Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Формы участия граждан в общественной жизни"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Романова Любовь Михайловна

На уроке учащимся предлагается поразмышлять над вопросами:

- Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?

- Какие из предложенных способов являются законными, а какие нет?

- Какие действия, на ваш взгляд, окажутся наиболее эффективными?

В ходе дискуссии выделяются факторы современной российской действительности, способствующие развитию политической апатии среди населения и способы ее преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл C:\Users\LM\Documents\Методическая16.26 КБ

Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по обществознанию

ТЕМА: ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Цели урока:

 · Учащиеся узнают о формах социальной переписки и возможных вариантах ее организации;

· учащиеся формируют навыки участия в общественной жизни;

 · учащиеся развивают умения выделять наиболее острые проблемы современной жизни и предлагать варианты их решения.

Основные понятия:

Социальная переписка, политическое участие, острые проблемы общественной жизни.

Методические рекомендации

В начале урока перед учащимися ставятся вопросы:

· Каким образом обычный гражданин может повлиять на принимаемые властями решения?

· Какие из предложенных способов являются законными, а какие нет?

· Какие действия, на ваш взгляд, окажутся наиболее эффективными?

В ходе дискуссии выделяются факторы современной российской действительности, способствующие развитию политической апатии среди населения и способы ее преодоления.

Факторы, способствующие политической апатии: правовая неграмотность населения, низкая политическая культура многих из российских политиков, разочарование населения в реформах, тяжелое материальное положение, усталость от постоянных выборов, незнание кандидатов и т.д.

Способы преодоления политической апатии: информирование избирателей, обучение взрослых и школьников избирательному процессу, яркая реклама, пропаганда участия в политической жизни со стороны средств массовой информации, организация встреч представителей власти с населением, возможность обращения граждан в организации или к политическим деятелям.

Говоря о последнем виде политической активности, можно ввести понятие «социальная переписка», под которой могут пониматься самые разнообразные обращения людей к представителям государства или связь между отдельными группами и личностями по значимым вопросам общественной жизни.

В классе обсуждаются виды социальной переписки (письма-протесты, послания-заявления, проекты реальных дел, письма-жалобы, письма-просьбы и т.п.), ее формы (переписка через компьютерную сеть, телеграммы, записки, письма и др.). Затем обсуждается вопрос о значении социальной переписки в истории человечества, аргументы должны подтверждаться примерами из российской и зарубежной истории. Возможен анализ реальных примеров социальной переписки (например, писем простых людей советским вождям, открытых писем современных деятелей культуры властям, переписки лидеров разных государств и т.п.). При этом выясняются особенности социальной переписки и ее характерные признаки. Например, можно поставить вопрос об особенностях обращений народа к вождям в советское время,. сказать о распространенной форме открытых писем (характерными для 30-х гг. являлись обвинительные коллективные заявления о шпионах и вредителях). Интересной проблемой для обсуждения на уроке могут стать вопросы: Является ли анонимное послание формой социальной переписки? Почему? Ваше отношение к данной форме выражения своего мнения?

Маленькие группы или каждый учащийся индивидуально получают задание по составлению проекта письма - президенту, иностранному сверстнику, директору школы, учителю, министру образования, автору учебника, родителям, другу, инопланетянину, будущим поколениям, мэру города, руководителю зарубежного государства, представителю одной из политических партий, редактору центральной или местной газеты и т.п. Проекты либо представляются публично, либо вывешиваются на доске и каждый может ознакомиться с вариантами своих одноклассников. Возможно, каждая группа подумает над одним проектом (допустим, письма к президенту по определенной проблеме), а затем анализируются, сравниваются и обсуждаются различные варианты.

Особенно важно, чтобы учащиеся не только критиковали или восхваляли те или иные действия, но и предлагали реальные действия, выдвигали проекты решения острых проблем, обосновывали свою позицию по острым проблемам современности. В ходе дискуссии выясняются критерии анализа различных форм социальной переписки, ставится вопрос о путях повышения эффективности воздействия граждан на государство.

В заключении урока необходимо вернуться к вопросу о роли общественного мнения в жизни государства и о возможности влиять на решения правительства, в том числе и путем социальной переписки.

Также подчеркивается важность умения вести переписку в повседневной жизни человека. Периодические издания иногда дают хороший материал по социальной переписке, который можно использовать на уроке.

Варианты урока:

* Данная тема может стать частью одного из уроков истории, когда в качестве задания учитель просит написать послание какому-либо историческому деятелю изучаемого периода или непосредственному участнику рассматриваемых событий, а затем кратко останавливается на характеристике социальной переписки как формы участия в общественной жизни;

* при рассмотрении любой темы обществознания («Правовое государство»,

«Права человека», «Органы государственной власти», «Разделение властей»

и др.) возможно использование в качестве заданий написание послания по

рассматриваемой проблеме;

* можно уделить больше внимания примерам социальной переписки и их

 анализу (материал может быть как печатный, так и полученный через

 компьютерную сеть).

Материалы обеспечения урока:

Печатная продукция с материалами по социальной переписке, периодические издания с напечатанными открытыми письмами, материалы компьютерной

сети.

Источники и литература:

 Сборники сочинений политических деятелей с их перепиской (любые издания).

Мудрик А.В. Общение школьников. М., 2010.

Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

Основы гражданского образования. Н. Новгород, 2008.

Пугачев Б.М. Политическое развитие современной России. М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классеТема урока: «Права и обязанности граждан»....

методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"

конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...

методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"

Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

Урок обществознания 9 класс Участие граждан в политической жизни

Цель:   формирование компетенций гражданственности: гражданского сознания и самосознания учащихся по вопросу участия граждан в политической жизни государства, их правовой и политической куль...

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий

Презентация по обществознанию на тему "Участие граждан в политической жизни" выполнил Хомичук Дмитрий...

Урок по обществознанию по теме "Участие граждан в политической жизни".

Конспект и презентация по теме "Участие граждан в политической жизни"....