Печатная статья "СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ"
статья на тему

Харитонова Елена Анатольевна

Опубликована в сборнике материалов VI  Международной научно-методической конференции, г. Курск, 22-23 мая 2014 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТРАНОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ОБУЧЕНИИ

АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Харитонова Е.А., преподаватель (Курская ГСХА)

Одним из главных направлений совершенствования методов подготовки студентов среднего профессионального образования сегодня является использование активных методов обучения, которые опираются на творческое мышление студентов, активизируют их познавательную деятельность, приучают самостоятельно принимать решения.

Для успешной реализации требований ФГОС СПО к изучению ИЯ необходимо использовать такие современные педагогические технологии, которые будут способствовать повышению мотивации студентов, ориентировать их на творческую инициативу. Одной из наиболее эффективных форм обучения ИЯ, стимулирующих активную деятельность самого студента, является введение элементов страноведения. Благодаря текстам страноведческого характера обучающиеся  знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, пополняют свои знания в разных областях жизни, науки и искусства, узнают об особенностях речевого поведения и этикета. Использование разнообразного культуроведческого материала даёт возможность не только познакомиться с реалиями повседневной жизни и поведением в определённых ситуациях общения, но и позволяет сопоставить эти сведения с аналогичными явлениями российской действительности, «ввести обучающихся  в мир культуры и национальных традиций страны изучаемого языка в сопоставлении со своим национальным и речевым опытом» [Фурманова 1993: С.89].

Усиление социокультурной направленности обучения иностранному языку ориентировано на «развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, лингвистической и культуроведческой), на включение обучающихся в диалог культур, что в результате способствует развитию взаимопонимания и толерантного отношения к проявлениям иной культуры» [Сафонова 2009: С.20]. Таким образом, страноведение помогает глубже понять и проникнуть в изучаемый язык посредством вышеизложенных аспектов.

Основным достоинством применения страноведческого материала является развитие социокультурной компетенции учащихся, расширение знаний о культурном наследии стран изучаемого языка. Кроме того, студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса, возрастает уровень использования наглядности на занятии. Большую роль играют и межпредметные связи с общеобразовательными и специальными дисциплинами, что позволяет учащимся получить более прочные знания сразу по нескольким предметам. В ходе обучения  студенты учатся  критически мыслить, проявлять изобретательность, развивать профессиональную компетентность.

Для успешного формирования страноведческой компетенции необходимо использование различных дидактических и наглядных средств обучения, таких как: опросник (форма работы с материалом лингвострановедческого содержания), учебная лингвострановедческая карточка (способ представления лексических единиц с национально-культурным компонентом), устная работа по результатам просмотра видеосюжетов и др. материалов. Неограниченному доступу к интересным страноведческим материалам также способствует использование интернета [Ефременко 2010: С.18].

Вышеперечисленные методы и средства обучения формируют устойчивую положительную мотивацию к предмету «Иностранный язык».

 При этом  реализуются и требования ФГОС  СПО в части формирования общих компетенций обучающихся, таких как:

- понимать и правильно осмысливать содержание текстов и изучаемых материалов, полученных из различных источников,

- выражать свое мнение на основе содержащейся в тексте информации, вести беседу, отстаивать свою точку зрения,

- применять полученные знания в ситуациях, близких к реальным.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что страноведческий аспект в обучении ИЯ  учитывает  взаимосвязь  культуры и языка, представляет этот процесс в виде целостной структуры единиц языкового и внеязыкового содержания. Обращение к страноведческим материалам является залогом успешной речевой активности учащихся, что позволяет им принимать участие в диалоге культур, а педагогу – демонстрировать красоту, своеобразие и индивидуальность английского языка.

Список использованной литературы:

1. Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2010. - №8. - С.18.

2. Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2009. - № 3. - С.19-23.

3. Фурманова В.П. Межкультурная коммуникация и лингвокультуроведение в теории и практике обучения иностранным языкам. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - С.89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.

Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов                    курса русского языка в комплекте уче...

Психологический аспект урока английского языка

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение  с учащимися.Важной функцией такого ...

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе

Инновационное обучение русскому языку  помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует  концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, инт...

Прагматические аспекты изучения иностранного языка

Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранному языку. Использование прагматических материалов на уроках иностранного языка....

Методическая разработка. Отчет по методической теме "Эмоциональность как важный мотивационный аспект преподавания иностранного языка" на заседании педагогического совета ГБОУ гимназия №402.

Как наши эмоции связаны с различными познавательными процессами : памятью, восприятием и мышлением?  Как эмоции участвуют в формировании мотивов сознательного учения школьников? Об этом задумывае...

Печатная статья "СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В АГРАРНОМ ВУЗЕ"

Опубликована в сборнике материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и инновационная деятельность в агропромышленном производстве»,28 - 29 января 2015 г....