Методическая разработка Тема. Подготовка и поведение музыкантов в стрессовой ситуации
методическая разработка по физкультуре на тему

 Работа посвящена проблеме возникновения и борьбе со стрессовыми ситуаций во время учебной деятельности студентов колледжа.  Автор кратко и доступно описывает 5 шагов, как учащиеся могут побороть волнение и стресс перед ответственными выступлениями, используя методику взятую из спортивной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povedenie_v_stressovoy_situatsii.doc109.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАМЧАТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

Методическая разработка  

Тема. Подготовка и поведение музыкантов

в стрессовой ситуации

                Руководитель физического воспитания

 

                                                  Чистяков Е.И.

        

2014

ПОДГОТОВКА И ПОВЕДЕНИЕ МУЗЫКАНТОВ

В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ

Известный психотерапевт А. В. Алексеев за долгие годы своей работы накопил огромный опыт по подго товке спортсменов к соревнованиям высшего ранга и выработке у них оптимального поведения во время таких соревнований. Не одно поколение борцов и стрелков, фигуристов и легкоатлетов, конькобежцев и прыгунов в воду с благодарностью вспоминает уро ки психотехники, преподанные А. В. Алексеевым, и руководствуется разработанными им правилами. Эти правила полезны не только спортсменам, но и музыканту, попавшему в стрессовую ситуа цию, например перед ответственным выступлением. Ведь спорт, как говорят, модель жизни. Ниже даны простые правила А.В. Алексеева адаптированные под задачи работников творческих профессий.

1. «Соберись!» Это значит умей полностью вклю читься в выступление, которое предстоит начать. Настолько полностью, чтобы в сознании для постороннего про сто не оказалось бы места. Только при этом условии произойдет полная концентрация всех сил (психи ческих и физических) на исполнении номера. И концерт или отдельное выступление будет исполнено успешно. Многим выдающимся музыкантам присуща способность настолько сосредото чиваться на предстоящем действии, что все окружаю щее как бы перестает существовать для них. И это действительно так. Ибо наш мозг не спосо бен одновременно быть сосредоточенным на двух, а тем более на нескольких объектах. Попробуйте, на пример, смотреть телевизор и в то же время слушать музыку — ничего не получится!

К сожалению, способность полностью сосредото чить внимание дана не всем. Более того, гораздо ча ще встречаются люди, которым очень трудно быть сосредоточенным на чем-то одном. Мысли у них пры гают в самых разных направлениях, что, естествен но, мешает остановиться на самом главном в данный момент.

Что же делать? Тренировать сосредоточенность внимания. Ежедневно, по нескольку минут, раз 5—10 в день. Проще всего прибегнуть к помощи метронома — «привязать» слух к его звуку и постарать ся не отвлекаться ни на что постороннее, пока не пройдет минута (можно использовать секундную стрелку и зрение). Если отвлеклись, повторите еще раз. До тех пор, пока честно не сможете сказать себе: «Сосредоточен на одном деле целую минуту!» Ежедневно тренируясь, надо довести способность к полному отключению от окружающего хотя бы в течение 3, а еще лучше 5 минут. Тренироваться по лезно в любые свободные минуты. Сосредоточенность внимания удобно тренировать в транспорте, с помощью секундной стрелки часов, где есть все условия для раз вития сосредоточенности внимания в обстановке различных помех.

Когда придет тот самый ответственный концерт, надо стать очень серьезным. Это поможет полностью собраться на том, что предстоит делать. И тогда весь организм (его психическое и физическое начало) сам легко и гармонично включится с высокой эффек тивностью в решение поставленной задачи.

2. «Выключись!» Это умение обратно предыду щему. Тоже основано на высокой концентрации вни мания. Но уже на всех тех мыслях, которые связаны с выходом из напряжения, с отдыхом. Выключаясь, мы перестаем впустую тратить энергию. И в первую оче редь самую дорогую — нервную. Тот же, кто за день, а то и за 2—3 дня до ответственного выступления только и думает о нем, причем чрезмерно волнуясь, только «сжигает» сам себя. Он приступит к исполнению опус тошенным.

Выключиться — значит в первую очередь успоко ить свою нервную систему, а следовательно, и весь организм. Для тех, кто владеет самовнушением, эта процедура не представляет труда. Другим же можно посоветовать переключиться на то, чем им интерес но и приятно заниматься. Например, читать увлека тельную литературу, сходить в кино, посмот реть сериал,  но конечно, лишь если он  веселый,  поднимающий настроение.

Если нервное возбуждение необходимо снять быстро, буквально за несколько минут, рекомендует ся сделать несколько глубоких приседаний или любых других силовых физических упражнений, с искус ственно удлиненным выдохом в момент опускания, затем медленно походить, медленно и размашисто двигая расслабленными руками, ногами, шеей, всем телом (как в стоп-кадрах). Вдохи при этом должны быть короткими и не очень глубокими, а выдохи наро чито замедленными и предельно полными. Думать в это время следует о чем-то связанном с отдыхом. Можно мысленно представить себя, например, лежа щим на чистом песчаном пляже под теплыми лучами южного солнца. Однако так переключаться от напря жения на успокоение смогут лишь те, кто разовьет в себе способность к высокой концентрации внимания.

3.        «Не злись!» Наблюдения показывают, что есть немало людей,  которые  после  какой-либо  неудачи или неприятности начинают злиться, причем, как пра вило, не на себя, а на окружающих. Однако злость чаще всего эмоция невыгодная, даже вредная.  Злясь, мы невольно концентрируем внимание не на причи нах, а на последствиях неудач, теряем способность к здравому рассуждению и не можем быстро преодо леть те помехи,  которые породили чувство злости. Все это проявляется тем ярче, чем сильнее мы злим ся.

«А как же, так называемая «спортивная злость»?— которая мобилизует в момент трудностей — Ведь считается, что без нее успеха не добить ся». У музыкантов такой эффект можно назвать «творческой злостью». Надо сказать, что тот психофизический комплекс, который издавна именуется «спортивной злостью», по своей сути, если быть психологически точным, не яв ляется злостью как таковой. Этот психофизический комплекс содержит иные эмоции и мысли, среди кото рых ведущую роль играют вдохновение и высокая аг рессивность, сознательно сконцентрированная на пре одолении трудной цели. Рядом с вдохновением агрессивностью стоят такие чувства, как уверенность в  своих силах, намерение вести бескомпромиссную борьбу, прежде всего с самим собой, гордость от того, что идешь на трудное, но нужное дело.

Подобные чувства и мысли, являясь положитель но действующими факторами, способствуют высокой мобилизации всех сил организма — психических и фи зических — на уверенное преодоление всевозможных трудностей, которых так немало в стрессовых условиях концертной деятельности. Так что сейчас, чтобы быть точным, по-моему, следует говорить не о «спортивной злости», а, скажем, о «творческом воодушевлении».

4.        На любые помехи, трудности, на любые неудачи отвечаю только мобилизацией всех своих сил. Мо билизуюсь быстро и предельно!» Нетрудно заметить, что это правило тесно связано с предыдущим. Первая
реакция на помеху у очень многих — чувство злос ти. Но, как уже было сказано, эта эмоция вредит. По этому очень важно воспитать в себе умение на любую трудность отвечать не злостью, а мобилизацией, на правленной на преодоление трудности.

Например, какой-нибудь «доброжелатель», по глядев на конкурсанта перед выступлением, очень сочувст венно сказал: «А ты что-то неважно выглядишь! Неу жели волнуешься? Не надо, а то ведь так можно и сфальшивить». Музыканту в этот момент ни в коем случае нельзя обидеться, расстроиться или разозлиться. Нужно улыбнуться в ответ, посмеяться над этими сло вами. Положительная эмоция вытеснит злость (эмо цию отрицательную) и подготовит мозг для концент рации внимания на предстоящем деле. Конечно, не всегда нужно начинать с улыбки. Можно воспользо ваться и другими положительными чувствами: уве ренностью, гордостью, даже гневом. Но всегда лишь ради того, чтобы с их помощью как можно скорее нейтрализовать отрицательные эмоции.

Умение отвечать на помехи, неприятности, неуда чи, внезапные трудности быстрой мобилизацией всех своих сил надо довести до автоматизма, чтобы без лишних раздумий в следующие же секунды включать ся в активное преодоление возникших помех.

Правило, приведенное здесь как четвертое, нуж но, пожалуй, считать одним из самых важных законов как в музыке, так и в жизни.

5. «Прибавь в конце!» Оно отлично известно во всех видах деятельности — ведь без умения резко ускоряться трудно рассчитывать на достойные результаты. Естественно речь идет о ускорении при подготовке к ответственному выступлению.

Именно в те моменты, когда человек, заканчивая дело, считает, что все трудности уже позади, могут возникнуть срывы. Объясняются подобные и очень досадные неудачи просто: ведь в процессе выпол нения того или иного дела тратится энергия, что ведет к постепенному и часто субъективно не ощущаемому утомлению. В первую очередь утомляется нер вная система и сдает позиции такой важный психи ческий процесс, как внимание. А когда оно ослабева ет, ухудшается контроль за точностью движений — отсюда и ошибки.

Вот почему, например, в музыке, необходимо, на чиная приблизительно с последней трети програм мы выступления, совершенно сознательно и посте пенно повышать степень мобилизованности (психи ческой и физической). А закончив выступление, не только можно, но и нужно выполнить второе правило: «Вы ключись!» Тот же, кто позволит себе хотя бы немного, хотя бы на секунду, даже за мгновение до конца исполнения произведения, расслабиться, может потерпеть неудачу.

...Итак, подведем итоги. Перед любым, а тем бо лее ответственным выступлением рекомендую «просмотреть себя» с позиций изложенных пяти правил. И если где-то обнаружится слабость, принять все меры для ее устранения. В одних случаях для этого потребует ся несколько дней или недель. В других же, например, для овладения первым или четвертым прави лом, надо совершенствовать себя, пожалуй, в тече ние всей жизни. Но, как говорится, игра стоит свеч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

КВН - одна из самых эффективных операционных игр,позволяющих учителю использовать дифференцированный подход к учащимся, учитывая его интересы, склонности и уровень подготовки по языку. В разработке пр...

Методическая разработка урока с использованием элементов игры в ситуациях коммуникативного общения. "КВН по Великобритании"

В методической разработке представлен сценарий КВНа. Познавательно - развлекательная форма подачи учебного материала поможет учителю расширить лексический запас учащихся, углубить их знания по странов...

Методическая разработка урока краеведения в 9 классе "Экологическая ситуация в Оренбургской области""

Современное общество живёт в ситуации постоянных изменений ценностей и идеалов, при высокой степени неопределённости условий принятия решений и неоднозначности многих жизненных выборов. В связи ...

Конспект урока по ОБЖ для 5 класса на тему: "Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях"

Данный конспект может применяться для проведения уроков в 5-х классах из раздела "Безопасность в повседневной жизни"...

Методическая разработка темы «Чрезвычайные ситуации природного характера» для 7 класса

Учитывая государственную важность данной  проблемы, в РФ принят Федеральный Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного хара...

Методическая разработка Тема: «Подготовка учащихся к ЕГЭ по обществознанию»

Существование экзамена по обществознанию  в форме ЕГЭ на протяжении многих лет показывает, что данный предмет наиболее популярен  у обучающихся  образовательных учреждений, что подтверж...

Методическая разработка, тренинговое занятие «Стратегия поведения в конфликтных ситуациях»

Методичская разработка акцентирует внимание на изучении подростками стратегии поведения в конфликтных ситуациях на основании классификации Дональда Томаса Кэмпбелл. Пособие предназначено для повы...