Технологическая карта урока: "Правонарушения и юридическая ответственность"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности, воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

урока по обществознанию в 9 классе

 Тема:

 Правонарушения и юридическая ответственность.

Тип урока:

 урок открытия новых знаний

Формы:

 индивидуальная, фронтальная, работа в паре, работа в группах.

Цели урока:

-формирование знаний о правонарушении и видах юридической ответственности;

- воспитание у учащихся гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;

-способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся.

План урока

1. Правонарушения и его признаки.

2. Виды правонарушений.

3. Юридическая ответственность.

4. Виды юридической ответственности

Основные понятия

Правонарушения, юридическая ответственность, проступок, преступление, уголовная ответственность

Планируемые результаты

Предметные

приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний;

ознакомятся с понятиями «правонарушение», «проступок», «преступление», «юридическая ответственность», с видами юридической ответственности.

Метапредметные

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; умение выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

 

Личностные

продолжить формирование правовой культуры и правовой грамотности; продолжить формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности

Ресурсы урока:

  1. Обществознание. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.И.Матвеева. М.: Просвещение, 2017.
  2. Карточки с заданиями (см. приложение № 1,2).
  3. Презентация учителя.
  4. Видеоролик.
  5. Лист с критериями (см. приложение № 3).
  6. Лист самооценки (см. приложение № 4).
  7. Папки четырех цветов.

Ход урока

                          I. Организационный момент начала урока.   (0,5мин)

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли подготовлено вами к уроку.

II этап- повторение и актуализация опорных знаний (4 минуты)

Содержание деятельности учителя

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы. «Мозговой штурм». Необходимо вставить пропущенные слова в определении.        

Содержание деятельности обучающихся

Отвечают на вопросы. Вставляют пропущенные слова.

III этап – целеполагание (4 минуты)

Содержание деятельности учителя

-  Мне сказали, что сегодня в этом классе собрались лучшие интеллектуалы школы, поэтому я пришла к вам с ящиком как знатокам. Прошу посмотреть на видео - фрагмент и ответить на вопрос что находится в ящике.

- Как вы уже догадались, в ящике находится (Уголовный Кодекс РФ).(слайд на экране)

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) — основной и единственный источник уголовного права, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации.

Тема сегодняшнего урока «Правонарушения и юридическая ответственность»

- Ребята скажите, пожалуйста, как вы думаете, что вы сегодня узнаете на уроке?

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся определяют тему урока и вопросы, которые будут изучены на уроке, а также объясняют, почему важно изучать эту тему.

1) объяснить значения понятий правонарушение, преступление, проступок;

2) изучить виды юридической ответственности;

3) прийти к пониманию, почему каждый гражданин должен знать законы своей страны

IV этап - изучение нового материала (8 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, как вы думаете, а что же такое правонарушение?»

Учитель: «Давайте сравним ваши определения, с понятием, которое предлагает автор учебника».

Слайд с определением на экране.

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся находят определение в учебнике, записывают его в тетрадь.

Учитель выводит на экран слайд № 4 и предлагает сравнить две ситуации. Найти, в которой из них говорится о правонарушении и объяснить, почему.

На экране появляется слайд № 5, на котором ссылка на закон, как подтверждение указанной ситуации.

Учащиеся анализируют ситуации и приводят свои аргументы.

Учитель предлагает учащимся заполнить две схемы «Признаки правонарушения» (слайд № 6)

и «Виды правонарушения» (слайд № 7).

И применить эти знания к указанной ситуации.

Учащиеся с помощью учебника заполняют схемы и анализируют ситуацию.

V этап - самостоятельная работа (9 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, сейчас каждая группа получит свое задание, которое вам необходимо выполнить с помощью учебника и подготовиться к ответам».

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся помогают учителю раздать папки четырех цветов.

Учащиеся анализируют кейс и должны найти ответы на вопросы к кейсу.

VI этап – ответы на вопросы кейса и заполнение таблицы (10 минут)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, вы закончили самостоятельную работу. Сейчас мы с вами будем обсуждать ваши кейсы. В ходе обсуждения вы должны заполнить таблицу «Юридическая ответственность».

Учитель выслушивает учащихся, если необходимо корректирует их ответы и просит обратиться к информации в учебнике.

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся высказывают свои предположения по кейсу. После обсуждения каждого кейса, учащиеся заполняют таблицу.

VII этап - проверка и самооценка (3,5 минуты)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, обменяйтесь своими работами с соседями и проверьте друг друга».

Учитель на экране выводит таблицу с ответами (слайд № 8).

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся обмениваются работами и проверяют их.

Учитель: «Ребята, заполните лист самооценки работы на уроке и проанализируйте вашу работу на уроке».

Учащиеся заполняют лист самооценки.

VIII этап – домашнее задание (1 минута)

Содержание деятельности учителя

Учитель: «Ребята, откройте пожалуйста дневники, и запишите домашнее задание».

Учитель выводит на экран с домашним заданием (слайд № 10).

Содержание деятельности обучающихся

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение № 1. Кейсы.

1.Кейс № 1 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 17).

 Гражданин Иванов Н.Н. работает в компьютерной фирме «Компьютер-сервис». Иванов ежедневно опаздывает на работу на 15-20 минут. Нерегулярно заполняет рабочую документацию. Однажды потерял договор на поставку компьютерной техники.

Вопросы к кейсу:

  1. Являются действия Иванова Н.Н. правонарушением? Свой ответ обоснуйте.
  2.  Как можно классифицировать действия Иванова, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили на месте работодателя Иванова и почему?

Кейс № 2 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 19).

Старшеклассники Михаил, 17 лет, опаздывал в школу. Он очень торопился, так как на первом уроке у него должна была быть контрольная работа по алгебре. Подходя к перекрестку, он увидел, что уже загорелся красный свет. Так как поблизости не было машин, а до звонка оставалось три минуты, Михаил быстро перебежал дорогу на красный свет.

Вопросы к кейсу:

  1. Является действие Михаила правонарушением? Свой ответ обоснуйте.
  2.  Как можно классифицировать действия Михаила, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили на месте Михаила и почему?

Кейс № 3 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 20).

Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и мобильные телефоны и говорили, что, если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится.

Вопросы к кейсу:

  1. Докажите, что действия старшеклассников являются правонарушением?
  2. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие наказания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили, если бы среди ваших одноклассников оказались такие ученики?

Кейс № 4 (Ответьте на вопросы, используя материал §10 и § 16).

Гражданка Петрова Н.И. купила в магазине компьютер. На покупку был выписан товарный чек. Дома покупательница обнаружила, что компьютер имеет дефект: не загружается операционная система. Гражданка Петрова принесла компьютер в магазин и попросила возврата денег. Продавец отказался принять бракованный товар.

Вопросы к кейсу:

  1. Являются ли действия продавца правонарушением?
  2. Как можно классифицировать действия продавца, как проступок или преступление? И почему?
  3. Какой вид юридической ответственности последует за данное правонарушение?
  4. С какого возраста наступает юридическая ответственность за правонарушение такого вида?
  5. Какие взыскания предусмотрены за правонарушения такого вида?
  6. Как бы вы поступили на месте гражданки Петровой?

 Приложение №2. Таблица для работы в парах

    виды

 юридической

 ответственности

санкции

Возраст, с которого наступает  юридическая ответственность

Статьи какой отрасли права нарушаются

Фамилии:

Приложение № 3. Лист с критериями оценки.

Критерии

баллы

Критерий 1. Самостоятельная работа с кейсом

- ученики самостоятельно дали правильные ответы на 6 вопросов

- ученики самостоятельно дали правильные ответы на 4-5 вопросов

- ученики самостоятельно дали правильные ответы на 2-3 вопроса

 - ученики самостоятельно дали правильные ответы на 0-1 вопрос

 4 балла

3 балла

2 балла

0 баллов

Критерий 2. Заполнение таблицы

- ученики правильно заполнили 4 столбика

 - ученики правильно заполнили 3 столбика

-ученики правильно заполнили 2 столбика

 - ученики правильно заполнили 0-1 столбик

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Критерий 3. Работа в паре

 - оба ученика принимали активное участие в работе

 - один из учеников отказывался работать

1 балл

0 баллов

Критерий 4. Время выполнения работы

 - ученики выполнили все задания

 - ученики не выполнили все задания

1 балл

0 баллов

Перевод первичных баллов в 5-балльную систему

Первичные баллы

Отметка

8-9 баллов

«5»

6-7 баллов

«4»

4-5 баллов

«3»

0-3 балла

«2»

Приложение № 4. Лист самооценки.

Критерий

Да/нет

Я определил (-а) тему урока

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я участвовал (-а) в публичном обсуждении кейса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме:"Правонарушения и юридическая ответственность"...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс

Данная разработка предназначена для проведения обобщающего урока по теме «Правонарушения и юридическая ответственность». Рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся с учебником....

Конспект урока "Правонарушение и юридическая ответственность" 9 класс

Цель: охарактеризовать понятие “правонарушение” и объяснить его связь с понятием “юридическая ответственность” (слайд 1).Планируемые результаты:Личностные: формировать правовое сознание учащихся.Предм...

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"

Конспект урока "Правонарушения и юридическая ответственность"...

Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"

Технологическая карта урока "Моральный выбор-это ответственность"...

Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс.

Технологическая карта урока «Правонарушения и их характеристика». Право. 10 класс....

Технологическая карта урока по Обществознанию _Юридическая ответственность_

Технологическая карта урока по Обществознанию _Юридическая ответственность_...