Технологическая карта урока "Права и обязанности членов семьи"
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Урмацких Ольга Борисовна

Урок "Права и обязанности членов семьи" - 2-й урок темы "Семейное право"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урмацких Ольга Борисовна

 

 

Урок по обществознанию для обучающихся 11 класса

по теме «Права и обязанности членов семьи»

Технологическая карта урока

Тема урока

Права и обязанности членов семьи

Тип урока; форма урока

Изучение нового материала; комбинированный урок

Дата урока

06.03.2018

Образовательные ресурсы

Конституция РФ

Семейный кодекс РФ

https://clck.ru/FTmjF 

https://clck.ru/FTmsc

https://clck.ru/FTmvk 

Цель урока

Создать условия для конкретизации представлений учащихся об отношениях, регулируемых семейным законодательством, о правах и обязанностях супругов, родителей и детей

Методы обучения

Формы обучения

Проблемное обучение

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Планируемые образовательные результаты

 Научатся: определять, какие отношения регулируются семейным правом; личные и имущественные права ребенка в семье; определять субъекты и объекты семейных отношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей.

Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Коммуникативная компетенция

Умеют: вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; работать с источником информации; взаимодействовать с окружающими; использовать различные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), выступать с устными сообщениями.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин.)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

 Формы контроля

Мотивация к учебной деятельности

 

 

11

  Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- актуализация имеющихся у учащихся знаний и опыта об объекте познания посредством предъявления конкретной (контекстной) задачи — воспроизведение учащимися информации, способов действий;

создание учителем проблемной ситуации;     

осознание ими недостоверности или неполноты своих знаний;

- побуждение к формулированию проблемы;

- совместная постановка цели (учебной задачи) деятельности

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки, организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Задание «Перекличка» (вопросы на карточках)

Найти различие в определениях понятия «Семья» (даются два определения на слайде)

Назовите членов семьи.

 https://clck.ru/FTmwt (можно включить ресурс по ссылке)

Задания группам даются на карточках.

Задание группе № 1

  1. Дайте совет молодым людям  по поводу заключения брачного договора, рассказав при этом о законном режиме имущества супругов.
  2. Ответьте на вопрос девушки: правомерно  ли  включение в договор пункта, запрещающего жене поступать на работу без разрешения мужа?

Задание группе 2

  1. Составьте небольшую речь от имени директора школы  для выступления на родительском собрании по теме «Права и обязанности  родителей».
  2. Ответьте на вопрос одного из родителей: Если родители разведены, может ли мать ребенка, с которой он проживает, запретить отцу встречаться с ребенком и участвовать в его воспитании?

Задание группе № 3

  1. Расскажите ученикам 7 класса об их правовом  положении в семье.
  2. Ответьте на вопрос ученика: сколько денег родители должны давать мне на карманные расходы, ведь они обязаны содержать ребенка до 18 лет?

Слушают учителя, выполняют задания:

Задают друг другу вопросы и отвечают на них, исправляют ошибки.

Находят различие и формулируют тему урока.

Называют членов семьи.

Анализируют свои знания по данному вопросу, формулируют проблему и ставят цели деятельности.

(Тема: Права и обязанности членов семьи)

Отвечают на  вопрос и формулируют цели: изучить права и обязанности супругов; права и обязанности родителей; права и обязанности детей.

Фронтальная работа

Групповая работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных  мотивов и  и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют  цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Познавательные: воспроизводят на память информацию, необходимую для решение учебной задачи.

Устный опрос

Записывают в тетрадь тему урока

Ориентировочный

4

Совместное планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия и способов решения задач.

Оказывает помощь, задает наводящие вопросы.  

Достаточно ли у вас знаний, чтобы выполнить учебную задачу? Подумайте и обсудите в группах задание, разработайте алгоритм своей деятельности.

Отвечают на вопросы, планируют деятельность, выбирают способы достижения цели, необходимые ресурсы.

Групповая работа

 Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества

Записи в тетради

Поисково-исследовательский (изучение нового материала)

15

 - групповая  работа обучающихся по сбору информации (фактов) о правах и обязанностях членов семьи:   работа с документами (СК РФ; Конституция РФ)

- обмен информацией между группами (изложение результатов исследования);

- совместная с учителем или самостоятельная организация (структурирование) учениками новой информации с помощью различных графических форм;  

- самостоятельное или совместное с учителем формулирование окончательных выводов как решения проблемы урока

Организует  самостоятельную работу, нацеливает учащихся на анализ новой информации: на основании статей СК РФ определить права и обязанности супругов, родителей и детей.

Знакомятся с документом, самостоятельно структурируют новую информацию, готовятся к презентации итогов своей работы

Групповая работа

 Познавательные: привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи, умеют структурировать знания, самостоятельно выделяют и формулируют цели; дополняют и расширяют знания и представления о семейных правоотношениях.

Регулятивные:

Планируют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель,  составляют план последовательности действий. Коммуникативные: 

Адекватно используют  речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологические высказывания; планируют цели и способы взаимодействия.

Личностные:

мотивируют свои действия, проявляют интерес  к новому учебному материалу.

Записи в тетради

Практический этап (закрепление)

10

использование учащимися вновь 

открытого знания для решения задач, обеспечивающее глубокое понимание и усвоение знаний

Формулирует задание, организует работу по выполнению заданий

 https://clck.ru/FTmyM 

Выполняют задания

Индивидуальная  работа, групповая работа

 Познавательные: строят логическую цепь рассуждений.

Личностные: развивают способность к самооценке

Самостоятельная работа по выполнению заданий

Рефлексивно-оценочный

3

 - самооценка степени достижения запланированного результата  

- анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе  

- обсуждение перспектив дальнейшей работы по  проблеме   - воспроизведение знаний, умений, навыков, являющихся основой для открытия нового знания

Оказывает помощь, задает наводящие вопросы.  

Отвечают на вопросы на карточках и определяют эмоциональное состояние на уроке

Индивидуальная работа, групповая работа

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Письменный опрос

Домашнее задание

2

  Пройти по ссылке и выполнить  задания

Конкретизирует задание

 https://clck.ru/FTmzj

Сделать скриншот выполнения задания

Записывают задание, копируют ссылку

Опережающее здание. Подготовка к проекту «На рынке труда»: выявление проблемы, планирование деятельности и выбор адекватных цели и условиям деятельности методов взаимодействия и способов решения задач по теме «Правовое регулирование занятости и трудоустройства».  

        

Список источников

www.fcior.edu.ru 

Конституция РФ (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/)

Семейный кодекс РФ: (http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=lm1&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=2091.)

 

Этапы урока

Самооценка

О.Павлова

Взаимооценка

А.Олесов

 Мотивация

Актуализация

Ориентировочный

Поисково-исследовательский (изучение нового материала)

Практический этап (закрепление)

Рефлексивно-оценочный

Рефлексия

Удалось ли  решить проблему, ответить на интересующие вопросы?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Какие методы исследования помогли  в этом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Что вызвало затруднения?___________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Что вы предприняли для преодоления трудностей?____________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Какие вопросы остались без ответа? _________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________

  Какие новые вопросы возникли?____________________________

Перекличка (карточки с вопросами, которые раздаются обучающимся)

  1.   Какой смысл юристы вкладывают в понятие «Семейное право»?  
  2.   Назовите субъекты семейных правоотношений.
  3.   Назовите объекты семейных правоотношений.
  4.   Какой смысл юристы вкладывают в понятие «брак»?
  5.   Назовите  условия заключения брака.
  6.  Назовите и проиллюстрируйте примерами  обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ.

  1.   Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания расторжения брака в судебном порядке.
  2.   Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания признания брака недействительным, предусмотренные Семейным кодексом РФ.
  3.   Приведите два примера ситуаций, которые в РФ регулируются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться.
  4. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «семья»?  

Перекличка

(вопросы и примерные ответы)

  1. Семья – это союз лиц, соединенных юридическими правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание. С юридической точки зрения семья представляет собой объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, кровного родства, усыновления или иной формы устройства детей в семью. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «Семейное право»? (Отвечает №2)
  2. Семейное право – это отрасль права, которая регулирует личные имущественные и производные от них имущественные отношения между гражданами, возникающие из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание.  Вопрос: Назовите субъекты семейных правоотношений (Отвечает №3)
  3. Члены семьи – муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновленные, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки  - являются субъектами семейных отношений. Назовите объекты семейных правоотношений (Отвечает №4)
  4. Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение брака, развод супругов), а также их вещи (например, дача, квартира) являются объектами семейных отношений. Какой смысл юристы вкладывают в понятие «брак»? (Отвечает №5)
  5. Брак – свободный и равноправный союз мужчины и женщины, имеющий целью создания семьи, заключенный с соблюдением установленных законом требований и порождающий взаимные права и обязанности. Назовите  условия заключения брака. (Отвечает №6)
  6. Условия заключения брака: добровольное взаимное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения (при заключении брака задается вопрос: является ли решение вступить в законные брачные отношения добровольным); достижение брачного возраста (Артему и Наталье отказали в регистрации брака, т.к. Наталье  не было 18 лет); отсутствие обстоятельств, препятствующих браку. Назовите обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ. (Отвечает №7)
  7. Обстоятельства, препятствующие заключению брака: пребывание в другом зарегистрированном браке; близкое родство; не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными); недееспособность лица в результате психического расстройства.  Назовите  любые три основания расторжения брака в судебном порядке. (Отвечает №8)
  8. Основаниями расторжения брака в судебном порядке является: наличие у супругов общих несовершеннолетних детей; отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака; уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС. Назовите   три основания признания брака недействительным, предусмотренные Семейным кодексом РФ. (Отвечает №9) 
  9.   Брак признается недействительным: если   заключён между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; брак заключён между близкими родственниками; брак заключён между усыновителем и усыновлённым; хотя бы один из вступивших в брак был признан недееспособным; брак был заключён без цели создания семьи. Приведите два примера ситуаций, которые в РФ регулируются брачным договором, и два примера ситуаций, которые не могут им регулироваться. (Отвечает №10)
  10.   Регулируются брачным договором действия: супруги Осиповы определили долю доходов каждого, которая будет вноситься в семейный бюджет; после заключения брака Мария и Павел планируют приобретение квартиры и заранее определяют долю каждого в этой собственности;

Не могут регулироваться брачным договором следующие действия: Антон стремится заставить жену Марфу после заключения брака оставить работу и заниматься только домашним хозяйством; Ирина требует от будущего мужа Николая, чтобы он после заключения брака взял её фамилию.  Какой смысл юристы вкладывают в понятие «семья»?  (Отвечает №1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Технологическая карта урока по английскому языку "Семья или друзья"

Технологическая карта урока по английскому языку для 9 класса по УМК Биболетовой и др. по теме "Семья или друзья"...

Методическая разработка урока английского языка «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».4 класс

УРОК АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ. ТЕМА УРОКА: «МОЯ СЕМЬЯ. ЛЮБИМЫЕ ЗАНЯТИЯ И ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ».Тип урока: урок обобщения знаний и применения их в повседневной жизни. Цель урока: Обуча...

технологическая карта урока во 2 классе "Семья"

технологическая карта урока во 2 классе "Семья...

Технологическая карта урока на тему "Члены семьи" для 6 класса по учебнику Spotlight

Технологическая карта урока на тему "Члены семьи" для 6 класса по учебнику Spotlight...

Технологическая карта занятия по теме: "Моя семья"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию технологическую карту к занятию по теме "Моя семья"...

технологическая карта урока по теме "Моя семья"

Материал содержит технологическую карту урока, презентацию и раздаточный материал для учащихся. Данный материал поможет провести урок для учащихся, работающих по учебнику  Э.М. Береговской Францу...