Проект СЧАСТЬЕ (по работе с подростками)
проект (6, 7, 8 класс)
Данный проект предназначен для организации профилактической работы по предотвращению суицидальных попыток среди подростков.
Цель данного проекта заключается в развитии у подростков жизнеустойчивых позитивных взглядов на будущее, как процесса сознательного построения и достижения человеком своих целеполаганий и согласия с миром в целом.
Поставленная цель реализуется через задачи:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с классными руководителями.
2. Выявление подростков, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и защите.
3. Создание практико-ориентированного пространства психолого-педагогической поддержки подросткам в школе, а также предоставление помощи в процессе самореализации.
4. Привлечение более устойчивых подростков для оказания помощи школьникам, склонным к депрессивному состоянию для более позитивного восприятия ими своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_schaste.docx | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
"Первичная профилактика суицидальных тенденций
среди подростков и юношества"
Проект«Счастье»
Разработчик:
Удовенко Л.В., педагог-психолог
МБОУ СОШ №1, г. Советский
Пояснительная записка
Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка.
Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми. В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.
Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.
Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.
Подростковая депрессия может принять и достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для всего мирового сообщества. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Статистические данные Детского фонда ООН за последние годы представлены ужасающие цифры, которые показали значительное увеличение числа суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российской молодежи и подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство, данной категории населения занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Данный проект направлен на организацию профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток в подростковой среде в МБОУ СОШ №1 г. Советский.
Цельи задачи проекта
Данный проект предназначен для организации профилактической работы по предотвращению суицидальных попыток среди подростков.
Законодательные акты при разработке проекта:
- Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 “О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков”.
- Уголовный кодекс РФ (ст.117 «Истязание», ст.110 «Доведение до самоубийства», ст.131-134 о преступлениях сексуального характера),
- Административный кодекс РФ (ст.164 «О правах и обязанностях родителей»),
- Конвенция ООН о правах ребенка (ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30)
Цель данного проекта заключается в развитии у подростков жизнеустойчивых позитивных взглядов на будущее, как процесса сознательного построения и достижения человеком своих целеполаганий и согласия с миром в целом.
Поставленная цель реализуется через задачи:
- Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с классными руководителями.
- Выявление подростков, нуждающихся в психолого-педагогической помощи и защите.
- Создание практико-ориентированного пространства психолого-педагогической поддержки подросткам в школе, а также предоставление помощи в процессе самореализации.
- Привлечение более устойчивых подростков для оказания помощи школьникам, склонным к депрессивному состоянию для более позитивного восприятия ими своей жизни.
Основные направления в проекте
1. Исследовательское.
2. Практико-ориентированное.
3. Информационное.
4. Творческое.
Основные принципы на которые опирается проект
- Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности подростка.
- Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности школьника.
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип ориентации на самосовершенствование подростков, их мотивация на будущее.
- Принцип эмоционально-ценностных ориентаций воспитательного процесса.
- Принцип добровольности участия в проекте.
- Принцип обратной связи с руководителем, группой.
Основное содержание проекта
Суицидальное поведение относится к распространенной патологии поведения человека. В связи с актуально стоящей проблемой молодежного суицида, правительства, как на федеральном (письмо Минобразования России «О мерах профилактики суицида среди детей и подростков»), так и на региональном уровне Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Нормативные правовые акты Федеральный уровень Указы Президента Российской Федерации: от «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Распоряжения Правительства Российской Федерации: от р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» от р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» создают и реализуют работу различных структур по предотвращению саморазрушающего поведения молодежи и подростков.
Причины суицида очень сложны и многочисленны. Их можно искать в генетических (генетическая предрасположенность к психическим болезням, увеличивающим риск самоубийства), биологических (в семьях, где был совершен суицид большая вероятность его повторения последующими поколениями), психологических (психические расстройства; депрессия как преобладающий фактор суицидального поведения) и социальных (степень социализированности и интегрированности человека в общество; проблемы неустроенности в социальной жизни) сферах человека.
Ученые, занимающиеся данной проблематикой, заявляют, что абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:
- ·признаки замышляемого суицида (рассуждения и разговоры на темы самоубийств, смерти, утраты смысла жизни; сны с сюжетами катастроф и с гибелью; повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, депрессивного состояние и т. д.);
- ·наличие косвенного опыта самоубийства в прошлом (суициды в ближайшем окружении; максималистические черты характера; склонность к бескомпромиссным выражениями поступкам и т. д.);
- ·наличие сложной жизненной ситуации (жестокое обращение вдетстве; потеря близкого человека; общественное непризнание; хроническое заболевание и т. д.)
- ·снижение жизненных ресурсов, позволяющих противостоять трудностям (депрессия и стрессовые состояния; наличие болезни; бытовое насилие; отсутствие способов преодолевать трудности и т. д.).
Создание условий для максимального удовлетворения потребностей предполагает ориентир на основные принципы аксиологического подхода к социально- педагогической деятельности.
Аксиологический подход связан с категорией «ценность». В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательных характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенными представлениями о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценности не передаются тем же путем, что и знания. «Ценностям нельзя научиться, их нужно переживать» (В. Франкл). Путем принятия конкретных ценностей, их «переживания» определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора.
Ценностные ориентации имеют особое значение, т. к. они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность.
Методология здоровьесберегающих технологий строится на следующих принципах:
- Комплексность;
- Системность;
- Целостность;
- Динамичность (повторяемость);
- Репрезентативность;
- Методическое единство.
При реализации данного проекта необходимо осуществление всех этих принципов.
Одним из важных антисуицидальных факторов является представление о том, что мир прекрасен, а не ужасен, что добро побеждает зло и т.д. На это необходимо обращать внимание при проведении профилактической работы с подростками. Поэтому нами была и выбрана тема "Счастья".
Так как процесс превращения знания в своё предполагает изучение объекта и создание своего первичного образовательного продукта, нами в проекте были использованы методы, предполагающие самостоятельное изучение предмета обучающимися (понятия "счастья") и создание своего понимания данного понятия.
Данный проект направлен на первичную профилактику, т. е. предполагает работу со всеми подростками, вне зависимости от того есть у них признаки суицидального поведения или нет.
План мероприятий
№ | Мероприятие | Продукт | Ответственный |
Информационный блок | |||
1. | "Что такое счастье?" Сбор информации о Понятии "счастье" с точки зрения разных наук (биология, философия, психология и др.). | Вводная часть презентации | |
2. | Что понимали под счастьем в разные времена и разные народы. | ||
3. | "Великие умы планеты о счастье" | ||
4. | Устное народное творчество о счастье (пословицы, поговорки, сказки) | ||
Исследовательский блок | |||
1. | Видео опрос "Что тебе нужно для счастья" среди младших школьников, подростков, старшеклассников, педагогов и родителей. | Видеофильм | |
Творческий блок | |||
1. | Конкурс эссе "Мой самый счастливый момент в жизни" | Сборник мини-сочинений | |
2. | Конкурс рисунков "Что такое счастье" (Обязательное условие: наличие тезиса к рисунку) | Презентация "Что такое счастье" (основная часть), буклет "Если хочешь быть счастливым - будь им!" | |
3. | Конкурс родительских фотографий "Счастливый момент моей родительской жизни" (Обязательное условие: наличие тезиса к фотографии) | Презентация "Быть родителем - это счастье!" | |
Практико – ориентированный блок | |||
1. | Проведение родительских собраний "Быть родителем - это счастье!" (с использованием презентации) | ||
2. | Проведение классных часов "Если хочешь быть счастливым - будь им!" |
Ожидаемые результаты:
Качественные:
- Позитивное отношение к себе и другим, к происходящему в своей жизни
- Целеустремленность и жизнестойкость в устремлениях к будущему в подростковой среде
Количественные:
- Увеличится количество подростков, способных ощущать себя счастливым в обычных жизненных ситуациях.
- Улучшится психоэмоциональное состояние у подростков
- Улучшится психологическая атмосфера среди подростков, участвующих в проекте.
Литература
- Бугаенко Ю. Ю. Факторы, детерминирующие молодежные девиации // Общество: политика, экономика, право. — 2009. — № 1–2. — С. 80–88.
- Дружинина Э. Л. Профилактика и коррекция суицидального поведения подростков (анализ реализации авторской программы) // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 130–132.
- Сучкова М. А., Данилова М. В. Основные направления социально-педагогической профилактики суицидального поведения подростков (анализ отечественной научной литературы) // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 632-635. — URL https://moluch.ru/archive/79/14076/ (дата обращения: 12.04.2018).
- Югова Н. Л., Касимова А. Р. Суицидальное поведение подростков: технологии, методы и средства профилактической работы // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 41. — С. 152–160.
- Тал Бен Шахар "Научиться быть счастливым" https://www.e-reading.club/bookreader.php/1019790/Ben-Shahar_-_Nauchitsya_byt_schastlivym.html
- http://fb.ru/article/277411/depressii-u-podrostkov-proyavlenie-i-lechenie
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...
Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле. Данный материал поможет поможет провести урок внеклассного чтения, приуроченный к празднику Светлого В...
Проект "Формирование коммуникативных навыков младших подростков посредством тренинговых занятий"
Цель данной работы: помочь подросткам в развитии коммуникативных навыков а также реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании....
Исследовательская работа -презентация: " Подростки. Легко ли быть подростком. "
В нашей школе № 41 им. Г.А. Тарана ЗАО г.Москвы ежегодно проходит смотр проектных и исследовательских работ учащихся .Победители представляют свои работы в округе.В данном конкурсе рискнули выст...
Проект-исследование. Тема: " Проблема взаимоотношения подростков и их родителей "
Работа, которая заслуживает должного внимания ,была представлена на конкурсе проектно- исследовательских работ в нашей школе № 41 им.Г.А.Тарана ЗАО г, Москвы в апреле 2016 года. Автор: - Лу...
«Опыт участия в краеведческих проектах как способ развития личности подростка»
АннотацияВ статье приведены примеры нескольких проектов. Сделана попытка классификации направлений исследований. Рассмотрено влияние участия в проектах на развитие личности подростка.Ключевые слова:...
Мини-проект «Счастье – жить»
Профилактика асоциального поведения учащихся в подростковой среде....
Проект "Счастье в моих руках. Сумка из джута"
Джутовый шпагат-прекрасный экологически чистый материал для творДжутовый шпагат-прекрасный экологически чистый материал для творчества, который можно купить в любом хозяйственном магазине. Шпагат...