Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Миронова Галина Николаевна

Конспект урока по обществознанию Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс.

Тема:  Голосование, выборы, референдум в демократическом обществе. (1 урок)

Тип урока: закрепление изученного

Форма:  комбинированный урок

Цель урока:

1 Образовательная: — раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателя; добиться усвоения учащимися основных понятий урока, выяснить с учащимися, что такое политическое участие; какова роль и функции выборов в органы власти; каковы основные типы избирательной системы; раскрыть сущность политического процесса;

2 Развивающая: -сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;

— ознакомить учащихся с избирательным законодательством, продолжить формирование у них навыков работы с документами правового характера;

— развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, продолжить выработку умений работать в паре, в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их, вести дискуссию, моделировать ситуацию;

3 Воспитательная. —распространение знаний в области избирательных прав граждан в молодежной среде; формирование у молодежи активной жизненной позиции; повышение значимости выборов в глазах будущих избирателей

Общеучебные  универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного            поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;

дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;

     привить интерес к изучению предмета обществознания.

Методы: самостоятельная работа учащихся, репродуктивный, исследовательский, проблемно –поисковый, индивидуальная работа, творческие выступления, тестирование.

Оборудование: доска, мультимедиа, слайды презентации,  карточки с заданиями, презентации, рабочая тетрадь.

Основные понятия: выборы, избиратель, избирательные принципы, активное избирательное право, пассивное избирательное право, прямое избирательное право, тайное голосование, кандидат.

Основные нормативные документы: Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», выдержки из Уголовного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях

Ход урока:

I Организационный момент.

II. Мотивация.

III. Проверка знаний.

IV.  Вводная беседа.

V. Актуализация знаний.

VI. Применение знаний в новой ситуации (работа в группах).

VII. Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.,

IX. Итоги урока

Деление учащихся на группы;

Работа с учащихся по основным вопросам темы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

I Организационный момент.  Сегодня мы поговорим об избирательном праве.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной   непосредственно   или   через   посредство   свободно   избранных представителей».

     Наверное, каждый взрослый человек в современном обществе знает, что такое выборы. Одни всегда принимают в них участие, другие делают это от случая к случаю, третьи – наблюдают за этим процессом со стороны. В представлении обычного гражданина выборы часто сводятся к простой процедуре заполнения бюллетеня, которая не более чем эпизод в их повседневной жизни.

    Важность выборов многие склонны недооценивать.

Осознание задач урока, знакомятся со слайдами презентации №1-4

4

II. Мотивация.

Басня И.А. Крылова «Мирская сходка»

Какой порядок ни затей,

Но если он в руках бессовестных людей,

Они всегда найдут уловку,

Чтоб сделать там, где им захочется, сноровку.

В овечьи старосты у Льва просился Волк.

Стараньем кумушки-Лисицы

Словцо о нем замолвлено у Львицы.

Но так как о Волках худой на свете толк,

И не сказали бы, что смотрит Лев на лицы,

То велено звериный весь народ

Созвать на общий сход.

И расспросить того, другого,

Что в Волке доброго он знает иль худого.

Исполнен был приказ, все созваны.

На сходке голоса чин чином собраны:

Но против Волка нет ни слова,

И Волка велено в овчарню посадить.

Да что же Овцы говорили?

На сходе ведь они уж, верно, были? -

Вот то-то нет! Овец-то и забыли!

А их-то бы всего нужней спросить.

И. Губерман. «Гарики на каждый день» Сильна Россия чудесами И не устала их плести: Здесь выбирают овцы сами Себе волков себя пасти.

Вопросы: 1. Что объединяет басню Крылова и четверостишие Губермана? 2. Каково отношение поэта к выборам? Как это можно объяснить? Согласны ли вы с его позицией?

Слайды № 5-6

10

Мы постараемся сегодня продолжить изучение избирательного права и процесс его проведения.

III. Проверка знаний.  

Проверка политической зрелости

по теме «Политическая сфера общества»

1. Какова власть парламентариев (у нас – депутатов Госдумы и членов Совета Федерации)?

   а) исполнительная;              б) законодательная;              в) судебная.

2. Закончите определение:

«Политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти, органы и  структуру правления – это …………….»

3. Каковы основные признаки правового государства?

    а) большое количество законов;          д) разделение властей;

    б) верховенство закона;       е) мощный полицейский аппарат;

    в) гарантия прав и свобод личности;   ж) суровость законов;

    г) преобладание права над моралью;      з) сильный, независимый, гласный суд.

4. Кто (что) является носителем суверенитета и единственным источником власти в России?

   а) парламент;               б) президент;            в) народ.

5. Чем является по государственному устройству Россия?

   а) Федерацией;            б) конфедерацией;             в) унитарным государством.

6. Выберите лишнее. К недемократическим режимам власти относятся:

   а) тоталитарный;         б) парламентский;        

      в) авторитарный;        г) фашистский.

7. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право?

   а) 16 лет;             б) 18 лет;            в) 21 год.

       

8. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

   а) референдум;         б) свободные выборы;   в) и то, и другое.

9. Закончите определение:

«Круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах, называется ………………………..»

Письменно выполняют тестовые задания

Слайд № 7-8

2

4

20

2

1

1

10. Работа над основными понятиями

       на соответствие

А- Избирательная система

1-от лат. «то, что должно быть сообщено») - всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; проводится по особо важным вопросам государственной жизни.

Б- Референдум

2-это совокупность положений, описывающих будущее устройство общества и выражающих критику стоящего у власти правительства; это средства и механизмы решения злободневных социальных и экономических проблем, с которыми сталкивается народ.

В- Политическая программа

3- это упорядоченная совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути, формы и методы образования представительных органов государственной власти.

IV.  Вводная беседа

       Тема урока  Голосование, референдум, выборы в демократическом обществе.

    В жизни всегда приходится выбирать: между плохим поступком и хорошим, между одной профессией и другой и т.д.      Сделать выбор подчас трудно, особенно когда речь идет о собственной судьбе. Но еще труднее сделать выбор, когда речь идет о судьбе целого государства.

      Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе о демократических выборах. Наша задача — выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов, актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается. Не все граждане хотят воспользоваться своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы.

V. Актуализация знаний.

Вопросы к учащимся: в чем, по вашему мнению, состоит основная цель выборов? Каким образом гражданин осуществляет избирательное право (по Конституции РФ, ст. 32)? Перечислите основные принципы демократических выборов.

Интерактивное упражнение: составление шкалы мнений при ответе на вопрос - с какого возраста нужно разрешить голосовать на выборах? Обмен аргументами, обосновывающими свою позицию.

Упражнение «Займем позицию» (учащиеся занимают позицию и приводят по 1-2 аргумента в ее защиту). Для обсуждения предлагаются следующие положения:

  • работающие граждане должны иметь 2 голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся, безработные - 1;
  • выборы должны быть многоступенчатыми - сначала голосуем за выборщиков, а затем они выбирают депутата;
  • выборы должны быть открытыми (голосование подписанными бюллетенями);

участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.

VI. Применение знаний в новой ситуации (работа в группах).

Группа №1: «Политический лидер».

  1. Составьте список качеств, которыми должен обладать кандидат, чтобы завоевать голоса избирателей во время предвыборной кампании.
  2. Сравните свой список со списком качеств государственного деятеля, составленным по результатам социологического опроса (профессионализм; информированность; способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс; умение и готовность проявить инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность; обладание политической интуицией; влияние на политический процесс должно быть реальным, а не мнимым; способность словами и действиями увлекать за собой людей; честность и порядочность). Чем отличаются два списка? Есть ли в них качества, противоречащие друг другу?
  3. Какие ограничения должны быть установлены для кандидатов в органы власти (возраст, профессия, образование, другие требования)?

4. Какую информацию о кандидатах должны знать избиратели?

Группы № 2 и 3: разработка закона о выборах президента Правового клуба. Учащимся предлагается сформулировать ответы на следующие вопросы:

  1. кто и как имеет право выдвигаться в качестве кандидата в президенты;
  2. когда будут выборы;
  3. кто будет включен в список избирателей;
  4. будут ли выборы равные, прямые и тайные;
  5. как создать избирательную комиссию, сколько человек войдет в нее, каковы будут ее полномочия;
  6. сколько избирателей должны принять участие в голосовании, чтобы выборы считались состоявшимися;
  7. кто будет признан победителем выборов (получивший относительное или абсолютное большинство); если абсолютный победитель не будет выявлен, будет ли проводиться второй тур?

Группа №4: создает рекламу «Все на выборы», которая должна быть убедительной для обывателей, игнорирующих выборный процесс.

VII. Рефлексия. Что узнали на уроке? Чему научились? Предстоят выборы. Пойдете ли вы на выборы президента Правового клуба и почему? Что, по вашему мнению, мешает россиянам активно участвовать в выборах? Что может изменить отношение к выборам?

VIII. Домашнее задание.  § 7, термины, задания в рабочей тетради все.

IX. Итоги урока,  оценки, поблагодарить за работу всех.

Слайд № 9 устно ответить на вопросы

Слайд № 10-11  Вопросы к учащимся, упражнение «Займем позицию»

Слайд № 12 работа в группах.

Слайд № 13-14 отвечают на вопросы

Запись в дневник

 Слайд № 15 подводят итог своей работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "ГОЛОСОВАНИЕ, ВЫБОРЫ, РЕФЕРЕНДУМ"

Этот урок можно использовать как повторительно обобщающий по теме: "избирательный процесс". Можно использовать для учашихся как 9 так и 11 класса....

Урок "Голосование ,выборы референдум"

Данный урок по курсу обществознание в 9 классе  по учебнику А.И. Кравченко....

«Голосование, выборы, референдум»

Конспект урока по обществознанию в 9 классе + тест самоконтроля по теме....

Открытый урок в 9 классе по теме "Голосование.Выборы.Референдум."

Открытый урок по обществознанию в 9 классе на тему :;Голосование.Выборы.Референдум. Цель:создание условий для развития у учащихся 9-х классов универсальных учебных действий средствам...

урок: «Голосование, выборы, референдум»

Проблема: Мотивация учащихся на усвоение темы, путем создания проблемной  ситуации на уроке.Цели обучающие; показать смысл и значение демократических выборов как основного способа формирования ор...

Презентация к уроку" Голосование. выборы. референдум"

Мотивация учащихся на усвоение темы , путем создания проблемной ситуации на уроке....

конспект урока по обществознанию по теме "Познание и знание" 10 класс

Данный конспект разработан по учебнику Л.Н.Боголюбова, базовый уровень.Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, выяснить сущность процес...