выполнять эту  работу.

        Выводы нужны для того, чтобы кратко охарактеризовать основные результаты, к которым пришел автор в процессе работы, а заключение – это подведение итогов. Эти разделы близки, похожи, но, тем не менее, их можно и нужно разделить.

        В целом написанная исследовательская работа  – это изложение не только результатов изысканий, это обязательно изложение аргументации: почему именно так нужно трактовать ту или иную область знания. Это подробное изложение всех изыскательских действий с обоснованием – почему исследователь обратился именно к ним – и системное изложение всего материала. Кроме того, обязательна хотя бы попытка системного «встраивания» полученного знания в имеющуюся научную картину мира. Все это должно убедить в объективности полученных результатов, в научности выполненной работы, в приемлемости высказанной точки зрения для научного мира. Есть работы, в которых исследователь решает свою проблему в двух, а то и трех парадигмах параллельно, показывая верность своей гипотезы.

А выводы нужны, чтобы быстро познакомиться с результатами работы, чтобы понять – актуально это исследование для научных интересов читающего, или нет. Поэтому, чтобы научиться писать выводы, нужно попытаться представить себя на месте читателя, отрефлексировать, а что бы захотелось самому прочитать в выводах по своей работе, будучи на месте читателя? Какую информацию, обнаруженную в процессе исследования, нужно считать результатами? Конечно, в первую очередь это информация, которая работает на гипотезу. В общем, формализация выводов – непростая вещь, которая требует и умения коротко выразить мысль, и умения соотнести результаты с целями и задачами, и умения акцентировать внимание читателя на самых ценных моментах.

        А вот заключение не всегда обязательно для научной работы. Если есть хорошие выводы, которые дают целостное представление о проделанной работе, где представлены результаты не только эмпирической части, но и теоретического анализа проблемы, то заключение становится излишним. Но в некоторых случаях заключение позволяет завершить мысль, завершить целостность, так как выводы все же представляют собой лишь совокупность отдельных результатов. В любом случае, в заключении не стоит повторять выводы, его лучше строить как некое подведение итогов, как перечисление того, что сделано: сделано то-то и то-то, получено столько то результатов, которые будут очень полезны там то. Очень хорошо, если в заключении удастся объединить результаты, сформулированные в выводах (без повтора самих выводов), в общую схему, «нарисовать картину» нового знания в целом.

Если ученик может пересказать свою работу в одной-двух фразах, значит, он действительно понимает, о чем пишет.

9 этап. Презентация результатов исследовательской работы учащихся.

Идеальной формой презентации исследовательской работы в школе будет та, в которой реализуются такие же цели, как и во взрослом научном сообществе:

  • присоединение нового знания к уже имеющемуся в науке, встраивание в систему научного знания;
  • получение обратной связи – мнения других по поводу сделанных открытий, полученных данных, новой точки зрения и т.д. Обратная связь может касаться как отдельных вопросов достоверности, актуальности, корректности проведенного исследования, соотношения с другими фактами, так и общего отношения к работе, включая философское осмысление;
  • получение одобрения, оценка значимости проделанной работы;
  • знакомство с новыми знаниями;
  • налаживание связей в научном мире, помогающих реализовать более системные и сложные задачи.

Для того чтобы достичь результатов, учащимся порой приходится пересмотреть множество специальной литературы, проанализировать, сделать отбор материала, обработать его. Иногда желаемого результата сразу достичь не удаётся. Вот где закаляется характер!

        Практика показывает, что по окончании школы, ребята, занимающиеся исследовательской работой, не сомневаются в выборе профессии. Они выбирают предметы для сдачи ЕГЭ именно те, по которым вели исследовательскую работу в старших классах, успешно сдают экзамен и продолжают обучение в профессиональных учебных заведениях.

Диссеминация опыта

Данный опыт работы я рекомендую к внедрению в деятельность общеобразовательных школ. Основные теоретические положения и результаты работы педагогов нашли отражение в публикациях. Результаты обсуждались на IV и V Всероссийской научно-практической конференция «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе, 2004 г, 2009 г., региональной методической неделе АКИПКРО 2006 г., заседаниях районных методических объединений педагогов. Опыт школы в данном направлении успешно внедрен в 7 школах района.

В школе сформировалась инициативная группа учителей, готовых оказать помощь в организации исследовательской работы с учащимися. Свой опыт распространяю на различных уровнях

Распространение инновационного опыта.

Название работы

Где распространялся

Результат

Организация работы с одаренными детьми

V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе, 2009 г

Публикация

в сборнике

Мониторинг математической подготовки учащихся

V Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы математического образования в школе и педагогическом вузе, 2009 г

Публикация

в сборнике

Система внеклассной работы по развитию самостоятельности и творческой активности учащихся с учетом личностно-ориентированного подхода

Региональная образовательная выставка 2005 г

Почетная грамота

Проектно-исследовательские методы обучения в условиях предпрофильной подготовки учащихся средней школы

Региональная образовательная выставка 2006 г

Диплом

Организация исследовательской работы при обучении математике

Региональная образовательная выставка 2007 г

Диплом

Формирование ключевых компетенций учащихся через применение ИКТ в обучении математике.

Региональная образовательная выставка 2009 г

pnpo.akipkro.ru  files/2006/programma_

Диплом

Повышение качества образования через диссеминацию инновационного педагогического опыта.

Региональная образовательная выставка 2009 г

pnpo.akipkro.ru  files/2006/programma_

Диплом

Развитие ключевых компетентностей одаренных детей через исследовательскую деятельность в школьном образовательном пространстве

Всероссийский заочный конкурс «Мастерская учителя» (ЗАВУЧ.ИНФО)

http://www.zavuch.info/metodichka/zavuch-info/master-uchitel/fiz-mat/kluch_kompet_isled_dey 

Диплом

Заключение

Чтобы мы ни говорили о долгой истории применения в российском образовании исследовательских  методов обучения, они для большинства педагогов – дело новое. Этому специально не обучали в институтах и университетах, самостоятельной исследовательской практики у многих педагогов и школьных психологов нет. С этими обстоятельствами связан ряд трудностей, возникающих при исследовательском обучении детей. Угроза успешному решению задач исследовательского обучения вытекает из нашего вечного стремления непременно приобщать детей к решению социально значимых задач. Это, конечно, делать надо, но не следует полностью направлять учебно-исследовательскую работу с детьми в русло любимого нами с советских времён «добровольно-обязательного труда». Прежде чем направить исследовательскую активность детей на разрешение проблем, надо  подумать – интересно ли это самим детям. Будит ли эта важная, с нашей взрослой точки зрения, проблематика познавательные интересы детей. Главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании – развивать природную потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности.

Новизна опыта заключается  в разработке модели формирования ключевых компетенций   в образовательном пространстве средней общеобразовательной школы, выявлении организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность реализации данной модели. 

Практическая значимость заключается в том, что предложенная мной работа по развитию ключевых компетенций нашла свое применение в повседневной практике учителей школы, района, края и дает высокие результаты. Об этом свидетельствуют отзывы

 С моей точки зрения, важно организовать исследовательскую деятельность таким образом, чтобы она максимально полно реализовывала заложенные в ней образовательные потенциалы. Хочу пожелать юным исследователям и их руководителям многих ярких минут осознания собственной победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика

Нет радости выше тех, которые нам доставляет изучение истины.У. Бэкон Такой девиз имеет наше научное общество учащихся (НОУ). В его задачи входит приобщение ребят к исследовательской деятел...

Методика организации исследовательской деятельности в школе

В презентации даны основные положения организации учебной исследовательской деятельности в школе, изложены основные  её виды , а также подходы к выбору тем для исследования...

Методика организации исследовательской деятельности по географии как средство формирования и развития потенциальных возможностей школьников.

Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности....

«Методика организации исследовательской деятельности на занятиях в учреждении дополнительного образования»

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:-  гибкие образовательные пр...

Методика организации исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы через новое понимание метода проектов

В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих спосо...

Выступление на ГМО на тему: «Методика организации проектной деятельности школьников»

Выступление на ГМО на тему:  «Методика организации проектной деятельности школьников»...