урок в 10 классе «Социальное познание».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

Тема урока: «Социальное познание».

1.     Цели урока:

§  Образовательная цель: ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных  и гуманитарных наук;

§  Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  

§  Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

 

2.       Понятия: научное социальное знание, обыденное знание, методы социального познания, социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание.
 

3.       Тип урока: комбинированный урок

4.       Оборудование урока:

Ø  Мультимедиа

5.       Литература:

·         Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

·         Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 

·         Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;

·         Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

·         Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

       7.План урока:

  1. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  2. Трудности объективного научного познания общества
  3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_ur._sotsialnoe_poznanie.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Социальное познание». 

  1. Цели урока: 
  • Образовательная цель: ознакомить с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных  и гуманитарных наук;
  • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  
  • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

  1. Понятия: научное социальное знание, обыденное знание, методы социального познания, социальный факт, смысл, ценности, интерпретация, понимание.
  2. Тип урока: комбинированный урок
  1. Оборудование урока:
  • Мультимедиа
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

       7.План урока:

  1. НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА
  2. Трудности объективного научного познания общества
  3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

Ход урока.

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

мотивационный момент

объяснение

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Давайте проверим домашнее задание! У меня к вам два вопроса:

  • Раскройте особенности научного познания
  • Охарактеризуйте уровни научного знания

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

                               Л.Н. Толстой

Тема урока: «социальное познание»

Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

1.НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

2.Трудности объективного научного познания общества

3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАУЧНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ

 

Еще  в XVIII в. зародилось представление о том, что все науки должны использовать методы математического естествознания

Основоположник социологии французский ученый О. Конт полагал, что наука об обществе должна изучать связи наблюдаемых социальных явлений естественнонаучными методами, поэтому он называл социологию «социальной физикой»

Считал социальными фактами все общественные явления, которые воздействуют на человека. Главным принципом научного метода в социологии Э. Дюркгейм считал отношение к социальным фактам как к вещам. Это означало выявление связи и зависимости между ними, подобно тому, как изучают причинную взаимосвязь явлений природы.

Немецкий  философ У. Дильтей полагал, что «науки о духе» принципиально отличаются от «наук о природе» тем, что первые имеют дело с человеком — единственным существом во Вселенной, способным не только к познанию, но и к переживанию.

Г. Риккерт также полагал, что науки о культуре существенно отличаются от наук о природе. Их главное отличие, по его мнению, состоит в подходе исследователя к изучению своего объекта. — Г. Риккерт также полагал, что науки о культуре существенно отличаются от наук о природе.

Итак,  Социальное познание процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

Сейчас давайте зафиксируем

 Особенности социального познания:

1.Субъект и объект познания совпадают. Субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2.Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3.Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание.

4.Сложность объекта познания общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер.

5.Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 

6.        Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования
является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

1. Рассматривать социальную действительность в развитии

2.  Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости

3. Выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни — основы знаний об обществе, деятельности людей.

Социальный факт-  Объективный факт

событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях;

Научный факт Знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной         ситуации, в которой оно имело место

Перечислим  виды социальных фактов:

  • Действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп
  • Продукты человеческой деятельности       (материальные и духовные
  • Словесные действия: мнения, суждения, оценки

Чтобы факт стал научный, его следует интерпретировать, что это значит?

Правильно!

(лат. interpretatio — истолкование, разъяснение).

интерпретация социального факта — это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

 Давайте ее посмотрим на слайде

Итак, только интерпретированный факт является научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, — всего лишь сырье для научных выводов.

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§25 (Л.Н. Боголюбов),  Вопрос №3 письменно

Спасибо, за урок.

Выставляю оценки…

 

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

Записывают определение

записывают

отвечают

Записывают домашнее задание

Стремление к объективности.

Имеет дело с особым набором объектов реальности.

Наука имеет специальный язык.

Специфика научных знаний .

Взаимосвязь и системность научных знаний.

разъяснять


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика и познание мира. Вводный урок. 10 класс.

Представленный материал может помочь учителю "украсить"материал вводного урока физики в 10 классе....

Презентация к уроку искусство (ИЗО) в 6 классе "Художественное познание: реальность и фантазия"

Презентация подготовлена для урока ИЗО в 6 классе  по теме "Реальность и фантазия в творчестве художника". Ученикам дается представление  об условности  и правдоподобии в из...

Презентация:Базы данных Урок 11 класс; Урок: Моделирование как метод познания.

В презентации рассматриваются основные понятия, классификации БД и их объекты. Первый урок по теме: "Базы данных".В уроке рассматриваются основные понятия темы: “модель”, “моделирование” и виды моделе...

Социальное познание

Опорный конспект по теме "Социальное познание" по обществознанию для учащихся 10-11 классов для базового и профильного уровня....

Ненаучное познание. Социальное познание.

Визуальный ряд к уроку в 10 кл. по обществознанию соц.-гум. профиля....

Урок по обществознанию "Социальное познание"

Цельурока:ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формиров...

Разработка урока обществознание (включая экономику и право) Тема: Социальное познание.

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.JI.H. ТолстойЦели: ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать у...