Разработка урока обществознание (включая экономику и право) Тема: Социальное познание.
план-конспект урока по обществознанию на тему

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше.

JI.H. Толстой

Цели: ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы; развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей; формировать культуру диалога и коммуникативнуюй компетенцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_sotsialnoe_poznanie.docx377.32 КБ
Файл sotsialnoe_poznanie_i_ego_rol.pptx585.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознание (включая экономику и право)

Тема: Социальное познание.

Цель урока:

  1. Ознакомить с особенностями социального познания и его отличиями от познания природы.
  2. Развивать умения анализа и синтеза на основе реализации межпредметных и внутрипредметных связей
  3. формировать культуру диалога и коммуникативную компетенцию

Тип урока: комбинированный

Слайд 1

Учебники с. 264 «Обществознание. Часть 1».  /Л.Н.Боголюбов базовый уровень, тетради открыты, на столе маркеры

1) Стадия вызова

Добрый день уважаемые учащиеся.

На уроках обществознания вы продолжаете изучать проблему познания.

Давайте вспомним, что мы понимаем под данным понятием, понятием Познание.

Слайд 2. (термин и иллюстрация)

Познание, т. е. активная деятельность людей, направленная на получение и углубление знаний.

В центре познания стоит субъект «я»   Объект «не я»

Давайте вспомним, что классическая схема познания включает в себя: субъект, объект и средства познания

Слайд 3 (схема)

Процесс познания

Классическая схема познания

Субъект познания «я» ------------------------------------------------------ Объект познания «не я»

Действие субъекта направлено на изучение объекта                      

Давайте приведем примеры. Ты в качестве субъекта.

Воздействие субъекта на объект невозможно без средств познания

-----------------------------------------------------Средство познания----------------------------------------

Использование приборов

документы, результаты анкетирования,

статистические данные, материалы прессы,

непосредственные наблюдения,  

фотографии, кинохроника, книга

Таким образом, классическая схема познания как определяет место человека в познании?

- Он познает, он субъект.

Чтобы придать нашей работе действительно научный, исследовательский характер, давайте используем метод гипотезы.

1. Человек может быть субъектом познания (Человек – Субъект!!!)

Т.е. только изучает, познает??

И 2. Человек – субъект – объект??!

Стадия осмысления

Итак наш урок переходит на этап осмысления и мы должны включить в работу новое понятие

«Социальное познание».

На с. 264 (понятие социальное знание) а социальное познание – процесс получения знаний и о человеке и обществе (в котором он живет)

Выделите ключевые слова

Слайд 4

Я хочу познакомить вас с социальными задачами, которые ставятся перед социальным познанием

                                             

Задачи социального познания

1. Получение фактов об обществе (получение информации об обществе, о том, что происходит в обществе) (Приложение 1)

2. Познание социальных явлений (изучение социальных явлений) (Приложение 2)

3. Познание социальных процессов (Приложение 3)

4. Самопознание (Приложение 4)

Работа в группах. Наша цель охарактеризовать задачи социального познания. Но это не самоцель, одновременно подтверждаем или опровергаем гипотезу. В этих задачах мы ищем роль, место человека. Он субъект или объект? Понять, человек кто в процессе познания?

Каждая группа подошла с разных позиций к решению задач социального познания

Давайте обобщим.

Разговор с каждой группой.

Определение задачи социального познания каждой группы (1,2,3,4)

Сделаем вывод. Какая же гипотеза нашла свое подтверждение?

Именно, в социальном познании человек и субъект и объект.

Так какая же тема нашего урока?

Какая же гипотеза нашла подтверждение?

Пример «Ты как субъект»

Пример «Ты объект»

Примеры

Ты как субъект

Ты как объект

Примеры совпадения субъекта и объекта

  Итак, мы видим, что в естествознании субъект и объект познавательной деятельности выступают раздельно. В обществознании объект и субъект познания совпадают. Это совпадение означает, что общество познает само себя. Если, скажем, ученый-экономист изучает ход экономической реформы, то он функционирует не в положении естествоиспытателя, извне наблюдающего, например, жизнь диких животных, а находится как бы внутри изучаемого процесса, так как реформа, означая изменение в масштабах всего общества, непосредственно затрагивает и интересы ученого-экономиста как члена этого общества.

3) Рефлексия

ЗНАЛ

УЗНАЛ

ХОТЕЛ БЫ УЗНАТЬ

Д.З. Узнать о социальном явлении, о котором не говорили на уроке (позитивное и негативное)

Приложение 1

Задача 1.

 Получение фактов об обществе (получение информации об обществе, о том, что происходит в обществе)

О чем идет речь?

«…В настоящее время в мире насчитывается от 340 000 до 680 000 рабов.

В настоящее время в мире насчитывается от 340 000 до 680 000 рабов

Рабство «как бы» запрещено во всём мире, но «как бы» — это около полумиллиона людей, прямо сейчас томящихся в рабстве в маленькой стране в пустыне Сахара — Мавритании. Количество рабов там составляет от 340 000 до 680 000 человек, что примерно 10–20% от общего числа населения. Мнение общественности на этот никак не может на это повлиять»

Китай селекционирует детей в надежде, что в обществе станет больше гениев

Китай селекционирует детей в надежде, что в обществе станет больше гениев

В последнее время ходят слухи, что Китай повышает коллективный IQ своих граждан с помощью генетики.

В Пекинском институте геномики  уже собраны образцы ДНК двух тысяч умнейших людей со всего мира. Когда работа будет закончена, китайцы, желающие стать родителями, смогут родить самых умных детей.

 В Японии один из самых низких уровней вандализма среди стран мира, так как уважение к культурному наследию воспитывается в маленьких японцах едва ли не с рождения.

Приведите свои примеры интересных фактов об обществе!


Приложение 2

Задача 2.

Познание социальных явлений (изучение социальных явлений)

О чем идет речь?

http://znanie.podelise.ru/tw_files2/urls_912/3/d-2446/img5.jpg

Преступность несовершеннолетних

Преступность несовершеннолетних по сравнению со взрослой отличается высокой, степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном, возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и представляют собой резерв для взрослой преступности.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие и жестокость. Подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения.

На настоящий момент имеется значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола.

Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: 14-15 лет - подростково-малолетняя, 16-17 лет -несовершеннолетние

Приведите свои примеры социальных явлений – положительные и отрицательные!!!

Приложение 3

Задача

Познание социальных процессов

О чем идет речь?

Голосование на одном из избирательных участков города Симферополь во время референдума о статусе Крыма. Фото: Артур Шварц / EPA / ИТАР-ТАСС

«…Что касается Крыма, то он был и останется и русским, и украинским, и крымско-татарским», — сказал Путин и добавил, что полуостров «никогда не будет бандеровским».

Согласно конституционному закону, который Путин внес в Госдуму в завершение своей речи, в состав России принимаются два новых субъекта федерации — Республика Крым и город Севастополь. Тем самым Крым становится 22-й республикой в составе России, а Севастополь — третьим городом федерального значения (после Москвы и Санкт-Петербурга).

Спустя несколько минут после окончания речи Путин, председатель Госсовета Крыма Владимир Константинов, премьер-министр Крыма Сергей Аксенов и мэр Севастополя Алексей Чалый подписали межгосударственный договор о принятии Республики Крым в Российскую Федерацию и образовании в ее составе новых субъектов. Эти документы отправились на ратификацию в парламент.

 В центре вашей социальной задачи – социальный (политический) процесс.

Приведите свои примеры социальных процессов?

Приложение 4

О чем идет речь?

Темперамент – что это?

Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов.

Выделяют четыре простых типа темперамента:

сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Характеристики темпераментов

САНГВИНИК

Люди приспосабливаются к новой обстановке, живо откликаются на то, что привлекает их внимание. Они хорошо контролируют свои эмоции и охотно берутся за новые дела. Представители этого типа темперамента подвержены частой смене настроения, но характерным для них является состояние бодрости. Сангвиник

В минусы сангвиническому темпераменту можно записать то, что люди этого типа быстро отвлекаются от дел или эмоций, если внешние раздражители долгое время не меняются. Как только притупляется новизна ощущений, сангвиники становятся вялыми и безразличными.

Холерик

ХОЛЕРИК

Холерики легко возбудимы и неуравновешенны, переключить их внимание трудно. Они очень подвижны, вплоть до чрезмерности, чувства их сильны и проявляются ярко. За новые дела берутся с огромным пылом, отдаются им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит к резкому спаду деятельности. Минусы этого типа темперамента заключаются именно в неуравновешенности, из-за которой происходят вспышки резкости, раздражительности, истощение сил.

Характерные черты есть и у холериков черты: у людей этого типа торопливая, часто сбивчивая речь, яркая и выразительная мимика. Холерикам сложно усидеть на одном месте, они часто вскакивают или меняют позы, много и резко жестикулируют. В их неровной походке есть что-то вызывающее.

Характеристики темпераментов

Меланхолик

МЕЛАНХОЛИК


Они пассивны, ненастойчивы, легко уязвимы и мало реагируют на внешние воздействия. Чаще всего меланхолики погружены в себя, они предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Безусловными плюсами этого типа темперамента являются глубина и постоянство их чувств. 
У людей этого типа темперамента сдержанная, хотя и быстрая походка. Они погружены в свои мысли, поэтому могут задумываться и замедлять шаг. Жесты у них скупые, но резкие из-за испытываемой ими неловкости в обществе незнакомых людей. Речь медлительная, часто с запинками, ее скорость неравномерна.

ФЛЕГМАТИКФлегматик

Такие люди настойчивы и упорны, ровно и спокойно идут по жизненному пути. Это надежные люди, которых сложно вывести из себя. Они скупы на эмоции, обстоятельны до занудства и надежны как никто. Минусами можно назвать то, что флегматики очень слабо реагируют на внешние раздражители, медленно перестраиваются, сходятся с людьми, ненаходчивы.

Флегматики движутся тяжело и обстоятельно, походка у них часто ленивая, неторопливая. Сидя, они могут подолгу сохранять одну и ту же позу. Жестикуляция и мимика скупая, прочитать что-то по их лицу невозможно. Речь неторопливая, они неразговорчивы, не любят праздной болтовни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока обществознание (включая экономику и право): Социальное познание преподаватель истории: Егорычева Анастасия Александровна

Слайд 3

Познание – т.е. активная деятельность людей, направленная на получение и углубление знаний

Слайд 4

\ КЛАССИЧЕСКАЯ СХЕМА ПОЗНАНИЯ Субъект познания ______Объект познания Средства познания

Слайд 6

Социальное познание, его роль в жизни человека

Слайд 7

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ключевые слова: - процесс - знание - общество (социум ) - человек

Слайд 8

Социальное познание, его роль в жизни человека: прошлое и настоящее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию(включая экономику и право) 6-9 классы

Рабочая программа разработана на основеФедерального компонента государственного стандарта основного общего образования,Примерной программы по обществознанию...

Олимпиада по обществознанию (включая экономику и право) для групп СПО

Экзаменационные вопросы по истории для студентов второго курса СПО по программе ФГОС....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня для универсального профиля. Предполагает использование учебника Л.Н.Боголюбова. Рассчитана на 70 учебных часов....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право)

Программа базового уровня предназначена для непрофильных классов, рассчитана на 68 учебных часов. Планирование составлено по учебнику Л.Н.Боголюбова....

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право). 6 класс

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание программы учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения. КТП является приложе...

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"

Рабочая программа учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)" для студентов 1 курса специальности "Технология машиностроения"...

Открытый урок по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)

Открытый урок по дисциплине Обществознание (включая экономику и право)...