урок: «Голосование, выборы, референдум»
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Майорова Вера Ивановна

Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной  ситуации на уроке.

Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванного служить интересам народа.

Задачи: 1. Выяснить с учащимися, что такое политическое участие; голосование;

              2. Какова роль и функции выборов в органы власти;

              3. Каковы основные типы избирательной  системы.

Цели развивающие:

1.     Развитие познавательных интересов;

2.     Развитие правовой культуры;

3.     Развитие творческой инициативы;

 

Цели воспитательные:

1.     Формирование чувства уважения к народу;

2.      Приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции РФ;

3.     Воспитание гражданской ответственности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Голосование, выборы, референдум»

Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной  ситуации на уроке.

Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванного служить интересам народа.

Задачи: 1. Выяснить с учащимися, что такое политическое участие; голосование;

              2. Какова роль и функции выборов в органы власти;

              3. Каковы основные типы избирательной  системы.

Цели развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов;
  2. Развитие правовой культуры;
  3. Развитие творческой инициативы;

Цели воспитательные:

  1. Формирование чувства уважения к народу;
  2.  Приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленных в Конституции РФ;
  3. Воспитание гражданской ответственности.

  В соответствии с целями и задачами урока учитель формирует основные умения и навыки:

Учащиеся должны знать:

  1. Что такое политическое участие, виды и формы.
  2. Голосование.
  3. Типы избирательной системы.

Учащиеся должны  уметь:

  1. анализировать тексты;
  2.  объяснять смысл понятий;

Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.

Эпиграф к уроку:

«Свобода возможна только при демократии, то есть при доступном для всех участии в волеизъявлении». К. Ясперс

Ход урока

  1. Организационный момент-2 минуты.
  2. Изучение нового материала-25 минут.
  3. Закрепление и обобщение - 10 минут

4. Подведение итогов и домашнее задание- 3 минуты.

План изучения нового материала

  1. Что такое политическое участие. Виды, формы политического участия.
  2. Голосование. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право.
  3. Роль и функции выборов в органы власти.
  4. Основные типы ( формы) избирательной системы.

В начале урока учитель предлагает ученикам ответить на вопрос:

 « Что бы вы хотели узнать об избирательной системе в нашей стране?»

Все ответы  учеников записываются на доске:

- политическое участие, что это?

-голосование, как происходит?

-органы власти, их работа?

-избирательная система, какие формы бывают?

Учитель: «А теперь постараемся ответить на ваши вопросы».

1.Что такое политическое участие. Виды, формы политического участия.

Учитель. В любой политической системе индивиды и социальные  группы в той или иной степени вовлечены в политический процесс. По степени политической активности граждан среди них выделяют следующие группы: аналитическая группа (не участвуют в политике); граждане, голосующие на выборах; граждане, участвующие в деятельности политических партий и других политических организаций, делающие политическую карьеру; политические лидеры.

Учащимся предлагается дать краткое определение - что такое политическое участие. После обсуждения пишется определение в тетрадь.

      Политическое участие- это действия, предпринимаемые гражданами и имеющие целью повлиять на государственную политику или на выбор политических лидеров на любом уровне политической власти.

       Различают два вида политического участия: автономное и мобилизованное.

       Автономное участие- это сознательная активность граждан, более или менее разбирающихся в политике. Такой вид участия имеет место в стабильных демократических странах.

       Мобилизованное участие- это вынужденное действие, при котором  участие в политике, например голосование на выборах,  зависит от неполитических факторов (страх, подкуп и т. д.).

Это вид политического участия имеет место, прежде всего  в традиционном обществе или в обществе с тоталитарным режимом.

                                                                                                       (слайды 8-10)

 Вопрос: Каковы основные формы политического участия в современном демократическом обществе?

( Ответ: участие в выборах, также и голосование).

2.Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны. Наряду с ней имеются и другие, в частности организация и участие в политических и общественных движениях, обращение в парламент и местные законодательные органы власти с предложениями и проектами, участие в собраниях  и митингах, агитация за ту или иную партию, работа в качестве партийного деятеля…

Активное избирательное право- право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.). В  Российской Федерации  предоставляется всем гражданам, достигнувшим 18 лет (за исключением, предусмотренным конституционным законом).

Пассивное избирательное право- право гражданина быть избранным в представительные органы государства.

                                                                                                      (Слайд-11)

Задание.

Работая с текстом учебника стр.217. выпишите основные элементы процедуры голосования.

Просмотр процедуры голосования на компьютере (презентация урока).

                                                                                             ( слайды 12-19)

Процедура голосования во всех странах примерно одна и та же. Она включает следующие основные элементы:

  1. Регистрация в списке избирателей по месту жительства;
  2. Тайное голосование в специальной кабине;
  3. Использование одинакового для всех избирательных округов списка кандидатов;
  4. Присутствие на выборах сторонних наблюдателей, контролирующих правильность процедуры голосования;
  5. Подсчет бюллетеней специально созданной комиссией;
  6. Официальное опубликование результатов голосования.

Активность избирателей определяется процентной долей числа пришедших голосовать от общего числа.

3. Роль и функции выборов в органы власти.

Выборы дают возможность индивидам и социальным группам сформулировать свои требования, обеспечить поддержку тех действий политических лидеров, которые соответствуют интересам большинства населения.

Выборы - это средство легитимации политического режима.

Демократические выборы являются всеобщими, прямыми, равными, проходят при тайном голосовании.

4.Основные типы (формы) избирательной системы.

Задание. Работа с Конституцией ст. 32. Работа с текстом стр. оформление схемы.

Избирательная система – это упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных органов государственной власти.

                                                                                  ( слайды 21-22)

Основы избирательной системы заложены в Конституции и конкретизуются в избирательном праве. Достижение демократии является всеобщее равное избирательное право.

Выборы бывают прямые (одноступенчатые) или косвенные (многоступенчатые). Например, в США выборы президента осуществляются через избранных народом выборщиков.

По способу подсчета голосов и принципу распределения мест по итогам голосования избирательные системы подразделяются на: пропорциональные, мажоритарные и смешанные.

В первом случае определяется процент полученных на выборах каждой (движением и т. п.) голосов и соответственно определяется число депутатов по данному списку (Италия). Во втором случае (мажоритарные) избранным путем в каждом избирательном округе является тот кандидат, который набрал относительное или абсолютное большинство голосов (Англия). Пример смешанной избирательной системы- выборы в Госдуму России. Они происходят наполовину по пропорциональному, а наполовину по мажоритарному принципу: соответственно 225 и 225 из общего числа депутатов – 450.

Еще одной формой политического участия являются референдумы  и плебисциты.

Референдум (от лат. «то, что должно быть сообщено»)- всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; проводится по особо важным вопросам государственной жизни; проводится по особенно важным вопросам государственной жизни. Например, в 1991 году проводился референдум о сохранении СССР, а в  декабре 1993 года – референдум о принятии Конституции РФ.

Разновидностью референдума является плебисцит ( от лат. «решение народа»)- это опрос населения путем голосования о принадлежности территории, на которой оно проживает, тому или иному государству.

Основное различие между выборами и референдумом состоит в том, что выборы принадлежат к механизмам представительной демократии, а референдум – это институт прямой демократии. Таким образом, в демократическом обществе политическая активность граждан - это залог его развития.                                                                      (слайды 23-24)

Вопрос: Мотивы участия граждан в выборах?

  1. Закрепление изученного- 10минут.

Работа над основными понятиями (политическое участие, автономное участие, избирательная система, мобилизованное участие, референдум…

  1. Что такое голосование и выборы?
  2. Что такое электорат и как он разбирается по своим политическим предпочтениям?

     3. Тренинг « Я голосую за тебя!»

Подведение итогов:

Учитель  « Ребята, на все ли вопросы мы получили ответ?» Ответы детей.  

Домашнее задание (3 мин.):  пар. 31. Напишите сочинение- размышление на одну из тем  стр.80.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ"

Этот урок можно использовать как повторительно обобщающий по теме: "избирательный процесс". Можно использовать для учашихся как 9 так и 11 класса....

Урок "Голосование ,выборы референдум"

Данный урок по курсу обществознание в 9 классе  по учебнику А.И. Кравченко....

«Голосование, выборы, референдум»

Конспект урока по обществознанию в 9 классе + тест самоконтроля по теме....

Открытый урок в 9 классе по теме "Голосование.Выборы.Референдум."

Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему :;Голосование.Выборы.Референдум. Цель:создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствам...

Презентация к уроку" Голосование. выборы. референдум"

Мотивация учащихся на усвоение темы , путем создания проблемной ситуации на уроке....

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс...

«Голосование, выборы, референдум»

Показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования органов власти, призванного служить интересам народа....