Интерактивное занятие "Добро людей не выбирает..."
план-конспект занятия по обществознанию (5 класс) на тему

Денисенко Вероника Алексеевна

Интерактивное занятие в форме этического диалога «Добро людей не выбирает…»

Цель: формирование представлений обучающихся  об общечеловеческом качестве – доброта  и  её  значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

1. Создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера личности;

2. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; стремление совершать добрые дела.

3.Развивать критическое мышление и творческое воображение;

4.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г.ПОРОНАСКА

Название работы:

«Добро людей не выбирает…»

(возраст детей: 10 -11 лет, 5 класс

Срок реализации: октябрь 2017)

Автор:

Денисенко Вероника Алексеевна,

Учитель истории и обществознания

Поронайск

2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема интерактивного занятия «Добро людей не выбирает…»

Направленность: духовно – нравственное воспитание

Актуальность занятия: 

Недостаточно духовно-нравственного воспитания ведет к негативному воздействию, прежде всего на детей, которые как губки впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны жизни. Это приводит к частым конфликтам, где отсутствие умения устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками приводит к равнодушию и одиночеству. Возникла необходимость выработать ряд дополнительных мероприятий для создания благоприятной атмосферы в детском  объединении. Поэтому одним из приоритетных направление воспитания личности обучающегося является духовно – нравственное воспитание в условиях внедрения ФГОС ООО.

Цель занятия: формирование представлений обучающихся  об общечеловеческом качестве – доброта  и  её  значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

1. Создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера личности;

2. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; стремление совершать добрые дела.

3.Развивать критическое мышление и творческое воображение;

4.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Педагогическая целесообразность: Хотелось бы показать значимость нравственно – этических понятий и возможность на уроке обществознания проведение этических диалогов с обучающимися. В дальнейшем проводить акции «Твори добро» или «Копилка добрых дел».

Возраст: 5 класс

Обоснованность выбранной технологии и формы проведения мероприятия:

Технология «Этический диалог» А.И. Шемшуриной, взятая в основу проведения занятия  позволяет  вовлечь обучающихся  в обсуждение нравственной проблемы, рождает совместный процесс мыслительной деятельности детей, и каждый ученик может проявить свои индивидуальные возможности и творчество. Игры, творческие задания, упражнения, психологические эксперименты, тексты – всё это включено в содержание бесед.

Технология этического занятия с подростками как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое занятие строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.

Подготовительная работа:

Занятие не требует большой подготовке. Необходимо отобрать материал и составить сценарий, подготовить мультимедийную презентацию, цветную бумагу, ножницы, маркер, клей на 4 группы.

Оборудование и оформление: компьютерная презентация, эпиграф на доску

Технологическая карта

Форма мероприятия:

Интерактивное занятие в форме этического диалога

Тема:

«Добро людей не выбирает…»

Группа:

  5 а и б  классы МБОУСОШ № 1

Возраст:

10-11 лет,

Время:

45 минут

План:        

  1. Что такое добро и доброта.
  2. Для чего нужна людям доброта.
  3. Каким делает человека доброта.
  4. Добрые поступки

Цель и задачи занятия:

Цель: формирование представлений обучающихся  об общечеловеческом качестве – доброта  и  её  значимости в системе человеческих отношений.

Задачи:

1. Создать условие для эмоционального восприятия значимости доброты в числе качеств характера личности;

2. Формировать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей; стремление совершать добрые дела.

3.Развивать критическое мышление и творческое воображение;

4.Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека

Этапы занятия:

 1этап.Организационный  момент, психологический настрой.

2этап.Вывод обучающихся  на проблему

3этап.Построение логической цепочки.

4этап: Обращение к личности ребёнка

5.Точка наивысшего напряжения как кульминация

6этап. Резюме диалога.

Планируемые результаты:  

Учащиеся формируют представление о добре, её  значимости в системе человеческих отношений.

Характер деятельности:

Системно – деятельностный подход.

Методы обучения:

Этический диалог, критическое мышление

Приёмы деятельности учителя:  

Создание творческих  ситуаций  для решения ситуационных задач, организация обсуждения мнений, работа с притчей. Использование ИКТ: презентация.

Форма организации обучающихся:

Интерактивный тренинг: приветствие «Подари улыбку другу»,  игра «Доскажи слово…», «Комплименты по кругу с жёлтым шариком. Обсуждение, работа в группах: составление «ромашки добра»,  поиск нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я, составление синквейна со словом: добро, доброта.

Развитие умений учащихся:

Развитие коммуникативных умений; творческих способностей; критического мышления; умение делать оценочные суждения, умение делать выводы. Публичное выступление. Защита проектов.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор с экраном

2.Презентация

3.Музыкальный центр для песни из кинофильма Приключения Маленького Мука «Дорога добра» Слова Ю. Энтина Музыка М. Минкова.

4.Эпиграф:

«Добро людей не выбирает,

Оно как солнышко сияет

И дарит всем тепло и свет,

Границ у мощи солнца нет.

Как солнца луч добро твори,

Его тепло боготвори.

И на своем земном пути

Не выбирая, всем свети».

Домашнее задание:

Написать сочинение «Добро людей не выбирает…»

Разработать одну акцию добрых дел и её защита на следующем занятии.

Список литературы:

  1. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. - 62с.
  2. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  3. Майсак Н. Прощать – значит любить… // Классное руководство и воспитание школьников.  2008.  № 14. 
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1986.
  5.  Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. –М.: Книголюб, 2006. -88с.
  6. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  7. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  8. Шемшурина  А. И., Шемшурин  А. А. Диалогическое взаимодействие учащихся и педагогов в системе непрерывного этического воспитания школьников // Этическое воспитание. 2007. № 5.
  9. Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 1996.
  10. www.ethos.narod.ru

Сценарий занятия «Добро людей не выбирает…»

Звучит музыка.

1этап.Организационный  момент.

Педагог: Добрый день, ребята! Я рада всех вас видеть. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. Стряхните напряжение, усталость. У нас сегодня много интересных дел. Мы будем с вами узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, ну а с неудачами мы будем справляться все вместе. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Я не случайно выбрала такую форму общения - круг.

Вопрос: Как вы думаете - почему? (ребята отвечают)

Педагог: Да, круг - это наиболее совершенная фигура, в кругу проще вести открытый разговор. Это еще возможность некоторое время быть вместе, вот так - глаза в глаза, рука к руке.  

Проведение игры – приветствия «Подари улыбку другу»:

Педагог: Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза. Улыбнитесь, пожалуйста,  соседу слева и соседу справа. Посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Вопрос: Ребята, вам приятно было дарить друг другу улыбку? Почему?

2этап.Вывод обучающихся  на проблему

Педагог: Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. Значит, здесь собрались добрые люди. А сейчас мы поиграем в  игру «Доскажи слово…», отвечаем хором, дружно. Готовы?

Растает ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день)

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости

 Говорим (прости, пожалуйста)

И в России, и в Португалии

На прощанье говорят (до свидание)

Вопрос: Какие слова мы с вами произносили?  (вежливые, добрые)

Игра по кругу "Давайте говорить друг другу добрые слова". 
Педагог:
А сейчас мы по кругу будем передавать воздушный шарик, и говорить друг другу добрые слова.

Кто в дружбу верит горячо, 
Кто друга чувствует плечо, 
Тот никогда не упадет, 
В любой беде не пропадёт. 
Ты добрых слов не пожалей 
Произнеси их для друзей 
(Ребята передают друг другу воздушный шарик и говорят комплименты, добрые слова.)

Вопрос:  Эпиграф нашего урока:

«Добро людей не выбирает,

Оно как солнышко сияет

И дарит всем тепло и свет,

Границ у мощи солнца нет.

Как солнца луч добро твори,

Его тепло боготвори.

И на своем земном пути

Не выбирая, всем свети».

Как вы понимаете сказанные автором слова?

Как вы думаете, какое сегодня мы с вами говорили главное слово?

(добро, доброта)

Вопрос:  Как вы думаете, ребята, помогут ли добрые слова дружить людям?

3этап.Построение логической цепочки.

Педагог: В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих.  А называется наше занятие «Быть добрым надо по привычке…»

Вопрос: Ребята, а как вы понимаете смысл данной темы?

Педагог: Сегодня наш разговор пойдёт о доброте и о добрых поступках. Говорят, что если есть в человеке доброта, значит, он как человек состоялся. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один. Переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются такие понятия как доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Человеколюбие определяется отношением к детям, старикам, к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.

Вопрос:  Ребята, скажите, пожалуйста, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (высказывания ребят)

Вопрос:  А может ли добро победить зло?

4этап: Обращение к личности ребёнка

Педагог: Возьмите листочки и составьте схему: « Добро это…»

(Ребята составляют схему и зачитываю )

Педагог: А что такое доброта? (формулируют понятие) 

(Дети зачитывают свои предложения)

-Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

-Доброта - всё положительное, полезное, хорошее.

-Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

-Доброта – доброжелательное отношение к окружающим людям.

Вопрос: А для чего нужна доброта?

-Доброта вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

- Каким делает человека доброта?

- Какого человека мы можем назвать добрым?

Ответ: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.

Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.

5.Точка наивысшего напряжения как кульминация

Педагог: Человек не одинок. Он живет среди других людей, и он должен научиться держать и вести себя среди других людей.

Работа в группе:  составить дерево Доброты. 

Ребята, какие добрые поступки вы совершили в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе?  Вам необходимо сделать цветок и записать  их на лепесточках ромашки добрые поступки человек  и собрать  ее?

 Готовые Ромашки добра вывешиваем на доске и зачитываем добрые поступки.

Примерные ответы:

Помочь товарищу в школе.

Сказать кому-то доброе слово.

Пожалеть кого-то.

Сходить за хлебом для слабой старушки.

Покормить бродячего щенка.

Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжёлую сумку.

Когда кто-либо приходит к вам, помоги снять куртку.

Если кто-то что-либо уронил, подними.

Старайтесь маме или бабушке помочь по хозяйству.

В школе и дома не мусори. Уступи место в троллейбусе, трамвае, автобусе пожилым людям.

Пишите письма домой и друзьям, когда уезжаете.

Защищайте девочек, маленьких детей.

Старайтесь во всем помочь ближнему. Не допускайте грубости.

Педагог: Как приятно отметить, что вы совершаете добрые поступки. Пусть больше вырастает таких вот чудесных ромашек доброты и добрых дел.

А сейчас  послушайте  Притчу  «Помни добро и забывай зло»:

Как-то, два друга много дней шли в пустыне. 
Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому.

Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: 
- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. 
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». 
Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: 
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 
Друг ответил: 
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Вопрос: А как поступите вы?

6этап. Резюме диалога.

- Все ребята в ваших руках, какие совершать поступки. Сейчас, давайте подведём итог нашего диалога и составим  Синквейн  со словом добро или доброта.

-Приглашаю прочитать ваши синквейны, а мы аплодируем!

Подведение итогов занятия: Педагог  вместе с ребятами  анализирует и оценивает деятельность на уроке, объясняет домашнее задание

 -Понравилось -Не понравилось -Хотел бы повторить

Домашнее задание:

Творческая работа:

Написать сочинение «Добро людей не выбиает…»

Разработать одну акцию добрых дел и её защита на следующем занятии, самые интересные идеи мы будем реализовывать на практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по истории с использованием интерактивной системы голосования VOTUM по теме: «Древнейшие люди».

В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования. Но как сделать так, чтобы не усложнить...

Древнейшие люди на территории нашей страны. (Задания для интерактивной доски)

В презентации размещены задания для интерактивной доски трёх типов: на соотнесение, запонение контурной карты....

Интерактивный тест "Германия. Страна и люди" 10-11 класс.

Мурзина Наталья Ивановна, учитель немецкого языка МКОУ «Лицей села Верхний Мамон» Воронежской области.Интерактивный тест предназначен для контроля страноведческих знаний  учащихся. Учащиеся работ...

Интерактивная игра-путешествие "Все дороги ведут к людям"

Интерактивная игра-путешествие проводилась для учащихся 5-8 классов, состоящих на внутришкольном учете, в рамках районного круглого стола "Ребенок в современном обществе". Игра мож...

Интерактивная игра "Молодежь выбирает жизнь"

Для проведения классного часа или общешкольного мероприятия...

Интерактивная игра по творчеству А.Н.Островского. Пьесы "Свои люди - сочтёмся!", "Гроза", "Бесприданница". Критика о творчестве драматурга.

Интерактивная игра-урок разработана на основе игры "Своя игра". Можно ипользовать в качестве повторения пройденных тем по творчеству А.Н. Островского. В игре учащиеся вспомнят три пьесы...