Образование в России: вчера, сегодня, завтра
статья по обществознанию на тему
Система образования, которая складывалась на протяжении многих веков, является фундаментом развития государства. Так как именно процесс систематического воспитания и формирования знаний и умений способствует росту и развитию нации. В данной статье автор обращается к актуальным проблемам российского образования и демонстрирует изменение роли учителя и ученика в современном образовательном пространстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_v_rossii_vchera_segodnya_zavtra.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование в России: вчера, сегодня, завтра
Россия – страна великих возможностей. Это мысль находит свое подтверждение во множестве великих открытий, сделанных российскими учеными, в ярких личностях русской истории, в бессмертных памятниках литературы, запечатлевших образы страны и ее людей. Одной из причин такого многообразия проявления величия нашего государства можно назвать систему образования, которая складывалась на протяжении многих веков. Именно процесс систематического воспитания и формирования знаний и умений способствует росту и развитию нации.
Для понимания траектории развития системы образования следует обратиться к рассмотрению особенностей прошлого. Для любой системы образования свойственны такие черты как непрерывность развития, взаимосвязь входящих в нее элементов и ориентированность на потребности общества и государства в каждый исторический период. С изменением внешних условий (процессы глобализации, усложнение системы знаний, развитие и широкое распространение компьютерных технологий, обращение к знаниям как главной ценности постиндустриального мира) происходит неизбежная трансформация системы образования. В первую очередь, изменяется роль учителя в образовательном процессе.
На мой взгляд, важнейшая тенденция в современной системе образования – это изменение роли учителя с позиции неоспоримого лидера на координатора учебного процесса. В условиях появления разнообразных доступных источников информации учитель больше не является единственным носителем знания. Преподаватель более не центр учебного процесса, а лишь направляющий. Современный педагог понимает необходимость изменения форм и методов работы с учащимися, предоставляя им возможность выбора средств для достижения учебных целей. Учитель работает в первую очередь на достижение личностных результатов учащихся, что возможно только через предоставление достаточной свободы действий и высокого уровня мотивации. Умение самостоятельно учиться становится важнейшим условием для развития личности.
На мой взгляд, в современных условиях наилучшие результаты в процессе обучения дает использование учителем технологии проектного обучения. Проектное обучение представляет собой универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмысления человеком мира и самого себя. Школьник при помощи преподавателя учится раскрывать суть проблемы, оценивать риски при решении проблемы, ставить перед собой цели и их последовательно достигать, оценивать результаты деятельности исходя из поставленных целей.
В условиях проектной деятельности задача учителя значительно усложняется: он не только ставит цели перед учащимися, но координирует их действия, помогает справится с проблемами, привлекает к оцениванию результатов самих учащихся. Учитель переориентируется на работу в малых группах, что возможно при формировании и выполнении индивидуальных учебных траектории, увеличении количества индивидуальных и групповых проектов, внедрении дистанционных форм коммуникации учителя и ученика. Основной целью познавательной образовательной деятельности педагог определяет воспитание социально-ориентированной личности, способной к интеграции и самореализации в условиях быстро изменяющейся и глобализирующейся современной действительности. В своей деятельности педагог ориентируется на решение следующих задач: овладение учащимися целостного представления о политических, социальных, экономических и культурных процессах, пробуждение интереса учащихся к истории и культуре своего и других народов, развитие умения анализировать исторические явления и находить скрытые взаимосвязи между научными фактами, развитие самостоятельности в суждениях и оценках.
Современный педагог – это разносторонне развитый человек, который имеет знания не только по собственному предмету, но и понимает общую картину мира, причинно-следственные связи основных событий и явлений в рамках периодов развития цивилизации. Современный педагог – это человек, который не дает детям новые знания, а учит их самостоятельно добывать и использовать в теории и на практике. Современный педагог– это человек, обладающий высоко развитыми коммуникативными навыками и умением слушать и понимать индивидуальность каждого учащегося.
Расширение и активизация проектной деятельности в урочное и внеурочное время – это необходимая часть деятельности педагога в условиях современной системы образования. Необходимая часть деятельности педагога в современных условиях заключается в формировании интереса учащихся к предмету через проектную деятельность. Для этого на занятиях используются разнообразные формы и типы образовательной деятельности, направленные на активизацию роли учащихся: семинары, интегрированные уроки, дискуссии.
Реализация и достижение результатов проектной деятельности в 2016 году рассматривается мною как еще один шаг к «идеальному завтра» системы образования, в которую каждый педагог нашей страны вкладывает свой неоценимый вклад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фашизм.Вчера.Сегодня.Завтра....
Причины возникновения фашизма,его последствия.(Приложение к уроку.)...
Силикатная промышленность:вчера, сегодня, завтра.
Конспект урока химии для 9 класса с презентацией к учебнику Габриеляна О.С. по теме "Силикатная промышленность". Материал содержит информацию о сырье,технологии производства и разнообразии готовой про...
Спортивное мероприятие" Олимпиада вчера, сегодня, завтра"
Данное спортивное мероприятие актуально, направлено на познавательную активнолсть школьников.Содержит теоретический материал, эстафеты.Оформлен видеослайдами, используется музыкальное оформление....
Педагогический совет по теме «Закон об образовании: вчера, сегодня, завтра»
Разработка педагогического совета...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: ВЧЕРА. СЕГОДНЯ. ЗАВТРА
«Пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливают друг друга» ...
Презентация на тему: «Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра».
Презентация на тему: «Настоящие хозяева России: вчера, сегодня, завтра» интересна. Она помогает вести беседу о профессиях, учит уважать труд хлебороба, любить Родину....