Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в школе для детей с ОВЗ
статья на тему

Алпатова Виктория Викторовна

В программе модернизации российского образования приоритетными с задачами ставятся оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.  Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых уже немыслим педагогический процесс современного образования.

         «Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

         организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

         психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);

         учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эти дети, как мы знаем, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие волевых усилий. Поэтому учителю, логопеду, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

Внеурочная  деятельность - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной и социальной активности. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Все наши выходы мы тщательно обдумываем и обговариваем как с родителями, так и с организаторами мероприятий, на которые мы собираемся пойти. Это важно для того, чтобы в нашей внеурочной деятельности мы смогли создать такие условия учащимся, чтобы максимально снизить психофизическое переутомление, сенсорное перенасыщение, психо-эмоциональную напряженность и, наоборот, способствовать их психическому, физическому и эмоциональному развитию.

Внеурочная деятельность в нашем классе началась в прошлом году с выхода на День Здоровья в сквер Девичьего Поля. Система детских площадок и тренажёров позволили нам длительное время побыть на воздухе, развить двигательные навыки и укрепить своё здоровье.

Далее в рамках нашего нового проекта по временам года мы смогли договориться о посещении Московского Театра кукол. Мы посетили 3 спектакля: «Театр на ладошке. Осень», «Зима» и «Весна». Выбор этих спектаклей не случаен - спектакли проводились в интерактивной форме. Представления проходили в игровой комнате театра, где дети вместе с педагогами и родителями расположились на ковре. Зрительный зал и сцена представляли собой единое пространство, по которому всё участники действия (и актёры, и наши учащиеся) перемещались в процессе спектакля. Структура спектакля включала в себя здоровьесберегающие факторы:

- свободное расположение ребёнка на ковре

- привлечение наибольшего числа анализаторов: слуховых, осязательных, зрительных

- работа в режиме дальнего и ближнего зрения

-включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы

- использование элементов релаксации

- использование музыки и цветотерапии (звучала флейта, детям давали рисовать красками по стеклу.

         В конце прошлого учебного года завершающим был выход в интерактивный центр «Познай себя, познай мир» в Дарвиновском музее. Не всё было понятно по содержанию нашим детям, но сама интерактивная форма выставки позволила обогатить сенсорный и социальный опыт учащихся.

 

В этом учебном году нам уже посчастливилось сделать выход в библиотеку им. Гайдара, где тоже были созданы все условия для пребывания там наших учащихся:

- щадящий режим подачи информации

- перемещение в пространстве библиотеки

- посещение игрового уголка

- знакомство с компьютерными 3D-технологиями

- чередование видов деятельности

- был создан благоприятный эмоциональный фон

 

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

-увеличить объём двигательной активности детей;

- сформировать у учащихся интерес и потребность в практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности

-  увеличить социальный опыт культуры  учащихся

- а также рост мотивации к учебной деятельности

- активизировать помощь родителей, общественных организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorsb-tehnologii_vo_vneuroch.deya-ti.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» (СП-30)

ДОКЛАД

 на педагогическом совете на тему:  

 

«Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности в школе для детей с ОВЗ»

                                                                              Выполнила: Алпатова В.В.                                                                                        

                                                                                                                         

2015-2016 уч.год

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности. (слайд1)

В программе модернизации российского образования приоритетными  задачами ставятся оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни.  Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых уже немыслим педагогический процесс современного образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Их можно выделить в три подгруппы: (слайд 2)

         организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса,

         психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

         учебно-воспитательные технологии.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

-        социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии   включают   технологии,  обеспечивающие   формирование  и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей;

- лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру.     

Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. (слайд 3)

Эти дети, как мы знаем, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие волевых усилий. Поэтому учителю, логопеду, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

(слайд 4) Внеурочная  деятельность - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной и социальной активности. Досуг не должен заполняться чем-то случайным, в нем всегда должна быть разумная цель и определенные стремления. Все наши выходы мы тщательно обдумываем и обговариваем как с родителями, так и с организаторами мероприятий, на которые мы собираемся пойти. Это важно для того, чтобы в нашей внеурочной деятельности мы смогли создать такие условия учащимся, чтобы максимально снизить психофизическое переутомление, сенсорное перенасыщение, психо-эмоциональную напряженность и, наоборот, способствовать их психическому, физическому и эмоциональному развитию.

(слайд 5) Внеурочная деятельность в нашем классе началась в прошлом году с выхода на День Здоровья в сквер Девичьего Поля. (слайд 6) Система детских площадок и тренажёров позволили нам длительное время побыть на воздухе, развить двигательные навыки и укрепить своё здоровье.

Далее в рамках нашего нового проекта по временам года мы смогли договориться о посещении Московского Театра кукол. (слайд 7) Мы посетили 3 спектакля: «Театр на ладошке. Осень», «Зима» и «Весна». Выбор этих спектаклей не случаен - спектакли проводились в интерактивной форме. Представления проходили в игровой комнате театра, где дети вместе с педагогами и родителями расположились на ковре. Зрительный зал и сцена представляли собой единое пространство, по которому всё участники действия (и актёры, и наши учащиеся) перемещались в процессе спектакля. Структура спектакля включала в себя здоровьесберегающие факторы:

- свободное расположение ребёнка на ковре

- привлечение наибольшего числа анализаторов: слуховых, осязательных, зрительных

- работа в режиме дальнего и ближнего зрения

-включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы

- использование элементов релаксации

- использование музыки и цветотерапии (звучала флейта, детям давали рисовать красками по стеклу.

(Слайды 8-13)

        В конце прошлого учебного года завершающим был выход в интерактивный центр «Познай себя, познай мир» в Дарвиновском музее.  (слайд 14) Не всё было понятно по содержанию нашим детям, но сама интерактивная форма выставки позволила обогатить сенсорный и социальный опыт учащихся. (слайд 15) Особенно понравился учащимся прозрачный пол, сквозь который были видны муляжи растений и животных.  

В этом учебном году нам уже посчастливилось сделать выход в библиотеку им. Гайдара, где тоже были созданы все условия для пребывания там наших учащихся: (слайд 16)

- щадящий режим подачи информации

- перемещение в пространстве библиотеки

- посещение игрового уголка (слайд 17)

- знакомство с компьютерными 3D-технологиями (слайд 18)

- чередование видов деятельности (слайд 19)

- был создан благоприятный эмоциональный фон

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности учащихся удаётся:

-увеличить объём двигательной активности детей;

- сформировать у учащихся интерес и потребность в практическом использовании умений и навыков, полученных во внеурочной деятельности

-  увеличить социальный опыт культуры  учащихся

- а также рост мотивации к учебной деятельности

- активизировать помощь родителей, общественных организаций и учреждений социума в работе школы по сохранению и укреплению психического и физического здоровья детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности интеграции элементов здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности для учащихся основной школы с учетом ФГОС»

Аэробика – это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Включает большое количество сист...

Мастер-класс Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

Структура мастер-класса: 1.     Вступление.2.     Основная часть.а) сообщение темы, задач мастер –класса;б) методы здоровьесберегающих технологий:-артикуля...

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся младшего школьного возраста.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благ...

Применение здоровьесберегающей технологии во внеурочной деятельности в школе

Внеурочная деятельность является неотъемлемым компонентом современного образовательного процесса. Здоровьесбережение школьников во внеурочной деятельно...

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности

содержит выступление по теме и презентацию...

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности

Здоровьесберегающие технологии во внеурочной деятельности Отводенкова Лариса Михайловна, учитель начальных классов, руководитель отряда ЮИД. ГБОУ ООШ с. В-Санчелеево Профилактика детскогодор...