Смешанное обучение как эффективный метод преподавания
статья

Смешанное обучение дает большую возможность для учеников научиться «учиться». Это крайне актуально сейчас, когда дети растут в постоянном информационном потоке. Необходимо уметь не только фильтровать информацию, но и уметь правильно углублять знания чтобы подготовить их к жизни в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smeshannoe_obuchenie.docx21.08 КБ
Файл smeshannnoe_obuchenie.pptx51.59 КБ

Предварительный просмотр:

Смешанное обучение как эффективный метод преподавания

В современном мире существуют множество методов обучение. И те, что проверенные временем: лекция, самостоятельное изучение нового материала по книгам (технология критического мышления), опрос у доски и обсуждение ответов, самостоятельная, работа в группах, парах, лабораторные и практические работы. И с применением информационных технологий, таких как: показ видеоматериалов, тестирование, проектная деятельность.

А между тем, Эльконин, Давыдов, Занков и другие психологи призывали не к удачным сочетаниям старых методов, а к кардинальному их изменению. Они утверждали, что давать учебный материал в готовом виде - очень неэффективный метод. Объяснять, читать лекцию, проводить семинар, к которому дети находят материал помимо учебника в готовом виде, читать книгу, смотреть кинофрагменты (где все в готовом виде рассказывается, растолковывается), работать в парах, когда один ученик получил знание в готовом виде и пересказывает другому и т.д. и т.п. - все это один метод – подача материала в готовом виде.

Противоположный метод – добывать знание самостоятельно в учебной деятельности. Коменский говорил (и это очень современно): хорошо было бы, если бы учащиеся меньше учили, а учащиеся больше учились бы. Но со времен Коменского в частных дидактиках кроме объяснительного метода другие методы не практикуются.

Между тем, в дидактике есть и другие эффективные подходы. Метод самостоятельного созидания знаний учащимся на уроках - метод добывания знаний.

Самого эффективного нет. Есть разные эффективные сочетания методов. Сочетание традиционных методик обучения с современными информационными возможностями позволяет учащимся гораздо эффективнее усваивать материал.

Русскоязычный термин «смешанное обучение» представляет собой дословный перевод английских слов blended learning. Обратим внимание, что в английской версии употребляется именно слово learning — учение, т.е. процесс получения знаний и умений, в котором ученик является активно действующим субъектом.

Впервые основные принципы смешанного обучения применялись ещё в шестидесятых годах XX века в корпоративном и высшем образовании, но сам термин был впервые использован в 1999 г., когда американский Интерактивный Учебный Центр начал выпуск программного обеспечения, предназначенного для преподавания через Интернет.

В отличие от многих других педагогических технологий, смешанное обучение не имеет конкретного авторства и складывалось во многом спонтанно, в результате многочисленных попыток изменить существующие методы и принципы обучения.

Смешанное обучение – это образовательная технология, в которой сочетаются и взаимопроникают очное и электронное обучение с возможностью самостоятельного выбора учеником времени, места, темпа и траектории обучения

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения (с чем ушли с урока).

Основная проблема разработки смешанного обучения — жёсткость урочных форм, форматы и содержание существующей отчётности, отсутствие технической поддержки , недостаточная ИТ-грамотность, зависимость от техники, широкополосного Интернета, устойчивости онлайн режима и безлимитных тарифов.

Смешанное обучение — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами.

Компоненты :

традиционное прямое личное взаимодействие участников

образовательного процесса (face to face — F2F);

 интерактивное взаимодействие (computer mediated - СМ);

 самообразование (self-study — SS)

НИТИ-методики - это методики использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов. Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет». НИТИметодики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

Для смешанного обучения существуют множество моделей. Но есть базовые:

"Перевернутый класс" Это самая простая модель для реализации, но не всегда "перевернутый класс" отвечает высоким стандартам смешанного обучения. В этой модели учащиеся дома работают в учебной онлайн-среде, знакомясь с новым материалом или закрепляя изучаемый материал. Таким образом, на уроке освобождается время для закрепления изученного материала и актуализации полученных знаний, которые могут проходить в форме семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной работы в классе и дифференцировать (или даже индивидуализировать) учебный процесс. При работе с новым материалом использование различных средств ИКТ дает возможность учителю сразу же проверить понимание материала учащимися. Учебные видеоматериалы часто являются основой для создания домашних заданий. Информация об успешности освоения дома нового материала каждым учеником позволяет учителю оперативно скорректировать сценарий урока. Например, учитель может организовать игру для учеников, которые успешно освоили новый материал и в это время поработать с группой учащихся, которые не ознакомились с новым материалом дома или не разобрались в нем.

Ротация станций - эта модель требует наличия некоторого количества компьютеров или планшетов в классе и умения организовывать групповую работу учащихся. Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:

Cтанция работы с учителем,

Cтанция онлайн-обучения,

Cтанция проектной работы.

В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.

Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. Но не более 4х для оптимальной работы.

Ротация лабораторий – в этой модели нет обязательной проектной коллективной работы, возможно она менее эффективна, но ее легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс или класс планшетов. Эта модель прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии соответствующей возрасту онлайн-среды. Часть занятий у учащихся проходит в обычных классах, но на один урок дети переходят в компьютерный класс-лабораторию – где индивидуально работают в онлайн-среде, углубляя или закрепляя полученные на предыдущих уроках знания. Эта модель похожа на модель "перевернутого класса", только без реализации работы учащихся дома. В онлайн-среде учащиеся могут как знакомиться с новым материалом, смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие их понимание, так и тренировать навыки, а также участвовать в проектной работе. Только при регулярной работе учащихся в онлайн, такая модель становится эффективной. Для этого рекомендуется такая форма взаимодействия: несколько учителей, работающих в одной параллели, договариваются о том, что будут работать в модели "Ротация лабораторий". Они совместно создают или подбирают учебные онлайн-материалы, формируют единое учебное пространство и договариваются с администрацией о том, что каждый 3-4-ый урок по их предметам будет проводится в компьютерном классе. .

Самая сложная для реализации, но и самая многообещающая - гибкая модель. Для того, чтобы работать в этой модели, у учащихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Реализация гибкой модели зависит от структуры физического пространства. Обычно есть центральное большое помещение, в котором у каждого учащегося свое индивидуальное рабочее место. У каждого ученика есть компьютер или планшет, с помощью которого он занимается онлайн. По периметру этого пространства расположено множество классов, небольших аудиторий для работы в малых группах, для дискуссий, а также учебной лаборатории. Основная идея гибкой модели состоит в том, что ученики неограничены во времени для выполнения того или иного вида учебной деятельности. Вместо этого у каждого школьника есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от образовательных потребностей. Если есть команда учителей по одному предмету, то можно реализовать преподавание этого предмета в одной или нескольких параллелях в гибкой модели. Гибкая модель предполагает, что убирается множество ограничений, которые существуют в системе образования: границы урока, тем, пространство между классами, взамен предоставляется возможность каждому ученику двигаться в своем темпе.

Таким образом смешанное обучение дает большую возможность для учеников научиться «учиться». Это крайне актуально сейчас, когда дети растут в постоянном информационном потоке. Необходимо уметь не только фильтровать информацию, но и уметь правильно углублять знания чтобы подготовить их к жизни в мире, который ценит способность формулировать вопросы, а затем находить ответы на эти вопросы.

Список литературы:

  1. Андреева Н.В., Рождественнская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. – М.: Буки Веди, 2016.
  2. Лученкова Елена Борисовна, Носков Михаил Валерианович, Шершнева Виктория Анатольевна Смешанное обучение математике: практика опередила теорию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31).
  3. Библиографическое описание: Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 809-811.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Смешанное обучение как эффективный метод преподавания» Подготовил: преподаватель Твелова Мария Александровна

Слайд 2

Какие методы обучения используются на уроке чаще всего? Лекция, самостоятельное изучение нового материала по книгам(технология критического мышления), парная работа, групповая работа, проектный метод, мозговой штурм, игровая форма, практическая работа с элементами показ видеоматериалов, Опрос у доски и обсуждение ответов, самостоятельная работа в парах, самостоятельная работа в группах, индивидуальные задания, проектный метод, практические и исследовательские работы, диктант, тест с вариантами ответов,

Слайд 3

Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И. Г. Песталоцци Традиционное обучение + Электронное обучение = Смешанное обучение

Слайд 4

Смешанное обучение — технология организации образовательного процесса, в основе которого лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами

Слайд 5

Компоненты : традиционное прямое личное взаимодействие участников образовательного процесса ( face to face — F2F); интерактивное взаимодействие ( computer mediated - СМ); самообразование ( self-study — SS)

Слайд 6

НИТИ-методики это методики использования новых информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов. Аббревиатура НИТИ означает «новые информационные технологии и Интернет». НИТИметодики – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.

Слайд 7

Перевёрнутый класс Работа в классе посвящается обсуждению изученного, разным видам деятельности, организации индивидуальной и групповой формы работы за счет высвобождения времени от зубрежки теоретического материала. Во время дистанционного «домашнего» изучения материала в системе ведется учёт времени работы, фиксируются количественные и качественные показатели объёма работы каждого пользователя.

Слайд 8

Смена рабочих зон Модель может быть реализована как для одного класса, так и для всей параллели. Учащиеся делятся на несколько групп и распределяются по зонам: А) Зона работы онлайн (индивидуальная работа по инструкции учителя) Б) Зона работы в группах (групповая работа по инструкции учителя) Оптимальное количество зон – не более 4-x.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад «Эффективность методов преподавания при подготовке к ОГЭ»

Цель учителя при подготовке к ОГЭ;развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организа...

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ русского языка и литературы"

Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников.Для того, чтобы процесс о...

Эффективные методы преподавания английского языка в школе

Чтобы научиться говорить на английском, необходима определенная система или, как ее чаще называют, методика обучения английскому языку, которая позволила бы максимально полно решить поставленные задач...

Доклад на семинаре "Эффективные методы преподавания иностранных языков в свете требований ФГОС."

ФГОС  внёс изменения в систему образования: теперь школа – не источник знаний, школа учит учиться. Учитель не проводник знаний, учитель  – личность, обучающая способом творческой...

ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения  трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ....

Эффективные методы преподавания истории в школе..

Аннотация.  В  статье дан анализ актуальных методов преподавания истории, позволяющих эффективно решать образовательные задачи в условиях информационной перегруженности, высоких учебных нагр...