Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности в школе
статья по теме

         Внеурочная деятельность является неотъемлемым компонентом современного образовательного процесса. Здоровьесбережение школьников во внеурочной деятельности - одно из главных требований системы образования сегодня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной     деятельности в школе

   Понятие технология, прочно вошедшее в педагогическую науку, пришло в неё из сферы производства.

   В педагогике «с одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств» [1, с. 5].

   Здоровьесберегающая технология направлена на сохранение здоровья ребёнка в процессе его обучения  и воспитание у него устойчивого положительного отношения к здоровому образу жизни.

   Н.К.Смирнов определяет здоровьесберегающие образовательные технологии как совокупность всех используемых в образовательном процессе приёмов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.

   Во внеурочной деятельности, которая на сегодняшний день является неотъемлемым компонентом современной образовательной системы, использование здоровьесберегающей технологии приобретает первостепенное значение.

   Внеурочная деятельность должна соответствовать требованиям, определяемым СанПиНом для дополнительного образования детей. СанПиН регламентирует максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку в зависимости от продолжительности учебной недели и максимально допустимый недельный объём нагрузки внеурочной деятельности. Максимально допустимый недельный объём нагрузки внеурочной деятельности не зависит от продолжительности учебной недели и не должен превышать во всех классах 10 академических часов в неделю. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

   Здоровьесбережение во внеурочной деятельности должно быть направлено на рациональную организацию образовательного процесса, на использование таких методик и технологий, которые не вызывают чрезмерного утомления и напряжения, позволяют сохранить работоспособность детей, организовать физкультурно-оздоровительную работу на занятиях.

   Организация внеурочного занятия должна снизить риск возникновения заболеваний у школьников, оказать положительное влияние на психологическое здоровье ребёнка. Одна из главных задач внеурочной деятельности - развить школьников с максимально сохранённым здоровьем.

   Определяющими в организации занятия во внеурочной деятельности являются следующие факторы:

1. Создание благоприятного психологического климата на занятии. Педагог проявляет эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую гибкость, нестандартность, творчество. Учитель создаёт оптимистическую атмосферу на занятии, положительно настраивает учащихся, задаёт доброжелательный, спокойный тон, находит индивидуальный стиль взаимодействия с различными учениками.

   «Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно значимых способов учебной работы,  индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности - это методы, которые раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях» [3, с. 20].

   «Хороший  учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика - юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности» [2, с.54].    

2. Обеспечение оптимальной нагрузки на занятии. Известно, что уже на шестом уроке у старших школьников работоспособность снижается на 50 процентов по сравнению с 1-2 уроками,  занятия же во внеурочной деятельности проводятся за пределами сетки расписания. Интенсификация учебного процесса вызывает у учащихся состояние переутомления, создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Для правильной организации внеурочного занятия необходимо продумать смену видов деятельности, тщательно отобрать материал и  его объем в соответствии с возрастными особенностями, варьировать упражнения, формы заданий, приемы их выполнения. Продолжительность одного занятия во внеурочной деятельности составляет от 35 до 45 минут. Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 45 минут для отдыха детей.

3. Выполнение санитарно-гигиенических требований к условиям обучения школьников.  Педагог, организующий занятия во внеурочной деятельности, следит за свежестью и температурой воздуха в помещении (температура в учебном кабинете должна составлять 18 - 24º С), за освещением в кабинете, обстановкой и гигиеническими условиями в кабинете.

4. Использование методов по психофизиологическому восстановлению ресурсов организма. Педагог организует правильную посадку школьников, отслеживает позу учащихся, проводит физкультурные паузы, игры, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику. Педагог создает эмоциональную разрядку на занятии.

5. Использование технических средств обучения в соответствии с требованиями СанПиН. СанПиН (см. таблицу 5 СанПиН 2011) регламентирует продолжительность непрерывного применения технических средств обучения. Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения в 5-7 классах - 20 мин, в 8-11 классах - 25 мин. Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения  в 5- 7 классах - 25 мин, в 8 - 11 классах - 30 мин.  

   Организация занятий во внеурочной деятельности с учетом здоровьесбережения  - насущная потребность образовательного процесса в настоящее время.

                                                          Литература

1. Буланова - Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков.Г.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С.Кукушина.- Серия «Педагогическое образование».- Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.- 336 с.  

2. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка: Мастерство и личность.- М.: Просвещение, 1993.- 159 с.

3. Цабыбин С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / авт.- сост. С.А.Цабыбин. - Волгоград: Учитель, 2009.- 172 с.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе.

Дается краткая характеристика здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Приводятся примеры из опыта работы....

«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»

Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в школе для детей с ОВЗ

В программе модернизации российского образования приоритетными с задачами ставятся оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.  Одним из средств решения обозначенных задач...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе.

В статье перечислены приемы здоровьесбережения, которые можно применять на уроках....

Доклад: «Применение здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

На сегодняшний день тема «сохранения здоровья» - очень важна и злободневна. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги бы...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в школе...