Методическое сопровождение учителя в условиях введения профессионального педагогического стандарта
статья на тему

Кузнецова Инесса Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soprovozhdenie_uchitelya.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение учителя в условиях введения профессионального педагогического стандарта

Профессиональный стандарт педагога определил штрихи к «портрету» педагога-профессионала и вместе с тем требования к оценке его деятельности. Именно педагог стал  главным технологическим ресурсом современной системы образования, поэтому развитие профессиональных компетенций педагога становится сегодня одной из главных задач при решении проблемы повышения качества образования.

В настоящее время  планирование и организация работы с кадрами в нашей школе направлены на изменение стереотипа  мышления педагога и ориентированы на его непрерывное профессиональное образование, адекватное требованиям государственной образовательной политики.

Мы определили для себя принципы организации деятельности школы, направленной на профессиональное развитие учителей. Это:

-понимание школы как самообучающейся организации;

-ориентация на создание условий для самореализации учителя.

          Реализация этих принципов осуществляется в основном  через делегирование полномочий; разработку системы поощрений педагогических инициатив и создание системы корпоративного образования, которое является мощным источником и стимулом профессионального роста педагогов современной школы.

        Представляю вашему вниманию основные направления методической работы  нашей школы:

  • изучение системы работы, диагностика и удовлетворение профессиональных интересов, ликвидация профессиональных затруднений педагогов;
  • деятельность по адаптации педагогических кадров (работа с молодыми специалистами, вновь прибывшими педагогами);
  • выявление, изучение, обобщение и распространение наиболее ценного опыта профессиональной деятельности членов педагогического коллектива;
  • изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, новых технологий и инноваций;
  • инновационная (научно-исследовательская) деятельность;
  • обеспечение участия педагогических работников в различного уровня конкурсах, фестивалях конференциях и других мероприятиях, способствующих повышению профессионального уровня;
  • организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров;
  • корпоративное обучение и другие.

Позволю себе остановиться на преимуществах корпоративного обучения как наиболее перспективной и интересной работы с кадрами:

  • возможность гибкого реагирования на меняющуюся ситуацию в образовании (за счет изменения количества надпредметных объединений педагогов и направлений их работы);
  • постоянный характер обучения (то есть повышение квалификации учителя на рабочем месте осуществляется непрерывно в течение всей профессиональной карьеры);
  • возможность распространения ценного опыта отдельных учителей школы;
  • постоянное повышение квалификации всего коллектива школы (а не только отдельных педагогов);
  • оказание непрерывной методической помощи отдельным  учителям (по решению конкретных проблем);
  • возможность осуществления не только предметной переподготовки учителей, но и межпредметной.

Таким образом, главной целью методической работы является всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического работника, развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом.  Итогом является - повышение качества и эффективности образовательного процесса, то есть  роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Мы убеждены, что погружать в проблему новых стандартов необходимо весь педагогический коллектив, а не только тех, кто ими непосредственно занимается. Новые образовательные результаты достигаются только коллективом единомышленников.

Осознавая это, мы используем одновременно две модели корпоративного обучения педагогов: традиционную модель и модель организации «командной» работы.

1)Традиционная модель подразумевает: теоретико-практические занятия; практическую деятельность по применению освоенных способов решения проблем; консультации; организацию рефлексивной деятельности учителей; проблемно-обучающие семинары.

Данные семинары обеспечили освоение стратегических (технологии исследовательской и проектной деятельности, формирования ИКТ-компетентности) и тактических (технологии контрольно-оценочной деятельности, постановки и решения учебных задач, учебного сотрудничества) технологий ФГОС.

      Большинство семинаров мы провели с использованием интерактивных методов, что повысило эффективность профессионального общения, сделало педагогов его активными участниками, а не слушателями или наблюдателями.

2)Модель организации  «командной» работы учителей применяется нами для решения конкретной, общей для всей школы проблемы. Педагоги  школы включаются в процесс разработки конкретного продукта, например, пакета методических материалов по формированию УУД, системы оценки образовательных результатов учащихся на занятиях внеурочной деятельности. Разработанный продукт апробируется разными учителями в практической деятельности, затем полученные результаты обсуждаются, вносятся необходимые коррективы.

Сегодня методическая работа школы базируется на деятельности традиционных предметных методических объединений и надпредметных школьных профессиональных объединений  педагогов:

- Творческая мастерская «Школа исследователя».

 Секции: «Проектная деятельность как активная форма обучения и формирования УУД», «Использование инновационных методов обучения на уроках в условиях перехода к ФГОС ОО», «Активные формы организации познавательной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС ОО».

- «Школа молодого специалиста».

- Творческие микрогруппы: «Особенности формирования образовательного пространства в СКК VI вида», «Формирование УУД во внеурочной деятельности», «Инновационные (нетрадиционные) методы как способ развития познавательной активности  учащихся».

      Наиболее продуктивными считаем объединения педагогов, работающих в одном классе, параллели, реализующих программы одного уровня или направленности. Актуальны также объединения педагогов, работающих на «стыке» уровней образования (к примеру, учителя 4-х классов и педагоги-предметники, которые в следующем учебном году будут работать в параллели 5-х классов). Так, в прошедшем учебном году участники творческой мастерской «УУД как предмет педагогического проектирования» познакомились с закономерностями и механизмами формирования и развития УУД, освоили приемы проектирования учебных ситуаций. Они подобрали и разработали методический инструментарий для формирования и оценки новых образовательных результатов.

          Результаты корпоративного обучения учителей представляются на научно-практических конференциях, педагогических чтениях, семинарах различного уровня .

Считаем, что важной «точкой профессионального роста» педагога является потенциал муниципальной среды: школа принимает активное участие в работе городских педагогических сообществ, научно-методических семинаров, осуществляет тесное сотрудничество с другими учреждениями в рамках сетевых сообществ.

Специальный мониторинг, система внутришкольного контроля позволяют нам отслеживать позитивные изменения и проблемы подготовки кадров, на этой основе принимать своевременные управленческие решения. Так, в прошлом учебном году результаты мониторинга показали, что большая часть педагогов испытывает затруднения в работе по формированию УУД и в применении системно-деятельностного подхода при построении урока. Мы понимаем, что наибольший эффект дает работа с  научными центрами, разрабатывающими учебные пособия, методические материалы по данным проблемам. Повышение квалификации на рабочем месте в формате корпоративного обучения важно выстроить в логике педагогической рефлексии. Для этого необходимо организовать встречи (педагогические советы, научно-практические конференции, педагогические чтения), где возможно обсуждение проблем современного образования. Вот почему были запланированы научно-практические семинары с участием специалистов. Семинары были включены и в план сетевого проекта «Нелинейное построение образовательного процесса в условиях подготовки и реализации ФГОС».

        В декабре 2014г. на базе школы состоялся двухдневный семинар «Реализация развивающего потенциала современного образования в урочной и внеурочной деятельности: требования и возможности ФГОС ОО». Ведущие: Татьяна Викторовна  Меркулова  и Александра Глебовна Теплицкая, психологи-методисты центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» (г.Москва), соавторы известных учебно-методических комплектов. Участниками  семинара стали заместители директоров, учителя и педагоги-психологи 34-х ОУ  и весь коллектив нашей школы.  Программа семинара включала лекции и практические занятия по таким  темам, как: «Современное образование: вызов времени», «Универсальные учебные действия как предмет педагогического проектирования», «Технология формирования УУД», «Системно-деятельностный подход к проектированию урока и внеурочного мероприятия», «Диагностика  и мониторинг развития УУД на основе деятельностных образовательных ситуаций».

Семинар стал событием в жизни школы, наша методическая копилка пополнилась пакетом учебно-методических материалов, предоставленных нам московскими коллегами. После семинаров наступил период осмысления большого объема значимой информации по изучаемым проблемам. Этапом рефлексии стала общешкольная методическая неделя «Системно-деятельностный урок как инструмент развития универсальных учебных действий», которая позволила учителям осознать и согласовать  понятия, ценности и представления, выработать единую педагогическую позицию по отношению к данным проблемам.

         Таким образом, наша школа сегодня – это образовательное учреждение, где педагогический коллектив осознанно, планомерно, день за днем строит свое будущее и будущее своих учеников.

          Современная школа неизбежно меняется, эти изменения оказываются менее болезненными, если контролируются и направляются самой организацией.

         Убеждены, что в школе просто необходимо создавать такую профессиональную среду, которая бы вынуждала учителя перестраиваться, ведь судьба инноваций решается не в высоких кабинетах, а в каждой конкретной школе. Огромная нагрузка ложится на административную команду, которая должна спланировать работу коллектива так, чтобы деятельность каждого была конкретна, выполнима и значима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА»

В настоящей статье рассматривается вопрос о профессиональных компетенциях учителя русского языка в условиях введения «Профессионального стандарта педагога» с января 2017 года. Самой важной компетенцие...

Методическое сопровождение учителя в условиях нового профстандарта

Методическое сопровождение учителя в условиях нового профессионального стандарта....

«Профессионально – личностный потенциал педагога дополнительного образования как условие введения профессионального стандарта»

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях внедрения нового профессионального стандарта – это совмещение  профессионализма педагога (специальная, методи...

Методическое сопровождение педагогов в условиях введения ФГОС ООО

Введение Федерального государственного образовательного стандарта  является сложным и многоплановым  процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подгот...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...