Методическая разработка Тема: «Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию»
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс)

Штерцер Ирина Александровна

Существование экзамена по обществознанию  в форме ЕГЭ на протяжении многих лет показывает, что данный предмет наиболее популярен  у обучающихся  образовательных учреждений, что подтверждают  ежегодные статистические данные.  В первую очередь это объясняется тем, что в средних и в  высших учебных заведениях, появился довольно большой спектр  престижных и востребованных  в обществе   профессий,  где  ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию выступает в роли  профилирующего предмета. Соответственно и сама подготовка к итоговой аттестации  стала не менее важна, чем по математике или русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Падунская средняя общеобразовательная школа»

(МБОУ «Падунская  СОШ»)

Номинация: «Страница моего портфолио»

Тема:  «Подготовка учащихся к ЕГЭ  по обществознанию»

Ф.И.О. участника: Штерцер Ирина

Александровна, учитель истории и обществознания                        

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение  «Падунская средняя  общеобразовательная школа»

п.ст. Падунская

  Промышленновский район

2018 г

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

1.Организация учебного процесса по изучению предмета  обществознание…………………………………………………….3-4

2. Подготовка обучающихся к итоговой аттестации…………….4

2.1 Первый  этап……………………………………………………4-5

2.2.Второй этап. ……………………………………………………5

2.3.Третий  этап…………………………………………………….5-7

3.Подготовка по написанию эссе………………………………….7-9

Заключение…………………………………………………………10

Литература………………………………………………………….10

 

   

Введение

Существование экзамена по обществознанию  в форме ЕГЭ на протяжении многих лет показывает, что данный предмет наиболее популярен  у обучающихся  образовательных учреждений, что подтверждают  ежегодные статистические данные.  В первую очередь это объясняется тем, что в средних и в  высших учебных заведениях, появился довольно большой спектр  престижных и востребованных  в обществе   профессий,  где  ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию выступает в роли  профилирующего предмета. Соответственно и сама подготовка к итоговой аттестации  стала не менее важна, чем по математике или русскому языку.

Но,  за  это время внутреннее  содержание ЕГЭ по обществознанию очень сильно изменилось и усложнилось.  Выбирая данный предмет для итоговой аттестации,  каждый ученик должен обладать целым комплексом знаний по различным сферам жизни общества. Для успешной сдачи экзамена от него требуются  глубокие  учебные  и  межпредметные   знания.  Кроме того,   обучающимся   необходимо иметь обширный кругозор,  чёткие представления о социальных реалиях и умения применять теоретические,  и социальные знания на практике.  Анализ ЭГЕ по обществознанию показывает, насколько каждый ученик  владеет таким комплексом знаний и умений.  Безусловно, что для  сегодняшнего ученика успешно сданный ЕГЭ – это его будущее завтра, а залогом  успешности  является хорошее знание предмета в системе.  Собственно в этом  и заключается сложность  подготовки к ЕГЭ по обществознанию, соединение в единое целое  обществоведческих  знаний и обществоведческой культуры,  а не только конкретно знаний по предмету.  Обществознание  это наука социальная  постоянно подвергающаяся влиянию социальных, политических, экономических, правовых  процессов, происходящих как в отдельных государствах, так и в мире.   Современному ученику необходимо владеть в той или иной степени  этими знаниями.  

1.Организация учебного процесса по изучению обществознания

За период работы выстраивается определённая система организации учебного процесса,  на протяжении изучения учебного предмета  начиная с 5 по 11 класс. Данную систему можно представить в виде различных уровней.

С 5-го   по 6 классы, когда  предмет изучается в рамках школьной программы и обучающиеся  получают первоначальные знания в сфере этики, морали, права, социологии. Приобретают навыки работы с тестами, творческими и проблемными заданиями.

         В 7-8 классах, происходит  углубление знаний по предмету,  и вводятся более сложные понятия.  Преобладающее значение получает работа с тестовым материалом, и документами. На уроках  отрабатываются проблемные  и  творческие задания.

Уровень 9 класса, прохождение программы опять же в рамках  1 учебного  часа как основного, но добавляются  ещё консультации, элективные курсы, если таковые есть.  В 9 классе происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы, типологией и особенностью заданий,  алгоритмом выполнения каждого задания.

Четвёртый  уровень – это 10 -11 класс, обществознание изучается в  рамках программы на базовом уровне – 2 часа, на профильном уровне – 3 часа.  Кроме того  добавляются по 1 часу элективные курсы, в рамках подготовки  к ЕГЭ и  дополнительные консультации.  К  выстраиванию  такой системы привело изучение потребностей родителей и  учащихся, так как в   рамках  основных часов подготовить учеников к итоговой аттестации очень сложно, имея в виду  достойные  результаты.  

Исходя из этого, подготовка  к итоговой аттестации должна осуществляться последовательно и системно, предположительно  в три   этапа.

2.Подготовка обучающихся к итоговой аттестации

Экзамен по обществознанию в последнее время всё более массовый вид проверки знаний и умений учеников. Следовательно, перед учителем стоит особая задача правильно организовать и провести подготовку выпускников.

2.1.Первый  этап. Ни  для кого не секрет,  что у обучающихся за годы  изучения предмета  образуются  пробелы в знаниях и целесообразно начинать подготовку к итоговой аттестации именно с ликвидации пробелов в знаниях.  Для выявления данной проблемы  в 10 классе ещё в  начале учебного года  необходимо провести диагностическое тестирование и разного рода   тематическое, которые позволят выявить эти самые пробелы. Проведение такой диагностики позволит  выстроить дальнейшую работу с учащимися,  направленной на ликвидацию  выявленных  пробелов, через    повторение теоретического материала и отработку  сложных  вызывающих затруднения  вопросов.  На данном этапе  желательно заранее выявить,  кто из учащихся  определился с выбором  обществознания в качестве  ЕГЭ и с этими обучающимися можно начинать выстраивать траекторию подготовки к экзамену.  Необходимо подобрать учебные материалы, для повторения всего теоретического  курса:  учебники, словари, интернет-ресурсы, хорошо зарекомендовали себя  справочные учебные пособия, где собраны все темы,  по всем направлениям, в виде схем, таблиц, комментариев  и текстов в более сжатой форме. Как правило,  такие пособия составлены с учётом кодификатора проверяемых  элементов экзамена по обществознанию.   Таким образом,  залогом хорошего результата  ЕГЭ является в первую очередь  теоретическая подкованность.  Не совсем  правильно  начинать подготовку  к ЕГЭ  с отработки демоверсий, ведь в них материал распределён в соответствии с целями экзамена,  то есть  вразброс, более правильно  проверять полученные  теоретические знания именно в тематических тестах. Всё же с демоверсией текущего года следует ознакомить сразу, что бы у учеников,   было полное представление о содержании,  структуре, особенностях и системе оценивания экзаменационной работы.   Немаловажно уделять внимание  работе с понятийным аппаратом,  обществоведческая терминология довольно сложная и необходимо вырабатывать умение объяснять её значение не только  банальным  заучиванием, а именно через понимание и осмысление  теоретического  материала.

2.2.Второй этап.    Начинается активная отработка     первой части  экзаменационных заданий.   При подготовке  используются  всевозможные ресурсы:  программы - тренажёры типа «Решу ЕГЭ»,  или  «Сдаём Единый экзамен», готовые печатные сборники контрольно-измерительных материалов  типовые и тематические, содержащие задания соответствующие требованиям к обязательным результатам обучения,  преимущественно с грифом ФИПИ. Все решения непременно разбираются, комментируются, учитываются  допущенные  ошибки, приводятся типичные примеры и  рассматриваются различные варианты аналогичных заданий.  Анализ работ позволяет  выявить типы заданий, с  которыми учащиеся справляются хуже всего и своевременно начать дорабатывать их.  Не стоит, не учитывать следующее важное  обстоятельство, если ученики не работают дома с заданием на повторение материала, с тематическими и иными тестами, с текстами и документами, на хорошие результаты рассчитывать не приходится.

2.3.Третий  этап.  После того,  когда уже сформирована достаточная теоретическая  база и имеются  практические  навыки,  можно начинать работу со второй частью тренировочных заданий.  Самая главная проблема для учащихся состоит в том, что  владея теорией,  они не умеют применить её на практике.  Работа с текстом  по  прежнему для учеников, трудная задача, поэтому  на уроке особенно в старших классах  это один  из основных видов деятельности.  Необходимо  как  можно больше разнообразить и чередовать тексты  различных жанров: научно-популярного, публицистического стиля, правового характера, художественного,  философского и др.. При работе с текстом  необходимо выделить проблему, определить свою позицию, привести аргументы, хорошо использовать  некоторые  приёмы:

Найти  ключевые  слова-маркеры,  имеющие однородные  понятия например:

-формы  правления - формы государства;

-индивидуальность – своеобразие - неповторимость;  

-основной закон – Конституция;

-неприкосновенность – суверенитет  и т.д..

        Внимательно и вдумчиво  читайте  условия задания, т.е. что у вас конкретно спрашивают, какое задание необходимо выполнить. В данном случае  хорошо отрабатывать текст в карандаше,  выделяя главные мысли,  факты, события, явления,  имена,  количественные значения,  что поможет  найти  ответ,  в соответствии с условием задания.

Буквально  каждый учитель сталкивается с проблемой как научить учеников запомнить текст Конституции РФ. Конституция - это  неотъемлемый проверяемый элемент  правового  блока, заучить её наизусть сложно, а для некоторых учащихся  вообще  невозможно,   а знать её надо. Все знают, что  на  некоторые экзамены ЕГЭ по выбору,   можно взять с собой  дополнительные материалы:  на химию  таблицу Менделеева, на  математике и физике разрешён  непрограммируемый калькулятор, на  географии атлас.  К сожалению,  Конституция это тоже своеобразная таблица Менделеева, но на экзамен взять её нельзя.

Исходя из практики подготовки  видно, что обучающиеся  лучше всего запоминают  главу  1. Основы Конституционного строя и главу 2. Права и свободы человека и гражданина.  Гораздо сложнее научить выполнять задания на соотношение органов власти и их функций, например,  что относится к ведению Государственной  Думы, а что к ведению Совета Федерации, какие полномочия имеет Правительство РФ и какими обладает Президент РФ. Всегда вызывает затруднение задание на вопросы совместного ведения субъектов РФ и Федерации, и  разграничения полномочий.  Выполнить такие  задания без знания  Конституции, практически невозможно. Единственно правильным будет, решение таких заданий в системе непосредственно с текстом Конституции РФ. Хорошим подспорьем являются таблицы,  в которых распределены Органы власти и их функции. Эти таблицы,  как и многие другие справочные  материалы, раздаю ученикам (у каждого есть папка для подготовки к ЕГЭ по обществознанию) к концу 11 класса у выпускников они довольно  объёмные.  Многие  положения и определения из Конституции  надо знать практически  наизусть,  например: республика,  федерация, федерализм, Конституция, референдум и многое др..  

Для лучшего запоминания  содержания  Конституции РФ, хорошо  зарекомендовал себя  приём, «сто раз увижу –  обязательно  запомню».  Практически Конституцию надо превратить в настольную книгу и ненавязчиво прочитывать по несколько страниц или одной главе, один-два  раза в неделю,  в данном случае  срабатывает визуальная память.

Работа с обществоведческой терминологией это основа основ, без знания обществоведческих  терминов  и их толкования, невозможно сдать экзамен.  Поэтому  важно каждому школьнику вести терминологический словарь.  Ещё в начале подготовки к  ЕГЭ  по обществознанию, обучающиеся получают перечень терминов, которыми они должны владеть и обществоведческий словарь  в электронном виде, печатным вариантом  ученики пользуются  на занятиях в классе.  Кроме того, в  ходе  подготовки к экзамену всплывает много новых малознакомых  терминов, они отрабатываются дополнительно и фиксируются в лекциях.  Хорошо практиковать  задания на составление понятий и определений к терминам, своеобразный словарный диктант.  В типовых тестовых вариантах  задание 25, как раз направлено  на выявление этих знаний, где надо  дать   определение понятию и составить два предложения  в соответствии с условиями задания. Отработка на практике  задания № 25 является хорошим тренингом.

В заданиях 26 и 27,    требуется привести конкретные примеры или характеристики,   для того или иного социального явления.  Выполнение  такого типа заданий  предполагает,   наличие  у обучающихся широкого кругозора и осведомлённости о происходящих процессах.   Для их  качественного выполнения  ученикам необходимо быть  в курсе текущих общественных событий и явлений.  В качестве рекомендаций ученикам  предлагается  смотреть  новостные, документальные  и исторические программы в  СМИ, отслеживать социальные сети, читать периодические издания. На уроках дольно часто обсуждаются последние события,  произошедшие в районе, области, в нашем государстве и в мире.

Как показывает практика,    в ЕГЭ   задание  №28 является одним из самых сложных для учеников.  Редко кому из сдававших ЕГЭ  удаётся набрать максимальный балл.  Для достижения хорошего   результата необходима  продуманная  и последовательная подготовка.

С 2017-2018 учебного года   в задании  № 28 на составление развёрнутого плана - ответа, были внесены изменения.  Данное задание будет оцениваться 4 баллами по 3 критериям. От обучающихся требуется раскрыть тему по существу в двух или одном пункте, один из которых детализирован по существу.  Если по первому критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям  также 0 баллов, или  если  раскрыта тема в соответствии с критериями, тогда  можно получить от 1 до 2 баллов.   Второй критерий  проверяет соответствие структуры предложенного ответа  плану сложного типа. В предложенном ответе должны быть не менее трёх пунктов, два из которых детализированы, за это можно получить 1 балл, если не соответствует критерию тогда 0 баллов.  Третий критерий проверяет корректность  формулировок пунктов и подпунктов, если нет ошибок 1 балл, наличие ошибок 0 баллов.

Понятно, что для того чтобы научиться составлять развёрнутый план от обучающегося требуются  обширные теоретические  знания, владение терминологией и умения эти знания отразить на практике.   Для того чтобы научить составлять план  не надо заставлять  учеников заучивать сложные планы наизусть,  здесь предстоит большая и кропотливая работа.  Необходимо  проводить  тренинг на  составление плана если не на каждом уроке,  то  как можно чаще и в качестве самостоятельной работы.  Например, предложить ученикам составить план по изученному материалу урока, отработанной теме, или конкретному  пункту в параграфе. Можно в плане отражать различные явления по следующей схеме: понятие, признаки, структура,  многообразие, роль, современное состояние, перспектива и стратегия развития. При составлении плана необходима конкретизация, а не абстрактность и размытость. Тем более надо учитывать, что всё больше  формулируются темы с двумя совмещёнными понятиями. В конкретном случае необходимо учитывать   взаимовлияние и взаимосвязь данных явлений, а также  сходства и различия между ними.

3.Подготовка по написанию эссе  

За весь период существования ЕГЭ, наиболее  сложной частью экзамена  по обществознанию  для основной массы  сдающих   остаётся  по прежнему  написание эссе.  

Эссе  - прозаическое произведение (сочинение-рассуждение), небольшого объёма, в свободной композиции, выражающее индивидуальные мысли, впечатления, отношение автора к конкретному вопросу, суждению, проблеме, заведомо не претендующее на  полноту и исчерпывающую  трактовку предмета.  Тем не менее, к эссе предъявляется ряд требований и  особенностей, которым  оно должно соответствовать.  В своей работе ученик должен кратко сформулировать  свой взгляд на проблему,  обозначенной  в высказывании автора, чётко обосновать его и выразить своё согласие или несогласие с высказыванием автора.  Необходимо показать владение обществоведческими терминами и понятиями.   Теоретические положения, примеры, факты и выводы неотъемлемая составляющая эссе.   Эссе  должно соответствовать  определённым  требованиям:

-восприниматься как единое целое;

-содержать только ту информацию, которая необходима для раскрытия проблемы, идеи;

-эссе должно быть лаконичным и чётким по структуре;

-в эссе должна содержаться убедительная аргументация;

-автор эссе должен показать осмысленную  теоретическую  осведомлённость, включая, термины, понятия, обобщения.

Конечно, чем раньше научить  детей  писать эссе тем лучше,  в идеале  с 8-9 класса,  но как правило,  учитель ограничен рамками учебных часов, поэтому основная  практика написания приходится на 10-11 классы.

Для написания эссе существует  определённый алгоритм:

Введение.  В нём необходимо раскрыть актуальность проблемы, смысл высказывания, т.е. решить задачу, находящуюся в высказывании автора  

которая  требует  разрешения и  объяснения,   в чём конкретно  заключается точка  зрения ученика, к примеру « Я считаю, что...»

В основной  части выдвигается тезис,  который либо подтверждается, либо опровергается позицией - Я согласен (а); Я не согласен (а).  Ученик не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, например: потому что существуют четкие правила …»;  Указываются причины, приводятся факты, аргументация, примеры: «Я могу подтвердить это тем…»;  устанавливаются взаимосвязи и следствия. Работая над основной частью эссе  необходимо  описать конкретные явления общественной жизни,  происходившие в те или иные исторические отрезки времени. Так же  примерами могут выступать литературные события и герои,  различные жизненные ситуации,  освещённые в СМИ или  вызвавшие широкий резонанс в обществе, научные доказательства и гипотезы. Необходимым требованием  выступает то, что  доказательная  база должна быть из разных областей.  Желательно приводить по  одному - два аргумента, если более двух из одной области,  тогда эссе будет перегружено.

В заключительной части,  трактуется  краткое изложение мысли,  заключающее в себе рекомендации по дальнейшему  применению высказанных положений и умозаключений. Мысль необходимо изложить кратко и своими словами.

Как было указано выше эссе это мини очерк, сочинение рассуждение, а значит,  в нём должна присутствовать эмоциональность и субъективность в рассуждениях, но при этом  довольно  сдержанная.  

Как правильно ученику выстроить свою работу по написанию эссе и с чего начать?

Во-первых,  определиться с темой,  что в итоге повлияет на  конечный результат.  При выборе темы основополагающим является её  знание и понимание:  ясен и понятен смысл высказывания,  возможность выразить своё отношение к высказыванию, владение  соответствующей терминологией в данной области, хорошая  теоретическая подготовленность и   возможность привести  аргументы и примеры. Для этого на черновике  или в тетради можно  начертить  таблицу  из нескольких  колонок  в  последовательности  соответствующей  алгоритму написания  эссе.   В каждую колонку следует  вписать, ключевые значения, которые станут основой для  будущего эссе.  Хорошо зарекомендовало себя в практике создание банка эссе, но лучше не распыляться по всем темам, а сконцентрироваться  на двух наиболее  интересных и близких темах, по которым у ученика более высокий уровень знаний.  В течение  всего периода подготовки  пополнять этот банк,  на экзамене  это станет большим  плюсом, так как  высказывания  авторов довольно часто повторяются или имеют схожую проблематику.

Проблемы для написания обществоведческого эссе имеют очень широкий спектр и охватывают все сферы жизни общества, среди них:

-Философия  (мораль и нравственность, добро и зло,  поиск  смысла  жизни,  потребности человека  и др..);

-Экономика (типы экономических систем,  налогообложение,  собственность, конкуренция,  производство и потребление,  роль денег и государства в обществе, спрос и предложение, богатство и бедность   и др..);

-Право (закон, права личности,  соотношение морали и права, традиции и обычаи, справедливость,  наказание,  источники права,  равенство граждан и др..);

-Политика (государство, властные отношения, политические партии, разделение властей, народовластие, избирательные системы  и др..);

-Социология  (социальное государство, социальное неравенство,  проблемы  современного мира, демография, маргинальность и др..);

-Культурология (религия, научное познание,  субкультура, этика науки и др..)

В процессе повторения тематических разделов  кодификатора,  в качестве закрепления теоретического материала,  например по теме «Рыночная экономика»,  можно предложить учащимся на выбор несколько высказываний для самостоятельно работы.  На следующем уроке, учащиеся  вслух прочитывают свои эссе, после чего они разбираются  в соответствии с установленными критериями, комментируются  «плюсы» и «минусы», затем  выставляется оценка в баллах.

Заключение

Для системной и целенаправленной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, необходима вдумчивая и  последовательная  работа над каждым тематическим блоком. Постоянное повторение пройденного теоретического материала,  отработка  терминов, тренинг по написанию творческих работ и типовых  тестовых заданий. Без чётко спланированной работы,  добиться  хорошего  результата,   как учителю,  так и учащимся   невозможно, а для этого надо много и упорно  работать.  В заключение хотелось бы сказать, что если у учащегося не будет собственной мотивации в получении хорошего результата, например: - «Я сдаю обществознание, потому, что это надо моим родителям»,  то все усилия учителя будут малоэффективными, ведь научить можно только  того, кто хочет учиться.  Только совместная целенаправленная работа может дать в итоге хороший качественный результат.

Литература

1.  Григоренко Т.Ф. Некоторые практические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по общестовзнанию// Преподавание истории в школе. 2009, №;

2. Дерюжко  В.Б.  Как подготовиться  к  ЕГЭ  по обществознанию? (Электронный ресурс )  https://multiurok.ru/ 

3. Лазебникова  А.Ю., Рутковская Е.Л. Работа с текстами на уроках обществознания в школе. 2017.  №2 с 47-48

4. Цитович Т.Г. Формирование умений написания эссе на уроках обществознания// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2003. №7

5.  https://drofa-ventana.ru/material/zadanie-28-ege-obshchestvoznanie/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Урок посвящен формированию умения написания эссе...

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"

Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....

Методическая разработка "Организация тестового контроля на уроках обществознания"

В работе описываются преимущества и недостатки тестирования как одной из форм контроля. Акцентируется внимание на опыте использования тестирования по технологии MyTest в условиях суворовского училища....

Методическая разработка Тема. Подготовка и поведение музыкантов в стрессовой ситуации

Работа посвящена проблеме возникновения и борьбе со стрессовыми ситуаций во время учебной деятельности студентов колледжа.  Автор кратко и доступно описывает 5 шагов, как учащиеся могут поб...

Учебно-методическая разработка к уроку "Гражданин России" по обществознанию в 11 классах.

Презентация по теме урока "Я - Гражданин России", к учебнику Боголюбова....

Методическая разработка раздела «Семья» учебной программы по обществознанию 5 класс

Методическая разработка раздела "Семья" учебной программы по обществознанию 5 класс....