Закон на страже природы 7 класс обществознание. Урок для учащихся с ЗПР
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Суюндукова Зарина Менглибиевна

Это не простой урок в плане подготовки со стороны учителя, но интересный. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обществознания

Автор разработки: Суюндукова Зарина Менглибиевна, учитель обществознания

ОУ, класс: ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга, 7 класс

Тема: «Закон на страже природы»

УМК: Боголюбов Л.Н., изд-во Просвещение 

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование и дополнительные материалы: ПК, проектор, мультимедийная презентация, рабочий лист для учащихся (Приложение №1), раздаточный материал (Приложение № 2-6)

Цель урока: формирование представления о законодательной базе государства, направленной на охрану природы; способствовать воспитанию правильного экологического поведения учащихся.

Планируемые результаты

Предметные:

– знать и уметь объяснять понятия: «охрана природы», «неистощительное природопользование», «заповедники», «национальные парки»; строить высказывания с использованием обществоведческой терминологии.

–  характеризовать деятельность государства по охране природы;

– осознать последствия нарушения правил охраны природы для окружающей среды;

–  понимать важность наказания за нанесение вреда природе;

– уметь выполнять поиск нужной информации в обществоведческих источниках;

  - понимать значение природоохранной деятельности государства

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

планировать последовательность своих действий;

оценивать результаты выполненной деятельности;

–  проводить самодиагностику и коррекцию собственных учебных действий. 

Коммуникативные УУД:

 уметь слушать и вступать в диалог;

 формулировать собственное мнение и позицию;

 сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации;

Познавательные УУД:

 выполнять поиск и выделение необходимой информации;

  анализировать предложенную информацию по заданному критерию;

 систематизировать имеющуюся информацию;

   строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные:

– формировать понимание необходимости бережного отношения к природе; 

– уметь нести ответственность за свои решения;

развивать творческие способности через активные формы деятельности;

- осознавать эмоционально-ценностное отношение к содержанию изучаемой темы.

Технологическая карта

 1. Мотивационный модуль (5 минут).

Цель: Создание эмоционального настроя на работу на уроке. Определение темы и целеполагания урока.

Действия учителя

Действия учащихся

1.1 Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой на деятельность, проверяет готовность к уроку.

1.2 Подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью наводящих вопросов, которые открывают ключевые слова урока, карточки с которыми крепятся к доске (Приложение №5).

Учитель: Какой раздел учебника мы сейчас изучаем? (Карточка «ПРИРОДА»)

А почему мы говорим о природе на уроках обществознания? Ведь обществознание - это предмет, изучающий общество.

А как общество влияет на природу? (Предлагает рассмотреть иллюстрацию на слайде 1).

А что с природой может случиться в результате?

Значит природа нуждается в защите/в страже? (Карточка «СТРАЖА»)

И у нас есть стражник природы. Знакомьтесь, это супергерой, который борется за охрану природу. А как его зовут, узнайте, расположив буквы в правильной последовательности. Предлагает рассмотреть слайд 5 с изображением супергероя (Карточка «ЗАКОН»)

Как вы думаете, какую тему мы будем сегодня изучать?

1.3 Подводит учащихся к цели урока.

Учитель: Что есть у каждого супергероя?

А для чего они нужны?

А за что борется наш супергерой?

А знаем ли мы, какие конкретные суперсилы ему необходимы, чтобы успешно охранять природу?  

Как вы думаете, что мы должны выяснить на этом уроке?

1.1 Приветствуют учителя. Настраиваются на учебную деятельность.

1.2 Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока, записывают ее в рабочий лист (Приложение №1)

Учащиеся: «Природа».

Варианты ответов:

- Потому что общество, то есть люди - не могут существовать без природы

- Общество загрязняет, уничтожает природу, потребляет слишком много исчерпаемых ресурсов, то есть негативно воздействует на природу.

- Она может погибнуть

- Да.

Учащиеся формулируют тему: «Закон на страже природы».

1.3 Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Учащиеся: Супер-способности – суперсилы.

Чтобы спасать мир, бороться со злом.

За охрану природы.

Цель: выяснить, какие суперсилы необходимы нашему герою для охраны природы

2. Изучение нового материала. (28 минут)

Цель: Актуализация знания для восприятия новой информации. Осмысление последствий воздействия человеческой деятельности на природу.

Действия учителя

Действия учащихся

2.1 Работа над схемой «Охрана природы».

Учитель: Откуда появился наш герой? Кто его создал?

Да, и дело в том, что у государства таких законов много, каждый такой герой занимается своим определенным делом. А чем занимается наш герой?

Верно, он занимается охраной природы.

А что это такое? Давайте спросим у него! (Слайд 6)

Формулировка задания: используя абзац №2 и 3 на стр.141 учебника заполнить схему в рабочем листе.

Учащиеся по очереди озвучивают ответ, а учитель после каждого ответа показывает правильный вариант ответа на электронной доске.(Слайды 8, 9, 11)

2.2 Работа над статьей из ФЗ ««Об охране окружающей среды».

Учитель: Отлично, мы теперь точно знаем, что такое охрана природы и зачем она нужна. Так какие же суперсилы есть у нашего героя для охраны природы? Основной закон нашей страны -Конституция РФ – гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, но также обязан сохранять природу. давайте познакомимся с первой. Поэтому государство в 2002 году наделило нашего супергероя суперсилой и называется она:Федеральный закон «Об охране окружающей среды». (Слайд 13)

Формулировка задания: В рабочих листах выделить в статье 11 ФЗ ««Об охране окружающей среды»  ключевые слова, которые кратко отразят права граждан в сфере охраны окружающей среды

 Учащиеся по очереди озвучивают по одному, выделенному в тексте, праву, а учитель после каждого ответа демонстрирует правильный вариант ответа на электронной доске. (Слайд 15)

2.3 Формулировка правил по охране природы.

Учитель: Хорошо, данная суперспособность Закона наделила граждан РФ вышеуказанными правами. А теперь – давайте подумаем, как Закон их обеспечивает?

А какие это могут быть правила? Давайте выполним следующее задание и выясним это.

Формулировка задания: собрать пазл и сформулировать правило, которое было нарушено на изображении, используя подсказки (Приложение №2).

Демонстрирует иллюстрацию на электронной доске. После ответа учащегося, которому досталось данное изображение, демонстрирует верный ответ. (Слайды 19-24).

Учитель: Ребята, очень важно соблюдать правила по охране природы, чтобы ее сохранить, но также нужно соблюдать правила и по охране своего собственного здоровья!!! Давайте соблюдать правила.

 Объявляет физкультминутку.

Учитель: Отлично ребята, мы с вами соблюли правила, но собрав пазлы, мы увидели, что некоторые люди могут нарушать правила охраны природы. К чему это может привести? Давайте посмотрим.

Включает видео о лесных пожарах (Слайд 26)

Учитель: Пожар, который вы видели распространился на 100 гектаров леса, а причиной возгорания стал поджог травы, то есть из-за неправильного поведения людей.

Как в таком случае действует наш супергерой Закон? Он использует еще одну свою суперсилу – Уголовный кодекс РФ. (Слайд 28)

Ребята, как думаете, как работает эта сила? Давайте узнаем у супергероя (Слайд 29)

Формулировка задания: прочитать абзац №3, 4, 5 на стр.143 учебника и письменно ответьте на один понравившийся вопрос в задании №3 рабочего листа.                            

Просит трех учащихся ответить на вопросы задания.

                                                                                                                       

2.4 Работа над понятиями «заповедник» и «национальный парк».

Учитель: Смотрите, как хорошо следит за охраной природы наш Закон. Но есть территории, которые охраняются на повышенном уровне. Давайте узнаем, как они называются.

Формулировка задания: вставить недостающие элементы в схему из рабочего листа, используя информацию на доске (Приложение №5).              

Проводит фронтальный опрос и проверку выполнения задания.

2.1 Участвуют в диалоге с учителем. Работают над схемой в рабочем листе, выполняют задание 1.

Озвучивают и корректируют свои ответы при необходимости.

2.2 Изучают статью ФЗ ««Об охране окружающей среды».  Выполняют задание 2 в рабочем листе.

2.3 Формулируют  правила по охране природы.

Озвучивают ответ.

Просмотр видеоматериала.

Работают над понятиями «заповедник» и «национальный парк». Выполняют задание  в рабочем листе, заполняют схему из рабочего листа. Озвучивают свои ответы.

3. Закрепление. (4  минуты)

Цель: Применение полученных знаний для выражения отношения к проблемному вопросу урока.  

Действия учителя

Действия учащихся

3.1. Предлагает применить знания, полученные на уроке.

Формулировка задания: определить, в каких предложениях скрыто неверное утверждение. В ячейке рядом с предложением поставьте знак «+» (плюс), если утверждение верно, и знак «–» (минус), если неверно. (Приложение №3)

Проверяет при помощи фронтального опроса.

Предлагает самостоятельно поставить себе оценку, используя представленные критерии.

Учитель: Теперь оцените правильность выполнения задания и поставьте себе оценку. Кто выполнил на «5»? А кто на оценку «4»? Смотрите, какие вы молодцы!.

3.2 Предлагает вернуться к цели урока и определить, степень ее достижения.

3.1 Выполняют самостоятельно тестовое задание Осуществляют самопроверку.

Отвечают на вопросы учителя.

  4. Рефлексия. (2 минуты)

  Цель: Оценка деятельности учащихся на уроке.

Действия учителя

Действия учащихся

Предлагает оценить результаты своей работы на уроке при помощи магнитных карточек и прикрепить и х рядом с изображением супергероя на доске.

Оценивают результаты своей работы на уроке.

5. Домашнее задание (1 минута)

Домашнее задание дается дифференцированно.

  • На оценку «3» и «4»:
  • §17 – читать; устно ответить на вопросы из рубрики «Проверим себя»;  
  • закончить задание №4 в рабочем листе.    
  • Дополнительно на оценку «5»:
  • сделать краткое письменное  сообщение об одном из заповедников или национальных парков.

Приложение №1 

Тема урока: _______________________________________________________

Задание №1. Заполните схему, используя пункт «Природа нуждается в охране» (абзац №2,3) на стр.141 учебника.

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                       

Приложение №2

Простой уровень

Приложение №4

                             


Приложение №5


Приложение №6



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

А З Н О К З А К О Н

Слайд 4

Тема урока: «Закон на страже природы»

Слайд 5

Цель урока: выяснить, какие суперсилы необходимы нашему герою для охраны природы

Слайд 6

К сожалению, у меня нет времени рассказывать подробнее об охране природы. Поэтому выясните, что это такое – сами . Но…я оставил вам подсказки! Прочитайте абзац №2, 3 на стр.141 учебника и получите ответ!

Слайд 8

Охрана природы – это деятельность, направленная на сохранение природных богатств , предотвращение вредного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности людей. Неистощительное природопользование – это разумное использование природных ресурсов, их воспроизводство.

Слайд 9

РЕЗУЛЬТАТ Спасение природы

Слайд 11

Кто может заниматься охраной природы? государственные и местные органы власти; отдельные граждане. общественные организации; промышленные предприятия;

Слайд 15

на благоприятную окружающую среду; Гражданин имеет право: на ее защиту от негативного воздействия; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; на возмещение вреда окружающей среде.

Слайд 19

Правила по охране рыбных запасов

Слайд 20

Правила пребывания в лесах

Слайд 21

Правила утилизации отходов промышленности

Слайд 22

Правила по использованию лесных ресурсов

Слайд 23

Правила по охране водных ресурсов

Слайд 24

Правила по охране окружающей среды от вредного воздействия промышленности

Слайд 29

Узнать больше о моей суперсиле вы можете, прочитав абзацы №3, 4, 5 стр. 143 учебника

Слайд 31

Цель урока: выяснить, какие суперсилы необходимы нашему герою для охраны природы

Слайд 35

Домашнее задание: На оценку «3» и «4»: §17 – читать; устно ответить на вопросы из рубрики «Проверим себя»; закончить задание №4 в рабочем листе. Дополнительно на оценку «5»: сделать краткое письменное сообщение об одном из заповедников или национальных парков.



Предварительный просмотр:

Тема урока: _______________________________________________________

Задание №1. Заполните схему, используя пункт «Природа нуждается в охране» (абзац №2,3) на стр.141 учебника.

                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                       

                                                                                                                             Задание №4. Вставьте недостающие элементы в схему,                    

                                                                                                                                                  используя представленную на доске информацию.                                                                                                              

                       

                                     

ап



Предварительный просмотр:

 



Предварительный просмотр:

Определите, в каких предложениях скрыто неверное утверждение. В ячейке рядом с предложением поставьте знак «+» (плюс), если утверждение верно, и знак «» (минус), если неверно.

Утверждения

+ / –

1

Охраной природы может заниматься только государство.

2

Для этого оно создает законы, защищающие природу. Например, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляет права граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия.

3

Но, если окружающей среде нанесен вред, опасный для здоровья и жизни людей, то никто не обязан об этом сообщать, чтобы не создавать панику.

4

Чтобы не допустить нанесение вреда природе, нужно придерживаться обязательных правил, направленных на защиту воды, почвы, атмосферы, а также животных и растений. Если эти правила нарушаются, то на помощь может прийти Уголовный кодекс РФ.

5

За нарушения он наказывает граждан, но наказание у него только одно – это выплата больших штрафов.  

Теперь оцените правильность выполнения Вами задания.

5 правильных ответов – оценка «5»

4 правильных ответа – оценка «4»

Правильных ответов: ________                                     Оценка: ________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Закон на страже природы"

Презентация по теме "Закон на страже природы"  по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...

Конспект урока "Закон на страже природы"

Цель: воспитание чувства ответственности за охрану окружающей среды, включая и понимание общественной значимости (слайд 2).Задачи урока (слайд 3)Образовательные: - способствовать формированию знаний о...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Технологическая карта урока "Закон на страже природы"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА «МАСТЕР - КЛАСС» (2013)...

урок обществознания в 7 классе "Закон на страже природы"

сформировать представление у учащихся о природе как естественной основе жизнедеятельности человеческого общества и показать, что человек, вторгаясь в природную среду, порой отрицательно воздействует н...

Методическая разработка урока "Закон на страже природы"

Методическая разработка урока по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"...