Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"

Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия между учащимися: работа в группах, парах, что обеспечивает позитивные межличностные отношения.         В уроке используется слайдовая презентация, фрагмент фильма «Офицеры». Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока. Она повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. Содержание его направлено на развитие навыка работы с документом, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине), но главное- на воспитание высококультурной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stasyuk_s.a._zashchita_otechestva.docx31.94 КБ
Файл zashchita_otechestva_7_klass.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Автор – Стасюк  Светлана Алексеевна

Образовательное учреждение – Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя образовательная школа № 98 с углубленным изучением английского языка.

Аннотация к уроку:   урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия между учащимися: работа в группах, парах, что обеспечивает позитивные межличностные отношения.         В уроке используется слайдовая презентация, фрагмент фильма «Офицеры». Презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока. Она повышает восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения. Содержание его направлено на развитие навыка работы с документом, на развитие исследовательской деятельности учащихся, на решение ряда проблемных задач (воспитание патриотических чувств, любви к своей Родине), но главное- на воспитание высококультурной личности.

Предмет – Обществознание

Класс –7 (общеобразовательный)

Тема –  Защита Отечества.

Цель урока: опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга; показать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.

Задачи урока:

  • личностные: понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами  и нравственным долгом перед Отечеством;
  • вырабатывать у учащихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга
  • метапредметные: научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,
  • предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность; узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с биографией И. Н. Кожедуба, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России; способствовать формированию у учащихся понимания перспектив военной службы; подвести  учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.

Тренируемые умения: поиск в тексте ответов на конкретные вопросы, раскрытие своего понимания темы и названия произведения, отдельных слов или частей текста; анализа его логической структуры, выявления глав ной мысли, основных выводов и аргументов; комментированное чтение текста

Учебно-методическое обеспечение:

  • Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.
  • Комментарий к Конституции Российской Федерации, Москва, 2007 г.,
  • Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,
  • Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва, 2006 г.

Наглядные пособия :

  • Государственные и военные символы РФ.
  • На службе Отечеству.
  • Великие полководцы флотоводцы России.
  • Воинские ритуалы
  • Маршалы Великой Победы.
  • Твои Герои, Россия.
  • Сборник основных документов по вопросам подготовки граждан РФ к военной службе. ООО «Изд. Центр – редакция «Военные знания», Москва, 2001 г.,
  • Старинные русские пословицы и поговорки, Москва, «Детская литература», 1984 г.,
  • Видеофильмы

Время реализации занятия –  1 урок - 45 минут

 Тип урока:усвоение новых знаний и понятий.

Методы обучения: 

  • словесный, наглядный, практический;
  • проблемный, частично-поисковый (эвристическая беседа) – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы, создание ситуации альтернативности и неожиданности;
  • аналитический, обобщающий – анализ документов и источников по проблеме, определение главных идей, поиск аргументов, составление обобщающих выводов.

  Авторский медиапродукт 

           1. Microsoft Office Power Point 2007, Word 2007

           2. Наглядная презентация учебного материала

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор 

План проведения урока:

Элементы необходимого минимума содержания

Формируемые и используемые учебные действия

Значение понятия Родина в жизни человека, почему защита Отечества – это и долг и обязанность; зачем нужна армия; какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке.

Выделение главного и определение смысла текста. Формулирование проблемного вопроса.

Классификация, обобщение и оценивание информации.

Определение и объяснение своего отношения к понятиям: армия, священный долг, патриотизм, патриот, гражданственность.  Самооценка.

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент

 1 мин.

  1. Мозговой штурм. Целеполагание

5 мин.

  1. Работа в парах. Определение темы урока.

5 мин.

  1. Просмотр фрагмента фильма «Офицеры», индивидуальные сообщения.

9 мин.

  1. Изучение нового материала. Работа с  Конституцией РФ и учебником. Заполнение схемы.

18 мин.

  1. Рефлексия:
  2. Подведение итога урока
  3. Домашнее задание

3 мин.

3 мин.

1 мин.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. «Мозговой штурм»- Ребята, что такое Родина?
- Скажите, пожалуйста, для любого человека с первых дней жизни кто является самым важным человеком?- А почему? Любовь к родине начинается с семьи. -
Ф. Бэкон

- Ребенок вырастает, любит своих маму и папу, а что ещё учится любить человек?

-Что такое Родина? Подберите к слову «родина» синонимы.

– С чего начинается Родина? Просмотр  слайда и прослушивание песни
- А что такое Малая Родина?

- Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради неё на большие поступки? ( найти в учебнике )

- Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты? (запиши)

- А когда в истории России появляется армия?

С чем связана потребность в армии?
- Давайте подумаем, а что охраняет армия?
Армия защищает: Независимость государства Территорию Население  Материальные ценности Духовные ценности

Место, где ты родился

Мама, Она нас любит, защищает, жалеет и т.д

Заботиться о них, защищать, помогать им.

Отчизна, Отечество, Россия, Русь.

Картинка в букваре, друзья, семья, родной город, страна, государство

Город, село, где ты родился и живешь,
г. Санкт-Петербург

Патриот — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины ( запись в тетрадь)

Патриотизм – чувство любви к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы, гордость достижениями и культурой своей Родины, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

С появлением государства, во времена первых князей

С защитой государства
Население, границы, территорию и т.д.

2. Работа в парах. (Учащиеся получают карточки с заданием)

- Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.    

Вариант 1.

1.Кто Родине верен,…                       стой смело.

2.Русскую заповедь знай,…                а товарищ дружеством.

3.Тяжело в учении,…                          тот в бою     примерен.

4.За правое дело,…                              в бою не зевай.

5.Бой красен мужеством,…                легко в бою.

Вариант 2.

1.С другом по братски,…                   что птица без крыльев.

2.После драки,…                                 туда и дорога.

3.Важен тот пост,…                            с врагом по- солдатски.

4.Командир без воли,…                      кулаками не машут.

5.Где тревога,…                                   на который ты поставлен.    

3. Определение темы урока.- Запишите тему урока в тетрадь.

Запись в тетради: Защита Отечества.

4.- История знает много примеров верного служения Родине. О некоторых героях земли русской нам расскажут ваши одноклассники, которые дома подготовили сообщения о них.

-Запишите в тетрадь имена этих  героях. Почему А.Невского называли миротворцем? Подберите синонимы к слову «миротворец»

-Кто такой ЗАЩИТНИК Отечества? Подберите слова-синонимы к этому  понятию.

Сообщение об Александре Невском,

Н. Кожедубе,

Г.К.Жукове

.

Миротворец - тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Примиритель примирятель

воин, ратник, богатырь, солдат

5. Работа с текстом учебника и Конституцией РФ. Подумайте, почему защита Отечества – это долг и обязанность всех граждан России?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и  Конституцией  РФ. Нравственный долг -это ответственность человека перед своей совестью и одновременно его ответственность перед обществом

(Записать в тетради).

Обязанность - то, что подлежит безусловному выполнению кем-либо. (по общественным требованиям или по внутренним побуждениям), закреплена в правовых нормах.

6. Заполнить схему «Внешние угрозы для нашей страны.» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия?

Заполнение схемы и вывод: наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию. Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.

7.Рефлексия - А какими качествами должен обладать современный военнослужащий?
Предлагаю девочкам записать на рабочем листе 5-7 качеств, которыми должен обладать современный воин-защитник, а мальчики запишут те качества, которыми они сами хотели бы обладать как будущим защитникам Родины.
- Проверяем.

При проверке: девочки зачитывают, мальчики записывают, затем – наоборот.

8. Подведение итогов урока.- Почему защита Отечества - это и долг и обязанность? Какие угрозы возникают для нашей страны в  XXIв.?

Вы должны помнить: 

  • Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?

  • Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

8. Д/з. §4, составьте портрет идеального воина (подтвердите примерами из жизни).

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:

. 1. Буйлова И.Ю.  Обществознание. 7 класс: система уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. Из-во: Учитель, 2012г.

2. Обществознание, 7 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2010.

3. http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_homeland.html

4. http://www.zakonrf.info/konstitucia/59/

5. http://www.constitution.ru/

6. https://www.google.ru/search?q

7. http://www.1september.ru


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Защита Отечества Стасюк Светлана Алексеевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 98 с углубленным изучением английского языка Калининский район Г.Санкт - Петербург урок обществознания – 7 класс

Слайд 2

Цель урока: опираясь на традиции защиты Отечества, познакомиться с перспективами военной службы, осознать необходимость уже в подростковом возрасте готовиться к выполнению воинского долга; показать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.

Слайд 3

План урока 1. Определение понятий Родина, патриот, патриотизм. 2. Работа с пословицами. 3. Выяснение темы урока. 4. Сообщения учащихся. 5. Работа с текстом Конституции РФ 6. Схема « Внешние угрозы» 7. Подведем итоги.

Слайд 6

ПАТРИОТ, патриотка , любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб , отечественник или отчизник /Толковый словарь Даля/ Патриот [греч . patriotēs — земляк]. Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. /Толковый словарь русского языка Ушакова/

Слайд 7

Патриотизм – (от греч. patriotes - соотечественник - patris - родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. Патриотизм – 1. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу и ответственность перед ним, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Слайд 8

- Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны. II вариант 1.С другом по братски,… 2.После драки,… 3.Важен тот пост,… 4.Командир без воли,… 5.Где тревога,… на который ты поставлен. ( что птица без крыльев.; туда и дорога.; с врагом по - солдатски .; кулаками не машут .; на который ты поставлен. I вариант 1.Кто Родине верен,… 2.Русскую заповедь знай,… 3.Тяжело в учении,… 4.За правое дело,… 5.Бой красен мужеством,… легко в бою. ( стой смело.; а товарищ дружеством.; тот в бою примерен.; в бою не зевай.; легко в бою . Определите тему урока и цель Защита Отечества

Слайд 9

Миротворец – тот, кто способствует установлению, поддержанию мира, согласия, устранению войн, вражды, ссор

Слайд 10

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Р Ф в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Конституция РФ, Статья 59

Слайд 11

Долг — внутренне принимаемое ( добровольное ) обязательство . По Канту, долг — это необходимость поступка из уважения к нравственному закону. Воинский долг - обязанность Отечеству по его вооруженной защите. ОБЯЗАННОСТЬ , -и, ж. Круг действий, возложенных на кого-н. и безусловных для выполнения .

Слайд 12

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993г Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, подлежит призыву на военную службу. Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения возраста 17 лет

Слайд 15

Военнослужащие, занимающие различные должности , выполняют должностные обязанности Военнослужащие , которые находятся на боевом дежурстве, в наряде, привлечены к ликвидации стихийных бедствий исполняют специальные обязанности

Слайд 16

Обслуживание военной техники, походы и учения - трудная и опасная работа .

Слайд 18

Общие воинские обязанности Быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу; Дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом; Совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; Быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную технику

Слайд 19

Заполните схему «Внешние угрозы для нашей страны.» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия? Внешние угрозы

Слайд 20

Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии? Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности? Вы должны помнить:

Слайд 21

Используемые литература и ресурсы Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват . учреждений/ под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2009. 2. Буйлова И.Ю. Обществознание. 7 класс: система уроков по учебнику под ред. Л. Н. Боголюбова, 3. Л. Ф. Ивановой. Из-во : Учитель, 2012г. 4. Обществознание, 7 класс, Поурочные разработки, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., 2010. 5 . http :// tolkslovar.ru/p1874.html 6. http ://www.zanimatika.ru/klassnyiy-chas-i-dosug/neobyichnyiy-podhod.html 7. http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_homeland.html 8. http://www.zakonrf.info/konstitucia/59/ 9. http://www.constitution.ru/ 10. https://www.google.ru/search?q 11. http://www.1september.ru

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обществознания "Защита Отечества"

Материал для проведения урока обществознания...

Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"

Данное мероприятие позволило школьникам  приобрести  базовые навыки, обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Урок обществознания в 7 кл.(ФГОС) по теме "Защита Отечества"

Патриот – это человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. В Древней Греции оно означало – земляк, соотечественник. В период Французской революции конца XVIII века сло...

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества"

Конспект урока обществознания по ФГОС с технологической картой и сценарием урока...

Презентация к уроку обществознания "Гражданин - Отечества достойный сын".

Данную презентацию можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Защита Отечества"

Урок изучения нового материала. Разработан к линейке учебников "Обществознание" под редакцией Л.Н.Боголюбова. Использована технология организации учебно-группового сотрудничества....