Интеллектуальная игра для 10-х классов
материал по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Кучеров Артём Андреевич

Интеллектуаьная игра с элементами "Что? Где? Когда?" для старшеклассников по теме: "Познание".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуальная игра по обществознанию: ”Познай самого себя” Ведущий: учитель Кучеров А.А. Участники: ученики 10-А и 10-Б

Слайд 2

Цели расширить, закрепить и обобщить знания по обществознанию (самопознанию) усовершенствовать навыки работы в команде, быстрого принятия совместных решений предложить пути дальнейшего гуманитарного развития

Слайд 3

План Организационное задание Брейн-ринг по теме: «Самопознание» «Сто к одному» по теме: «Пятна Роршаха» Я в Интернете (Человек в Интернете) Подведение итогов

Слайд 4

Вопрос 1 По словам литературоведа Володарской, познание и покорение природы начинается у этого известного героя с познания самого себя и преодоления собственных недостатков, слабостей, страхов, суеверий, невежества. Добавим, что делал он это не по собственной воле, а вынужденный к этому неблагоприятным стечением обстоятельств. Назовите его .

Слайд 5

Вопрос 1 Ответ: Робинзон Крузо.

Слайд 6

Вопрос 2 Владимир Соловьев считал его прекрасным реактивом, ибо в нем обнаруживается весь человек. А какую "цель, к которой устремлено познание" можно в нем найти?

Слайд 7

Вопрос 2 Ответ: Истину. Комментарий: Это ВИНО, "кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек — тот в вине станет ангелом".

Слайд 8

Вопрос 3 В переводе с латинского это слово означает "познание, понимание, рассудок". Кстати, в латинский язык слово это прибыло от древнегреческого понятия "нус" ("ум") и тождественно ему по смыслу. За минуту дайте точный перевод этого слова на современный русский язык.

Слайд 9

Вопрос 3 Ответ: интеллект.

Слайд 10

Вопрос 4 Психологи и педагоги считают, что именно с этого начинается познание мира ребенком, ученые называют это одной из движущих сил науки и прогресса, а один персонаж Маршака с помощью этого сумел даже остановить трамвай. Что это ?

Слайд 11

Вопрос 4 Ответ: Удивление. Комментарий: "Вожатый удивился — трамвай остановился". С. Маршак «Жил человек рассеянный».

Слайд 12

Вопрос 5 Для психологов это действие символизирует сильное стремление к самопознанию. Однако, если вспомнить народную мудрость, можно смело утверждать, что ни один умный человек не стремится к самопознанию. Что же это за действие?

Слайд 13

Ответ: Подъем в гору. Комментарий: А умный, как известно, в гору не пойдет...

Слайд 14

«Сто к одному». Пятна Роршаха Герман Роршах (1884-1922) — швейцарский психиатр и психолог, автор теста исследования личности «Пятна Роршаха» (1921).

Слайд 15

Пятно 1

Слайд 16

Популярные ответы Летучая мышь (53%) Бабочки (39%) Моль

Слайд 17

Пятно 2

Слайд 18

Популярные ответы Два человека (34%) Животные (собаки, слоны, медведи — 50%)

Слайд 19

Пятно 3

Слайд 20

Популярные ответы Человеческие фигурки (72%)

Слайд 21

Пятно 4

Слайд 22

Популярные ответы Шкура животного (46%)

Слайд 23

Пятно 5

Слайд 24

Популярные ответы Бабочка или летучая мышь (46%)

Слайд 25

Я (образ-Я) и Интернет + -

Слайд 26

Итоги С чего начинается самопознание? Насколько сложен путь познания самого себя? Как могут помочь «пятна Роршаха»? Возможно ли однозначно оценить воздействие Интернета на психику человека?

Слайд 27

Спасибо за игру!



Предварительный просмотр:

Правильный ответ

Организационное задание

1

Робинзон Крузо

2

Истину

3

интеллект

4

удивление

5

Подъём в гору

6 (пятно 1)

летучая мышь, бабочки, моль

7 (пятно 2)

два человека, животные (собаки, слоны, медведи)

8 (пятно 3)

человеческие фигурки

9 (пятно 4)

шкура животного

10 (пятно 5)

Бабочка или летучая мышь

11 (Интернет)

См. таблицу

Всего



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие. Обществоведческая игра: «Познай самого себя»

Цель:

  1. расширить, закрепить и обобщить знания учащихся по обществознанию
  2. усовершенствовать навыки работы в команде, быстрого принятия совместных решений
  3. предложить пути дальнейшего гуманитарного развития

Оборудование: презентация, проектор, бумага для ответов.

План:

  1. Брейн-ринг по теме: «Самопознание»
  2. «Сто к одному» по теме: «Пятна Роршаха»
  3. «Я в Интернете» (Человек в Интеренете)

Брейн-ринг по теме: «Самопознание»

  1. По словам литературоведа Володарской, познание и покорение природы начинается у этого известного героя с познания самого себя и преодоления собственных недостатков, слабостей, страхов, суеверий, невежества. Добавим, что делал он это не по собственной воле, а вынужденный к этому неблагоприятным стечением обстоятельств. Назовите его.

Ответ: Робинзон Крузо.

  1. Владимир Соловьев считал его прекрасным реактивом, ибо в нем обнаруживается весь человек. А какую "цель, к которой устремлено познание" можно в нем найти?

Ответ: Истину.

Комментарий: Это ВИНО, "кто скот, тот в вине станет совершенной скотиной, а кто человек — тот в вине станет ангелом".

  1. В переводе с латинского это слово означает "познание, понимание, рассудок". Кстати, в латинский язык слово это прибыло от древнегреческого понятия "нус" ("ум") и тождественно ему по смыслу. За минуту дайте точный перевод этого слова на современный русский язык.

Ответ: интеллект.

  1. Психологи и педагоги считают, что именно с этого начинается познание мира ребенком, ученые называют это одной из движущих сил науки и прогресса, а один персонаж Маршака с помощью этого сумел даже остановить трамвай. Что это?

Ответ: Удивление.

Комментарий: "Вожатый удивился — трамвай остановился". С. Маршак. «Жил человек рассеянный».

  1. Для психологов это действие символизирует сильное стремление к самопознанию. Однако, если вспомнить народную мудрость, можно смело утверждать, что ни один умный человек не стремится к самопознанию. Что же это за действие?

Ответ: Подъем в гору.

Комментарий: А умный, как известно, в гору не пойдет...

«Сто к одному» по теме: «Пятна Роршаха»

Популярные ответы:

  1. летучая мышь (53%), бабочки (39%), моль
  2. два человека (34%), животные (собаки, слоны, медведи — 50%)
  3. человеческие фигурки (72%)
  4. шкура животного (46%)
  5. Бабочка или летучая мышь (46%)

Трактовка:

Важно, как много образов, с повторяющимися особенностями.

Форма:

  1. Кто видит изображение из белого фона, тот склонен к антисоциальному поведению.
  2. Анализ верхней части пятна — уход от тревоги. Верх — духовная власть, низ — пессимизм.
  3. Кто видит детали — педантичен, мелочен.
  4. Кто видит симметричную картину — здоров, отличается системным мышлением. Чёткая форма — значит, реалистичность мышления, сильное эго. Нечёткая форма образа — шизофрения. Возможно недостаток спонтанности.
  5. Кто видит движение людей — стремление уйти в себя, внутренние порывы личности. Зрелость «Я», творческий интеллект, адаптированность.
  6. Движения животных (сами животные движения: за ухом чесать) — незрелость личности (если много). Если вообще нет, то человек сильно подавляет животное начало.
  7. Движение предметов — наличие нереализованных желаний. Тревога, страх, конфликтность.
  8. Использование оттенков — тонка чувствительность в межличностных отношениях. Потребность в привязанности, опеке.
  9. Если есть перспектива — есть тревожность, способ борьбы с ней.
  10. Цвет в описании — экстраверсия. Отклик на окружающий мир.

Содержание.

  1. По типу сновидений: видишь то, что прорывается из бессознательного. Нужно подумать над сюжетом фантазии.
  2. Если животных в ответах больше половины — стереотипное мышление. Немного — нормально, умеет жить в обществе.
  3. образы хищных животных отражают агрессивные тенденции, домашних — пассивность и зависимость
  4. Люди — восприятие себя, тела, отношений с другими.
  5. Отдельные части тела — конфликты, например, в сексуальной сфере.
  6. Много ответов про секс — проблемы с сексуальной адаптацией.
  7. “глаза” интерпретируются как подозрительность, слежка
  8. “щипцы” — лишение силы
  9. “открытая пасть” — пожирающая мать
  10. “маска” — желание скрыть своё “истинное лицо”, спрятаться

«Я в Интернете» (Человек в Интернете)

Самый важный вопрос, которым задаётся множество людей, усаживаясь перед компьютером, чтобы погрузиться в Интернет: кем мне быть сегодня? Мужчина может быть женщиной, 40-й мужчина может быть 18-летним парнем. Интернет позволяет раскрыться возможным Я.

Как Интернет воздействует на психику человека? На его способности по самопредъявлению.

+

-

1) В реальной жизни люди поставлены в довольно узкие рамки, не могут ничего кардинально поменять. Интернет позволяет человеку попробовать себя в разных ипостасях, ничего не меняя в реальной жизни. Новый образ может оказаться ближе к идеальному Я.

2) Анонимность Интернета позволяет людям выразить больше эмоций, быть более откровенными → способствует психическому здоровью. На форумах, в группах по интересам.

3) Откровенные беседы способствуют принятию человеком самого себя, своих странностей и наклонностей.

1) Из-за анонимности жизнь человека может рассыпаться на фрагменты → люди становятся неуживчивыми.

2) В реальной жизни люди могут оставаться (становиться) застенчивыми, меньше жить реальной жизнью.

Подведение итогов.

  1. С чего начинается самопознание? Насколько сложен путь познания самого себя?
  2. Как могут помочь «пятна Роршаха»?
  3. Возможно ли однозначно оценить воздействие Интернета на психику человека?

Дополнительные вопросы:

  1. Что Будда понимал под освобождением от неведения, познанием истины и, как следствие этого, состоянием блаженства, покоя?

Ответ: Нирвану.

  1. В рассказе Роджера Желязны главная героиня замечает, что пользуется картинами Хокусая как разновидностью ИХ для самопознания. ОНИ были созданы неким Германом как вспомогательный инструмент для его исследований. Назовите ИХ двумя словами.

Ответ: Пятна Роршаха (Тесты Роршаха, картинки Роршаха и т.д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)

Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...

Спортивно - интеллектуальная игра "Остров сокровищ" (9 класс)

Умение действовать в составе коллектива, спортивные состязания,смекалка, проверка интеллекта. Каждой команде выдается свиток, в котором указывается ориентир нахождения следующей подсказки. Таким образ...

Интеллектуальная игра по географии 7 класс

Интеллектуальная игра "По странам и континентам" по географии материков и океанов в 7 классе. Игра представлена в виде компьютерной презентации. Игру можно использовать для уроков обобщения....

Интеллектуальная игра в 10-11 классах «Свадебные обряды на Руси»

Игру "Свадебные обряды на Руси" лучше проводить с учащимися 10-11 классов во внеурочное время. Учащиеся предварительно изучают материалы по культуре Руси (журнал "Читаем, учимся, играем" № 9, 2007 г.)...

Интеллектуальная игра для учащихся старших классов

Игра проводится по аналогии с телепередачей "Умники и умницы". Участники -  учащиеся 9 - 11 классов...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Интеллектуальная игра для учащихся 6 класса "Своя игра" (классный час)

Интеллектуальные игры наиболее полно раскрывают способности учащихся, развивают любознательность, познавательный интерес к учебным дисциплинам; учат общению со сверстниками и единомышленниками. О...