Методическая разработка Игра «Позиция» «Развитие функциональной грамотности обучающихся. Креативное мышление»
методическая разработка

Стреха Дарья Сергеевна

Раскрыть с разных позиций вопрос креативного мышления, как одного из направлений функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Комсомольская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка

Игра «Позиция»

 «Развитие функциональной грамотности обучающихся. Креативное мышление»

Выполнил: Стреха Дарья Сергеевна,

учитель математики

п. Комсомольский, 2022 г

Цель игры: раскрыть с разных позиций вопрос креативного мышления, как одного из направлений функциональной грамотности.

Оборудование: интерактивная доска/ ПК, проектор/(ватман, маркеры).

Участники игры: обучающиеся 9−11 классов, педагоги, родительская общественность.

Для подготовки к игре обучающиеся самостоятельно готовятся по теме «Креативное мышление».

Ход игры

Все участники разбиты на группы: обучающиеся 9 − 11 классов, педагоги, родительская общественность. На столах стоят таблички: учёные, социум, школа.

 Ведущий:

− Я рад (а) приветствовать всех присутствующих на нашей игре  «Позиция». Все участники разбиты на группы, но сегодня вам придется примерить на себя «чужую роль». Родители будут рассматривать вопросы с позиции «Учёных», педагоги будут рассматривать вопросы с позиции «Общества», обучающиеся будут рассматривать вопросы с позиции «Образовательной организации». Задачей участников является ответить на поставленный вопрос с той позиции, что представляет ваша группа. В течение всего времени двое обучающихся будут фиксировать все наши результаты. Иначе говоря, пресса. Ваша задача заключается в том, чтобы написать вопрос и обобщить все ответы в единый текст. По завершению игры вы защитите свою презентацию, тем самым подведете итог игры. (Пресса работает на интерактивной доске или на ПК).

Сегодня современные нормативные документы (ФГОСы), организующие работу российской общеобразовательной школы, относят формирование креативной личности к числу приоритетных задач обучения. Российские школьники 15-летнего возраста будут принимать участие в 2022 году в исследовании PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), в том числе в направлении «креативное мышление».  

− А вот что такое «креативное мышление» нам и придется выяснить. Итак, первый вопрос «Что такое креативное мышление и как его измерить?».

Группы обсуждают вопрос на протяжении 5-7 минут. Затем все отвечают по очереди, вступая в дискуссию.

Ответы  могут быть примерно такими:

Креативное мышление — это создание необычных и хороших решений какой-либо проблемы. Таким образом подразумевается выполнение двух этапов:

1. создание необычных решений;

2. выбор достаточно хороших решений, чтобы справиться с проблемой.

Измерить креативное мышление, значит пройти тесты, мониторинги и т.д.

Ведущий:

− Подведем итог всего сказанного.

Выделяют два типа креативного мышления:

1. дивергентное — способность придумать несколько решений для одной и той же задачи;

2. конвергентное — способность выбрать наиболее оптимальный способ решения из имеющихся.

Основной способ измерить дивергентное мышление − это дать задачу о создании способов применения предметов. Например, «придумайте максимальное количество способов использования дерева”. Это стандартное задание на проверку работы дивергентного мышления, которое предложил известный психолог Джой Пол Гилфорд, создатель модели структуры интеллекта.

Конвергентное мышление проверяют с помощью теста вербальной креативности Медника (RAT test). Вам предлагается три слова. Задача: подобрать четвёртое слово, которое будет объединять остальные три. Например, слова «дневник», «учебник» и «пенал» объединяет слово «портфель». Ещё один способ — решение визуальных инсайт-пазлов. Задача: соединить девять точек, используя четыре прямых линии, не отрывая карандаш от бумаги. Попробуйте решить эту задачу самостоятельно.

Всем участникам групп раздаются листки с картинкой:

image

Решение:

 9Dots4Lines.jpg

Ведущий:

− У всех нас разная способность придумывать креативные решения. Несомненно, эту способность можно усовершенствовать. Переходим ко второму вопросу нашей игры: «Как повысить свой креативный потенциал?»

Группы обсуждают вопрос на протяжении 5-7 минут. Затем все отвечают по очереди, вступая в дискуссию.

Ведущий:

− Выделяют два основных пути:

1. изменение окружающей среды;

2. применение специальных техник.

Я приведу примеры нескольких принципов по работе со средой, которые имеют научное подтверждение:

1. Переключения между задачами

Вы конечно же слышали историю про Ньютона, который сделал своё открытие, сидя в саду под яблоней. Про Эйнштейна, любившего играть на скрипке в перерывах между размышлениями. Все эти личности занимались процессом, который в науке принято называть mind wandering — блужданием ума.

2. Создавать идеи в одиночестве, а лишь потом коллективно их обсудить.
При работе над новым продуктом приходится устраивать коллективные мозговые штурмы. К сожалению, эти встречи не всегда заканчиваются результативно.

Наука и здесь подсказала способ решить проблему. Эффективность мозгового штурма можно повысить, если попросить каждого из участников придумать несколько вариантов решения проблемы в одиночестве. А совместную встречу использовать не для генерации вариантов, а для выбора самых лучших из общего списка. Такое простое решение повысило "новизну" предлагаемых решений.

3. Музыкальное сопровождение

Ученые решили посмотреть, как разная музыка будет влиять на креативное мышление. Были подобраны четыре режима музыки: спокойная, счастливая, грустная и тревожная. Контрольная группа работала в тишине.

В результате исследование показало, что счастливая музыка повышала эффективность дивергентного мышления и почти никак не влияла на конвергентное.

4. Юмор

Дивергентный тип мышления напрямую зависит от текущего эмоционального состояния. Первый способ поднять настроение — послушать счастливую музыку. Второй способ — юмор. Все дело в том, что спонтанные шутки расслабляют человека и включают рассеянное внимание вместо сфокусированного. Это способствует возникновению неочевидных связей между разными идеями. Получившиеся решения отличаются новизной и оригинальностью.

− Применение же специальных техник описано во множестве книг.

Ведущий:

− Давайте подведем итог игры. Пожалуйста, слово предоставляется нашей прессе.

Обучающиеся демонстрируют газету, отражающую основные идеи сегодняшней встречи.

Ведущий:

− Было приятно с вами пообщаться, уверен (а) теперь каждый из вас знает, что такое «Креативное мышление, как его измерить и повысить». Большое спасибо, что пришли. До свидания.

Библиографический список

электронные ресурсы:

- https://habr.com/ru/post/506620/  Креативное мышление: что это такое, как измерить и повысить свой потенциал;

-https://research-journal.org/pedagogy/programma-kursa-vneurochnoj-deyatelnosti-po-funkcionalnoj-gramotnosti-kak-sredstvo-formirovaniya-kreativnogo-myshleniya-obuchayushhixsya/ Международный научно-исследовательский журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся. Модуль "Естественно-научная грамотность". 5-9 классы.

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности развитие "Функциональной грамотности" по модулю "Естественно-научная грамотность" разработана в 2019 году и расчитана на 5 лет об...

Методическая разработка "Математические задачи для развития функциональной грамотности обучающихся"

Методическая разработка представляет собой подбор задач из различных источников для развития функциональной грамотности обучающихся.Материалы  разработки помогают моделировать с помощью математик...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Развитие функциональной грамотности обучающихся»

Программа нацелена на развитие:способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использовани...

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы

Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....

Методическая разработка “Задания по развитию функциональной грамотности”

В разработке представлен ряд заданий, направленных на формирование читательской грамотности обучающихся средней школы. Задания представлены в формате рабочего листа и могут быть применены как в урочно...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...