Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

Васильева Галина Владимировна

Рабочая программа по обществознанию, 8 класс по УМК Л.Н. Боголюбова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балаганская средняя общеобразовательная школа № 2

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________________ М. В. Комарова

«___» __________________ 2014

«Утверждаю»

Директор МБОУ Балаганская СОШ № 2

__________________ О.Г. Ермакова

«____» ________________ 2014 г.

Рабочая программа

Предмет Обществознание

Класс, год разработки__8_класс, 2014 г

Срок реализации_1 год_______

Количество часов по учебному плану 1 час в неделю

Учитель_Васильева Галина Владимировна

УМК Учебник: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2013.

Составлена на основе программы

 для общеобразовательных учреждений

образовательных учреждений. 6-11 классы

(авторы: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.)

 М. «Просвещение» 2011 г.

Прошла экспертизу на заседании методического объединения

Протокол № _____ от «_______» ____________________________ 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу  обществознания составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений – Обществознание. 6-11 классы. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2011 г.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.

Цели.

 развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение  на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

 овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

 формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи:

достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;

подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.

 сознательно организовывать  свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

владение такими видами публичных выступлений  (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

выполнять познавательные и практические задания:

- на  использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор

верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск  и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод  информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей  среде, выполнение в повседневной  жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать

-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

-сущность общества как формы совместной  деятельности людей;

-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

-описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;

- объяснять    взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

- приводить примеры   социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать     познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

-полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

-первичного анализа и использования социальной  информации;

-сознательного неприятия антиобщественного поведения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Личность и общество (4 часа)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика (13 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Тема 4. Социальная сфера (5 часов)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Критерии оценки знаний учащихся

Предполагается проведение тестирования; письменные контрольные работы по итогам полугодия; письменные проверочные работы, рефераты. Подобные формы контроля позволяют проверить теоретические знания и практические навыки учащихся, уровень усвоения материала и умение пользоваться полученными знаниями, что и является основными целями данного курса.

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.),

- различать в социальной информации факты и мнения;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

Тематическое планирование

№ темы

Название темы

Кол-во часов

Глава I.

Личность и общество

4

Глава II.

Сфера духовной культуры

8

Глава III.

Экономика

13

Глава IV.

Социальная сфера

6

Повторение

3

Итого

34

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Дата проведения

По плану

Фактически

I четверть

9 недель

1

Быть личностью [§1]

1

Комбинированный урок (объяснение, беседа, работа с учебным текстом)

06.09.14

2

Общество как форма жизнедеятельности людей [§2]

1

Комбинированный урок

13.09.14

3

Развитие общества [§3]

1

Урок комбинированного

типа

учебника

20.09.14

4

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторение. Итоговый разноуровневый контроль

27.09.14

5

Сфера духовной жизни [§4]

1

Лабораторная работа с текстами учебника

04.10.14

6

Мораль [§5]

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

11.10.14

7

Долг и совесть [§6]

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

18.10.14

8

Моральный выбор – это ответственность [§7]

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

01.11.14

9

Образование [§8]

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

27.10.14

II четверть

7 недель

10

Наука в современном обществе [§9]

1

Урок комбинированного

типа

15.11.14

11

Религия как одна из форм культуры [§10]

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач.

22.11.14

12

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторение. Итоговый разноуровневый контроль

29.11.14

13

Экономика и её роль в жизни общества [§11]

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

06.12.14

14

Главные вопросы экономики [§12]

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

13.12.14

15

Собственность [§13]

1

Лекция с элементами эвристической

беседы

20.12.14

16

Рыночная экономика [§14]

1

Урок комбинированного

типа Аналитическая работа с текстом учебника

27.12.14

III четверть

10 недель

17

Производство – основа экономики [§15]

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

17.01.15

18

Предпринимательская деятельность [§16]

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

24.01.15

19

Роль государства в экономике [§17]

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

31.01.15

20

Распределение доходов [§18]

1

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника

07.02.15

21

Потребление [§19]

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

14.02.15

22

Инфляция и семейная экономика [§20]

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

21.02.15

23

Безработица, её причины и последствия [§21]

1

Комбинированный

урок

28.02.15

24

Мировое хозяйство и международная торговля [§22]

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

07.03.15

25

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок – круглый стол

14.03.15

26

Социальная структура общества [§23]

1

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника

21.03.15

IV четверть

8 недель

27

Социальные статусы и роли [§24]

1

Комбинированный

урок

04.04.15

28

Социальные статусы и роли [§24]

1

Практикум

11.04.15

29

Нации и межнациональные отношения [§25]

1

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника

18.04.15

30

Отклоняющееся поведение [§26]

2

Комбинированный

урок

02.05.15

09.05.05

32

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок-дискуссия

16.05.15

33-34

Повторение

2

. Итоговый разноуровневый

контроль

25.05.15

31.05.15

ИТОГО

33

Литература:

  1. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2013.

  1.  Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2013.

  1. Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2013

Планирование составлено   в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, программой основного общего образования по обществознанию. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. (Просвещение, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...