Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»
статья на тему

Севостьянова Татьяна Вячеславовна

В определенный момент  каждый человек задает самому себе ряд важнейших, основополагающих вопросов о смысле жизни, профессии, своем предназначении. Человеку, работающему с детьми, приходится задавать себе эти вопросы практически каждый день. Представленное эссе - это размышления о важности профессии учителя, о трудностях, с которыми приходится сталкиваться, о том, что дает силы в наше непростое время входить в класс с желанием и интересом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_stkf-6.24_2.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Курс повышения квалификации

«Профессиональная компетентность педагога общеобразовательной организации в условиях реализации ФГОС» (72 часа)

Севостьянова Татьяна Вячеславовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургский техникум отраслевых технологий, финансов и права»

sevostatjana@mail.ru

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО»

В последнее время от представителей самых разных профессий приходится слышать, что все меньше остается настоящих специалистов, компетентных и ответственных, болеющих душой за свое дело.

Справедливо ли это утверждение? Может быть, консерватизм старшего поколения не позволяет разглядеть в молодом специалисте, уверенно применяющем в своей работе новые технологии, настоящего профессионала? Каков же он, современный специалист? Какими качествами должен  обладать?

В современном мире очень много интересных и важных профессий, но только в некоторых из них допущенная ошибка – это не просто производственный брак, а искалеченная человеческая судьба. Такой является и  профессия учителя. Совсем не случайно писатели и поэты, художники и кинематографисты, давно покинувшие школьные стены, нет-нет да и возвращаются в свое детство, вспоминая учителей и воссоздавая их образы в своих произведениях. И возникает «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» Н.П. Богданова-Бельского, «Учитель» А.А. Блока, «Уроки французского» В.Г. Распутина, «Доживем до понедельника» С. И. Ростоцкого, «Большая перемена» А. Коренева и Г. Садовникова. Разные эпохи, разные герои, разные судьбы и общая любовь к детям, глубокая преданность нелегкому ремеслу, умение видеть в маленьком человеке личность, пусть только начинающую формироваться, стремление помочь в этом ответственном деле. Мы переживаем, наблюдая, как заканчивает урок в  своем 10 классе  учитель истории Илья Семенович Мельников, герой фильма «Доживем до понедельника», смеемся над чудаковатым Нестором Петровичем  Северовым из «Большой перемены», и при этом четко понимаем, что перед нами настоящие профессионалы своего дела, увлеченные, неравнодушные, грамотные педагоги.

Профессионализм учителя определяется его компетентностью, то есть умением соединить теоретические знания и практические умения для осуществления своей педагогической деятельности. Выпускник филологического факультета педагогического университета, безусловно, обладает большим запасом теоретических знаний. Во время обучения он проходит педагогическую практику в школе и примерно представляет, как осуществляется процесс обучения, знает, что необходимо развивать внеурочную деятельность, периодически проходить курсы повышения квалификации, выполнять работу классного руководителя, работать с семьей,  обеспечивать охрану жизни и здоровья своих учеников. Но пока молодой специалист не  приступит к собственной практической деятельности, он не поймет, что добиться результата, обрести профессиональную компетентность, можно лишь только соединив теоретические знания с практическими умениями.

Современный учитель обязан понимать, что образование не заканчивается получением диплома. Самообразование на протяжении всей педагогической деятельности – гораздо более сложный процесс. В. И Даль писал: «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника…» Только активный, обладающий пытливым умом педагог, сумеет воспитать человека, способного принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, не останавливаться на достигнутом и смело идти вперед.

В условиях реализации ФГОС ООО учитель русского языка и литературы должен также умело использовать информационно-коммуникационные технологии и интерактивные методы обучения. Современные компьютерные технологии позволяют педагогу быть в тесном контакте со своими учениками практически круглосуточно. Грамотный, компетентный учитель правильно использует эту возможность: не «скатится» на один уровень с воспитанниками, став своего рода «подружкой», а «подтянет» их на свой, обучив культуре интернет-общения. Это является очень важным моментом, так как зачастую эта культура находится на не очень высоком уровне у юных пользователей Всемирной сети. Кроме того, интернет-общение – прекрасная возможность понять, чем живет ученик в свободное от школы время, а учитывая индивидуальные психологические особенности личности, наладить контакт даже с самыми замкнутыми детьми.

Множество важных задач стоит перед современным педагогом. Государственный образовательный стандарт ставит одни задачи, руководство образовательного учреждения, в котором он трудится, - другие, ученики, приходящие к нему на урок, - третьи, сам он перед собой – четвертые. Умение грамотно решить эти задачи, не упустить ничего из виду, правильно расставить приоритеты, не забывая при этом о собственной жизни и жизни  близких людей, – это и есть профессиональная компетентность. Со студенческих времен мы помним книгу В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям». Только так, отдавая детям свое сердце, можно получать взамен частички их сердец и двигаться вперед, решать задачи и совершенствовать свои умения, каждый день входить в класс и «заражать» своим любимым предметом учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. И  это понятно... С введе...

Эссе "Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализаци ФГОС"

Эссе представляет собой размышление о том, какими качествами должен обладать учитель в условиях реализации ФГОС"...

Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО.

Каким должен учитель в современном мире? Какие качества ему присущи? Именно на эти вопросы ищем ответ....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Системно-деятельностный подход на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС»

Цель самообразования: Освоить новые формы и методы работы, способствующие формированию гражданина - члена общества, обладающего комплексом неотчуждаемых прав и свобод и ответственного перед обществом,...

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Программа профессионального саморазвития учителя русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС позволяет выстроить перспективную траекторию самообразования учителя на несколько лет вперёд, что...

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"

Удостоверение о повышении квалификации "Профессиональная компетентность учителя русского языка и литературы в условиях цифровизации образования"...