обществознание ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.58 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx62.06 КБ

Предварительный просмотр:

                 


Теоретический научный метод

Эмпирический научный метод

теория (др.-греч. θεωρ?α «рассмотрение, исследование») —система непротиворечивых, логически взаимосвязанных утверждений, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.

эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки (истинности или ложности) гипотезы или научного исследования причинных связей между феноменами. Одно из главных требований к эксперименту — его воспроизводимость.

 

гипотеза (др.-греч. ?π?θεσις — «основание», «предположение») — недоказанное утверждение, предположение или догадка. Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой.

научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
Виды исследований:
-фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;.
- прикладное исследование.

закон — вербальное и/или математически сформулированное утверждение, которое описывает соотношения, связи между различными научными понятиями, предложенное в качестве объяснения фактов и признанное на данном этапе научным сообществом.

наблюдение — это целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, результаты которого фиксируются в описании. Для получения значимых результатов необходимо многократное наблюдение.
Виды:
- непосредственное наблюдение, которое осуществляется без применения технических средств;
- опосредованное наблюдение — с использованием технических устройств.

измерение — это определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения.

идеализация – создание мысленных предметов и их изменений в соответствии с требуемыми целями проводимого исследования

формализация – отражение полученных результатов мышления в утверждениях или точных понятиях

 

рефлексия – научная деятельность, направленная на исследование конкретных явлений и самого процесса познания

индукция – способ переход знаний от отдельных элементов процесса к знанию общего процесса

дедукция – стремление познания от абстрактного к конкретному, т.е. переход от общих закономерностей к фактическому их проявлению

абстрагирование - отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.)

 

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.)

Методами, которые используются на обоих уровнях,  являются:
-
анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности;
- синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
-
аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
- моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал. Предметное моделирование — создание моделей уменьшенных копий с определённым дублирующими оригинальными свойствами. Мысленное моделирование — с использованием мысленных образов. Математическое моделирование – замена реальной системы на абстрактную, в результате чего задача превращается в математическую, поскольку состоит из набора конкретных математических объектов Знаковое или символическое — представляет собой использование формул, чертежей. Компьютерное моделирование — моделью является компьютерная программа.
 В основе методов познания лежит единство его эмпирической и теоретической сторон. Они взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы - теория становится беспредметной, а опыт – слепым.



Предварительный просмотр:

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «индивид»

2. Признаки личности:

- мировоззрение

- сознание

- статусы и роли

3. Институты социализации:

- семья

- церковь

- школа

4. Агенты социализации:

- родители

- священники

- учителя

Правила написания задания С8.

Итак, смотрим в план.

Как эксперт ЕГЭ, советую подстраховываться и здесь, как в любом письменном задании ЕГЭ. Лишний пункт спасет и сохранит максимальный балл, если один из пунктов не зачтут.

2. Мы показали свое понимание основного термина предложенной темы — социализацияВсе наши пункты раскрывают это понятие.

3.  Социализация — процесс, поэтому мы начали с индивида, а закончили личностью (итогом социализации индивида).

4. Проще всего начинать план с понятия. Его мы, как видим, не расписываем. Просто показываем его наличие. остальные пункты раскрываем.

5. Показываем понимание конкретики: мировоззрение, школа, родители.

6. Один пункт плана вытекает из другого. 3й — из 4го, агенты социализации соответствуют институтам социализации: семья — родители, церковь — священники.

7. Все задание строим в столбик, не в строчку. Показываем эксперту, что мы детализируем пункты в подпунктах.

Как строить сложные трехсоставные планы С8?

Мы привели пример двухсоставного плана по обществознанию ЕГЭ (индивид — личность). А как поступать с более сложными конструкциями планов? Например:

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реализация престижных потребностей человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Принцип тот же: выберем самое важное (обширное) понятие, и начнем его углублять, доходя до менее важного. Расставим приоритеты по объемности терминов: 1) Потребность человека 2) Престижные потребности (вид по классификации А. Маслоу) 3) Их реализация.

В тоже время, чувствуйте тему. Кажется, можно начать с понятия «человек», но суть — в потребностях, начинаем с них!

Теперь, отталкиваясь от понятия и видов потребностей, начинаем строить сложный план:

1. Понятие «потребность»

2. Виды потребностей человека по А.Маслоу:

а) физиологические

б) экзистенциальные

в) социальные

г) престижные

д) духовные

3. Престижные потребности:

а) власть

б) богатство

в) карьера

4. Способы реализации престижных потребностей:

а) вступление в политическую партию

б) занятие предпринимательской деятельностью

в) прохождение курсов повышения квалификации

Показываем знание теории (по Маслоу). Снова 4й пункт вытекает из 3го, показываем знание социальной реальности. Как добиться власти? Как заработать богатство? Как сделать карьеру? Мы отвечаем на эти вопросы четко и коротко!

В3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено цифрой

(1) Накануне Президентских выборов все партии страны проводят свои съезды. (2) На них утверждаются лидеры, оцениваются шансы на итоговую победу на выборах. (3) Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. (4) Трудно согласиться с лидером партии N. (5) По его мнению, высказанном в одном из интервью, ни один кандидат от оппозиционных партий не имеет реальных шансов на победу.

Определите, какие положения текста имеют

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

В) характер теоретических рассуждений

Запишите цифру, означающую номер положения текста букву, выражающую его характер.

1          2          3        4          5

 

Партии проводят съезды, выбирают лидеров — свершившиеся факты (А).

Наличие лидера является важнейшим признаком политической организации. Это теория, признак партии (В).

Подставьте «я считаю» в фразе … Трудно согласиться с лидером партии N. Подходит? Это оценка! (Б)

По его мнению, высказанном в одном из интервью…  Это мнение, но ФАКТ интервью нельзя оспорить! Факт (А).

Ответ: ААВБА (БЕЗ ЗАПЯТЫХ И ПРОБЕЛОВ).

Начнем нашу работу с разбора текста. Это задания С1-С4 теста ЕГЭ по обществознанию. Первые два задания ( С1, С2) здесь базового уровня, проверяют умение найти заданную информацию в тексте, фактически это простой контекстный поиск. Следующие два (С3, С4) – высокого уровня, здесь, как правило, необходимо не только найти информацию в тексте, но и проиллюстрировать примерами из курса.

В общем, работа с текстом позволяет набрать целых 10 первичных баллов на ЕГЭ, шестая часть всей нашей оценки. Поэтому регулярно работать с текстами крайне важно!

Образование в обществе.

   Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?…

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением не аристократических классов…участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е годы XIX в. Реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании…Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции…Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования…

Важнейшим событием…стала промышленная революция…Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности…В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования…

Важная перемена…была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства… (К тому же) американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни.
Н. Смелзер.

Оглавление С1 -С4

С1.  C какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три задачи, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования). Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

С4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

Итак, для начала бегло просмотрели текст.

Постарались понять, о чем он? Да, проанализировано развитие ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ. Сразу вспомним понятие институт – важнейшие социальные группы, виды отношений или учреждения, исторически воспроизводящиеся в любом историческом обществе и выполняющие необходимые для него функции!

Автор текста – американский социолог Нейл Смелзер. Теперь рассмотрим все четыре вопроса, попытаемся понять, о чем нас будут спрашивать.

2815_0hi

Нейл Смелзер (род. 1930) – выдающийся американский социолог, один из создателей экономической социологии в качестве полноценной социологической дисциплины. В России в 1994 году была издана «Социология» Смелзера, которая долгое время была единственным переводным учебником по социологии и пользовалась огромной популярностью.

Теперь приступим.

С1. С какими тремя ИЗМЕНЕНИЯМИ в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования? Смелзер говорит о ПЕРЕМЕНАХ В РАЗВИТИИ образования. По контексту находим:

  • демократическая революция;
  • промышленная революция;
  • развитие самого института образования.

Также облегчило поиск здесь то, что каждая новая мысль начиналась с нового абзаца. Оглавление С1 -С4

С2. В тексте упомянуты или охарактеризованы три ЗАДАЧИ, которые было призвано решить образование в XIX – XX вв. Назовите их.

Снова ищем синонимы:

«Реформаторов образования в США волновала проблема… повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании».

Казалось бы, мы видим одну проблему, однако их три:

  • повышение грамотности будущих избирателей;
  • осведомленность избирателей в социальных вопросах;
  • способность принимать разумное решение при голосовании.

Также в следующем абзаце видим:

«Развитие промышленности в широких масштабах ПОТРЕБОВАЛО расширения системы образования ДЛЯ… подготовки квалифицированных работников».

Следовательно, еще один ответ: 

  • подготовка квалифицированных работников.

Как видим, ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать. Это своеобразная подстраховка от возможной незачтенной при проверке неправильной формулировке. Кроме того, мы научились разделять ответы, спрятанные в одном предложении. Заметьте, если бы мы первые три ответа здесь соединили в один, нам бы не хватило требуемых. Оглавление С1 -С4

С3. Автор характеризует систему образования как социальный институт. Опираясь на знание обществоведческого курса, 1) назовите любые четыре социальные институты (помимо института образования). 2) Какие две особенности социальных групп, складывающихся вокруг социальных институтов, он упоминает?

Быстро вспомнили по одному институту из каждой сферы, а заодно повторили прошлую тему. Допустим:

  • рынок;
  • государство;
  • семья;
  • церковь.

Далее, не теряем вторую часть вопроса. Это самая, как ни странно, распространенная ошибка в части С.  Для удобства можно в тексте задания отмечать: 1) 2).

Здесь также применим контекстный поиск. «Какие две особенности социальных ГРУПП…

«Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют ГРУППУ, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства». Выделяем:

  • объединение общими законными интересами;
  • предъявляют требования к обществу – например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Оглавление С1 -С4

С4. В тексте утверждается: американцам свойственно верить в то, что образование повышает шансы человека на «успех в жизни». 1) Какое понятие следует употребить для характеристики движения человека к «успеху в жизни»? 2) С какой функцией образования связаны эти надежды? Приведите термин, известный вам из курса обществознания, и 3) назовите любые два других социальных института, выполняющих данную функцию.

 

Не теряем фрагменты вопроса. Здесь их три, сразу выделили их для себя в тексте задания!

1)Итак, понятие, характеризующее движение человека к «успеху в жизни». Вспоминаем, Смелзер – социолог, применяет термины из области социологии. Движение индивида по социальной лестнице в социологии – мобильность. Она бывает вертикальной и горизонтальной. «Успех в жизни» – это, явно, вертикальное направление вверх. Такая мобильность (например, высшее образование позволяет получить престижную работу), называется вертикальная восходящая.

2)Функция образования, позволяющая достичь «успеха в жизни», то есть повысить свой статус (положение в обществе). Этот термин – лифт (канал) мобильности. Теория социальной мобильности разработана нашим великим соотечественником Питиримом Сорокиным.

3)Два других института, выполняющих функцию лифта? По П. Сорокину, наиболее «быстрыми» лифтами являются армия, церковь и образование. Хотя, возможны ответы – предпринимательство (бизнес), политическая партия, государственная служба и другие.

Итак, наш ответ на задание С4:

  • понятие – восходящая вертикальная социальная мобильность;
  • термин – социальный лифт (канал);
  • два других института – армия и церковь.

Обратим внимание на то, что формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего. Оглавление С1 -С4


Таким образом, ПОДВЕДЕМ ИТОГ! Мы сегодня узнали, что социальные институты:

  1. динамично меняются ввиду потребностей общества
  2. выполняют важные социальные функции (например, лифта или канала мобильности)
  3. приводят к образованию вокруг себя социальных групп

Мы узнали некоторых классиков современной социологии (Смелзер, Сорокин) и некоторые идеи их теорий.


Мы определили правила работы с ключевым для успешной сдачи ЕГЭ блока заданий Оглавление С1 -С4 (работа с обществоведческим текстом):

А) применяем контекстный поиск, ищем синонимы формулировок задания в тексте

Б) ответов может быть больше чем требуемых в задании, и ими не следует пренебрегать

В) при необходимости мы разделяем ответы (ищем разные идеи), спрятанные в одном предложении

Г) новая мысль текста, как правило, начинается с нового абзаца

Д) не теряем вопросов в составных заданиях из нескольких вопросов, выделяем их для себя

Е) формулировки ответа следует записывать, максимально соотнося с вопросом, не запутывая проверяющего.

С6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

Как работать с заданием С6?

Прежде всего выясним, от нас требуются конкретные примеры или просто примеры (не конкретные). Разница значительная. Например, если бы здесь нам предлагали бы привести любой пример, мы могли бы написать:

Купля-продажа. Семья приобрела квартиру.

Однако, задачу нам усложнили, требуется конкретный пример! Пишем вначале основание приобретения, затем пример, оформляем соответственно заданию. Являясь экспертом проверки ЕГЭ, часто замечаешь, что в части С наиболее распространенная ошибка — не неправильный ответ, а неверно оформленный!

Мы советуем обязательно расставлять номера элементов ответов: 1, 2, 3. Нас просят три основания — пожалуйста. Ни в коем случае не надейтесь, что эксперт найдет три ответа сам в сплошном тексте! Вам засчитают всего 1 ответ, если все будет в одном абзаце!

Также, при необходимости использовать пример, используйте вводную фразу например. Этим Вы и показываете эксперту готовность дать пример, и себя дисциплинируете. Написав этот оборот, Вы уже не сможете не написать требуемое!

Далее, нас просят опереться на Гражданский кодекс РФ. Поэтому, используем юридические формулировки кодекса. Не покупка (собственности), а купля-продажа.

Итак:

1. Купля-продажа. Например, семья Ивановых приобрела квартиру в одном из спальных районов Москвы за 10 миллионов рублей.

Показываем конкретику — семья Ивановых, спальный район, Москва, примерно соответствующие средства. Вы должны убедить эксперта в том, что ориентируетесь в социальной жизни. Именно в этом смысл задания!

2. Дарение. Например, молодожены Катя и Вова получили в подарок от родственников Кати автомобиль «Опель».

3. Самостоятельное создание. Например, кузнец А. выковал для своего гаража красивые резные ворота.

Казалось бы, задача выполнена! Но, мы знаем еще способы получить собственность. Писать или нет? Конечно, писать! В случае не верной, не зачтенной формулировки одного из примеров, нас подстрахует еще один. Поэтому:

4. Наследование. Например, бабушка сегодня у оформила завещание и заверила его нотариально. Согласно нему, редкая картина после смерти перейдет ее старшему внуку.

Показываем знание социальной действительности — завещание заверяется нотариально!

Итак, наш ответ:

С6. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

1.Купля-продажа. Например, семья Ивановых приобрела квартиру в одном из спальных районов Москвы за 10 миллионов рублей.

2. Дарение. Например, молодожены Катя и Вова получили в подарок от родственников Кати автомобиль «Опель».

3. Самостоятельное создание. Например, кузнец А. выковал для своего гаража красивые резные ворота.

4. Наследование. Например, бабушка сегодня у оформила завещание и заверила его нотариально. Согласно нему, редкая картина после смерти перейдет ее старшему внуку.

Таким образом, при работе с практической задачей в части С мы учитываем следующее:

  • определяем, требуются ли от нас конкретные примеры, или нет
  • расставляем номера элементов ответов
  • используем вводный оборот например
  • при необходимости указываем максимально конкретный пример
  • подстраховывая себя, пишем на один элемент ответа сверх требуемого (если точно в нем уверены, конечно)

В каком виде даются в ЕГЭ по обществознанию статистические данные? Как провести разбор задания ЕГЭ.

  • Они могут быть схемой, таблице, диаграммой. А могут просто содержать в социальном тексте. Итак, разберем задание С7 демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2014 года: 
  • С7.По данным ООН, в мире около 113 млн детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих школу.
  • Мы видим социальную информацию о не посещении детьми школ в мире и в двух регионах — Африка и Южная и Юго-Восточная Азия. Сразу вспомним — эти два региона — одни из самых неблагополучных в мире по уровню социального развития (не развитые, так называемый «Юг» в контексте глобальных проблем человечества.
  • Нас просят сделать два вывода на основе статистики. Как всегда, ориентируемся на подстраховку дополнительным ответом, пишем три вывода:
  • 1. Подавляющее большинство не посещающих школу детей в мире проживают в Африке и в Азиию (97%).
  • 2. Развитие образования в развивающихся странах Азии и Африки серьезно отстает от развитых стран.
  • 3. В странах Южной и Юго-Восточной Азии не посещают  школу больше детей, чем в Африке (48,5 млн. против 42,3 млн).
  • Просто не ошибаемся в сравнении цифр, согласитесь, ничего нового мы не сказали. Это и называется:
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
  • В данном случае из цифровой в буквенную.
  • Теперь, причины такого печального «лидерства». Снова, вспоминаем, в чем выражается проблема «Север-Юг»? Нищета, бедность в странах «третьего мира», отставание их в технологиях от развитых стран. Переносим эти проблемы на институт образования:
  • 1. Страны Южной и Юго-Восточной Азии и Африки не могут затрачивать значительные средства на финансирования образования в стране (бесплатного).
  • 2. Дети в не развитых странах вынуждены с детства работать, помогая семье, часто поэтому не посещают школу.
  • Теперь наш ответ, максимально подстраиваемся под формулировку заданий. Помним, что эксперт ЕГЭ должен увидеть ответ в необходимой форме:
  • Выводы:
  • 1. Подавляющее большинство не посещающих школу детей в мире проживают в Африке и в Азиию.
  • 2. Развитие образования в развивающихся странах Азии и Африки серьезно отстает от развитых стран.
  • 3. В странах Южной и Юго-Восточной Азии не посещают  школу больше детей, чем в Африке.
  • Причины:
  • 1. Страны Южной и Юго-Восточной Азии и Африки не могут затрачивать значительные средства на финансирования образования в стране (бесплатного).
  • 2. Дети в не развитых странах вынуждены с детства работать, помогая семье, часто поэтому не посещают школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).

В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»

Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...

Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"

Настоящая программа включает в себя пояснительную записку,  календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и  являет...

Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.

Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...