Разработка урока "Свобода в деятельности человека" 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Петросян Цовик Мамиконовна

Урок -   самостоятельное исследование с элементами технологии критического мышдения и решением проблемных задач.

Рассматриваются вопросы  о свободе выбора и ответственности, о внутренней и внешнй свободе, о свободе  и необходимости, о свободе во всех сферах жизни общества.Главная проблема  над которым размышляют учащиеся -"Может ли человек сохранить внутреннюю свободу в тоталитарных режимах?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoboda_v_deyatelnosti_cheloveka.docx36.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:   «Свобода в деятельности человека»

                                        11 класс

Цели урока

  • Обучающие: создать  условия для формирования у учащихся  представления о свободе личности в различных ее проявлениях и признаках свободного общества  как  важнейших  ценностей  современной цивилизации
  • Развивающие:  продолжать работу по развитию  понятийного мышления, критического мышления,  умения работать с текстовой информацией,   систематизировать ее, умения  сравнивать, анализировать делать выводы, писать эссе.
  • Воспитательные: формирование мировоззрения,  главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы,  ответственности,  уважения прав и свобод других, свободного общества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Форма урока: урок - исследование  с элементами технологии критического мышления, дискуссии

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран,
презентация урока, рабочий лист урока с заданиями для группы

Учебник:

  • Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2012.
  • .Баранов П.А., Воронцов А.В. «Проблемные задания на уроках обществознания».

Ход урока

  1. Организационный момент-

-Актуализация темы, согласование   цели;( 6 мин.)

У.– вопрос о   единстве свободы  и  ответственности  личности   мы рассматривали в 10 классе, изучая тему «Человек в системе социальных связей». Выполнение  небольшого задания позволит вам вспомнить ключевые понятия ,   поставить перед собой цель и выбрать форму работы на уроке.

Слайд 1.Задание 1. –выполнение  теста в рабочем листе урока –(3мин). Выделяют понятия -  свобода, свобода выбора, свобода и необходимость, свобода и ответственность, внутренняя и внешняя свобода.

У. Фактически мы вышли на    ключевые понятия, которые мы должны сегодня  рассмотреть.

-Цель нашего урока углубить наши  знания о свободе личности и свободном обществе.

Задание 2.(3 мин)  В  рабочих листах – определите вашу цель на уроке- выбирайте форму работы.

3.Социализация-    желающие  называют свою цель- (постараться разобраться в теме, выработать свою позицию по всем вопросам,  быть активным, чтобы получить оценку на уроке и др) и говорят о выбранной форме работы- в группе, в паре, индивидуально) и занимают рабочие места.  

4.Проблемные вопросы, на которые мы ответим,  изучив материал(слайд 2.)

Может ли человек быть свободным?

 Является ли свобода внутренним состоянием человека или человек не может быть свободным  в несвободном обществе?

Почему  русский философ С. Леонтьев  определил свободу как великое благо  и великое бремя?

  1. Изучение нового материала, организация  самостоятельной познавательной деятельности учащихся ( 10 мин)

У. -.Понятие  «свобода»  обладает большой  смысловой  подвижностью, выступает в различных проявлениях :  в философии свобода связана с необходимистью, со свободой воли, возможностью выбора, в   политике, экономике связана с политическим режимом, в этике свобода  связана с ответственностью. 

На ваше рассмотрение предлагаются следующие вопросы;( Слайд 3).

1 группа  – 1 вопрос- стр.141 учебника –«Почему невозможна абсолютная свобода»

2  группа -2 вопрос-стр.141-142- «Свобода  есть осознанная необходимость»

3  группа – 3 вопрос. Стр143- 144 –«Свобода  и ответственность»

4 группа-4 вопрос-  стр-144-146- «Что такое свободное общество»(слайд 4)

Те, кто выбрал индивидуальную работу или работу в парах  можете выбрать любой вопрос и выступите  в зависимости от рассматриваемого вопроса.   Из опыта:  3-4  ученика работают самостоятельно,  4-6 человек  в паре.-2-3 пары.

Учитель  назначает руководителей групп, которые распределяют вопросы.

Все группы должны выполнить  следующие  задания:(слайд 5)

1.Раскрыть основные проблемы, затронутые в тексте учебника

2.Выделить основные понятия   и раскрыть их содержание

3. Не соглашаться с  авторами учебника, найти противоречия, вступить в полемику, аргументируя свою позицию

4.Составить вопросы к своему тексту.

4..Ответы групп. Мах. по  5- минут. Индивидуалисты и парники дополняют, могут оспорить, задать вопросы еще по 2 мин.

Оценочная деятельность – на рабочих листах выступающим ставят по группам.и в конце урока –самооценка каждого по итогам работы на уроке.

Учитель подводит итоги данной работы- фактически содержание учебного материала разобрано. Основные понятия на слайдах- учащиеся записывают в тетради.

2-й урок-

5.Для закрепления материала  учитель задает вопросы – обсуждают в группах и один из группы отвечает, другие группы могут дополнить. Поощряется свободная дискуссия

(оценивает ответы и дополнения учитель)

5.1.О сущности свободы.

В древнегреческом полисе было четкое разделение на рабов и свободных и это воспринималось нормально даже  античными философами. Аристотель писал, что быть рабом –значит быть собственностью другого человека, стать орудием практической деятельности. Впервые понятие свобода  как философскую категорию  ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен  человек, который знает , как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится  их жертвой»

В ХХ веке  Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет  « Человек  есть  царь и раб. Я вижу три состояния  человека… которые  можно обозначит  как «господин», «раб»  и «свободный».Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же  существует  сам   по себе… Мир  рабства есть мир отчужденного  от себя духа».

 Что общего в понимании свободы   Сократом, и Н.Бердяевым? (см слайд6)

5.2.Приведите примеры с  использованием  вариантов свободного выбора:

-.Между добром и злом.

-Между злом и злом.

-Между добром и добром.

Представьте себе, что вы плывете в лодке по реке. С вами ваш сын и отец. Лодка  перевернулась, а отец и сын плавать не умеют. Кого вы будете спасать первым?( слайд 7)

5.3.Вы сказали, что ответственность – это способность выполнять  свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений.

-Что значит быть ответственным?

-Что значит нести ответственность?(слайд 7)

5.4.Что имел в виду французский философ  экзистенциалист П.Сартр, когда утверждал, что человек обречен на  свободу?

5.5..Из списка предложенных ценностей выберите те, которые на ваш взгляд характеризует свободное общество- плюрализм, права чаеловека, демократия, система разделения властей, монополизм, контроль за деятельностью СМИ, гражданское общество, единая идеология, конкуренция,(слайд 8)

5.6. Из речи президента США Ф.Рузвельта  6 января 1946 г. перед членами конгресса( вошла в американскую историю как речь «о четырех свободах»)

В речи Рузвельта упоминаются  две позитивных свободы( свобода говорить и поклоняться) и две  свободы «от» ( свобода от нужды  и свобода от страха

       .Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

  Почему они говорят, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть формула «Свобода для»? ..(Слайд9)

5.7. Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы» -  согласны ли вы с такой позицией Н.Бердяева? (9слайд 10)

6. Письменно отвечаем на проблемные вопросы (слайд 2)на рабочих листах-5мин.

Может ли человек быть свободным?

 Является ли свобода внутренним состоянием человека или человек не может быть свободным  в несвободном обществе?

Почему  русский философ С. Леонтьев  определил свободу как великое благо  и великое бремя?

7.- Альтернативные д\з  1.написать Эссе на выбор по  высказываниям( те ,кто сдает ЕГЭ)

- «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», вэтом сущность разногласий , господствующих в человеческом обществе».(А.Линкольн)

-«Человек не более свободен, чем камень, падающий с горы»  (Спиноза)

.Свобода есть моя личная независимость и определенность моей личности изнутри(Н.Бердяев)

2.Составить тест по  материалу параграфа ( не менее 15 вопросов) в логике заданий А,В,С.)

3.Работа с документом на стр.147 учебника.

8. Рефлексия  

 1. Составления  синквейна

2. Я понял материал урока…….

 Я работал активно…….

 Мне понравился ответ …..

У меня остались непонятные вопросы…….

Хочу поблагодарить…

9.Учитель благодарит за работу- можно выделить наиболее активных учащихся, кто удивил, какой ответ был интересным, проблемным. 

Свободу можно добыть, труднее - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом, не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

Собираются рабочие листы урока .

Все.

                                           

Приложение 1. Лист  оценки работы группы

№ задания

Оценка работы  группы

Активные учащиеся

Работа руководителя

Оценка итоговая

 

 

 

Приложение 2-  Варианты ответов уч-ся по группам

1группа

  Основные положения:

 1. Абсолютной  свободы нет, т.к. полная свобода одного означаала бы произвол в отношении другого

2. Во Всеобщей декларации прав человека-« человек должен подвергаться таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить  признание  и уважение  прав других

3. Абсолютная свобода  означала бы ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в затруднительное положение  при принятии решения

4.Французский философ Буридан  об осле, Данте о человеке- скорее умрет , чем сможет сделать выбор между  двумя блюдами одинаково вкусными и на одинаковом расстоянии

5.Вывод- Абсолютно свободным человек  быть не может. Один из ограничителей –права и свободы других людей.

2 задание – основные понятия-  в тексте нет определения свободы, абсолютная, ограниченная свобода. но по определение мы написали

3 задание- противоречия текста- авторы говорят вообще о свободе –не отделяя внутреннюю и внешнюю свободу. не корректный пример осла и человека- современный человек сначала одно блюдо съест , затем другое – примитивное представление о выборе. Выбор из моральной категории упрощается в материальный. А   выбор между злом и злом, между добром и добром,? Привлечение Всеобщей декларации переводит смысл в политические права и свободы.

4 задание-  вопросы  к тексту

-Что такое свобода?

-Почему не может быть абсолютной свободы?

-Какие могут быть варианты свободного выбора, почему авторы не раскрыли варианты свободного морального выбора?

-Хотелось бы узнать отличие и взаимосвязь  между  внутренней свободой и внешней свободой?

2группа - Свобода как познанная необходимость (2 группа).

1.Основные  положения:

а) Все в мире подчинено силам, действующими  непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена,,не осознана человеком, он ее раб, если она познана, то человек обретает способность принимать решение  со знанием дела. В этом выражается его свобода воли.

б) Какова природа необходимости?

в)  Сторонники  абсолютного предопределения-«Мы  ничего не делаем  по свободной , но все в зависимости  от предвидения Божьего»  М.Лютер.

г) христианство-«Бог задумал  Вселенную так, чтобы все творение имело  бы  великий дар- свободу.  Свобода – означает  возможность выбора  между  добром и злом ,причем выбора самостоятельного.»

в) философия-  необходимость существует  в природе и в обществе  в виде объективных законов. Ф.Энгельс - «Не в воображаемой  независимости  от законов природы зкаключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом  знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.»

2.Основные положения:

 а) свобода- как осознанная необходимость.

Необходимость – законы природы и общества, по которым живут люди. Чтобы быть свободными нужно  познать эти законы.

б) В тексте  не говорится о том, что проявление свободной воли  происходит в виде свободного выбора   между альтернативными  способами действия.

в) Вопросы к тексту:

-Что такое  свобода в рамках необходимости

-В чем  соотношеиие свободы и общественной  необходимости

-Чья точка зрения на свободу и необходимость вам ближе, почему?

3 группа-Свобода и ответственность

1.Основные положения:

а) Свобода выбора непосредственно связана  с ответственностью человека-  с осознанностью  оценивать свои опоступки , свой выбор  с точки зрения их  последствий для окружающих, для родных, для страны

б )Большинство людей  склонны принимать на себя ответственность за свои действия, за свой выбор. Однако возникают ситуации когда чувство ответственности притупляется( например – в толпе,   выбор алкоголиков , наркоманов, которые  становятся рабом своих вредных привычек.

в) Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает  себя от деиндивидуализации

г) Внутренняя свобода –главное не в внешних обстоятельствах жизни человека, важно как они преломляются м в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели ставит, какой смысл  и значение придает  окружающей действительности

д) Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность не может получить  своей цели извне, ничто внешнее не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни., внутренних  убеждениях. Такой человек даже в условия тоталитарного режима  не дойдет до  состояния духовного упадка.

2.Понятия-   ответственность- осознанное   оценивания   своих  поступков , своего  выбора  с точки зрения их  последствий для окружающих, для родных, для страны. Внутренняя свобода- свобода  в духовной, внутренней жизни независимо от внешних обстоятельств, политического режима

3.Нет единого мнения о внутренней свободе человека- жизнь в тоталитарных обществах может ломать любого человека, даже если ты глубоко внутри свободен, ты ничего не сможешь сделать- вспомним рассказы В.Шаламова- текст невыразительный, нет высказываний разных значимых людей , переживших лагеря

4.Вопросы:

-Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

 -Какие существуют регуляторы человеческого поведения? Ответственность  -это обратная  сторона свободы ?

4группа- «Свободное общество»

1.Основные положения:

а) Подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора. Свобода означает  состояние человека ,способного  действовать  во всех важных делах на основе выбора.

б) Какое же общество может обеспечить данный выбор?

В экономике-  это общество, где царит свобода предпринимательства, частной собственности, конкуренции

В политике-  демократические принципы устройства государства, соблюдение прав и свобод человека, политический плюрализм, свободомыслие. Жизнь людей регулируются демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. 

В социальной  сфере - возможность повышать свой социальный статус, переходить из одного статуса в другой, отсутствие социальных перегородок, равенство

        В духовной сфере - свобода совести, творчества, мысли, возможность пользоваться имеющимися духовными ценностями и возможность самому их создавать.

Особенно в переходные  периоды. Выбор тогда связан с очень высокой ответственностью.. 

 2.Понятия

Экономическая свободы, политические свободы, политический плюрализм, демократическое общественное устройство, справедливость, перераспределение доходов

3.Вопрос раскрыт понятно.

4.Вопросы

-Что такое свободное общество? Что является регулятором поведения человека в свободном обществе*? Какова роль государства в соблюдении прав человека, сохранении стабильности общества. В свободном обществе государства должно быть меньше или больше? Как граждане могут поддерживать свободу друг друга?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознания в 10 классе по теме "Деятельность - способ существования человека".

Урок является логическим продолжением серии уроков блока "Духовная культура". Разработка по учебнику Боголюбова Л.Н. базового уровня....

Разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку в 1 классе по новым ФГОС

Разработка занятия по новым ФГОС в рамках внеурочной деятельности помогает обучающимся знакомиться с типичными репликами, необходимыми для общения....

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

разработка урока обществознания по теме "Предпринимательская деятельность" 8 класс

Урок разработан с использованием  технологии критического мышления....

Разработка планирования внеурочной деятельности в 3 классе

Предлагаемая вашему вниманию программа по внеурочной деятельности  для 3 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта нового поколения. ...

Разработка занятия внеурочной деятельности "Генерирование идей" 5 класс

Данное занятие разработано и проведено в рамках курса "Основы ТРИЗ" в 5 классе. Занятие носит развивающий, познавательный характер....

разработка урока-практикума "Деятельность", 10 класс

Разработка урока-практикума "Деятельность, как способ существования человека", для обучающихся 10 класса...