Программа дополнительного образования "Я в мире с собой и другими"
методическая разработка по обществознанию (7, 8, 9 класс) на тему

Аникина Наталия Викторовна

Данная образовательная программа направлена  на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.

Педагогической целесообразностью программы является то, что тематика курса позволяет несколько расширить представления воспитанников в области психологии, правоведения, понимание самого себя, своего места в этом мире, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_2012_-_ya_v_mire_s_soboy_i_drugimi.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия №284

Кировского района Санкт-Петербурга

Программа «Я в мире с собой и другими».

                          Работа выполнена:

                                                    Аникиной Наталией Викторовной

Учитель обществознания Гимназии №284

Санкт-Петербург

2012 г.

Программа «Я в мире с собой и другими».

 В современных условиях развития общества, на первом месте оказалась потребность общества в воспитании человека качественно нового типа. Перед обществом встала задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Личности способной к саморазвитию и самосовершенствованию, способной к творческому самовыражению.

 Каким сам себя видит ребенок в этом обществе? Какой образ себя он создаст и попытается воплотить в жизнь? Каким, он примет себя как ценность? Как укрепит веру в себя и свои силы, ощутит свою уникальность и неповторимость? На эти вопросы ребенок сможет найти вопросы, но важно, чтобы ответы, которые он найдет, помогали в его дальнейшей жизни.

 Программа «Я в мире с собой и другими» имеет социально-педагогическую направленность и поможет создать условия для развития и воспитания нравственной и духовной личности на основе умений и навыков рационального поведения и общей культуры, поможет детям сориентироваться в жизни, стать достойным членом общества.

Данная образовательная программа направлена  на ориентацию воспитанников в жизни общества, подготовке ребят к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения правовых знаний.

Педагогической целесообразностью программы является то, что тематика курса позволяет несколько расширить представления воспитанников в области психологии, правоведения, понимание самого себя, своего места в этом мире, сформировать мотивацию на здоровый образ жизни.

Актуальность: осваивая данную программу, дети получают знания о правах и свободах человека, у них формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, толерантность, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является то, что права человека изучаются с точки зрения их важнейших функций: философско-культурологической, образовательно-правовой, психолого-развивающей, воспитательно-формирующей, коррекционной.

Цель:  сформировать и развить у обучающихся уважения к правам и основным свободам человека, чувства человеческого достоинства. способствовать формированию правовой культуры учащихся

Задачи:

Обучающие

  • формировать умения и навыки публичных выступлений, учебно-исследовательской деятельности, работе в группе;
  • развить умение анализировать собственные поступки, извлекать уроки из произошедших событий, контролировать свои эмоции, пользоваться языком жестов, мимики, приемами убеждения
  • развить общеучебные умения обучающихся: планировать свою работу и поэтапно осуществлять ее, работать с дополнительной литературой, вести дискуссию, работать в группе, публично выступать и т.д.
  •  умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по правам человека

Развивающие

  •    развить навыки критичного анализа информации;
  •    повысить правовую культуру обучающихся.
  •    развить творческие способности; коммуникативные навыки.

Воспитывающие

  • повысить уровень знаний и умений, которые пригодятся обучающимся в повседневной жизни, облегчат адаптацию в мире взрослых,
  • сформировать у обучающихся умения строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; обеспечивающие успешность в обществе.  
  • стремления к взаимопониманию, терпимости, равенству и дружбе между нациями, национальными, этническими, религиозными и языковыми группами;

Программу осваивают дети в возрасте 12-14 лет.

Срок освоения программы 2 года

Предлагаемая программа рассчитана на 72 часа.

Время занятий – 1 час в неделю.

Форма организации занятий – групповая.

Ожидаемые результаты:

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  • анализировать правовые документы; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, делать выводы.
  • использовать приемы самопознания, самовоспитания в процессе личностного роста;
  • самостоятельно ставить цель, выстраивать поэтапный план ее достижения;
  • мотивировать свое поведение, опираясь на ценности ЗОЖ; повышения личной безопасности;
  • действовать в коллективе, находить общее решение;
  • пользоваться приемами убеждения, понимать мимику, жесты, применяя на практике эти навыки в общении с людьми;
  • строить свое поведение на основе внимания и уважения к окружающим людям.

Способы определения результативности программы:

- наблюдения педагога;

- тестирование;

- анкетирование;

- творческие работы детей.

Подведение итогов программы на заключительном занятии в форме диспута.

В программе есть раздел «Права ребенка»

Раздел: Права детей

19

Конвенция о правах ребенка

1

1

2

20

Я и семья                            

1

2

3

21

Личность в семье

1

1

2

22

Мои права и обязанности в школе      

1

1

2

23

Личность среди сверстников

1

1

2

24

Подросток и право на труд    

2

2

4

    Краткое содержание занятий по разделу:

Раздел: Права детей

19

Конвенция о правах ребенка

Урок-практикум. Блиц опрос. История создания Конвенции о правах детей. Работа в группах, знакомство с основными статьями Конвенции.

Дидактическая игра «Я и мои права»

20

Я и семья          

Права ребенка в семье.

Личные права.

Права и обязанности родителей. Моделирование и решение проблемных ситуаций. Сюжетная игра «Круглый стол».

21

Личность в семье

Роль семьи в жизни человека. Признаки семьи. Игра «Маски откровения». Психологический тест.

Работа в группах: Правила для детей; Правила для родителей.

22

Мои права и обязанности в школе    

Школа и личные цели ученика.

Закон об Образовании. Отношения с одноклассниками. Права и обязанности ученика.

Работа в группах «Новая школа».

23

Личность среди сверстников

Накопление человеком личного социального опыта. Признаки формального и неформального общения.

Работа в подгруппах над высказываниями знаменитых людей.

Игра: составление рассказа по цепочке.

 Список используемой  литературы.

Глухарева Л.И. Права человека: Альбом схем // Право в школе. 2004. №2. С. 55-59.

Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. М., 2003.

Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек у школьников: кн. для учителя. М., 2001.

Никитин А.Ф. Права человека: хрестоматия по курсу. М.Д993.

Никитин А.Ф. Права человека: учеб, пособие для средней шк. М.,1993.

Никитин А.Ф. Права человека в школе: дайджест. М., 1993.

Николаева Л.П. Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе. М., 2000.

Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1998.

    Плотниекс И. Психология в семье. М., 1991.

Степанько С.Н. Обществознание 8-9. Элективный курс «Подросток и закон». Волгоград, 2007.

Чалтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни// Вопр. психол. 1997 № 2.

Шейное В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск, 1996.

 Литература для учащихся

Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция о правах ребенка.

Конституция РФ

Никитин А.Ф. Права человека: учеб, пособие для средней шк. М., 1993.

Материалы периодических изданий и других видов СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по личностному развития "Я и другие"

Для молодых людей с отклонениями в умственном развитии...

Модифицированная программа дополнительного образования "В мире танца "

Программа по хореографии для детей 7 - 14 лет, рассчитанная на 5 лет обучения. Три этапа реализации программы позволяют варьировать нагрузку в зависимости от возраста.Удобна, проста и понятна в примен...

программа дополнительного образования "В мире вежливых слов и выражений"

Программа дополнительного  образования может быть использована в рамках реализации ФГОС  в 5 классе (внеурочная деятельность по предмету  "Русский язык"). Курс направлен на развитие кул...

программа дополнительного образования "В мире веществ"

   Стремительное развитие высоких технологий, создание множества новых материалов с уникальными свойствами, успехи современной медицины и генетики -  вот далеко не полный перечен...

Программа дополнительного образования "В мире науки физики"

Программа дополнительного образования для использования учителями физики при проведении занятий кружков в начальной школе....

Рабочая программа дополнительного образования "В мире прекрасного" для 5-11 классов

Данная программа разработана рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 5-11 классов. Она разработана в соответствии с требованиями Закона об образовании РФ, Федерального государстве...

Программа дополнительного образования "В мире живой природы"

Программа дополнительного образования "В мире живой природы" направлена на работу с  одаренными детьми.Цели программы:развитие интеллектуального и творческого потенциала уча...