Итоговые контрольные работы по обществознанию в 10 классе
тест по обществознанию (10 класс) на тему

Контрольно-измерительные материалы в формате ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obshchestv_kontr_10kl.zip359.53 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа № 4 по обществознанию в 10 классе.

Вариант 1.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

О всевластии большинства в Соединённых Штатах и его последствиях.

   Основой демократических форм правления является безраздельная власть большинства, так как кроме неё в демократических государствах нет ничего постоянного, из всех видов политической власти законодательная власть лучше всего подчиняется воле большинства. По воле американцев её представители избираются непосредственно народом и на очень короткий срок. Это принуждает их выражать не только основополагающие взгляды своих избирателей, но также их преходящие страсти. Членами обеих палат могут стать представители одних и тех же классов, процедура их избрания одинакова. В связи с этим законодательный корпус подвержен таким же быстрым  и неотвратимым изменениям, как и одна отдельно взятая ассамблея. Придав законодательной власти такую структуру, американцы отдали в её руки почти все функции управления. Представителям исполнительной власти закон не обеспечивал ни стабильности, ни независимости, он полностью подчинял их капризам законодателей. Во многих штатах формирование судебной власти также отдавалось на волю большинства, поскольку она избиралась, и во всех штатах судебная власть зависела от законодательной: народные представители имели право ежегодно назначать зарплату судьям. В Соединённых Штатах всё больше распространяется обыкновение, которое в конце концов может свести на нет возможности представительной формы правления. Очень часто избиратели, выбирая депутата, намечают ему план действий и дают некоторые конкретные поручения, которые он обязан выполнить .

                                                        (А.де Токвиль. Демократия в Америке. М., Прогресс, 1992).

       С 1. Какие три власти называет автор ?

        С 2. Какими словами автор характеризует связь законодательной и исполнительной власти, а какими законодательной и судебной ?

        С 3. Автор пишет, что лучше всего подчиняется воле большинства законодательная власть. Опираясь на текст и знание курса, приведите три аргумента, которыми можно подтвердить точку зрения автора.

       С 4. Сформулируйте любые три принципа политической власти, которая охарактеризована в тексте.

Контрольная работа № 4 по обществознанию в 10 классе.

Вариант 2.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Политика главы государства.

    Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто е старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца. Такие государи в конечном счёте преуспели куда больше, чем те, кто ставил на честность.

       Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами : во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй – зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека, и зверя…

        Итак, из всех зверей пусть государь уподобится двум : льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков… Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание. Такой совет был бы недостойным, если бы люди честно держали слово, но люди, будучи дурны, слова не держат, поэтому и ты должен поступать с ними так же. А благовидный предлог нарушить обещание всегда найдётся.

        Надо являться в глазах людей сострадательным, верным слову, милостивым, искренним, благочестивым – и быть таковым в самом деле, но внутренне надо сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это окажется необходимо. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять всё то, за что людей почитают хорошими, так кА ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия.

                                                                               (Макиавелли Н. Государь. М., 1990. С.52-53).

   

       С 1. Какими способами, по мнению автора, можно бороться с врагом ? Почему, по мнению автора, необходимо использовать два способа борьбы с врагом ?

       С 2. Какая форма правления существует в государстве, о котором рассуждает автор ? Найдите в тексте Макиавелли обоснование своего ответа.

       С 3. В каком государстве могут быть реализованы советы Макиавелли : в демократическом или авторитарном ? Приведите три аргумента в защиту своей точки зрения.

          С 4. Из курса обществоведения вы знаете, что любое государство может опираться на силу. Чем использование властью силы в тоталитарном государстве отличается от использования силы в демократическом государстве ? Сформулируйте любые три отличия.

Контрольная работа № 4 по обществознанию в 10 классе.

Вариант 3.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

 

          Участники правоотношений должны обладать субъективностью. Правосубъективностью называют предусмотренную нормами права способность лица быть участником правоотношений. Правосубъективность включает такие юридические свойства, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и нести юридические обязанности. Правоспособность физических лиц возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Правоспособность юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Дееспособностью называется предусмотренная нормами права способность субъекта права собственными действиями приобретать права и обязанности, осуществлять права и исполнять обязанности.

         Правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, однако не все они одновременно дееспособны. И, напротив, все дееспособные люди являются правоспособными.

         Содержание и объём дееспособности зависят от нескольких факторов, в том числе :

         - от возраста субъекта. Полная дееспособность субъектов по российскому гражданскому законодательству наступает с 18 лет, а в случае вступления в брак – с 16 лет (приобретённая в результате брака дееспособность сохраняется в полном объёме и в случае его расторжения). До наступления совершеннолетия дееспособность является частичной (у малолетних с 6 до 14 лет) или неполной (у подростков с 14 до 18 лет);

        - от законопослушности субъекта. Лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовывать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объём его дееспособности.

          С 1. Какой смысл авторы текста вкладывают в понятие правосубъектность ?  Приведите два юридических свойства, необходимые для правосубъектности.

          С 2. Назовите три отличия правоспособности от дееспособности.

          С 3. В тексте говорится, что «лицо, совершившее преступление и находящееся в местах лишения свободы, ограничивается в дееспособности и не может реализовывать ряд гражданских, политических и иных прав, составляющих объём его дееспособности». Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите два гражданских и два политических  права, в осуществлении которых ограничено данное лицо.

          С 4. Опираясь на знание курса, приведите один пример частичной дееспособности малолетних ( с 6-14 лет) и неполной (у подростков с 14до 18 лет).

Контрольная работа № 4 по обществознанию в 10 классе.

Вариант 4.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

         Состязательность как принцип судопроизводства применительно  к осуществлению правосудия в сфере гражданской юрисдикции означает, что весь процесс судебного разбирательства дела происходит в форме спора между сторонами, источником которого является противоположность их материально-правовых интересов («конфликт интересов»).

           В истории судопроизводства известны два противоположных начала судебного процесса – следственное или инквизиционное, по которому судебная власть приступает к исследованию юридических фактов и отношений по собственной инициативе или по донесению других властей, в интересах общественного порядка и безопасности, и в самом исследовании старается раскрыть материальную истину всеми возможными способами, не стесняясь произволом и показаниями заинтересованных сторон.

        В новых условиях гражданского оборота, закреплённых в Конституции Российской Федерации и обновлённом материальном праве, защита гражданских прав становится делом каждой стороны. Суд уступает своё центральное место в процессе доказывания сторонам, но обязан был создать необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, и в случаях , предусмотренных процессуальным законом, оказывать  лицам, участвующим в деле, содействие в осуществлении их прав. Однако нельзя полностью освободить суд от поиска доказательств, ограничить его  в исследовании дела и обнаружении истины, в праве предлагать сторонам представить дополнительные доказательства, проявлять в определённых случаях и собственную инициативу. Понимание состязательности только как обязанности каждой стороны доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований, невозможно. Состязательное начало должно быть поставлено в известное соотношение со свободой судьи в исследовании дела и обнаружения истины. Необходимо гармоническое сочетание обоих начал – следственного и состязательного.

         С 1. Приведите названные автором две обязанности суда в обновлённом материальном праве.

          С 2. Какие два начала судебного процесса, существовавших в истории, называет автор ? Опираясь на текст, раскройте особенности инквизиционного начала.

          С 3. Назовите раскрытый автором смысл принципа состязательности в судопроизводстве. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите, в каком судебном процессе состязание участников является необходимым компонентом, а также участников судебного состязания. Приведите два примера гражданского судопроизводства, иллюстрирующих конфликт интересов сторон в судебном процессе.

          С 4. В тексте утверждается, что «необходимо гармоническое сочетание обоих начал – следственного и состязательного». Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите основную  задачу уголовного процессуального права и любые четыре принципа уголовного процесса.

Контрольная работа № 4 по обществознанию в 10 классе.

Вариант 5.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

         Задачей международного гуманитарного права является регулирование военных действий с целью облегчения приносимых ими невзгод и лишений. Оно состоит из двух разделов, один носит название «Женевское право», другой – «Гаагское право». Женевское право, или собственно гуманитарное право, охраняет интересы военных, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участие в боевых действиях. Гаагское право, или «право войны», обуславливает права и обязанности  воюющих сторон при проведении военных операций и ограничивает выбор средств нанесения ущерба. Женевское право было разработано исключительно в интересах жертв войны, оно, в отличие от Гаагского права, не даёт государствам никаких прав в ущерб индивидууму. В Женеве было положено начало эпохи приоритета человеческой личности и принципов гуманизма. Несомненно, создатели текстов Гаагского права также вдохновлялись идеалами гуманизма. Однако цель этого права – регулировать военные действия, и в соответствии с этим оно частично основано на понятии военной необходимости и сохранении государства. Теперь пора коротко пояснить, как взаимосвязаны международное гуманитарное право и законодательство о правах человека, цель которого – гарантировать индивидууму в любое время возможность пользоваться основными правами и свободами, а также обеспечить ему защиту от социальных бедствий. Идеологически обе отрасли имеют одни и те же исторические и философские корни. Это общее происхождение породило два стремления: минимизировать бедствия, причиняемые войной, и защитить человека от произвола. Считается, что в правах человека представлены наиболее общие принципы, в то же время как гуманитарное право носит исключительно специфический характер. Так как оно применяется лишь с момента начала войны, поскольку война может помешать осуществлению прав человека или ограничить их. Эти две юридические системы различны. В то время как гуманитарное право вступает в силу только в ситуациях вооружённых  конфликтов, законодательство о правах человека действует главным  образом в мирное время и содержит статьи. Ограничивающие его применение в военное время. Кроме того. Законодательство о правах человека регулирует отношения между государством и его собственными гражданами. А гуманитарное право – между государством и гражданами государства противника.

                                                                                                                                           (Ж.Пикте)

          С 1. Какова задача международного гуманитарного права ? Назовите два раздела  международного гуманитарного права.

          С 2. Приведите названные автором две особенности каждого из двух разделов международного гуманитарного права. Приведите по одному положению международного гуманитарного права, иллюстрирующему любую т из названных особенностей каждого из разделов международного гуманитарного права.

        С 3. Укажите названные автором две черты, являющиеся общими для международного гуманитарного права и законодательства  по правам человека, и две черты, отличающие названные правовые системы. Приведите одно объяснение, раскрывающее причины различия двух правовых систем.

         С 4. В тексте говорится, что «война может помешать осуществлению прав человека или ограничить их». Назовите любые три права, которые могут быть ограничены. Приведите по одному аргументу, доказывающему необходимость ограничения любых двух названных прав.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Работа составлена на 45 минут в форме ГИА. Отражает разделы учебника под редакцией Л.Н. Боголюбова. Состоит из 3 частей. 10 заданий А, 4 задания В ( найти сходства и различия, определить  фактиче...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 9 класс

Контрольная работа  на 45 минут. Составлена по типу ГИА. Состоит из 3 частей: 15 заданий А ( с выбором одного правильного ответа), 5 заданий В ( найти сходство и отличие; установить соответствие...

Итоговая контрольная работа по обществознанию 8 класс

Назначение итоговой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание». Задания для итогов...

ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. 8 класс.

Итоговая контрольная работа по обществознанию, 8 класс, учебник Кравченко А.И....