Методические рекомендации по работе над проектом
учебно-методический материал по обществознанию на тему

Кошеленко Ирина Петровна

Данный материал содержит методические рекомендации по работе над проектом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_rabote_nad_proektom.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

   Методические рекомендации по работе над проектом

Проектная деятельность-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся:

самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Метод проекта позволяет определить следующие образовательные достижения обучающихся:

  1. Освоение предметных знаний;
  2. Умение применять эти знания на практике (в контексте учебной дисциплины и в реальной жизненной ситуации);
  3. Овладение междисциплинарными знаниями;
  4. Овладение коммуникативными умениями;
  5. Умение работать с информацией, представленной в различном виде;
  6. Овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
  7. Умение сотрудничать и работать в группах. Учиться и самосовершенствоваться, решать проблемы и другие.

Продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно применяемое учащимися развернутое решение проблемы в виде разработок.

Дидактической единицей в методе проектов становится взятая из реальной жизни и лично значимая для обучающихся проблема (экономическая, правовая, экологическая и т.д.).

                               Классификация проектов

В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

1) Исследовательские (требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов)

2) Творческие –предполагают соответствующее творческое оформление, не имеют детально разработанной структуры совместной деятельности участников

3)Ролево-игровые –участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.

4) Информационные – требуют от участников изначальной направленности на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомления участников проекта с этой информацией, ее анализа и обобщения фактов, предназначенной для широкой аудитории.

5) Практико – ориентированные проекты  – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта, причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

По продолжительности проекты делятся на:

  1. Краткосрочные (несколько уроков)
  2. Средней продолжительности (1-2 месяца)
  3. Долгосрочные (до года)

               Основные требования к учебному проекту:

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

3. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

4.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

6.Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

7.Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Стадии осуществления  метода проекта:

1.Представление темы проекта.

2.Формулирование темы проекта.

3.Планирование работы.

4.Осуществление проекта.

5.Представление проекта.

6.Оценка проекта.

                        Краткое описание проекта

1. Название проекта:_________________________________

2. Ф.И.О. разработчика  проекта _______________________

3. Ф.И.О. научного руководителя

3. Название учебного учреждения:_____________________

4.Год разработки:____________

5.Актуальность проекта:__________________

6.Проблема проекта:_____________________

7.Цель проекта: __________________

8.Задачи – этапы – способы решения:

      Изучить__________

      Разработать_________

      Произвести__________

      Представить___________

      Продемонстрировать________

9. Форма организации:    парная работа (групповая, индивидуальная).

10.Ведущая деятельность: исследовательская (поисковая, информационная)

11.Сфера применения результатов:______________

12.Используемые технологии:(создание печатной и электронной версии работы, мультимедиа).

13.Форма представления проектной деятельности: мультимедийная презентация (групповой отчет, публикация, защита исследования).

14.Предметная область:_____________

15.Время работы: среднесрочный (краткосрочный).

16.Цель обучения, развития, воспитания:

-Привитие навыков поисковой работы;

 -Получение новых знаний по_________

 -Применение информационных технологий для презентации полученных результатов;

 -Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в группе;

 -Расширение знаний о_________

 -Формирование навыков_____________

 -Развитие умений пользователя справочной литературой.

17.Режим работы: внеурочный (урочный)

18.Техническое оснащение: компьютер для обработки и представления результатов работы.

19.Учебно – методическое оснащение:

Школьные учебники;

Энциклопедии

20.Информационное оснащение: печатные источники, интернет-ресурсы

21.Кадровое оснащение:

Педагог дополнительного образования;

Библиотекарь

22.Комментарий: указанная работа была представлена (апробирована, проведена):

На заседании НОУ «Исследователь»;

На  уроках по теме (разделу):___________

На конференции:_________________

На конкурсе:____________________

 

                       Общий вид и структура проекта

. Проект обычно состоит из двух частей: теоретической и практической. В качестве последней выступают конкретное изделие, макет, модель, видеофильм, компьютерная разработка и т.п., а теоретической является пояснительная записка.

Ниже приводится рекомендации по ее составлению.

Структура пояснительной записки зависит от вида работы, и в общем случае должна содержать:

  • Титульный лист
  • Оглавление (содержание)
  • Введение
  • Главы основной части
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Приложение

Структурные элементы пояснительной записки.

Титульный лист

Титульный лист - первая страница пояснительной записки и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта. Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указывается фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта.

В нижнем поле указывается место и год выполнения работы (без слова "год").

Оглавление

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводится все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заготовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к работе

В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте, указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических). Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы.

Главы основной части

Содержание и структура основной части пояснительной записки зависит от вида работы (проекта) определяется заданием. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

Следующее ставится формулировки цели, и конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с ней.

В первой главе проекта рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме.

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценку проекта. В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия. Далее реклама проекта и маркетинговое исследование. Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека.

Заключение

В заключении проекта излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во Введении, дается самооценка учащимися проделанной им работы.

Список используемой литературы

После Заключения помещают список используемой литературы. Все заимствования должны обязательно иметь подстрочные ссылки, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях. В приложении содержится таблицы, текст, графики, карты, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова "Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: "Приложение 1", "Приложение 2", и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию основного текста. Сквозь его с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри" (см.), заключаемым вместе с шифром в круглые скобки.

Приложение 1

Приложение 2

                                   Литература 

  1. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: 2003.
  2. Морозова Н.Г., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Технология 5-11 классы: проектная деятельность учащихся . Волгоград: Учитель, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по работе над проектами.

Роль проектной деятельности в повышении мотивации учащихся. Представлена типология проектов для учащихся разных классов в рамках одной тематической области. Даны рекомендации по оцениванию проектных п...

Методические рекомендации для работы над проектом

Предлагаю методические рекомендации для работы над проектом...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...

Презентация "Методические рекомендации по работе над проектом по иностранному языку"

В предметной области «Иностранные языки» метод проекта помогает развивать языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранных языков, потребность в самообраз...