Принципы здоровьесберегающих технологий.
статья на тему

Нестерова Ирина Александровна

В настоящее  время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий  должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

      Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx63.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее  время возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий  должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения.

      Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Технология описывает систему работы ученика как деятельность к достижению поставленной образовательной цели, и рассматривает систему работы педагога как деятельность, обеспечивающую условия для работы ученика.

Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

По словам профессора Никиты Константиновича Смирнова, «здоровьесберегающие  образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся». 

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:                                                                                       в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;                                                                                                      в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;                                                              в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;    
в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;                                                                  в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.  

Большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т. е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Урок остается основной организационной формой образовательного
процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

Эффективность анализа здоровьесберегающей деятельности в школе зависит от методологических и методических подходов и строится на принципах здоровьесберегающих технологий.

В педагогике предложено  множество классификаций  принципов здоровьесберегающих технологий.

Автор одной из известных -  профессор Никитой Константиновичем Смирновым.

Рассмотрим некоторые из них.

      ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Принцип сознательности – нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на имеющиеся знания, приступить к познанию последующего, более сложного материала.

Принцип “Не навреди!” – все применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

Принцип медико-психологической компетентности учителя - Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих воспитывающих и развивающих педагогических воздействий. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений). Приоритет активных методов обучения.

Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

Принципа постепенности предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможностей организма школьника.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения заключается в повсеместном использовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, групповая работа, игровые технологии и др.).

Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к здоровью (своему и окружающих людей).

Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать школьников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике.

При планировании работы школы с усилением внимания к вопросам здоровьесбережения необходимо, во исполнение принципа «Не навреди!», продумать четкую систему отслеживания всего комплекса показателей (психофизиологических и психолого-педагогических), отражающих воздействие технологий на состояние здоровья учащихся.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Профессоры Л.А. Харисова и Ф.Ф. Харисов разработали систему оценки здоровьесберегающих технологий, основанную на таких критериях, как

  • актуальность,
  • полезность,
  • контролируемость,
  • реализуемость  и др.

Каждый из критериев оценивается по 10-балльной шкале от 0 до 10.

Степень актуальности определяется значимостью проблемы, которую можно решить за счёт использования здоровьесберегающей технологии (0 - неактуально, 10 - очень актуально).

Полезность или полезный эффект технологии зависит от её инновационного потенциала, надёжности и перспективности.

Реализуемость здоровьесберегающей технологии оценивается по наличию условий для её эффективного освоения. Нужно оценить: 

  • временные затраты,
  • кадровые возможности,
  • готовность педагогов,
  • материальные и финансовые условия,
  • программное обеспечение,
  • нормативно-правовую базу. 

Снова используется 10-балльная шкала, где 0 - не обеспечено, 10 - полностью обеспечено. Оценить необходимо каждый критерий, а затем взять наименьший балл по всем показателям.

Контролируемость реализации технологии оценивается по 10-балльной шкале: 0 - неконтролируется, 10 - полностью контролируется.

Итоговый балл по всем критериям высчитывается путём перемножения оценок актуальности, реализуемости, полезности и контролируемости и деления произведения на 1000. Максимальный балл равен 10.

Стоит ли отказываться от использования здоровьесберегающей технологии, если итоговый балл получился меньше десяти?

По нашему убеждению, эффективность работы  современного учителя во многом определяется наличием ряда составляющих здоровьеориентированной среды школы.    

- Гигиеническая составляющая. Она включает в себя:

  • условия в помещении (температура, освещенность, вентиляция, режим уборки);
  • организацию рационального питания;
  • соответствие режима занятий санитарным нормам и возрастным особенностям учащихся;
  • правильный подбор мебели и других предметов, используемых во время занятий;
  • учет состояния здоровья ученика при организации его рабочего места.

- Психологическая составляющая.  Заключается в создании психологически комфортной обстановки на уроках и во внеурочной деятельности.

- Методическая составляющая.  Она состоит в умении построить урок или внеурочной занятие таким образом, чтобы минимизировать нагрузку на организм и психику ребенка, и при этом добиться эффективного усвоения знаний.

Раскрывая с разных сторон здоровьеориентированную образовательную среду и ее связь с известными педагогическими технологиями, напомним, что одним из важнейших принципов педагогической тактики  является принцип приемственности.

Применение здоровьесберегающих технологий должно осуществляться на всех ступенях обучения в школе.

А также здоровьесберегающие технологии с одинаковым успехом могут применяться как на уроках,  так и во внеурочной деятельности.


Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».


Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость. 

   

 Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка. Задача  учителя не только сохранить уровень физического  и духовного здоровья, но укрепить его. Именно поэтому очень важно использовать в образовательной деятельности здоровьесберегающие  технологии, так как они предусматривают системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.         

                   Здоровый ученик – успешный ученик

Овладевать знаниями и усваивать новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний.

Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на детский организм.

Создать условия для здоровой учёбы

Рассмотрим, что необходимо для реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

  • Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания.
  • Обучение необходимо рационально организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями.
  • Педагог должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
  • Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка.
  • Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности.

 Так каким же должен быть урок, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?

1. С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются:

  • частая смена видов деятельности на уроке (от пяти и более раз);
  • смена видов деятельности каждые 7-10 минут;
  • число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.

Работоспособность и активность первоклассников (дети 6-7 лет) наиболее высоки первые 15 мин работы. Особенно выражено это в начале учебного года. После 30 мин непрерывной работы регистрируется падение работоспособности, ухудшение внимания и ослабление памяти, снижение подвижности основных нервных процессов и нарушение взаимодействия сигнальных систем.

Учитывая это, учитель должен чередовать опрос, решение примеров, работу с раздаточным материалом и так далее. Не должно быть длительной монотонной работы, но и мелькание одного за другим упражнений при очень частой смене упражнений может утомить ребёнка, поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание.

Учитель должен чётко замечать тот миг, в который наступает утомление детей и снижается учебная активность, и сразу же принять меры для смены вида деятельности.

В средней и старшей школе вопрос смены деятельности на уроках также актуален.  

И хотя старшие школьники способны длительное время сохранять работоспособность при  выполнении однотипный работы, это не столь эффективно. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности возникает за 5–10 минут до окончания урока. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

1. Частая смена позы.

2. Потягивание.

3. Встряхивание руками.

 4. Зевота.

5. Закрывание глаз.

6. Подпирание головы.

7. Остановившийся взгляд.

8. Ненужное перекладывание предметов.

9. Разговор с соседом.

10. Увеличение количества ошибок в ответе.

11. Не восприятие вопроса.

12. Задержка с ответом.

13. Частое поглядывание на часы во время урока.

Опытный учитель всегда построит урок так, чтобы избежать длительной  монотонной работы. Учтет такие нежелательные показатели как:

1. Неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность»;

 2. Отсутствие времени на вопросы учащихся;

3. Торопливая, без комментариев, запись домашнего задания;

4. Задержка учащихся в классе после звонка на перемену.


С целью предупреждения утомления  и усталости учащихся применяются:

  • использование игровых и ролевых форм работы (кроме всего прочего, так можно ненавязчиво заставить детей двигаться);

Большие возможности использования данных технологий представляются в начальной школе.

Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. Еще одна цель игры – укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Игровые педагогические технологии должны использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен присутствовать эффект неожиданности. Лучшего результата удастся достичь педагогу, если он будет совмещать традиционное обучение с игровым. Ребята не должны идти на урок, заведомо зная, что он пройдет в нестандартной форме.

Несомненно, в процессе обучения большое значение имеет игра. Игра- дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Учителя начальной школы в своей работе применяют игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие.

Например, игры-пантомимы:

  • При изучении алфавита- изобразить букву головой ( причем один изображает, другие отгадывают)
  • Изобразить любимое животное движениями, мимикой, голосом, жестами.
  • Изобразить действия, которые выполняем каждый день и т.д.

Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся младших классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «На рынке», «Интервью»…). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Предмет «Русский язык» является одним из наиболее сложных  у ребят младшего школьного возраста. Если же провести урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить новые правила помогают игры-упражнения. Педагог предлагает каждому ученику составить кроссворд или ребус, касающийся основных аспектов русского языка, изученных ранее. Здесь можно использовать соревновательный момент.

Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, прекрасно подойдут игры-путешествия.

Закрепить выученный материал помогут также игры-соревнования.

Математика – это предмет, целью которого является обучение ребят не только счету, но и логическому мышлению. Интересный урок математики может включать в себя следующие игры:

  1. «Лишний предмет». На магнитной доске учитель выставляет ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний и обосновать свою точку зрения.
  2. «Веселый трамвай». Учитель раздает учащимся карточки с цифрами от 1 до 10. Далее вызывается трамвай под номером 10. В него должны сесть пассажиры с номерами с общей суммой 10 (к примеру, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. д. Таким образом учитель поступает и с остальными цифрами. Игра помогает детям в первом классе запоминать составы чисел.
  3. «Назови следующее число». Все ребята стоят в кругу. В центре находится учитель, который бросает мячик выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующее число и вернуть мяч педагогу.
  4. «Назови фигуры». На белом полотне (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составлен сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие виды фигур используются, подсчитать сколько их. В дальнейшем из полученных фигур каждый может составить другое изображение (домик, собачку, цветок и т. д.)
  5. «Ворота». Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются двое ребят, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10. Остальным учащимся также раздаются карточки с числами. Каждый должен найти себе пару, чтобы пройти через ворота. К примеру, чтобы пройти через число 8, необходимо иметь карточки 6 и 2.

Использование игровых технологий на уроках литературы. Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными считаются различные сценки и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры вообще помогают развивать творческие способности ребят. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру. После изучения определенного произведения педагог предлагает ребятам поставить собственный спектакль. Роли должны получить абсолютно все участники конкретного коллектива. Спектакль по произведению ставится для родителей и администрации школы. Ученики стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво смотреться на сцене. Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память у ребят, творческие способности. Кроме того, таким образом учащиеся отлично разбираются в пройденном материале. Ребята буквально проживают жизнью конкретного литературного персонажа.

Хорошие результаты также дает игра-импровизация. На одном из уроков педагог предлагает ребятам сочинить собственную сказку. Каждый ученик по очереди составляет предложение. Каждое высказывание должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофон. Затем ребята прослушивают свое произведение, анализируют его. Часто такие импровизированные рассказы получаются достаточно смешными. Урок в игровой форме пробудит интерес у ребят к изучению литературы.

 Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

 Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.

Список игр, применяемых на уроках в начальной школе, может быть бесконечным.


В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.

Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п.

Еще одним методом является использование пословиц, например,  при изучении понятия монотонности функции: «Чем дальше в лес, тем больше дров» (возрастание), «Подальше положишь, поближе возьмешь» (убывание). В этот момент процесс обучения как бы скрыт от учащихся, они воспринимают это как некоторое отступление от темы, что позволяет им также снять накопившееся напряжение. К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.

  • создание атмосферы сотрудничества (дети имеют право на вопросы, на свое мнение).

Задача учителя - научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. «А какое же это имеет отношение к ЗОТ?» - спросите вы. И хорошо, что спросите - так бы делали и наши школьники! А отношение следующее. Во-первых, задавание вопросов это проявление и тренировка познавательной активности, а она тесно коррелирует с адаптационной способностью, умением и готовностью находить оптимальные варианты решения в различных ситуациях, включая и те, которые представляют риск для здоровья. Во-вторых, это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности (в состоянии утомления, безразличия и т.п., учащиеся вопросов не задают). Наконец, в-третьих, это показатель адекватно развитых коммуникативных навыков: застенчивый, «закомплексованный», боящийся учителя ребенок вопросов задавать не будет, в результате возрастает багаж непонятого учебного материала, что ведет к переутомлению и снижению интереса к обучению. Конечно, это резко отражается на успеваемости. Таким образом, можно заключить, что количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренирует его успешность в учебной деятельности. Соответственно, по тому, как и какие вопросы задаются на уроке, можно судить об уровне профессионализма учителя. Полушутливая фраза о том, что «если вопросов не задают — это значит, что или всё понятно, или ничего не понятно», по сути - не верна. Это признак или безразличного отношения к полученной информации, или неуважения к ее источнику, или низкого уровня слушателей. В школе - и то, и другое, и третье - показатель недостаточной квалификации учителя.

Схематично, модель работы по вышеназванной технологии, ведущей к здоровьесбережению, включает 3 этапа. На первом учитель сообщает ученикам информацию (рассказывает, читает, демонстрирует в визуальной форме), построенную с таким расчетом, чтобы стимулировать (спровоцировать) вопросы учащихся. На втором этапе учащиеся задают вопросы. На третьем - учитель на них отвечает (если сможет!). Поощряется как задавание вопросов, так и попытки ответить на вопрос - чужой или свой собственный.

Урок проходит на более высоком эмоциональном фоне, сопровождается дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока как у учителя, так и у учеников. Все это - косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта указанной технологии.


Уже в начальной школе учителя применяют следующие приемы:

Во-первых - возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

Второй  прием – «возбуждение умственного аппетита» к само- стоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех за- дачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются «очень трудные», таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

Третий прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями «правильное питание», «здоровый образ жизни», «без пасное поведение на дорогах». В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить. Вот здесь необходимо применять разнообразные элементы рефлексии, причем, если она была проведена в начале урока и в конце, то сразу видна оценка уроку, причем выставленная классом в целом. Это позволяет сделать выводы по уроку для себя каждому


2. Здоровьесберегающие технологии на уроке решают проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников:

  • в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся;
  • проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз;

Для решения проблемы гиподинамии у педагога начальных классов основной формой был и остается урок, структурными элементами которого выступают

-приветствие, доброжелательная обстановка на уроке

-опрос самочувствия у детей

-релаксация проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

-оздоровительные упражнения

-рефлексия

-прощание

Соблюдая эти и другие возможные пути, учитель должен использовать все свое умение и резервы по решению этой проблемы.

Русский язык и литературное чтение  считаются трудными предметами. На этих уроках дети много пишут и читают, быстрее утомляются. На таких уроках учителя обязательно проводят гимнастику для глаз.

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме.

Физкультминутки можно разделить на группы:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения;
  • упражнения для кистей рук;
  • гимнастика для глаз;
  • упражнения для мобилизации внимания; 
  • упражнения, корректирующие осанку; 
  • дыхательная гимнастика.

Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.

Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Физиологически обоснованное проведение физкультминуток – 15-20-я минута урока.

В 1-м классе проводим 2-3 физкультминутки, во 2-4-м классах – 1-2 физкультминутки. Длительность их приведения 3-5 минут.

Комплекс физкультминуток состоит из 7-9 упражнений.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

Физкультминутки  можно проводить с музыкальным сопровождением,  физкультминутки в стихах, игровые паузы, зрительная гимнастика, эмоциональная  разгрузка, чередование позы с учетом видов деятельности. Умелое сочетание умственной и физической нагрузки, предупреждение утомления и переутомления – важные моменты работы учителя начальных классов.

Проведение физкультминутки во время урока имеет и оздоровительную направленность. Упражнения можно разнообразить, изменить темп выполнения упражнений. Физкультминутки дают детям огромную радость, возможность отдохнуть, переключить внимание с одного вида деятельности на другой. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки - это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.

Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, на уроке обучения грамоте можно предложить такое задание: если в слове встретится звук а – вам надо присесть, если нет – встать.


Метапредметные связи в учебном процессе средней и старшей хорошо стимулируют понимание и осознание детьми выбора вида физической деятельности и обеспечивают мотивацию по содержанию.  Например, предметы: биология, история, обществознание, музыка, ОБЖ.

В решение проблемы гиподинамии здесь конечно же первостепенную роль играют уроки физической культуры, а также спортивные занятия во внеурочной деятельности.  Подростки уже со смущением воспринимают предложение провести динамическую паузу или физкультминутку на уроках других учителей-предметников. И тут на помощь учителю снова приходят активные методы обучения, частая смена деятельности. Смена работы учащихся за партой и у доски. Групповые формы работы, связанные с перемещением в пространстве класса. В общем, все те технологии, которые заставляют учащихся двигаться во время урока.

С позиций здоровьесбережения польза от простого выполнения нескольких физических упражнений или гимнастики для глаз минимальна, если при этом не учитываются 3 условия:

1) Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (какой это предмет, в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.).

2) Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Амплитуда стимулируемых эмоций учащихся может быть различной - от выраженной экспрессии до спокойной релаксации, но во всех случаях занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

3) Учителю, проводящему физкультминутки, необходимо выработать для каждого класса 2-3 условных вербально-поведенческих знака («якоря» в терминологии нейролингвистического программирования), позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности.


3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся:

  • используются  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ (в соответствии с требованиями СанПиН),  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся; 
  • обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий.
  • Идет учет интенсивности и длительности самостоятельной работы,  выделение мотивационных линий урока.

Кабинеты начальной школы оснащены современным оборудованием: интерактивной доской и мультимедийным проектором.

Возможности мультимедийного проектора и интерактивной доски поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Писать о необходимости индивидуализации педагогических воздействий стало традиционным для педагогической литературы. Однако укажем, что в интересах здоровья ребенка «не загонять» его в прокрустово ложе шаблонов поведения, жестких временных регламентов, расписанных до минут схем действий и т.п. Даже учет только лишь возрастных и темпераментных особенностей учащегося требует серьезной «подстройки» психолого-педагогических воздействий. Известно, насколько травматичным для психики ребенка с флегматическими чертами является постоянное напоминание, что он медлит, опаздывает, не успевает, тем более, если это сопровождается физическим воздействием или педагогическими санкциями. Формирование невроза в этих случаях - лишь дело времени! Еще больше шансов «заработать» невроз от действий неквалифицированного педагога у представителя меланхолического темперамента.

Но темпераментные характеристики - лишь небольшая часть индивидуальных особенностей ребенка, которые необходимо учитывать для того, чтобы педагогическая технология, субъектом воздействия которой он оказывается, не нанесла вреда его здоровью.

Различные тестовые задания с выбором ответа, задания на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать однообразия на уроке. Хороший эффект дают задания на  расширение кругозора (задания должны быть интересны учащимся),  формирование положительного отношения учащихся по данному предмету. Задания должны быть дифференцированные, индивидуально подобранные для учащихся, чтобы все могли создать себе ситуацию успеха на каждом уроке.

В средней и старшей школе учителя часто используют практические задания, поиск дополнительных материалов по темам, осуществление проектной деятельности.

 

Часто на уроках организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Хорошо себя показывает работа с компьютером, создание презентаций, что очень нравится некоторым детям.

Очень актуален учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры. В зависимости от состояния здоровья и физического развития ребенка строится работа с ним на уроках и во внеурочное время. (мы еще вернемся к этому вопросу)


4. Здоровьесберегающие технологии служат для  укрепления психологического здоровья школьников. При этом важно:  добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;

  • избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;
  • следить за доступностью и преемственностью информации, использования соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий;
  • создать комфортную для всех обстановку на уроке.


Урок – должен быть зоной психологического комфорта. С этой целью в начале урока можно использовать методы эмоциональной зарядки: упражнение «Комплименты», игры «Подарок», «Вам сообщение» и др.

Творческий характер образовательного процесса - крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы - развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая; обучение без творческого заряда - неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, психолого-педагогический тренинг. К сожалению, для использования их в повседневном учебном процессе необходима не только корректировка учебных программ, но и соответствующая подготовка педагогов. Фактически, это смещение традиционного методического репертуара учителя в сторону психологических технологий. Именно этот вектор профессионального развития учителя позволяет ему не только получить удовлетворение от своей работы, в большей степени реализовать индивидуальный подход к учащимся, но и превратить используемые педагогические технологии в здоровьесберегающие.

По нашему убеждению, представленность психологической, и даже психотерапевтической составляющих в работе современного учителя во многом определяют ее эффективность. Это связано как с бурным развитием прикладной психологии, методов воздействия на психику человека, его поведение, так и с психопатологической отягощенностью нынешних детей и подростков, недостатком внимания к их проблемам со стороны родителей. Конечно, учитель не должен заниматься психотерапией в медицинском значении этого слова - консультированием, лечением, гипнозом, но подход к ребенку, ориентированный на его личностные особенности и проблемы, комплексы, мешающие ему жить и т.п., как раз и отличает профессионального педагога.

Мозг ребенка настроен на многоцветье, поэтому в начальной школе учителя могут использовать на уроках цветовые круги. На классную доску  помещается цветовой круг диаметром 30 см. Использование цветов на уроках может быть следующим:

а) русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);

б) математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);

в) литературное чтение (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).

Желтый круг уменьшает чувство страха во время проведения диктантов по русскому языку. Синий круг тонизирует умственную активность при проведении контрольных работ по математике. Красный круг – активизирует умственные способности детей, для всех видов контроля. Зеленый круг – для успокоения, если дети расшумелись. Оранжевый круг – цвет творчества, пробуждает фантазию. Порой дети забывают какой урок следующий, а увидят, что на доске появляется, например, оранжевый круг и вспоминают, что сейчас технология.


С целью создания ситуации успеха на уроке школьникам можно разрешить при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным  в тетради;

Созданию психологического комфорта способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.

Перечень упражнений

Цель

Комплимент.

Формирует уважительное отношение к окружающим, развивает рефлексию.

Печатная машинка. У каждого учащего слово от общего определения, дети по очереди поднимают нужное слово, чтобы в итоге получилось согласованное предложение.

Формирует чувство принадлежности к группе, сплоченность, развивает способность работать в группе.

Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.

Формирует адекватное понимание, восприятие партнёра, развивает активное внимание, групповую сплочённость.

Поменяйтесь местами те, кто... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т. д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу»

Позволяет получить информацию друг о друге, формирует сплоченность, активное внимание.

Окно. Учитель каждой группе дает, какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.

Развивает наблюдательность, внимательность и способность понимать друг друга.

Сообщение. Ученикам предлагается встать в круг. Задача по кругу передать сообщение, как можно быстрее и без искажения (тему урока, новый термин и т. д.)

Формирует чувство принадлежности к группе.

Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга.

Формирует навыки взаимопонимания и взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре старших вожатых. Тема: Основные принципы здоровьесберегающих технологий в детском общественном объединении «Новый остров».

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Все чаще вспоминаются слова классика о том, что «здоровье – это не все, но без здоровья все – н...

Реализация принципов здоровьесберегающего обучения на уроках русского языка.

В статье рассматриваются основные принципы здоровьесберегающего обучения, применяемые на уроках в школе VII вида для обучающихся с задержкой психического развития....

Принципы здоровьесберегающей педагогики

Принципы здоровьесберегающей педагогики...

Принципы здоровьесберегающего образования.

Принципы здоровьесберегающего образования....

Реализация принципов здоровьесберегающей педагогики на уроках физической культуры.

В работе размещены принципы здоровьесбережения и этапы работы по этим принципам. Также в работе обознгачены проблемы, которые мешают реализации этих принципов....

Статья "Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы"

В статье рассказывается о том, как я реализую здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности по предмету....