«Голосование, выборы, референдум»
план-конспект урока (обществознание , 9 класс) по теме

Чебанова Людмила Александровна
Конспект урока по обществознанию в 9 классе + тест самоконтроля по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vybory_golosovanie_referendum.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в рамках аттестации учителя истории и обществознания Чебановой Л.А. по обществознанию в 9 классе на тему:

«Голосование, выборы, референдум»

Цели урока:

1.Добиться усвоения учащимися понятий темы, урока; выяснить, что такое избирательное право, процесс; каковы основные избирательные системы;

2.Развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;

3. Воспитывать активную гражданскую позицию.

План урока:

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;

Оборудование: проектор, Конституция, печатные рабочие тетради по обществознанию, учебник, рабочий лист №1,2.

Тип урока: комбинированный

Используемые методы: словесный, эвристическая беседа.

Технологии: дифференцированные задания, проблемные задания.

Формы работы: индивидуальная, парная.

ИКТ: авторская презентация «Избирательные системы».

Ход урока

Эпиграф к уроку:

«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении»                            К. Ясперс

№ этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.






2 мин.

Прежде чем мы начнем сегодняшний урок, я хотела бы вам показать несколько кадров……..

В 2006 – 2007 году вы уже приняли участие в выборах, несмотря на то, что вам нет еще и 18 лет, то есть опыт участия в выборах у вас уже есть. Наша сегодняшняя тема -  «Голосование, выборы, референдум». Мы узнаем, что такое избирательное право,  и каковы его виды, механизмом проведения избирательного процесса и разновидности избирательных систем.  Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова К. Ясперса:  «Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении».

Запись темы в тетрадь.

2.

Актуализация знаний.




7

мин

Но, прежде чем начнем рассматривать вопросы урока, мы должны вспомнить предыдущую тему: «Гражданское общество и правовое государство», которая напрямую будет связана с материалом сегодняшнего урока.

- что такое гражданское общество?

- что такое гражданство и как оно выражается на практике?

- в чем отличие  правового государства от неправового?

-  печатная тетрадь стр. 25 задание №3

Ответы учащихся.

   3.

Новый материал.





Запишите план нашего урока

  1. Избирательное право;
  2. Избирательный процесс;
  3. Референдум;


Не так давно, 10 октября,  во многих субъектах РФ прошли  выборы, в том числе и выборы в Чистопольском муниципальном районе.  

Вопрос: элементом  какого политического режима  являются  выборы - демократического или тоталитарного? Является ли, на ваш взгляд,  Россия правовым государством?

     Да, действительно, РФ является правовым государством. И одной из отраслей  прав,  которыми обладает гражданин РФ – политические права (просмотр диска «Основы правоведения» урок №12, тема 03).

Запись плана в тетради.













Ответ учащихся (демократического гос - ва).





а)






























б)
















в)












г)

1.Избирательное право.

Словарная работа: учебник стр. 199: избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д.

Избирательное право




       Активное                              Пассивное

 «право выбирать»          «право быть избранным»


В демократическом государстве избирательное право включает в себя четыре принципа: печатная тетрадь стр. 28 задание № 4 (вторая часть задания):

1. всеобщее избирательное право (право на участие в выборах граждан, достигших определенного возраста, независимо от пола, возраста, национальности и др.);

2.равное избирательное право (один избиратель – один голос);

3.прямое избирательное право (каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата);

4. тайное голосование (порядок отсутствия контроля за волеизъявлением избирателей).

Вывод: политическими правами обладают все граждане государства, которые не признаны судом недееспособными, независимо от национальности, вероисповедания, социального и материального положения в обществе.

2. Избирательный процесс.        

Избирательное право непосредственно реализуется в избирательном процессе – выборы, референдум.

Словарная работа:  избирательный процесс -  это порядок и основные стадии  в организации выборов. Основные положения избирательного процесса зафиксированы в документе Федеральный закон «О выборах». 

Физминутка.

Этапы избирательного процесса – рабочий лист №1, задание: расставьте в определенном порядке этапы избирательного процесса, чтобы в результате у вас получилось слово, имеющее прямое отношение к выборам.


По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы подразделяются на: пропорциональную, мажоритарную, смешанную.

Демонстрация авторской презентации на тему: «Избирательные системы РФ».


10 октября в Чистопольском муниципальном районе прошли выборы депутатов в Городской совет. В каждом избирательном участке было представлено около трех кандидатов в депутаты от различных партий.1.Определите, по какой системе проходили выборы?


2.Кто из граждан может стать депутатом и что ему для этого нужно сделать?

Дифференцированное задание в печатной рабочей тетради: I вариант стр. 27  задание №3

               II вариант стр. 28   задание №5

3.Референдум.

Третий вопрос плана урока рассмотрите самостоятельно.




Запись в тетрадь определение термина.






Запись схемы в тетрадь.










Учащиеся делают записи в рабочие тетради стр. 28











Запись определения в тетрадь.





Рабочий лист №1

Работа в парах








Запись избирательных систем и их определения.



Ответы учащихся (по мажоритарной системе).










Выполнение заданий по вариантам в рабочих тетрадях.

4.

Закрепление/тест для самоконтроля

7 мин

I вариант - депутат

II вариант – свобода


Итак,  сегодня вы узнали механизм  проведения политических выборов   и правовые возможности граждан государства выбирать и быть избранными.

Ответы учащихся.

5.

Домашнее задание.

§7, читать, работать с вопросами, выполнить проблему, практикум; печатная тетрадь задания № 1, 4.

Запись задания в дневник.

Тест для самоконтроля по теме: «Голосование, выборы, референдум»

I вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Г. Конвенция

Д. Конституция

Е. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

 

Е. Голосование;

 Ж. Богослужение;

 З. Солидарность;

3. Активное избирательное право-

П. Право избирать

Р. Право быть избранным

С. Право не участвовать в выборах

4. Гражданство - ……

Т. Зависимость лица от государства;

У. Правовая связь государства с лицом, выражающаяся во взаимных правах и    обязанностях;

Ф. Зависимость государства от лица;

5. Что  не является избирательной системой:

Р. Мажоритарная;

С. Смешанная;

Т. Республиканская;

6. Кто не является участником политического процесса:

А. Гражданин, признанный судом недееспособным;

Б.  Кандидат;  

 В. Избиратель;

7. Пассивное избирательное право –

Т. Право быть избранным;

У. Право избирать;

Ф. Право не участвовать в выборах;

1

2

3

4

5

6

7

Тест для самоконтроля по теме «Голосование, выборы, референдум»

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

 

А. Солидарность

 Б. Богослужение

 В. Голосование

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата  в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

1

2

3

4

5

6

7

Рабочий лист №1

«Основные этапы избирательного процесса»

Б. Назначение выборов (как правило, главой государства);

Ь. Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования;

Ю. Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение   выборов;

Е. Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

Ю. Организация избирательных округов с приблизительно    равным числом      избирателей;

Е. Процесс голосования по избирательным участкам;

Н. Подведение итогов голосования;

Л. Регистрация избирателей в установленном  законом порядке, составление списков избирателей;

Т. Предвыборная борьба (прекращение за день до голосования);

Задание: определите порядок этапов избирательного процесса, выписав буквы этапов в правильном порядке. Прочитайте слово!

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Перечислите признаки демократического государства.

Перечислите признаки тоталитарного государства.

Для чего жителю государства необходимо обладать гражданством данного государства?

При каком политическом режиме существует гражданское общество?

Приведите, из истории,  пример тоталитарного государства.

Перечислите признаки тоталитарного государства.

Тест для самоконтроля по теме «Голосование, выборы, референдум»

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

 

А. Солидарность

 Б. Богослужение

 В. Голосование

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата  в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

1

2

3

4

5

6

7

Тест для самоконтроля по теме «Голосование, выборы, референдум»

II вариант

1.В каком документе зафиксированы права и свободы гражданина РФ:

Р. Конвенция

С. Конституция

Т. Декларация

2. Какие способы участия граждан в политической жизни государства вы знаете?

 

А. Солидарность

 Б. Богослужение

 В. Голосование

3. Активное избирательное право-

О. Право избирать

П. Право быть избранным

Р. Право не участвовать в выборах

4. Электорат - ……

Б. Круг избирателей

В. Наблюдатели кандидата  в депутаты

Г. Избирательная комиссия

5. Какая система не является избирательной системой

М. Мажоритарная

Н. Смешанная

О. Парламентская

6. Каким правом является право участвовать в выборах:

Б. Социальным

В. Экономическим

Д. Политическим

7. Пассивное избирательное право –

А Право быть избранным

Б. Право избирать

В. Право не участвовать в выборах

1

2

3

4

5

6

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ"

Этот урок можно использовать как повторительно обобщающий по теме: "избирательный процесс". Можно использовать для учашихся как 9 так и 11 класса....

Урок "Голосование ,выборы референдум"

Данный урок по курсу обществознание в 9 классе  по учебнику А.И. Кравченко....

Открытый урок в 9 классе по теме "Голосование.Выборы.Референдум."

Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему :;Голосование.Выборы.Референдум. Цель:создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствам...

урок: «Голосование, выборы, референдум»

Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной  ситуации на уроке.Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования ор...

Презентация к уроку" Голосование. выборы. референдум"

Мотивация учащихся на усвоение темы , путем создания проблемной ситуации на уроке....

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

«Голосование, выборы, референдум»

Показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванного служить интересам народа....