Интерактивные технологии как эффективный инструмент организации современного урока
статья по обществознанию (10, 11 класс)

Статья на тему "Интерактивные технологии как эффективный инструмент организации современного урока обществоведческого цикла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Интерактивные технологии как эффективный инструмент организации современного урока»

Ортякова Инна Константиновна

преподаватель общественных дисциплин

Федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Уссурийское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 Многолетняя практика работы подтверждает, что такие интерактивные технологии, как деловые игры являются эффективным инструментом организации современного урока.

Преподаватель Стэнфордского университета Дэн Клайн говорит, что в каждом человеке находится большой запас креативности, который поможет в любой ситуации найти подходящее решение. В процессе преподавания общественных дисциплин-  обществознания, экономики и права я нашла место применению интерактивных технологий. На этих дисциплинах, которые во многом изучают особенности социальной действительности, с которыми в повседневной жизни сталкивается каждый из нас, как нельзя лучше можно вовлечь обучающихся в продуктивный процесс мыследеятельности, который будет способствовать развитию их креативности, а также коммуникативных навыков и общей эрудиции.

Разновидностью существующих интерактивных технологий являются деловые игры.

Деловая игра представляет собой систему ролевых функций и установок для моделирования, и исследования возможных взаимоотношений. Основным достоинством деловых игр является включенность обучающихся в конкретную ситуацию, возможность творчески проявить себя. В игровой ситуации складывается особая среда, качественно отличающаяся от традиционных учебных форм. На уроках с применением деловых игр выстраиваются отношения конструктивного сотрудничества и здоровой конкуренции, способствующие развитию потенциала каждого обучающегося. Деловая игра способствует тому, что обучающийся обретает свое собственное творческое лицо, иногда неожиданное для других обучающихся и преподавателя.

Командная работа через взаимодействие друг с другом повышает заинтересованность, активизирует образовательный процесс. При таком обучении каждый обучающийся вносит свой особый вклад в получение образовательного результата. Обучающийся приобретает особый опыт, который впоследствии могут применить во внеучебной деятельности.

Моделирование и проигрывание сценариев различных жизненных ситуаций и ролей, разнообразие предлагаемых решений позволяет обучающимся осмыслить полученные теоретические знания применительно к конкретной ситуации и способствует развитию рефлексивных способностей.

В данной публикации я поделюсь с вами двумя практиками использования формата деловой игры на уроках права и экономики.

Образовательная игра «Всё для победы»

Данная деловая игра проводилась мной на уроке права в целях повышения уровня правовой культуры обучающихся, побуждение к изучению избирательного права и избирательного процесса.

В ходе игры, обучающиеся разбиваются на команды, основная задача которых - разработать предвыборную компанию для выдвигаемого ими кандидата.

В ходе прохождения этапов деловой игры перед обучающимся ставятся следующие задачи:

  • придумать историю кандидата;
  • определить цели и задачи кандидата его политический вектор;
  • разработать программу кандидата с планируемыми действиями;
  • продумать аргументацию почему стоит выбрать определенного кандидата;
  • придумать пути информирования избирателей о кандидатах и продумать иные особенности предвыборной кампании.

Игра разделена на этапы, предполагающие работу в группах и публичное представление достигнутых результатов.

В группах обучающимся предлагается выбрать для себя роли: кандидат, политтехнолог, идеолог, проектный менеджер, а также имеется возможность одну роль определить самостоятельно. Жесткими рамками обучающиеся не ограничены, поэтому вольны творчески подойти к подготовке предвыборной кампании. Единственное уточнение – мероприятия не должны нарушать нормы российского законодательства.

Участие в подобной деловой игре кроме всего прочего позволяет формировать активную гражданскую позицию у обучающихся, которым через некоторое время предстоит стать участниками демократических выборов, проводимых в Российской Федерации.

Образовательная игра «Идея на миллион»

Деловая игра проводилась мной на уроке экономики в целях повышения финансовой культуры обучающихся и создания условий для закрепления материала о ведении предпринимательской деятельности.

«Идея на Миллион» — это настольная карточная игра, суть которой предметно раскрывается в названии. Можно сказать, что это симулятор стартапа. Обучающимся на уроке предлагается представить, что они начинающие предприниматели и сформулировать стратегию запуска проекта. За 45 минут обучающимся предстоит вжиться в роль и почувствовать себя предпринимателем, пройти все этапы развития своей бизнес-идеи, от подготовки ее к запуску до продвижения на рынке.

Пройти все этапы помогают карточки с наводящими вопросами и заданиями. Перед началом каждого этапа, представитель от команды выбирает новые карточки с заданиями этапа. Затем проводятся обсуждение в команде и презентация наработок команд по запуску стартапа. Самые конструктивные предложения, озвученные командам в ходе проработки этапов запуска своей идеи, фиксируются на общей доске и используются для формирования общей стратегии.

 В результате применения формата деловых игр достигается следующая цель образовательного процесса: более глубокое усвоение обучающимися изучаемого предмета и формирование опыта, необходимого для будущей жизнедеятельности.

Игры не только позволяют углубить знания по профильным темам, но и развивают навыки публичных выступлений, коммуникаций, работе в команде - важные навыки для развития обучающихся сегодня и в дальнейшей жизни. Важно, что в процессе игры в них можно ошибаться, чтобы завтра избежать повторения ошибок в реальности.

Подводя итог, можно сказать, что в интерактивном обучении существенно, по сравнению с традиционными технологиями, меняется роль преподавателя. Преподаватель становится помощником, создавая условия, которые стимулируют обучающихся проявлять инициативу. Основная же задача преподавателя как организатора деловой игры - внешнее управление всем игровым процессом обучения и развития через соорганизацию взаимодействия участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии и Интернет -ресурсы на современном уроке - эффективная организация образовательного процесса

В условиях нарастающего потока информации и расширения информационного пространства необходимо адаптировать школьников к современной жизни, а значит, научить их самостоятельно осваивать и систем...

Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные, интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды.

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодей...

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Проблемы организации современного урока технологии в школе.

Проблемы организации современного урока технологии в школе....

Методическая разработка: Интерактивный плакат как эффективный инструмент обучения детей

Интерактивный плакат – многомерный инструмент, позволяющий соединить в себе различного рода электронные ресурсы и создать активную развивающую среду. Педагог может  активно использовать в с...

Эффективные способы организации современного урока

Материал для педсовета или собрания МО...