Разработка урока по обществознанию «Роль телевидения в глобализации современного общества» для 10 класса
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Сила телевидения заключается в глубоком воздействии на способ мышления.  Телевидение актуализирует нашу реальность. Телевидение – один из мощнейших факторов глобализации современного общества. Оно превращает мир в одну небольшую деревню, где слухи из одного конца в другой проходят со скоростью. А как это происходит? Во время "круглого стола" мы и узнаем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniyu_dlya_10_klassa.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  урока по обществознанию

 «Роль телевидения  в глобализации современного общества»

в форме “круглого стола»

 проводимого в 10 классе

Чукариной Ларисы Николаевны

Задачи: Образовательные: Функции  телевидения как глобального фактора развития человеческого общества

Развивающие: развивать информационную компетенцию учащихся

Воспитательные навыки группового взаимодействия

Оборудование: таблички специалистов

Структура урока

I.Организационный момент

II. Проведение круглого стола

III.Домашнее задание

IУ. Итог урока

Участники: радиоинженер, историк, политолог, библиограф, инженер телекоммуникационных систем,  психолог, этнограф, репортеры

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проведение круглого стола

 Учитель: Столь привычное для нас слово «телевидение» означает «видение на расстоянии» ( от греч. «теле»- вдаль, лат-. «видение»). Именно эта возможность видеть события, происходящие на значительном расстоянии, сделала телевидение незаменимым средством массовой информации и культурного общения людей, народов, стран.

Ведущий: Сегодняшнее занятие «Роль телевидения в глобализации современного общества» мы проводим  в форме круглого стола.  Приглашенные рассмотрят телевидение с позиций своих специальностей и выяснят его роли в глобализации современного общества.  

Историк:     Коснемся краткой  истории  развития телевидения.

В телевидении был принят принцип последовательной передачи элементов изображения. этот принцип разработали  в конце Х1Х в. португальским ученый А.ди Пайва и независимо о него русский физик и биолог Порфирий Иванович Бахметьев (1860-1913гг) который считал, что устройство, названное им «телефот», способно передавать изображение по проводам телеграфной линии.

В 1897г. немецкий изобретатель Карл Фердининд Браун 91850-1918гг) доктор физики и профессор Страсбургского университета, будущий лауреат Нобелевской премии, создал электронно0лучевую трубку, названную его именем. в ней луч электронов, испускаемый катодом, заставлял светиться флуоресцентный ( лат. «течение». «текущая жидкость») экран.

         В 1907г профессор Петербургского института Борис Львович Розинг (1869-1933)  предложил использовать электронно-лучевую трубку в приемнике телевизионной системы, в предающей камере которой развертка изображения осуществлялась вращающимся зеркальным барабаном. Б.Л.Розингу был выдан патент на «способ электрической передачи изображения на расстоянии». Ученый сконструировал действующую модель телевизионной установки и 9 мая 1911г. получил первое в мире изображение геометрических рисунков на экране электронно-лучевой трубки.

        практически вплоть до 30-х гг ХХ в. телевидение развивалось по пути  использования оптико-механических устройств. начал их разрабатывать немецкий изобретатель Пауль Готлиб Нипков (1860-1940) В 1884г  он запатентовал телевизионную систему, основанную на изобретенном им способе сканирования изображения с помощью непрозрачного вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали.

        Значительный вклад в дальнейшее развитие телевидения внес шотландский инженер-электрик А.Кэмпбелл Свинтон. В докладе, предоставленном Лондонскому рентгеновскому обществу в 1911г. он рассказал об электронно-лучевых трубках с магнитной отклоняющейся системой, предназначенной и для приема, и для передачи. В последнем он применил мозаичный экран из фотоэлектрических ячеек. Передаваемое изображение фокусировалось на экран, задняя часть которого разряжалась электронным лучом, последовательно, строка за строкой сканирующим изображение.

        Блестящие идеи Свинтона начали реализовываться значительно позже, середины 30-х гг, когда после изобретения усилительных электровакуумных ламп появились системы электронного телевидения, сменившие оптико-механические.

        Разработка и развитие систем электронного телевидения в США с связаны с именами В.К.Зворыкина и Ф.Т.Фарнсворта. В нашей стране  над телевидением работали И.А. Адамян, Б.П.Грабовский, С.И. Катаев, А.П.Константинов, П.В.Тимофеев, П.В.Шмаков и др.

Библиограф: Именно  Владимир Кузьмич  Зворыкин -видел будущее за электронным телевидением

В 20-х гг ХХ в многие изобретатели работали над созданием телевизора механического типа. Экран экспериментальных аппаратов был чуть больше спичечного коробка, а само изображение – расплывчатым и неустойчивым.

Однако достаточно быстро стало ясно, что у механического телевидения перспектив нет: будущее – за телевидением электронным. Главная  заслуга в появлении первой практически пригодной  электронной системы принадлежит Владимиру Кузьмичу Зворыкину (1888- 1982)..Он родился в старинном русском городе Муроме в семье купца.

Идея создания телевизора , в котором изображение будет «рисоваться» электронным лучом, возникла у В.К.Зворыкина уже во время учебы   в Петербургском технологическом институте. Окончил его Владимир Зворыкин  в 1912г, а спустя  два года началась первая мировая война, и молодому радиоспециалисту пришлось надеть военную форму.  После революции 1917 года Зворыкину тоже было не до научных опытов: ему , как бывшему белому офицеру, грозил арест. В 1918г. В.К.Зворыкин уехал из страны, а в 1919гш.поселился в США.

Найти работу эмигранту из России, к тому же плохо владевшему английским языком , оказалось непросто. Только спустя год после приезда Зворыкин был был приняь на работу в фирму «Вестингауз электроник» в Питстбурге.  В 1923г новый сотрудник собрал опытный, весьма далекий от совершенства образец системы электронного телевидения. Но американцы не любят вкладывать деньги в ненадежное  дело. Похлопав изобретателя  по плечу, директор фирмы Г.Дэвис посоветовал: «Займись, парень, чем-нибудь более полезным». Однако убедить русского инженера в бесперспективности электронного телевидения оказалось невозможно. Каждый день до позднего вечера он упорно трудился в лаборатории над совершенствованием своего изобретения.

         В 1929г. Зворыкин пришел в «Радио корпорейшен оф Америка», и здесь его идеи нашли понимание и необходимую финансовую поддержку. С помощью сотрудников талантливый ученый изготовил катод со сложной фотомозаичной структурой, нашел способ усиления малых токов, возникающих в миниатюрных фотоэлементах, решил множество других технических проблем. В результате кропотливых экспериментов в 1931 г. была создана работоспособная приемная телевизионная трубка – иконоскоп (греч. – изображение»). Вскоре компания наладила серийное производство аппаратуры, и в 1936 г. в США начались первые телевизионные передачи.

        Зворыкин прожил долгую, насыщенную событиями жизнь. В фирме, где ученый сделала выдающиеся изобретения, рабочий кабинет сохранили за ним до конца жизни. Даже в преклонном возрасте Зворыкин любил приходить туда, чтобы обсудить с коллегами возникшие идеи. «Россия дала мне глубокое разностороннее образование.- Но время было такое, что реализовать свои научные идеи я смог только в Америке». В.К.Зворыкин являлся членом Американской академии искусств и наук, его имя занесено в Галерею славы американских изобретателей.

Обмен мнениями

        Историк: В 1932г «Радио корпорейшн оф Америка» (Американская радиовещательная корпорация )продемонстрировала телевизионную систему, в которой применялось только электронное сканирование. Приемной трубкой  в телевизионном приемнике служил кинескоп ( от греч. «кинео»- «привожу в движение»), а передающей в телекамере – называемый иконоскоп. Обе электронно-лучевые трубки – иконоскоп и кинескоп – были запатентованы В.К.Зворыкиным соответственно в 1923 и 1924 гг. А в 1928г изобретатель получил патент на систему цветного телевидения. Экран кинескопа покрывался зернами люминофора трех сортов. Их свечение, складываясь, давало полноценное изображение.

        К началу 50-х гг. в системах цветного телевидения использовался принцип разделения черно-белого сигнала и сигналов цветности. Черно-белый сигнал обеспечивает высокое разрешение в передаче мелких деталей изображения и может быть принят всеми телевизорами. Сигнал цветности проецируется ( лат. «бросание вперед») на светлые области черно-белого сигнала, «раскрашивая» изображение в нужные цвета. Эта система позволяет принимать цветные программы в черно-белом изображении на черно-белых телевизорах и черно-белые – на цветных.

 Но уже в 50-х гг. после ряда технологических усовершенствований, появились цветные телевизионные трубки  с более четким изображением. Стали развиваться кабельные системы телевидения. В конце 70-х гг. были созданы проецирующие устройства для просмотра изображения на большом экране. Затем получили распространение видеомагнитофоны для записи телепрограмм и видео фильмов, проигрыватели лазерных видеодисков.

Радиоинженер: Я посвящу вас в таинства телевидения как технической  системы.

В телевидении есть передающая сторона, посылающая информацию, и есть принимающая сторона, которая эту информацию доносит до конечного адресата. В телевизионной системе роль передающей стороны играет телекамера. Объектив камеры создает изображение, а техническая система преобразует его в последовательность электрических импульсов( сигналов). Принимающей стороной служит телевизор; в нем электрические сигналы, поступающие от телекамеры, превращаются в видимое изображение.

Сигналы от камеры к телеприемнику могут передаваться двумя путями: либо по специальным проводам- высокочастотным коаксиальным кабелям в системе кабельной телевизионной  сети, или с помощью радиоволн.

Кабельное телевидение используется на больших предприятиях, крупных поселках и отдельных районах городов. телевизионную съемку проводит местная студия, и, видеоматериал низкой частоты подается по кабелю непосредственно на телевизионные приемники.

         В случае передачи сигналов по эфиру мы имеем дело с системой телевизионного широковещания. В ней  сигнал от телекамеры поступает на мощный радиопередатчик, соединенный с передающей антенной телецентра. Дальность передачи, т.е. расстояние от принимающей антенны телецентра до принимающей антенны телевизора зависит от особенностей распространения радиоволн.

        В телевизионном вещании используются  радиочастоты, лежащие в диапазоне ультракоротких волн(УКВ). Переключая телевизор с одного канала на другой, преходят с одной частоты (волны) на другую. Телевизор в этом смысле не что иное, как радиоприемник, принимающий радиосигналы. Чем больше номер телевизионного канала, тем выше его радиочастота ми соответственно короче длина волны. В УКВ- диапозоне 1-й канал имеет самую низкую частоту, а 12-й – самую высокую. Следующий, дециметровой диапазон занимают каналы с более высокими номерами – вплоть до 60-го.

        Ультракороткие радиоволны распространяются прямолинейно, как луч света. Поэтому, чтобы радиосигнал был «виден» издалека, мачту с предающей антенной стараются делать как можно выше. Башня Останкинского телецентра в Москве высотой более 540 м обеспечивает зону уверенного приема на расстоянии 120-130 км. На большие расстояния сигналы передают методом ретрансляции( от лат. – приставка, указывающая на повторное, возобновляемое действие, и – «передача»).

Политолог: Внимание присутствующих обращу на взаимосвязь телевидения и  политических партий.  

В любом государстве политику определяют партии, за которыми стоит большинство населения, и которые выражают определенные   интересы. Они борются за голоса избирателей, и в большинстве мирным путем приходят к власти.

Первоначально политические партии формировались  в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах. сейчас довольно часто партии создаются популярными и влиятельными политиками под собственные кандидатуры. так же партии возникают трансформации непартийных структур (профсоюзных, религиозных, промышленных обществ, клубов, движений. До 1991 года в нашей была однопартийная система. в настоящее время в Росси действуют десятки политических партий . Все они равноправны

         Партии ведут борьбы за электорат, т.е. за круг избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах. Политические партии конкурируют между собой за привлечение избирателей. На помощь в этом политическим партиям приходят средства массовой информации: газеты, радио, телевидение.

Телевидение верный соратник политических партий: с экранов телевизоров люди узнают о существовании политических партий, их лидеров. Знакомятся с выдвигаемыми программами, целями, стратегиями. Накануне  выборов по телевидению выступают  агитаторы  со своими предвыборными  платформами, устраиваются теледебаты между  различными партиями. Телевидение широко освещает, как проходят сами выборы, какие были нарушения, замечание, каков рейтинг различных политических партий.

        Обмен мнениями

Психолог: Мне предстоит осветить влияние  на  детей и телевидения

Телеэкран стал центром семейного очага. Вокруг него собираются взрослые и дети. Сейчас  обо всех событиях мы узнаем с экрана. С раннего детства телевидение учит нас смотреть, и только затем думать и чувствовать. Современное телевидение предоставляет многое из учебного материала в специальных и научно-популярных передачах. Телевидение глубоко влияет на формирование ребенка, на человеческое взаимоотношение. Возможно, в нашем обществе  было бы меньше насилия, если бы ребенок среднего возраста не успевал бы посмотреть десятки тысяч актов насилия в новостях ив других фильмах и передачах.

Этнограф: Считаю, телевидение способствует сохранению культурного наследия  Яркая и оригинальная телепередача всегда радует, привлекает общее внимание, а в особо удачных случаях становится настоящим праздником. Праздничное настроение может создать игровой или документальный фильм, спектакль, репортаж, концерт, диспут – практически любой из десятков известных телевизионных жанров и их гибридов. ТВ способно дать людям то, чего они не испытывают ни при каких условиях не могут обрести, находясь внутри праздничного «котла». Человек ощущает целостность праздника и его праздничность через отдельные фрагменты, эпизоды через эмоциональное и физическое единство, сопричастности коллективу, массе.  ТВ может сделать целостность праздника видимой, дать зрителям возможность увидеть его огромность,  «опредметить» праздничное «мы - чувство», сделать его зрелищем.. Телевидение обладает уникальными возможностями для регулирования бурно развивающееся сферы.

Телевидение способствует сохранению традиционной культуры, делая достоянием зрителей те формы общения и передачи культурной информации, которые почти исчезли из нашей повседневности. Для миллионов ТВ становится единственным источником сведений о народном искусстве и народном костюме.  Оно стало выполнять функции своеобразного источника знаний во многих областях традиционной культуры, и это указывает на качественно новый этап его развития как СМИ.

Этнографы отмечают, что телевидение дает возможность населению каждой страны зримо сопоставить себя с другими народами и осознать свою этническую принадлежность в сфере культурной традиции.

        Исчезновение из нашей жизни многих видов народного искусства, ремесел, праздников и обрядов происходит столь стремительно, что невольно становится болезненным для  знатоков и ценителей народного искусства. Нельзя не согласится с тем, что многие из таких утрат – закономерное следствие естественного исторического процесса и в значительной степени – технического прогресса. Вместе с тем именно новейшие технические достижения могут быть активно использованы для сохранения народного искусства. Особая роль в этом должна быть отведена телевидению.

В значимости распространения политической, художественной, спортивной информации, в уровне комментария ТВ нет равных.  ТВ предоставило всем равную возможность очутиться в любой точке планеты и наблюдать, по сути дела, за всем человечеством.

Обмен мнениями

Социолог: Телевидение  сегодня.

Телевидение находит применение в науке и образовании в медицине и в быту, в искусстве и культуре, в военной и мирной технике, в мореплавании, авиации и космонавтике.

Для нас уже стало привычным, что входная дверь жилого дома, квартиры или учреждения оборудована глазком с телекамерой для обеспечения безопасности. На экранах телевизоров мы видим, что  происходит за многие тысячи километров от нас. телеоборудование спутника передает важную стратегическую информацию или ценные научные данные о перемещениях водных масс в морях и океанах, о состоянии атмосферы, полей и лесов. Анализируя полученное со спутника изображение земной поверхности, находят залежи полезных ископаемых.

Миниатюрная цветная камера, снабженная микролампочкой, превращается в медицинский зонд. Вводя его в желудок или пищевод, врач исследует то, что раньше мог видеть только во время хирургического вмешательства.

Современное телевизионное оборудование позволяет контролировать сложные и вредные производства. Оператор-диспетчер на экране монитора наблюдает за несколькими технологическими процессами одновременно. Аналогичную задачу решает и оператор-диспетчер службы  безопасности дорожного движения, следя на экранах монитора за транспортными потоками на дорогах и перекрестках.

Телевизионные системы установлены в Центре управления полетами (г.Королев Московской области), позволяют принимать  изображения с борта космического самолета.

Инженер телекоммуникационных систем: я считаю, что    перспективы развития телевизионных систем есть.

К концу ХХ столетия ожидалось появление нового телевизионного стандарта- НDТV  («телевидение высокой четкости»), обеспечивающего значительно более высокое качество изображения. чем у экрана с 625 строками. Разрешающая способность системы опирается не только числом пикселей в строке, но и  количеством строк в растре телевизионного изображения.

Предполагалось, что в НDТV  значительно увеличится число строк – с 1000 до 1400, а пропорции изображения изменятся с существующих 4:3 на 16:9. Это необходимо  для демонстрации по телевидению широкоформатных фильмов. телевидение НDТV  может обеспечить гораздо более качественное им высококачественное звучание благодаря очень малым искажениям сигнала.

Однако к середине 90-хгг стало очевидным, что на следующие поколения телевизионных систем более высокого качества неизбежно станут оказывать влияния, бурно развивающиеся цифровые технологии.

Обычное телевидение передает сигналы в аналоговой форме: электрические колебания воспроизводят колебания яркости изображения, высоты  и громкости звука. Цифровые системы передают изображение  и звук в виде нулей и единиц двоичного кода.

 Вполне вероятно, что вскоре произойдет естественное слияние кабельного телевидения с сетями Интернет. Глобальная сеть в этом случае объединит в себе функции всех информационных служб: электронной почты, электронной печати, радио, включая частные сообщения, а также телевидения с частными передачами между абонентами и обмен видеоинформацией. Проводятся видеоконференции, телепередачи

Обмен мнениями

Учитель: Сила телевидения заключается в глубоком воздействии на способ мышления.  Телевидение актуализирует нашу реальность. Телевидение – один из мощнейших факторов глобализации современного общества. Оно превращает мир в одну небольшую деревню, где слухи из одного конца в другой проходят со скоростью

III.Рефлексия. Обмен мнениями

IУ.Домашнее задание.

Сделать анализ программ 1 канала ТВ(по плану) за неделю.

У.Итог урока.

 

Литература

1.Энциклопедия для  детей . Техника. М.: Авант,  2004.

2.Наука. Энциклопедия.  М.: Росмэен 1995

3.Парамонова К. Магия  экрана. М.: 1987.

4.Фольклор и викторина. народное творчество в век телевидения. М.: «Искусство» 1988

5.Что такое? Кто такой? Т.3. М.: Педапгогика- Пресс, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по обществознанию "Молодежь в современном обществе", 11 класс."

Открытый урок для окружной недели педагогического мастерства....

Методическая разработка урока обществознания по теме "Глобализация современного мира".

Данную разработку можно применять на уроках обществознания в 8-11 классах по теме "Глобализация современного мира"....

Методическая разработка мастерской по обществознанию "Роль морали в жизни общества" для 10 класса

Данный урок является одним из последних в теме "Духовная культура". Задания ЕГЭ группы "С", посвященные моральному выбору, обычно вызывают затруднения у обучающихся. Интерактивная форма урока, материа...

Урок обществознания "Роль религии в современном обществе", 11 класс

Урок подготовлен для класса социально-экономического профиля, занимающегося по программе Боголюбова Л.Н....

Роль воспитания в современном обществе. Есть мнение, что в современном мире хорошее воспитание – только помеха...

Есть  двери, в которые не только заходить, но даже и стучаться не стоит, потому что за ними нет тех людей, с которыми мне по пути!...

Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс. «Место и роль СМИ в современном обществе»

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихс...

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс

Презентация к уроку обществознания "Идеология и пропаганда.Роль СМИ в жизни общества" 11 класс...