Учебно-методическое пособие по теме "Философия о смысле жизни человека"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни». Я, как преподаватель данной дисциплины, разработала данную таблицу, с помощью которой можно провести занятие в любой интерактивной форме: в форме семинарского занятия, в форме круглого стола, диспута. Все основные философские положения делятся на 3 группы: а) понимание смысла жизни верующими людьми. На занятии можно обсудить более подробно, в чем различие понимания верующими разных конфессий; б) философские размышления представителей направления, утверждающего, что в жизни человека «все случайно, поэтому смысла в жизни нет»; в) философские направления, рассматривающие смысл жизни с разных точек зрения: от одной крайности («смысл только в наслаждении») до другой( «смысл жизни только в альтруизме, т.е. жертвенности ради других людей). Данная таблица окажется полезной для работы по дисциплине «Основы философии» как преподавателям, так и студентам.
Религия: смысл обретается в трансцендентальном мире, в котором человек соединится с Богом. В этом мире главная задача – очищение и спасение души. |
Смысла нет, поэтому человек может закончить жизнь самоубийством. |
| Смысла нет, человек живет в абсурдном мире, поэтому просто живет, не задумываясь над этим, либо « тянет лямку». | ||
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | ||||
|
|
|
|
ГЕДОНИЗМ (от греч. – «наслаждение»,Аристипп, киренаики) Жить- значит наслаждаться, а если это невозможно, то и жить незачем (Гегесий) V в до н. э. |
| УТИЛИТАРИЗМ (от греч.- « польза, выгода», И. Бентам, 18 век) Жить – значит из всего извлекать пользу, прежде всего материальную выгоду, отождествление «добра и пользы». |
ЭВДЕМОНИЗМ ( от греч. – «счастье», Эпикур, IV в до н. э.) Жить - значит стремиться к счастью, испытывать от жизни радость, огромное удовлетворение. |
| ПРАГМАТИЗМ ( от греч. - «прагма - дело», А. Дьюри, 20 век) Жить - значит стремиться к успеху (материальному, к власти, карьере и т. п.) |
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ (от фр. – «совершенствование», И. Кант, 18 век) Жизнь в соответствии с нравственными принципами и чистой совестью. |
| АЛЬТРУИЗМ (от лат. – «alter» - другой, О. Конт, 19 век) Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу ( искусству, науке, обществу, другому человеку). Этика долга. |
АТАРАКСИЯ ( от греч. – «спокойствие», Демокрит, IV в до н. э. ) Жить – значит быть безмятежным, быть хозяином своих желаний. |
| АСКЕТИЗМ ( от греч. – «упражняющийся» ) Жизнь – это укрощение плоти, желаний, отказ от удовольствий. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
smysl_zhizni.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
По дисциплине «Основы философии» изучается в разделе «Философские проблемы человека» самая важная тема данного раздела «Философия о смысле жизни». Я, как преподаватель данной дисциплины, разработала данную таблицу, с помощью которой можно провести занятие в любой интерактивной форме: в форме семинарского занятия, в форме круглого стола, диспута. Все основные философские положения делятся на 3 группы: а) понимание смысла жизни верующими людьми. На занятии можно обсудить более подробно, в чем различие понимания верующими разных конфессий; б) философские размышления представителей направления, утверждающего, что в жизни человека «все случайно, поэтому смысла в жизни нет»; в) философские направления, рассматривающие смысл жизни с разных точек зрения: от одной крайности («смысл только в наслаждении») до другой( «смысл жизни только в альтруизме, т.е. жертвенности ради других людей). Данная таблица окажется полезной для работы по дисциплине «Основы философии» как преподавателям, так и студентам.
Религия: смысл обретается в трансцендентальном мире, в котором человек соединится с Богом. В этом мире главная задача – очищение и спасение души. |
Смысла нет, поэтому человек может закончить жизнь самоубийством. |
| Смысла нет, человек живет в абсурдном мире, поэтому просто живет, не задумываясь над этим, либо « тянет лямку». | ||
СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | ||||
ГЕДОНИЗМ (от греч. – «наслаждение»,Аристипп, киренаики) Жить- значит наслаждаться, а если это невозможно, то и жить незачем (Гегесий) V в до н. э. | УТИЛИТАРИЗМ (от греч.- « польза, выгода», И. Бентам, 18 век) Жить – значит из всего извлекать пользу, прежде всего материальную выгоду, отождествление «добра и пользы». |
ЭВДЕМОНИЗМ ( от греч. – «счастье», Эпикур, IV в до н. э.) Жить - значит стремиться к счастью, испытывать от жизни радость, огромное удовлетворение. | ПРАГМАТИЗМ ( от греч. - «прагма - дело», А. Дьюри, 20 век) Жить - значит стремиться к успеху (материальному, к власти, карьере и т. п.) |
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ (от фр. – «совершенствование», И. Кант, 18 век) Жизнь в соответствии с нравственными принципами и чистой совестью. | АЛЬТРУИЗМ (от лат. – «alter» - другой, О. Конт, 19 век) Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу ( искусству, науке, обществу, другому человеку). Этика долга. |
АТАРАКСИЯ ( от греч. – «спокойствие», Демокрит, IV в до н. э. ) Жить – значит быть безмятежным, быть хозяином своих желаний. | АСКЕТИЗМ ( от греч. – «упражняющийся» ) Жизнь – это укрощение плоти, желаний, отказ от удовольствий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие "Психология человека".
Программа является модифицированной – адаптирована к условиям общеобразовательной школы.Курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ.Программа курса органически связана с обще...
Урок "Цель и смысл жизни человека"
Урок с использованием технологии этического диалога на филосовско-этическую тему...
Информация о проведении семинара «Проблема смысла жизни человека»
21 марта 2017 года проведен семинар на тему: «Проблема смысла жизни человека»....
Методическая разработка (учебно-методическое пособие) на тему: «История развития прав человека» (интеллектуальная игра «Брейн-ринг» в 10 классах)
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЕ «БРЕЙН-РИНГ» В игре могут принимать участие несколько команд учеников 10 классов. Если встречаются не более 4 команд, то игры проводят по так называ...
Классный час "Смысл жизни человека: иллюзия и истина"
quot;Смысл жизни человека: иллюзия и истина"...
Учебно-методическое электронное пособие "Язык программирования (сценариев) JavaScript"
Учебнометодическое пособие является базовым учебным пособием для использования на занятиях обучающего курса "Графические и анимационные эффекты в JavaScript". Пособие опубликовано по адресу:...