технологическая карта урока "Банки и банковская система"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Порошина Марина Борисовна

Технологическая карта урока , методическая разработка "Банки и банковская система"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока33.09 КБ
Файл prilozhenie_1.docx250.95 КБ
Файл prilozhenie_1.docx250.95 КБ
Файл prilozhenie_2.docx640.8 КБ
Файл prilozhenie_3.docx12.96 КБ
Файл prilozhenie_4.docx858.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности

Тема урока/занятия:

Банки. Банковская система.

Целевая группа:

8 класс (14 – 15 лет)

Цель занятия:

Познакомить учащихся с понятиями банк, виды банков и их основные функции в современной экономике, роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы.

Планируемые результаты:

Сформированность понятий: кредитные организации, банк, универсальные банки, специализированные банки, сберегательные банки, Центральный банк, функции банков

Сформированность предметных умений: различать виды банков, понимать какие могут быть их функции, особенности деятельности Центрального банка России.

Сформированность установок: понимание того, как организованна банковская система в России, как можно вложить выгодно средства или взять взаймы у банка, кем устанавливается максимальная процентная ставка по кредиту.

Понимание, освоение, овладение компетенцией: планирование вложения денежных средств для получения дохода или сохранения капитала в банки.

Базовая технология

Информационно-коммуникационная технология

Средства обучения

А) Технические:

классная доска, мультимедийный проектор, настенный экран.

Б) Дидактический материал:

презентация, выписки из Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности», таблицы для заполнения «функции банков», 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 2002года и Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 02.07.2021) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2021),ручки

Расстановка парт и стульев

П-образная расстановка парт.

План урока, занятия, мероприятия (40 мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученик

Образовательный

эффект*

этап 1. Организационно-мотивационный 7 мин.

   

-Здравствуйте! Садитесь! 

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку.

Сейчас я вам расскажу интересные факты из истории:

1.В Италии с середины прошлого века и до сих пор некоторые банки выдают кредиты под «вкусный» залог сыра пармезан. Такие кредиты популярны среди итальянских сыроделов. Как вы думаете почему?

2. У индейцев племени квакутл существовала необычная традиция: в качестве залога для кредита житель племени мог оставить свое имя. До момента полного возвращения долга соплеменники должны были обращаться к нему при помощи разных жестов и звуков. Как вы думаете почему?

3. Ребята, перед вами на слайде Первый в истории России Устав Государственного банка. 1.Как вы думаете чья подпись должна

стоять наверху? Приложение 1

 2. «Господин Урожай» как в шутку говорили чиновники, влиял на обороты банка. Объясните это явление? И как вы считаете: в какое время года Государственный банк в XIX веке в России обязывал, по замечанию управляющего, платить проценты?

1.Качественный пармезан – это дорогой сыр. Банк помещает огромные головки пармезана в специальное хранилище, они там созревают несколько лет и с каждым годом становятся все дороже. Если заемщик не выплачивает кредит, банк просто продает сыр по высокой цене.

2.Имя для индейцев всегда было святым. Потерять его унизительно и страшно.  Может быть, это было связано с тем, что всегда считалось, что вместе с именем человеку дается небесный покровитель.

3.31 мая 1860 г. - император Александр II подписал указ о создании Государственного банка.

4.Россия аграрная страна. Реализация урожая, экспорт зерна сказывался на денежно-кредитном рынке.

«…Весной при обилии денег платить проценты»

Смотрим слайд 2. Справка из истории банков в России

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Высказывают свои

предположения.

Следуют правилам на уроке

Обратили внимание на изучаемый материал

Учатся слушать

и вступать в диалог.

Учатся выделять главную мысль.

этап 2. Актуализации знаний 5 мин.

Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока.

-  Итак, в интересных фактах мы затронули понятия банки и кредитные организации?

- Знаете ли вы, что значит само понятие банк? 

-А сможете ли вы сказать научные формулировки понятий кредитная организация, банк?

-Как выстраивается система банков?

-А какие функции выполняют банки в экономике страны?

просит составить тему урока.

Банки. Банковская система.

- Сформулируйте цель вашей работы на уроке.

Отвечают

Пробуют сформулировать цель урока:

- Познакомиться с понятиями: кредитная организация, банк, Центральный банк, банковская система

Формирование

навыка анализа учебной ситуации.

этап 3. Открытия новых знаний 20 мин.

- Сегодня выясним, что такое

банки, какие бывают банки в России и банковская система, какие функции банки выполняют.  Посмотрим небольшой отрывок мультфильма по теме банки.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8318995846933377140&reqid=1632310562712552-14704494292750746143-sas2-0691-sas-l7-balancer-8080-BAL-5926&suggest_reqid=983795389150524889905818026312882&text=мультфильм+виды+банков+в+россии-

Попробуйте предложить свои варианты определений данным понятиям, которые прозвучали в мультфильме.

Задаёт наводящие вопросы. Выслушивает ответы учеников.

А теперь обратимся к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» и выпишем определения,

Открываем слайд 3. Приложение 3. Записываем определения в тетрадь

Далее смотрим слайд 4. Приложение 4.

Читаем схему банков в России, пытаемся определить их иерархию.

Пробуют привести примеры банков в России

Записывают определения в тетрадь

Читают по очереди и определяют из каких банков состоит банковская система в РФ

Познакомились с разными видами банков, иерархией банков в России

- А теперь поработаем самостоятельно.

Задание 1. Рассмотрим схему банковская система в России

Слайд 5.Приложение 5.

Ответьте письменно на вопросы: что включает в себя структура банковской системы? Каковы особенности банковской системы России? можно совещаться друг с другом

Задание 2. Раздаются всем таблицы. Перед вами схема функций ЦБ России и функции коммерческих банков, определите в каких столбиках прописаны функции ЦБ, функции коммерческих банков, используя выписки из 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 2002года и Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 02.07.2021) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2021).

?

?

-формирование и реализация внутригосударственной кредитной политики;

-выпуск в свободное обращение (эмиссия) национальной валюты – бумажных банкнот и металлических монет;

-рефинансирование банковских институтов;

управление -золотовалютным резервом;

-разработка и реализация валютной политики.

-регулирование денежного оборота;

-посредничество в кредитовании граждан

- посредничество в платежах-консультирование, - аккумуляция денежных средств

Проверяем слайд 5. Приложение 5. Слайд.6 Приложение 6.

Задание 1. Письменно в тетради отвечают на вопросы, совещаются друг с другом

Задание 2. Каждый подписывает столбики

Таблицы вклеиваем в тетрадь

Проверяют свою работу, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют

самооценку.

Применение полученных знаний Усвоили структуру банковской системы в России, ее особенности

Усвоили функции ЦБ России и коммерческих банков

Отработали навыки групповой работы и самоконтроля

- Мы плодотворно поработали, и теперь немного отдохнём.

Выбирая правильные ответы, поднимайте руки вверх.

Российским банкам запрещается заниматься:

- страхованием;

- доверительным управлением;

- торговой деятельностью;

- профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг;

- производственной деятельностью.

Выберите правильный ответ:

Банковская система России в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» включает в себя:

- Банк России;

- коммерческие банки;

-кредитные организации

- филиалы и представительства иностранных банков;

- все вышеназванное верно;

- верны пункты 1 и 2

- верны пункты 1 и 3. Молодцы! закончили. Мы продолжаем.

Выполняют упражнения

Отдых, разрядка, повторение материала

- Вы уже знаете, какие бывают банки и их функции, банковская система  

Давайте оценим, верны ли следующие утверждения (ответ - да или нет).

1. Понятия «банк» и «кредитная организация» - синонимы.

2. Небанковская кредитная организация в отличие от банка может выполнять более широкий круг операций.

3. Небанковские кредитные организации не включаются в состав банковской системы.

4. Число небанковских кредитных организаций в России превышает число коммерческих банков.

5. Виртуальный банк может работать без лицензии Центрального банка

Российской Федерации (Банка России, ЦБ РФ).

6. Универсальный банк предоставляет своим клиентам неограниченный круг услуг.

7. Надзор за банковской системой России осуществляет Банк России.

Проверяем ответы и делаем вывод по пройденному

Помогает сделать вывод.

- Более подробно мы будем говорить о деятельности банков на следующем занятии.

- И подумаем, как удобнее совершать банковские вклады

Отвечают с места, комментируют

Рассуждают по этому вопросу.

Поняли иерархию банков в России, отличие банков от небанковских кредитных организаций

этап 4. Подведения итогов 5 мин.

- Давайте вспомним, с какими новыми   понятиями мы познакомились сегодня?

-Приведите примеры банков, их функции?

-Банки, банковская система, кредитная организация, ЦБ России, функции банков

Приводят примеры

Закрепили понятия

Усвоили главенство ЦБ России в банковской системе

этап 5. Оценочно-рефлексивный   3мин.

Организует рефлексию.

- Теперь оцените свою работу на уроке поднятием руки вверх-да, вниз-нет

4 ст. Урок полезен, всё понятно.

3 ст. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

2 ст. Ещё придётся потрудиться.

1 ст. Да, трудно всё-таки учиться!

Оценивают свою работу.

Поднимают руку на предложенный вариант

Умеют оценивать свою деятельность на уроке



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Совокупность взаимосвязанных банковских учреждений, функционирующих на территории страны, составляют банковскую систему. Банковская система — органичный и неотъемлемый элемент экономики. Это означает, что функционирование банков следует рассматривать в тесной связи со всеми процессами, происходящими в экономической жизни общества.

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Центральный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Технологическая карта урока "Планеты Солнечной системы"

Данный  урок  в образовательной программе 3 класса по английскому языку входит  в  раздел «Я лучший пловец» (сравнение прилагательных) и  является  четвертым,...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления".

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления" позволяет педагогам: структурировать основные этапы занятия, наглядно представлять деятельность обучающихся, а также определить конечн...

Технологическая карта урока биологии "Кровеносная система. Кровь", 7 класс

Цели:1. Образовательные:Сформировать представления об эволюционном изменении органов кровообращения животных.Проследить эволюцию кровеносной системы  от дождевых червей до млекопитающих.Выяснить ...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА Практического занятия по теме «Банковская и денежная системы России» по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный (английский) язык Базовая подготовка по специальности 38.02.07 БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА практического занятия по теме «Банковская и денежная системы России» по учебной дисциплине ОГСЭ. 03 Иностранный (английский) язык. Базовая подгото...