Презентация. Технология проблемно - диалогического обучения на уроках литературы.
учебно-методический материал на тему

Антонина Николаевна Узких

В презентации представлен материал о целях и задачах проблемно - диалогического обучения, фрагменты с уроков.  Реализация этого подхода заставляет учителя уйти от обычного объяснения, предоставить возможность обучающимся в определённой последовательности самим открыть новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tehnologiya_problemno_-_dialogicheskogo_obucheniya.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология проблемно – диалогического обучения на уроках литературы Фрагменты с уроков

Слайд 2

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами, урок должен стать новым, современным!

Слайд 3

Урок с учётом современных требований Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации? Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать проблемно-диалогическое обучение школьников. Реализация этого подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания. Именно ученики являются главными “действующими героями” на уроке.

Слайд 4

Какой урок называется современным? Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. Проблемно-диалогическое обучение лежит в основе современного урока, так как это урок развивающий, он направлен на создание условий, в которых ребенок может себя реализовать. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Слайд 5

Новая задача урока Новой задачей урока является решение проблем самими школьниками в его процессе через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.

Слайд 6

« ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМ, НАДО БОЛЬШЕ РАЗМЫШЛЯТЬ, ЧЕМ ЗАУЧИВАТЬ». Р.ДЕКАРТ.

Слайд 7

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися в ходе диалога с учителем. В определении «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Цель - обучить самостоятельному решению проблем . Средство – открытие знаний вместе с детьми

Слайд 8

Виды диалогов Побуждающий Подводящий Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем + Развивает творческое мышление. + Развивает логическое мышление + Максимально близок к жизненным ситуациям. + Просчитывается по времени - Ученики могут увести в сторону от тем. + Ведет к нужному результату коротким путем - Невозможно рассчитать время на уроке. - В меньшей степени развивает творчество и инициативу

Слайд 9

Объяснение нового материала. Актуализация знаний. Закрепление материала . Главный принцип взаимоотношений учителя и ученика, - сотрудничество . На каких этапах урока можно использовать проблемный диалог?

Слайд 10

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ . « . Название Содержание Результат 1.Постановка проблемы 2. Поиск решения 3. Выражение решения Возникновение проблемной ситуации Методы постановки учебной проблемы : побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующими приемами «яркое пятно» и «актуальность». Осознание противоречия Формулирование проблемы. Методы поиска решения: побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог, подводящий к знанию диалог. Продуктивные задания на воспроизведение знаний. Выражение нового знания научным языком в принятой форме. Развитие коммуникативной компетентности Развитие коммуникативной компетентности Продукт – новое знание и формирование ключевых компетентностей

Слайд 11

Технология постановки учебной проблемы Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока ; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Следовательно, поставить учебную проблему – значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Слайд 12

Три основных метода постановки учебной проблемы 1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог. 2. Подводящий к теме диалог 3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 13

Сравнение с традиционным Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний, умений и навыков.

Слайд 14

П ри ё мы создания проблемной ситуации П роблемное изложение П роблемная демонстрация М ыслительный проблемный эксперимент И гровая проблемная ситуация П рактическое задание на «ошибку» П роблемный вопрос

Слайд 15

Чёткая формули ровка Доступность Посильност ь Проблема Заинтересованность Естественность . Правила, которые необходимо соблюдать при проблемно- диалогическом обучении

Слайд 16

Формы организации учебной деятельности Фронтальная работа проводится при актуализации знаний, которые являю тся опорой для изучения нового материала. Групповая работа способна выработать продуктивное решение, необходимое для понимания темы; высказать точку зрения на языковое явление, обосновать её; обеспечить долевое участие в решении вопроса, требующего большого количества времени урока. Индивидуальная работа организуется с учётом уровня обученности детей, их возможностей, интересов.

Слайд 17

Примеры заданий . Проверяю т умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. Определи значение слова « Отчизна » . Воспользуйся книгами на выбор: Орфографический словарь. Этимологический словарь. Л. Успенский « Слово о словах » . Толковый словарь. История России. Словообразовательный словарь. Словарь синонимов М. Лермонтов « Родина » . В каких из них ты можешь найти нужные сведения? Заполни таблицу, расставив номера книг. Книги, в которых я найду ответ Нужно посмотреть содержание Книги, в которых, возможно, не найду нужные сведения

Слайд 18

Загадки А.С. Пушкина в повести «Капитанская дочка» Урок литературы. 8 класс

Слайд 19

Какие сцены, эпизоды повести запомнились вам больше всего, представляются особенно яркими? 2) Изменилось ли ваше отношение к героям повести после разбора произведения или осталось тем же? Если изменилось, то в чем? 3) Сформулируйте основную тему произведения. Какие проблемы затрагивает Пушкин в повести? Подумай и ответь!

Слайд 20

Подумай и ответь! 4) Почему Пушкин именно Гринёва делает повествователем? 5) Как вы понимаете эпиграф к повести? Что имел в виду поэт, когда говорил о чести? Только ли верность воинской присяге?

Слайд 21

Сопоставь Швабрин подлость предательство жестокость властолюбие слабость духа трусость хитрость изворотливость одиночество Гринев впечатлительность Пугачёв смелость храбрость решительность преданность верность искренность способность любить прямодушие жестокость великодушие смелость доброта вспыльчивость одиночество милосердие благодарность властность

Слайд 22

Швабрин Гринев Пугачев подлость впечатлительность жестокость предательство смелость великодушие жестокость храбрость смелость властолюбие решительность доброта слабость духа преданность вспыльчивость трусость верность одиночество хитрость искренность властность изворотливость способность любить милосердие одиночество прямодушие благодарность Проверь себя!

Слайд 23

Подумай и ответь! 6) Почему Швабрин вызывает наше презрение? Есть ли в его характере хотя бы одно «светлое пятнышко»? 7) Каких душевных качеств, в отличие от Гринева, лишен Швабрин? 8) Жаль вам Швабрина или нет? 9) В литературоведении высказана мысль о том, что причиной измены Швабрина стала его страстная любовь к Маше Мироновой, нежелание «уступить» её Гриневу. Согласны ли вы с этой мыслью? Свой ответ обоснуйте.

Слайд 24

12) Что увлекает нас в истории любви Маши и Гринева? Подумай и ответь!

Слайд 25

13) Некоторые литературоведы видят в образе Маши Мироновой сходство с женами декабристов. Есть ли между ними что–то общее, на ваш взгляд? 14) Почему повесть, главными героями которой являются Гринев и Пугачев, названа “Капитанская дочка”? (В чем Маша Миронова проявила себя как подлинная дочь своего отца?) Подумай и ответь!

Слайд 26

Загадки романа – это загадки жизни, которую А.С. Пушкин учит нас видеть и понимать. Вывод

Слайд 27

Как вы думаете, что главное в повести «Ася» ? Сформулируйте её тему.

Слайд 28

Всё в этом произведении о ЛЮБВИ . Тысячи страниц мировой литературы посвящены этой теме. Почему? Да потому, что ЛЮБОВЬ – самое загадочное чувство . Никто не сможет дать полного исчерпывающего ответа на вопрос: Что такое ЛЮБОВЬ? Механизм любви ещё до конца не изучен. Каждый из писателей, поэтов по – своему раскрывает эту тему. По – своему раскрывает её и Тургенев. Что такое первая любовь? Как справиться с сердечной болезнью? Как пережить страдания отвергнутой любви?

Слайд 29

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА Один из исследователей творчества Тургенева П. Анненков утверждает, что все повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА В ходе изучения повести нам и предстоит разгадать эту загадку, выяснить, как автор раскрывает душевные переживания героев: НН и Аси. Любовь – тайна . И чтобы разгадать эту тайну, нужно проследить за поведением героев и их переживаниями.

Слайд 30

- Красива ли Ася?

Слайд 31

Красота не является главной чертой «тургеневской девушки» Внешняя красота не является главной чертой «тургеневской девушки» ни в одном из произведений писателя. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. Именно такова Ася.

Слайд 32

IV глава. Почему герой повести назвал лицо Аси изменчивым? «…Я тут в первый раз хорошенько рассмотрел её лицо, самое изменчивое лицо, какое я только видел» «…бросила на меня быстрый и пронзительный взгляд» «…вдруг как будто застыдилась, опустила свои длинные ресницы и скромно подсела к нам, как виноватая» «…она пуще хохотала и шалила»

Слайд 33

Найдите в VI главе ответ на вопрос: Почему Ася «не походила на барышню»? Как это помогает приоткрыть занавес тайны её происхождения?

Слайд 34

Проблема Выяснить, какими чертами характера обладает героиня повесть И.С.Тургенева «Ася» , почему она относится к образам «тургеневских девушек».

Слайд 35

Задание для работы в группах 1. Проследить за поведением, поступками Аси , сделать выводы о её характере. 2. Определить, что придаёт ей оригинальность и загадочность. 3. Доказать, что Ася ведёт себя не так, как девушка из дворянской семьи.

Слайд 36

Выводы Выражает чувства только Ася, только она открывает душу. Ключевым является образ испуганной птички (мысли писателя – не судьба) После этой сцены Аси нет на страницах повести, родилась новая Анна Николаевна , которая не будет смотреть на мир «светлыми, черными глазами». Главная черта Аси – окрылённость, она – птица, она хотела воспарить над обыденностью, она способна любить. Она поэтична и мечтательна. Повесть о любви становится повестью о выборе жизненной позиции. Господин N предал свою любовь, предал самого себя, свои «крылатые устремления

Слайд 37

« У счастья нет завтрашнего дня, нет и вчерашнего. У него есть настоящее и то не день, а мгновение» И.С.Тургенев Идея повести

Слайд 38

Список литературы 1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Ростов – на Дону, 2008. - С.45- 74. 2. Горшкова В.В. Диалог в деятельности современного учителя // Педагогика.- 2011.- №2. – С.68- 76. 3. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации в обучении. «Психология в школе». - 2008. - №1. - С.120 -126. 4.Казанцева И.А. Роль проблемного обучения в реализации деятельностной направленности современного гуманитарного образования // Новое в психолого- педагогических исследованиях.- 2011.- №1.- С.19-24. 5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Альтернативные уроки. -Ростов-на-Дону, 2007. 6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения // Образовательные технологии. – М.: Баласс, 2008. - С.5 – 55. 7. Мельникова Е.Л. Типология и методические схемы проблемно – диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе // Образовательная система «Школа 2100». Сборник материалов. – М.: Баласс, 2009. - С.164 – 283. 8. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. - М: Баласс, 2008. 9. Омарова А.А. Современная технология проблемного обучения // Современные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Презентация содержит не только теоретические сведения, но и практическую часть (фрагменты уроков)...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы

Материал, представленный на РМО учителей русского языка...

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"

Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического  обучения на уроках математики как средство повышения  познавательной  и...