"Формирование алгоритмов деятельности обучающихся по освоению функциональной грамотности
статья

Белимова Жанна Викторовна

Выступление на семинаре "Формирование алгоритмов деятельности обучающихся по освоению функциональной грамотности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1"Формирование алгоритмов деятельности обучающихся по освоению функциональной грамотности"

Слайд 2 

Начнем с определений.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Итак, начальная ступень образования.

Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы. Образовательная программа — документы, определяющие содержание образования.

Слайд 3. 

Начальное образование –первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.

В этот период происходит интенсивное умственное развитие, формирование приемов учебной деятельности, способностей самостоятельного приобретения знаний и их применения при решении познавательных задач, развиваются коммуникативные умения детей. Учащиеся обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Слайд 4

Алгоритм – это четкая последовательность действий, направленная на достижение поставленной цели или решения задачи.

Итак, проще говоря, учитель начальных классов, должен научить школьника не просто читать, считать и писать, но и максимально использовать полученные знания для решения самых различных жизненных задач.

Посредством чего формируются алгоритмы деятельности обучающихся в процессе освоения функциональной грамотности? Нужно заметить, что выделить функциональную грамотность как, например, отдельный школьный предмет невозможно. Тем не менее, некоторое разделение есть. Остановимся подробнее на математической грамотности.

Слайд 5

Один из компонентов функциональной грамотности – математическая грамотность – позволяет человеку использовать математические знания на практике и на их основе уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Для младшеклассников мир чисел – нечто совершенно новое и абстрактное. Именно поэтому учителю важно показать, что эти знания будут нужны не далеко в будущем, а здесь и сейчас.

Прикладными для младшеклассников могут быть не только задачи по математике про скорость поезда, оплату покупок в магазине и расчеты материалов для ремонта. Важно искать современные и интересные новому поколению ситуации: расчет времени на скачивание игры, подбор тарифа на мобильную связь и так далее. Они наглядно покажут применение математики в жизни.

Слайд 6

Как конкретно, на практике это возможно применить?

1. Объяснять математические понятия с помощью предметных действий

Хороший подход – перекладывать базовые математические понятия на осязаемые вещи. Например, дать ребенку деревянные палочки и попросить сложить, допустим, квадрат. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. Он не выйдет из двух или трех палочек, а вот из четырех получится. В четвертом классе при изучении периметра можно напомнить ребенку про палочки, а не заставлять зубрить формулу.

2. Играть в математические игры

Время от времени можно устраивать уроки в форме деловой игры, где группы учеников соревнуются между собой в успешности реализации поставленной практической задачи. Например, выбрать тему «Коммунальные платежи» и предложить командам произвести оплату электроэнергии, телефонной связи, холодной и горячей воды, используя стандартные для региона тарифы. Кстати, ребят можно попросить подготовиться к игре: разузнать, по каким ценам их родители «покупают» киловатт-часы, минуты разговора по телефону, кубометры воды.   Или, прямо на уроке устроить групповой конкурс на лучший проект школьного двора, параллельно рассчитывая размеры тех сооружений, которые ребята придумают. Можно рассчитать и стоимость такого проекта. Данный метод прекрасно подходит и для учащихся 5-9 классов

3. Давать жизненные задания

С какой скоростью движется школьник, если после звонка он выбегает из класса за 5 секунд? На сколько чашек можно разлить пакет сока? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? На каком этаже находится квартира №125, если в доме всего 5 подъездов и 200 квартир? Мы отправляемся на экскурсию, давайте рассчитаем количество бутербродов и отдельно колбасы, хлеба, салата. А если едем на общественном транспорте, можно заодно посчитать, сколько придется заплатить за билеты для всех. Одним словом, важно заинтересовать учеников повседневными ситуациями и показать, что в них тоже содержатся задачи по математике. Данный метод также подходит и для учащихся 5-9 классов

 

4. Подключать родителей

Ребятам будет интересно узнать о том, чем полезна математика, не только от учителя, но и от любого другого значимого взрослого. Поэтому можно задействовать родителей: попросить их поделиться своим опытом использования математики в профессии. Особенно интересно было бы пообщаться с представителями инженерных, технических и технологических профессий.

Не менее актуальной будет и беседа с представителями гуманитарных профессий. Как применяют математику в сферах, где, казалось бы, она не нужна? Кинопродюсеры рассчитывают бюджет фильма исходя из количества актеров, персонала и съемочных дней, журналисты используют статистику, чтобы подтвердить или опровергнуть факты и уловить настроения общества, дизайнеры умело работают с геометрическими понятиями и фигурами.

5. Использовать цифровые платформы

Приближенные к жизни школьников задачи по математике не просто искать и придумывать, но они есть на некоторых цифровых платформах. Например, в Яндекс. Учебнике, где составили подборку заданий на формирование математической грамотности. Сложная многошаговая задача разбивается на цепочку отдельных заданий, в каждом из которых ребенок делает шаг к решению проблемы. Такие задания проводят ребенка через все этапы работы с проблемой от ее формулирования на языке математики до интерпретации. Каждый шаг система помогает выполнять наводящим вопросом, предложением разных вариантов или при помощи визуализации.

Слайд 7

Представлю некоторый материал по теме доклада, относительно образования -5-9 классах.

Так, для развития математической грамотности у обучающихся среднего и старшего школьного возраста важно, чтобы ученики знакомились с материалом из реального мира, в котором используется математика. Огромное количество заданий учитель может придумать, используя инфографику, доступную в интернете, — на новостных сайтах, статистических ресурсах, в научно-популярных онлайн-журналах и блогах.

Слайд 8

Инфографика — это графический способ подачи информации. Если ещё проще — это информация в виде картинок. В инфографику могут входить и другие элементы (текст, стрелки, диаграммы, блоки и схемы), однако ключевую роль играют именно изображения.

Инфографика — отличный инструмент для того, чтобы научить “читать” графики и диаграммы, то есть интерпретировать информацию, которую несут в себе графики и диаграммы. Учитель может задать эталон предложений для описания статистических данных, представленных в инфографике, а затем попросить учеников в парах или группах сделать это самостоятельно. Кроме того, данная инфографика содержит данные исследований за разные годы, соответственно, можно попросить учеников сравнить на сколько, во сколько и т.д. данные отличаются и по каким параметрам. Зафиксировать свои наблюдения учащиеся могут устно или письменно.

Помимо математики данную инфографику можно обсудить на уроках обществознания или на классных часах, посвященных распределению свободного времени. Можно предложить ученикам провести опрос по подобным вопросам в своем классе или в разных классах, а затем создать свою инфографику по результатам исследования, например, на уроке ИКТ.

Слайд 9

Чем хороша инфографика?

Если данные всегда можно подать текстом, таблицами и цифрами, то зачем инфографика? У неё много преимуществ.

Во-первых, инфографика позволяет показать большой объём информации — не надо будет долго читать текст.

Во-вторых, хорошая инфографика делает информацию гораздо нагляднее.

В-третьих, интересная картинка помогает привлечь внимание аудитории, поэтому этот формат используют в публичных выступлениях, любят в медиа и используют в современных учебниках.

На уроках математики я, достаточно активно использую этот метод. Графики, диаграммы, в том числе информация в виде рисунков, картинок.

Кроме этого, подобно работе с инфографикой, можно организовать работу с научно-популярными статьями, давая задания на обсуждение основных фактов, которые основаны именно на математических данных.

Для эффективной работы учитель математики может объединяться с учителями других предметных областей и готовить задания на основе подобных научно-популярных статей. Источником контекстных заданий по математике являются интегрированные проекты и исследования, которые позволяют использовать математический язык и инструментарий при изучении определенных объектов или явлений в различных предметных областях — физики, химии, биологии, истории, географии и др. 

Все это замечательный инструментарий, помогающий формировать алгоритмы деятельности обучающихся по освоению функциональной грамотности.

Закончить хочу рекомендацией цифровой платформы Яндекс Учебник. Там прекрасно представлена информация о Функциональной грамотности как важнейшем элементе образовательного процесса. Информация представлена в текстовом формате и видеолекциях.

Слайд 10

https://teacher.yandex.ru/profile/functional_literacy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотности

Игровая деятельность на уроках физики для активизации познавательной деятельности учащихся и развития функциональной грамотностиПлан проведения открытого урока в 8 классе по теме «Повторени...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...