Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Никулина Татьяна Михайловна

По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни».  Я,  как преподаватель данной дисциплины,  разработала данную таблицу, с помощью которой можно провести занятие в любой интерактивной форме: в форме семинарского занятия, в форме круглого стола, диспута. Все основные философские положения делятся на 3 группы:                  а) понимание смысла жизни верующими людьми. На занятии можно обсудить более подробно, в чем различие понимания верующими разных конфессий; б) философские размышления представителей направления, утверждающего, что в жизни человека «все случайно, поэтому смысла в жизни нет»; в) философские направления, рассматривающие смысл жизни  с разных точек зрения: от одной крайности («смысл только в наслаждении»)  до другой( «смысл жизни только в альтруизме, т.е. жертвенности ради других людей). Данная таблица окажется полезной для работы по дисциплине «Основы философии» как преподавателям, так и студентам.

Религия: смысл обретается в трансцендентальном мире, в котором человек соединится с Богом.

В этом  мире главная задача – очищение и  спасение души.

image

Смысла нет, поэтому человек может закончить жизнь самоубийством.

                                                           

Смысла нет, человек живет в абсурдном мире, поэтому просто живет, не задумываясь над этим, либо « тянет лямку».

image

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

image

 

 

 

 

imageimage

ГЕДОНИЗМ

(от греч. – «наслаждение»,Аристипп, киренаики)                     Жить- значит наслаждаться, а если это невозможно, то и жить незачем (Гегесий) V в до н. э.

 

УТИЛИТАРИЗМ

(от греч.- « польза, выгода», И. Бентам, 18 век)                                Жить – значит из всего извлекать пользу, прежде всего материальную выгоду, отождествление «добра и пользы».

 

        ЭВДЕМОНИЗМ

( от греч. – «счастье», Эпикур, IV  в до н. э.)                                   Жить - значит стремиться к счастью, испытывать от жизни радость, огромное удовлетворение.

 

ПРАГМАТИЗМ

( от греч. - «прагма - дело», А. Дьюри, 20 век)                                          Жить - значит стремиться к  успеху (материальному, к власти, карьере и т. п.)

 

             ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

(от фр. – «совершенствование», И. Кант, 18 век)

Жизнь в соответствии с нравственными принципами и чистой совестью.

 

АЛЬТРУИЗМ

(от лат. – «alter» - другой, О. Конт, 19 век)                                       Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу ( искусству, науке, обществу, другому человеку). Этика долга.

 

              АТАРАКСИЯ ( от греч. – «спокойствие», Демокрит, IV в до н. э. )             Жить – значит быть безмятежным, быть хозяином своих желаний.

 

АСКЕТИЗМ  ( от греч. – «упражняющийся» )                         Жизнь – это укрощение плоти, желаний, отказ от удовольствий.                 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smysl_zhizni.docx15.52 КБ

Предварительный просмотр:

По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни».  Я,  как преподаватель данной дисциплины,  разработала данную таблицу, с помощью которой можно провести занятие в любой интерактивной форме: в форме семинарского занятия, в форме круглого стола, диспута. Все основные философские положения делятся на 3 группы:                  а) понимание смысла жизни верующими людьми. На занятии можно обсудить более подробно, в чем различие понимания верующими разных конфессий; б) философские размышления представителей направления, утверждающего, что в жизни человека «все случайно, поэтому смысла в жизни нет»; в) философские направления, рассматривающие смысл жизни  с разных точек зрения: от одной крайности («смысл только в наслаждении»)  до другой( «смысл жизни только в альтруизме, т.е. жертвенности ради других людей). Данная таблица окажется полезной для работы по дисциплине «Основы философии» как преподавателям, так и студентам.

Религия: смысл обретается в трансцендентальном мире, в котором человек соединится с Богом.

В этом  мире главная задача – очищение и  спасение души.

Смысла нет, поэтому человек может закончить жизнь самоубийством.

                                                           

Смысла нет, человек живет в абсурдном мире, поэтому просто живет, не задумываясь над этим, либо « тянет лямку».

СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ГЕДОНИЗМ

(от греч. – «наслаждение»,Аристипп, киренаики)                     Жить- значит наслаждаться, а если это невозможно, то и жить незачем (Гегесий) V в до н. э.

УТИЛИТАРИЗМ

(от греч.- « польза, выгода», И. Бентам, 18 век)                                Жить – значит из всего извлекать пользу, прежде всего материальную выгоду, отождествление «добра и пользы».

        ЭВДЕМОНИЗМ

( от греч. – «счастье», Эпикур, IV  в до н. э.)                                   Жить - значит стремиться к счастью, испытывать от жизни радость, огромное удовлетворение.

ПРАГМАТИЗМ

( от греч. - «прагма - дело», А. Дьюри, 20 век)                                          Жить - значит стремиться к  успеху (материальному, к власти, карьере и т. п.)

             ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

(от фр. – «совершенствование», И. Кант, 18 век)

Жизнь в соответствии с нравственными принципами и чистой совестью.

АЛЬТРУИЗМ

(от лат. – «alter» - другой, О. Конт, 19 век)                                       Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу ( искусству, науке, обществу, другому человеку). Этика долга.

              АТАРАКСИЯ ( от греч. – «спокойствие», Демокрит, IV в до н. э. )             Жить – значит быть безмятежным, быть хозяином своих желаний.

АСКЕТИЗМ  ( от греч. – «упражняющийся» )                         Жизнь – это укрощение плоти, желаний, отказ от удовольствий.                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Психология человека".

Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.Курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.Программа курса органически связана с обще...

Урок "Цель и смысл жизни человека"

Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему...

Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»

21 марта 2017 года проведен семинар на тему:  «Проблема смысла жизни человека»....

Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...

Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"

quot;Смысл жизни человека: иллюзия и истина"...

Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"

Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...