Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Казначеева Надежда Юрьевна

Конспект урока обществознания по ФГОС с технологической картой и сценарием урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl._obshchestvoznanie.docx181.15 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока  обществознания (7 класс)

  1. Тема урока 

Защита Отечества

  1.  Общедидактическая цель:

обучающийся осознает свою гражданскую ответственность перед отечеством через понимание роли вооруженных сил в его защите.

  1. Тип урока: ознакомления с новым материалом
  2. Планируемые результаты:
  1. Предметные

 знать почему нужна регулярная армия, в чем состоит обязательная подготовка к военной службе, отличия военной службы по призыву от службы по контракту, основные обязанности военнослужащих,

                    уметь готовить себя к выполнению воинского долга.

  1.  Метапредметные:

познавательные: учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; учиться представлять информацию в виде схем, таблиц

коммуникативные: учиться в дискуссии выдвигать контраргументы; учиться критично относиться к своему мнению;  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение(точку зрения), доказательство (аргументы).

регулятивные:  выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.

Личностные учиться разрешать моральные противоречия самостоятельно; осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития ; учиться строить взаимоотношения с другим и решать проблемы на основе доброжелательности

  1. Методы обучения:

словесный, наглядный, практический; проблемный, частично-поисковый, аналитический, обобщающий

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с источником.

  1. Средства обучения: компьютер, проектор, экран, презентация раздаточный материал, учебник, Конституция РФ, раздаточный материал


Ход урока.

Структурные компоненты урока (Этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1.Организационный этап

Мотивация

Приветствуе учащихся.

Организует просмотр слайдов и прослушивание песни «С чего начинается Родина»

Просматривают презентацию, слушают песню.

Отвечают на вопрос учителя

Сформировать адекватную мотивацию учебной деятельности

2.Актуализаций знаний

Организует работу с понятиями «патриот», «патриотизм»

Организует работу в группах  по карточкам

Проверяет выполнение задания у каждой группы

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают определения понятий патриот, патриотизм

Выполняют задание в группах

Развитие устной речи, ведение диалога.

Выделять существенную информацию в тексте учебника

Учебно-познавательный интерес к новому знанию .

Осуществлять сотрудничество с учителем

Обобщать

Целеполагание

3.Постановка учебной задачи

Организует работу по определению темы урока

Проводит опрос учащихся

Обобщает ответы учащихся

Организует работу по формулированию проблемы урока

Определяют тему урока, записывают ее в тетрадях.

Обсуждают ответ на вопросы, высказывают свое мнение

Развитие устной речи, ведение диалога.

Обобщать

Целеполагание

4. Изучение нового материала

Организует беседу с учащимися.

Предлагает учащимся на основе текста учебника стр.45-46

составить и заполнить схему «Виды угроз для нашей страны» 

Организует физ.минутку

Организует работу с  правовыми источниками в малых группах

Консультирует учащихся.

Организует представление работ групп, обобщает ответы учащихся

Отвечают на вопросы учителя

Ученики анализируют текст, обобщают в виде заполнения схемы, делают вывод.

Ученики анализируют правовые источники, отвечают на вопросы к ним, заполняют таблицы, готовят выступления на 2-3 мин.

Представляют свои работы.

Умение систематизировать информацию учебника в виде схемы.

Устанавливать причинно-следственные связи

Принимать и сохранять поставленную учителем учебную задачу

Формирование чувства патриотизма и гражданственности

Установка на здоровый образ жизни .

Осуществлять сотрудничество, учитывать позицию одноклассников .

Практическое использование мышления: анализа, сравнения, обобщения

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5. Рефлексия. Подведение итогов урока

Организует беседу по проблеме урока, подводит итоги урока.

Организует работу по определению позиций учащихся  по итогам урока. 

Отвечают на вопрос учителя.

Определяют свою позицию и объясняют ее.

Допускать возможность существования разных точек зрения, в том числе, несовпадающей с его собственной

Формулировать собственное мнение и позицию

Развитие морального сознания

6. Оценивание результатов

Предлагает оценить работу групп, кроме своей, выбрать наиболее логичное, интересное, понятное изложение материала.

Оценивает работы учащихся

Способность к самооценке Адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей

7. Д/зад.

Объясняет домашнее задание



Сценарий урока

План

  1. Долг и обязанность.
  2. Зачем нужна регулярная армия.
  3. Военная служба
  4. Готовить себя к исполнению воинского дола

1.Организационный этап. Мотивация

Приветствие учащихся.

Просмотр слайдов и прослушивание песни «С чего начинается Родина» (слайды 1-5)

2.Актуализаций знаний

  1. Долг и обязанность.

Учитель: - Как называют людей, которые любят свою Родину и готовы ради неё на большие поступки? Запишите понятие в тетрадях (слайд 6)

- Как мы назовем чувство, которое испытывают патриоты?

Запишите понятие в тетрадях (слайд 7)

Работа в группах.  (Учащиеся получают карточки с заданием)

Вариант 1.

1.Кто Родине верен,… стой смело.

2.Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

3.Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

4.За правое дело,… в бою не зевай.

5.Бой красен мужеством,… легко в бою.

Вариант 2.

1.С другом по братски,… что птица без крыльев.

2.После драки,… туда и дорога.

3.Важен тот пост,… с врагом по- солдатски.

4.Командир без воли,… кулаками не машут.

5.Где тревога,… на который ты поставлен.

- Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.

Проверка выполнения задания

3.Постановка учебной задачи

Учитель: - Определите тему урока. Запишите тему урока в тетрадь (слайд 8)

- Каждому ли необходимо служить в армии?

- Защита Отечества – это почетный долг или принудительная обязанность?

Обобщение ответов учащихся.

Учитель: - В Конституции РФ ст.59 ч.1 написано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ». (слайд 9)

- Долг – это нравственная категория, а обязанность – это то, что подлежит безусловному выполнению, закреплена в правовых нормах.

Таким образом, формируется проблема: почему защита Отечества названа и долгом, и обязанностью?

4.Изучение нового материала

  1. Зачем нужна регулярная армия.

Учитель: - Когда в истории России  появляется армия?

- Какая армия называется регулярной; когда она была создана? (при затруднении см. учебник стр.44-45)

- Зачем нужна регулярная армия?

- Как вы думаете, какие угрозы возникают для нашей страны в 21в?

Учитель предлагает учащимся на основе текста учебника стр.45-46

составить и заполнить схему «Виды угроз для нашей страны» (слайд 10)

  1. Военная служба
  2. Готовить себя к исполнению воинского дола

Физкультминутка

Учитель:  - А теперь выполним задания по карточкам, лежащим на ваших столах

Учитель организует работу с  правовыми источниками в малых группах (см. приложение № 2). При затруднении можно пользоваться учебником стр. 47-50

Представление работы группы:

1 группа: Каждый гражданин обязан готовиться к службе в армии, встать на воинский учет и пройти службу по призыву.

служба по призыву

служба по контракту

Возраст 18-27 лет

Обязательно

Срок службы 12 месяцев

Возраст 18-40 лет

Добровольно

Срок определяется контрактом

2 группа: называет основные обязанности воина, вывешивает перечень качеств:

Мужество Честь

Храбрость Дисциплинированность

Инициативность Честность

Патриотизм Взаимопомощь

Доброта Понимание

Вывод: воинская обязанность предусматривает не просто ее исполнение (служить, соблюдать устав и т.д.), но делать это сознательно, т.е с чувством долга, основываясь на вышеперечисленных ценностях.

3 группа:

Подготовка к исполнению воинского долга

Примеры

Обязательная

Уроки ОБЖ

Участие в военно-патриотических мероприятиях (смотр строя и песни, парад Победы, помоги ветерану и т.д.)

Добровольная

Спортивные секции

Поступление в Суворовское училище

Учеба на военной кафедре в институте

http://static.panoramio.com/photos/large/53936569.jpg4 группа: За уклонение от воинской обязанности – уголовная ответственность. Преступления – общественно опасные деяния, если никто не будет защищать Отечество, опасность возникнет для всех людей, поэтому уклонение от службы в армии - преступление.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока

Учитель:

- За один урок невозможно найти решения проблем современных Вооруженных Сил РФ. Над этим думают ученые, законодатели, государственные деятели. У нас еще будет возможность тоже вернуться к обсуждению этих вопросов. Очень важно, что мы с вами сегодня рассмотрели содержание одной из обязанностей гражданина “Защита Отечества” с двух противоречивых позиций.

Вы должны помнить:

  • Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
  • Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?

Рейтинг мнений. Определение позиции по итогам урока. Учащиеся могут выбрать кружок: Зеленый – “Защита Отечества – почетный долг  и обязанность”;
Синий – “Защита Отечества – принудительная обязанность”;
красный – “Защита Отечества – почетный долг и обязанность, но проблемы современной армии необходимо решать”.

Учитель: - Наш урок хотелось бы закончить этими строками: (слайд 11)

Когда он подвиг совершает,
то не заботится ничуть,
узнает кто, иль не узнает
о нем самом когда-нибудь.
Но жизнь подарена планете
и небо мирное над ней
лишь потому, что есть на свете
солдаты Родины моей.

Учитель: - Тот, кто не служит в армии,  является защитником? Почему?

6. Оценивание результатов

Ученикам предлагается оценить работу групп, кроме своей, выбрать наиболее логичное, интересное, понятное изложение материала.

Оценить свою работу на уроке  смайликом: (слайд 12)

 активно работал

 делал то, о чем просили

 внимательно наблюдал за работой других

Оценка работы учащихся учителем

7. Домашнее задание. (слайд 13)

  1. Прочитать §4
  2. Подготовить обсуждение темы «Почему защита Отечества долг и обязанность гражданина»
  3. Выполнить задания 1,4,5 на стр. 52-53 учебника

Подготовить вопросы для солдата, отслужившего в Вооруженных силах России.

Приложения

Приложение №1

Карточки с заданиями для групп

Составьте пословицы, попробуйте определить тему, на которую они подобраны.

Вариант 1.

1.Кто Родине верен,… стой смело.

2.Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.

3.Тяжело в учении,… тот в бою примерен.

4.За правое дело,… в бою не зевай.

5.Бой красен мужеством,… легко в бою.

Вариант 2.

1.С другом по братски,… что птица без крыльев.

2.После драки,… туда и дорога.

3.Важен тот пост,… с врагом по- солдатски.

4.Командир без воли,… кулаками не машут.

5.Где тревога,… на который ты поставлен.

Приложение №2

Задание 1 группе

Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 1. Воинская обязанность

1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Статья 2. Военная служба. Военнослужащие

2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу

1. Призыву на военную службу подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе

Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

1. Срок военной службы устанавливается:

д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, - 12 месяцев;

Статья 32. Контракт о прохождении военной службы

1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.

3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;

Вопросы и задания: В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ? Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие?  

 служба по призыву                            

   служба по контракту

Задание 2 группе

Извлечения из Устава внутренней службы

Вооруженных Сил Российской Федерации

1. Общие обязанности военнослужащих

16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:

  • быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
  • дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
  • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.

18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению национальных и религиозных конфликтов.

19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом, удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения, выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.

Вопросы и задания: Каковы основные обязанности военнослужащего? Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.

Задание 3 группе

Извлечения из Федерального закона

"О воинской обязанности и военной службе"

Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе

  1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

получение начальных знаний в области обороны;

подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;

военно-патриотическое воспитание;

Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе

1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

занятие военно-прикладными видами спорта;

обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военные оркестры);

обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования;

обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.

Вопросы и задания: Как гражданин готовится к исполнению воинского долга? Назови особенности обязательной и добровольной подготовки. Приведи примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей. Результат внеси в таблицу.

Подготовка к исполнению воинского долга

Примеры

Обязательная

Добровольная

Задание 4 группе

Извлечения из Уголовного кодекса РФ

Статья 328

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Статья 337

1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, -

наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

Статья 338

1. Дезертирство, то есть самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

2. Дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

статья 339

1. Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), или подлога документов, или иного обмана -

наказывается ограничением по военной службе на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в целях полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет.

Вопросы и задания: Какая ответственность наступает за нарушение правил военной службы? Почему эти правонарушения считаются преступлениями, а не проступками?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."

Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием.    В данной разработке  продемонстрированы раз...

Презентация к уроку обществознания "Защита Отечества"

Материал для проведения урока обществознания...

Методическая разработка урока обществознание для 5-6 класса "Гражданин - Отечества достойный сын"

Данное мероприятие позволило школьникам  приобрести  базовые навыки, обеспечивающих успешное действие  подростка в реальных (не ограниченных рамками школы) правоотношениях и ситуациях. ...

Методическая разработка урока обществознания в 8 – 9 классах по теме: «Семья и Отечество в моей жизни » (к Международному Дню семьи) с использованием критической технологии.

Публикация представляет собой сценарий урока "Семья и Отечество в моей жизни", подгототовленного к Международному Дню семьи. Сценарий выполнен в виде подробной технологической карты....

Урок обществознания в 7 кл.(ФГОС) по теме "Защита Отечества"

Патриот – это человек, горячо любящий свое отечество и народ, старающийся быть им полезным. В Древней Греции оно означало – земляк, соотечественник. В период Французской революции конца XVIII века сло...

Презентация к уроку обществознания "Гражданин - Отечества достойный сын".

Данную презентацию можно использовать в качестве образовательного ресурса на уроке обществознания в 6 классе....

Технологическая карта урока обществознания в 7 классе по теме "Защита Отечества"

Урок изучения нового материала. Разработан к линейке учебников "Обществознание" под редакцией Л.Н.Боголюбова. Использована технология организации учебно-группового сотрудничества....