Проект СЧАСТЬЕ (по работе с подростками)
проект (6, 7, 8 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

Данный проект предназначен  для организации профилактической   работы по предотвращению суицидальных попыток среди подростков.  

Цель данного проекта заключается в развитии у подростков жизнеустойчивых позитивных взглядов на будущее, как процесса сознательного построения и достижения человеком своих целеполаганий и согласия с миром в целом.

Поставленная цель реализуется через задачи:

1.     Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с классными руководителями.

2.     Выявление подростков, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и защите.

3.     Создание практико-ориентированного пространства психолого-педагогической поддержки подросткам  в школе, а также предоставление помощи в процессе самореализации.

4.     Привлечение более устойчивых подростков для оказания помощи школьникам, склонным к депрессивному состоянию для  более позитивного восприятия ими своей жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_schaste.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

 

"Первичная профилактика суицидальных тенденций

среди подростков и юношества"

Проект«Счастье»

Разработчик:

Удовенко Л.В., педагог-психолог

МБОУ СОШ №1, г. Советский

Пояснительная записка

  Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. 

  Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми. В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

 Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

 Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.  

 Подростковая депрессия может принять и достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.  

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для всего мирового сообщества. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза. 

Статистические данные Детского фонда ООН за последние годы представлены ужасающие цифры, которые показали значительное увеличение числа суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российской молодежи и подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство, данной категории населения занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.         

 

Данный проект направлен на организацию профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток в подростковой среде в МБОУ СОШ №1 г. Советский.

 

Цельи задачи проекта

  Данный проект предназначен  для организации профилактической   работы по предотвращению суицидальных попыток среди подростков.  

  Законодательные акты при разработке проекта:

  • Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.
  • Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера),
  • Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»),
  • Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)

Цель данного проекта заключается в развитии у подростков жизнеустойчивых позитивных взглядов на будущее, как процесса сознательного построения и достижения человеком своих целеполаганий и согласия с миром в целом.

Поставленная цель реализуется через задачи:

  1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с классными руководителями.
  2. Выявление подростков, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и защите.
  3. Создание практико-ориентированного пространства психолого-педагогической поддержки подросткам  в школе, а также предоставление помощи в процессе самореализации.
  4. Привлечение более устойчивых подростков для оказания помощи школьникам, склонным к депрессивному состоянию для  более позитивного восприятия ими своей жизни.

Основные направления в проекте

1.        Исследовательское.

2.        Практико-ориентированное.

3.        Информационное.

4.   Творческое.

Основные принципы на которые опирается проект

  1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности подростка.
  2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности школьника.
  3. Принцип конфиденциальности.
  4. Принцип ориентации на самосовершенствование подростков, их мотивация на будущее.
  5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций воспитательного процесса.
  6. Принцип добровольности участия в проекте.
  7. Принцип обратной связи с руководителем, группой.

Основное содержание проекта

Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения человека. В связи с актуально стоящей проблемой молодежного суицида, правительства, как на федеральном (письмо Минобразования России «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»), так и на региональном уровне Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Нормативные правовые акты Федеральный уровень Указы Президента Российской Федерации: от «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Распоряжения Правительства Российской Федерации: от р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» создают и реализуют работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения молодежи и подростков.

         

Причины суицида очень сложны и многочисленны. Их можно искать в генетических (генетическая предрасположенность к психическим болезням, увеличивающим риск самоубийства), биологических (в семьях, где был совершен суицид большая вероятность его повторения последующими поколениями), психологических (психические расстройства; депрессия как преобладающий фактор суицидального поведения) и социальных (степень социализированности и интегрированности человека в общество; проблемы неустроенности в социальной жизни) сферах человека.

Ученые, занимающиеся данной проблематикой, заявляют, что абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  • ·признаки замышляемого суицида (рассуждения и разговоры на темы самоубийств, смерти, утраты смысла жизни; сны с сюжетами катастроф и с гибелью; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, депрессивного состояние и т. д.);
  • ·наличие косвенного опыта самоубийства в прошлом (суициды в ближайшем окружении; максималистические черты характера; склонность к бескомпромиссным выражениями поступкам и т. д.);
  • ·наличие сложной жизненной ситуации (жестокое обращение вдетстве; потеря близкого человека; общественное непризнание; хроническое заболевание и т. д.)
  • ·снижение жизненных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям (депрессия и стрессовые состояния; наличие болезни; бытовое насилие; отсутствие способов преодолевать трудности и т. д.).

 

Создание условий для максимального удовлетворения потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности.

Аксиологический подход связан с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора.

Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.

Методология  здоровьесберегающих  технологий  строится на следующих принципах:

  • Комплексность;
  • Системность;
  • Целостность;
  • Динамичность (повторяемость);
  • Репрезентативность;
  • Методическое единство.

При реализации данного проекта необходимо осуществление всех этих принципов.

Одним из важных антисуицидальных факторов является представление о том, что мир прекрасен, а не ужасен, что добро побеждает зло и т.д. На это необходимо обращать внимание при проведении профилактической работы с подростками. Поэтому нами была и выбрана тема "Счастья".

Так как процесс превращения знания в своё предполагает изучение объекта и создание своего первичного образовательного продукта, нами в проекте были использованы методы, предполагающие самостоятельное изучение предмета обучающимися (понятия "счастья") и создание своего понимания данного понятия.

 

Данный проект направлен на первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет.

План мероприятий

Мероприятие

Продукт

Ответственный

Информационный блок

1.

 "Что такое счастье?" Сбор информации о Понятии "счастье" с точки зрения разных наук (биология, философия, психология и др.).

 Вводная часть презентации

2.

 Что понимали под счастьем в разные времена и разные народы.

3.

 "Великие умы планеты о счастье"

4.

Устное народное творчество о счастье (пословицы, поговорки, сказки)

Исследовательский блок

1.

Видео опрос "Что тебе нужно для счастья"  среди младших школьников, подростков, старшеклассников, педагогов и родителей.

Видеофильм

Творческий блок

1.

 Конкурс эссе "Мой самый счастливый момент в жизни"

Сборник мини-сочинений

2.

 Конкурс  рисунков  "Что такое счастье" (Обязательное условие: наличие тезиса к рисунку)

Презентация "Что такое счастье" (основная часть), буклет "Если хочешь быть счастливым - будь им!"

3.

Конкурс родительских фотографий "Счастливый момент моей родительской жизни" (Обязательное условие: наличие тезиса к фотографии)

Презентация "Быть родителем - это счастье!"

Практико – ориентированный блок

1.

Проведение родительских собраний "Быть родителем - это счастье!" (с использованием презентации)

2.

 Проведение классных часов "Если хочешь быть счастливым - будь им!"

Ожидаемые результаты:

Качественные:

  1. Позитивное отношение к себе и другим, к происходящему в своей жизни  
  2. Целеустремленность и жизнестойкость в устремлениях к будущему в подростковой среде

Количественные:

  1. Увеличится количество подростков, способных ощущать себя счастливым в обычных жизненных ситуациях.
  2. Улучшится  психоэмоциональное состояние у подростков
  3. Улучшится психологическая атмосфера среди подростков, участвующих в проекте.

Литература

  1. Бугаенко Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации // Общество: политика, экономика, право. — 2009. — № 1–2. — С. 80–88.
  2. Дружинина Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков (анализ реализации авторской программы) // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 130–132.
  3. Сучкова М. А., Данилова М. В. Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ отечественной научной литературы) // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 632-635. — URL https://moluch.ru/archive/79/14076/ (дата обращения: 12.04.2018).
  4. Югова Н. Л., Касимова А. Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 41. — С. 152–160.        
  5. Тал Бен Шахар "Научиться быть счастливым" https://www.e-reading.club/bookreader.php/1019790/Ben-Shahar_-_Nauchitsya_byt_schastlivym.html
  6.  http://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie
     

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...

Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле. Данный материал поможет поможет провести урок внеклассного чтения, приуроченный к празднику Светлого В...

Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"

Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании....

Исследовательская работа -презентация: " Подростки. Легко ли быть подростком. "

В нашей школе № 41 им. Г.А. Тарана ЗАО г.Москвы ежегодно проходит смотр проектных и исследовательских работ учащихся .Победители  представляют свои работы в округе.В данном конкурсе рискнули выст...

Проект-исследование. Тема: " Проблема взаимоотношения подростков и их родителей "

Работа, которая заслуживает должного внимания ,была представлена на конкурсе проектно- исследовательских работ в нашей школе № 41 им.Г.А.Тарана ЗАО г, Москвы в апреле 2016 года. Автор:  - Лу...

«Опыт участия в краеведческих проектах как способ развития личности подростка»

АннотацияВ статье приведены примеры нескольких проектов. Сделана попытка классификации направлений исследований. Рассмотрено влияние участия в проектах на развитие личности подростка.Ключевые слова:...

Мини-проект «Счастье – жить»

Профилактика асоциального поведения учащихся в  подростковой среде....

Проект "Счастье в моих руках. Сумка из джута"

Джутовый шпагат-прекрасный экологически чистый материал для творДжутовый шпагат-прекрасный экологически чистый материал для творчества, который можно купить в любом хозяйственном магазине. Шпагат...