Рабочая программа по обществознанию 7 класс
календарно-тематическое планирование по обществознанию (7 класс) по теме

Казакова Татьяна Николаевна


Рабочая программа составлена на основе:
      Федерального компонента государственного стандарта общего образования

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniyu_7_klass.doc168 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «обществознание» в 7 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1.   Федерального компонента государственного стандарта общего образования

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

 

Цели.

Изучение обществознания  в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

 Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  1. сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  3. выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

-     на  использование элементов причинно-следственного анализа;

-    на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

-    на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-    на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

-    на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

-   на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

-   на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

-  на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 Календарно - тематический план для 7 класса по обществознанию ориентирован на использование УМК:

1. Учебник: Кравченко, Певцов. Обществознание. М.,2007.

2. Обществознание. Программа курса. 5 – 7 классы. А.И. Кравченко. Москва. «Русское слово». 2005г.

3. Тематическое планирование курса  «Обществознания» 7 классы. Р.М. Черных., О.В. Кутырова. Москва. «Русское слово». 2003г.

4.  Обществознание. Поурочное планирование. 5, 6, 7 классы. Н.С. Кочетов. Волгоград. Издательство «Учитель». 2006г.

5.Словарь – справочник по обществоведению и основам советского государства и права. Н.С.Чернавин. Москва. «Просвещение».

6. Рабочая тетрадь

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ:

Знать/понимать

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  2. сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  3. характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  4. содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  1. описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  2. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  3. объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  4. приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  5. оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  6. решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  7. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  8. самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

            

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  1. полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  2. общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  3. нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  4. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  5. первичного анализа и использования социальной  информации;
  6. сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Программа курса (34 часа)

Глава 1. Личность подростка

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста.  Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.

Тема 3. Быть взрослым

         Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.

Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

         Способности человека. Общие и специальные способности.  Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению.  Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

 Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности. Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

Глава 2. Подросток в социальной среде

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.

Основное понятие темы: молодежь.

Глава 3. Подросток и закон

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

 Глава 4. Образ жизни подростка

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

Тема 25. Развитие спорта

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Глава 5. Подросток и его жилая среда

Тема 26. Город и село

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ  жизни подростков.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 27. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

 Календарно-тематический план

Уроки

§ - §

                            Темы

№ недели

Фактич.

дата

1 урок

Вводный урок. Общественные науки.

Знания, умения, навыки развития личности.

Знакомство  с задачами т структурой курса «Обществознание». 7 класс; определить его место в общем курсе «Обществознание»; ознакомить с учебником и его методическим аппаратом; развивать интерес к знаниям, чтению и самообразованию.

1

Личность подростка.    ( 10 часов)

2 урок

§ 1

Переходный возраст.

Знания, умения, навыки развития личности.

Характеризовать подростковый возраст, возрастные особенности человека; объяснять смысл и значение понятий.

Понятия  и термины.

Возраст, тинэйджер, подросток, юность, зрелость, старость

2

3 урок

§ 2

Задачи и трудности переходного возраста.

Знания, умения, навыки развития личности.

Называть задачи, необходимы для решения в подростковом возрасте; рассказывать о месте подростка в обществе  в различные исторические эпохи.

Понятия  и термины.

Зрелые отношения со сверстниками, мужская и женская роль, эмоциональная независимость, трудовая деятельность, брак, трудности подросткового периода.

3

4 урок

§ 3

Быть взрослым.

Знания, умения, навыки развития личности.

Приводить примеры поступков подростков, характеризующих их личность; определять свое отношение к решению проблемы «подросток – общество».

Понятия  и термины.

Возраст контрастов, оптимизм, пессимизм, альтруизм.

4

5 урок

§ 4

Физические изменения у подростков.

Знания, умения, навыки развития личности.

Называть физические изменения, происходящие в подростковом возрасте;

определять пути решения проблем, связанных с подростковыми комплексами.

Понятия  и термины.

Самооценка, комплекс неполноценности, динамизм.

5

6 урок

§ 5

Психологический портрет личности: темперамент и характер.

Знания, умения, навыки развития личности.

Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера.

Понятия  и термины.

Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик; характер, способности, трудолюбие и работоспособность.  

6

7 урок

§ 6

Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства.

Знания, умения, навыки развития личности.

Характеризовать психологический портрет своей личности.

Понятия  и термины.

Интеллект, чувства и эмоции, стресс.

7

8 урок

§ 7

Самооценка подростка.

Знания, умения, навыки развития личности.

Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемостью в школе.

Понятия  и термины.

Самооценка, корректировка самооценки.

8

9 урок

§ 8

Выдающаяся личность.

Знания, умения, навыки развития личности.

Определять факторы влияния на становление выдающейся личности; приводить примеры выдающихся личностей  из истории и современности.

Понятия  и термины.

Одаренность, вдающаяся личность, талант, гениальность.

9

10 урок

§ 9

Лидер и его качества.

Знания, умения, навыки развития личности.

Называть черты лидера; характеризовать роль лидера в обществе, в подростковой среде.

Понятия  и термины.

Лидер, воображение, талант, решимость, жестокость, искусство общения ответственность.

10

11 урок

Обобщающий урок по теме «Личность подростка».

Знания, умения, навыки развития личности.

Знать основные понятия темы.

11

Подросток в социальной среде.   ( 7 часов)

12 урок

§ 10

Социальная среда подростка.

Знания, умения, навыки развития личности.

Объяснять смысл понятий; приводить примеры влияния семьи на подростка.

Понятия  и термины.

Социальная среда, бедные и богатые семьи, школьная среда, влияние на  подростка.

12

13 урок

§ 11

Подросток в группе.

Знания, умения, навыки развития личности.

Называть классификацию групп.        

Понятия  и термины.

Группа, конформизм, влияние группы.

13

14 урок

§ 12

Межличностные отношения.

Знания, умения, навыки развития личности.

Объяснять влияние на подростка отношений в семье.

Понятия  и термины.

Малая группа, межличностные отношения.

14

15 урок

§ 13

«Мы» и «они».

Знания, умения, навыки развития личности.

Характеризовать понятия и термины; приводить примеры становления своих чужими и чужих своими.

Понятия  и термины.

Конфликт, столкновение.

15

16 урок

§ 14

Мир знакомых и незнакомых людей.

Знания, умения, навыки развития личности.

Высказывать суждение по поводу защиты «своих» в любых ситуациях; сравнивать роль «своих» и «чужих» в жизни человека.

Понятия  и термины.

Противостояние, родственная солидарность, круг знакомств.

16

17 урок

§ 15

Социальный портрет молодёжи.

Знания, умения, навыки развития личности.

Высказывать суждение по решению проблем молодежи в современном обществе.

Понятия  и термины.

Социальная группа, общественная роль, инфантильность.

17

18 урок

Обобщающий урок по теме  «Подросток в социальной среде»  

Знания, умения, навыки развития личности.

Эссе «ценности современной молодежи»

18

Подросток и закон.    ( 5 часов)

19 урок

§ 16

Юридические границы подросткового возраста.

Знания, умения, навыки развития личности.

Рассказывать о путях и методах защиты прав ребенка; приводить примеры прав и свобод человека.

Понятия  и термины.

Малолетние, несовершеннолетние,  ответственность за  нарушение прав.

19

20 урок

§ 17

Подросток как гражданин.

Знания, умения, навыки развития личности.

Называть способы участия гражданина в политической жизни страны; объяснять связь между правами гражданина и его обязанностями.

Понятия  и термины.

Гражданин, гражданство, гражданские пава  свободы, конституционные права и обязанности, получение гражданства.

20

21 урок

§ 18

Подросток и его права.

Знания, умения, навыки развития личности.

Объяснять значение понятия «права человека», объяснять пути реализации прав подростка.

Понятия  и термины.

Права человека:  на жизнь, а жилище, на труд, на свободный выбор профессии, на отдых и досуг, на охрану здоровья, на образование; зашита прав граждан.

21

22 урок

§ 19

Опасный путь преступной жизни.

Знания, умения, навыки развития личности.

Рассказывать о причинах противоправного поведения и об уголовной ответственности несовершеннолетних; приводить примеры преступлений из литературных произведений или фильмов.

Понятия  и термины.

Преступление, уголовная ответственность несовершеннолетних, правоохранительный органы, задержание.

22

23 урок

Обобщающий урок по теме «Подросток и закон».

Знания, умения, навыки развития личности.

Таблица «Права подростка»

23

Образ жизни подростков.    ( 7 часов)

24 урок

§ 20

Подросток в обществе риска.

Знания, умения, навыки развития личности.

Называть источники риска и высказывать своё отношение к ним; характеризовать подростковые ситуации риска.

Понятия  и термины.

Источник опасности, уровень шума, наркомания, слух, городские дороги.

24

25 урок

§ 21

Проблема одиночества.

Знания, умения, навыки развития личности.

Знать причины депрессии и пути выхода из неё.

Понятия  и термины.

Депрессия, агрессия

25

26 урок

§ 22

Подростковая культура.

Знания, умения, навыки развития личности.

Рассказывать о подростковой культуре и е особенностях; устанавливать отношение между подростковой и взрослой культурой.

Понятия  и термины.

Система ценностей, увлечения.

26

27 урок

§ 23

Образ жизни.

Знания, умения, навыки развития личности.

Определять факторы, влияющие на образ жизни  разных народов и его изменения; приводить примеры их художественных произведений об образе жизни человека разных слоев общества.

Понятия  и термины.

Образ жизни, организация образа жизни.

27

28 урок

§ 24

Досуг и отдых.

Знания, умения, навыки развития личности.

Объяснять понятия: досуг, культурный досуг; объяснять назначение учреждений культуры (театров, музеев, библиотек).

Понятия  и термины.

Досуг, отдых, свободное время, культурный досуг.

28

29 урок

§ 25

Спорт.

Знания, умения, навыки развития личности.

Рассказать,  как развивался спорт с древнейших времён до наших дней; объяснить, зачем люди занимаются спортом, чем профессиональный спорт отличается от любительского. Выяснить, почему необходимы занятия физкультурой и спортом для подростка, какие виды спорта популярны среди подростков в наше время и почему.

Понятия  и термины.

Спорт, профессиональный и любительский спорт.

29

30 урок

Обобщающий урок по теме «Образ жизни подростков».

Знания, умения, навыки развития личности.

Контроль знаний учащихся.

30

Подросток и его жилая среда.   ( 4 часа)

31

урок

§ 26

Город.

Знания, умения, навыки развития личности.

Уметь характеризовать роль города в развитии общества.

Понятия  и термины.

Особенности городской жизни.

31

32 урок

§ 27

Село.

Знания, умения, навыки развития личности.

Сопоставлять плюсы и минусы городской и сельской жизни

Понятия  и термины.

Особенности  сельской жизни.

32

33 урок

§ 28 - 29

Мой дом, моё жилище.        

Знания, умения, навыки развития личности.

Знать пространство обитания человека, высказывать своё отношение к  эволюции жилища, уметь сравнивать современное жилище с жилищем разных эпох.

Понятия  и термины.

Перенаселение, миграция, общественная территория, домашняя территория, личное пространство, район проживания.

33

34 урок

Обобщение по курсу обществознания за 7 класс.

Знания, умения, навыки развития личности.

Контроль знаний учащихся.

34

Требования к уровню подготовки

      Характеризовать подростковый возраст; объяснять смысл и значение понятий; высказывать суждение о причинах различного отношения к подросткам в разные исторические эпохи; рассказывать о месте подростка в обществе.

      Составлять характеристику подростка, называть физические изменения, определять пути решения проблем. Составлять перечень положительных и отрицательных черт характера. Соотносить самооценку личности с влиянием семьи и успеваемости в школе.

Проводить – мини исследования влияния социальной  среды на подростка, объяснять влияние на подростка отношений в семье.

     Излагать суждения о причинах и последствиях конфликтов между пришлым населением и местным. Формулировать правила поведения с незнакомыми людьми. Сравнивать роль «своих» и «чужих» В жизни человека. Рассказывать о путях и методах защиты прав ребёнка. Называть основные конституционные права и обязанности человека.

      Характеризовать пути выхода из состояния одиночества; положение подростка в современном  российском обществе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...