Обобщающий урок по теме: «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».
методическая разработка по обж (6 класс) по теме

Бастрикова Елена Юрьевна

Этот урок разработан по предмету ОБЖ для 6 класса с учетом программы. Возможно использовать для уроков ОБЖ средних классов. Материал урока дает полное представление как действовать в тех или иных ситуациях. Также дается название методического материала к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok._obzh.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме:

 «Стихийные бедствия и защита населения от их последствий».

Цель: Знать какую угрозу для человека представляют стихийные бедствия, порядок оповещения населения, основные правила поведения населения при угрозе стихийного бедствия.

Задачи:

  1. Умение работать в коллективе.
  2. Знать меры безопасности и их применение.
  3. Умение строить правильно предложение, отвечать полным ответом, умение пользоваться плакатами и таблицами.

Наглядность для урока: плакаты «Стихийные бедствия».

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

 - Здравствуйте, садитесь! Сегодня мы подведем итог нашей работы, обобщим знания о стихийных бедствиях какие бывают в природе. Да, ребята окружающий мир прекрасен. Прекрасны леса и поля, горы, моря и реки, животный и растительный мир во всем своем многообразии. Мы называем всё это (произносят хором) природой. Любуясь природой пользуясь ее щедротами мы подчас забываем об опасностях, которые она в себе таит, а иногда и пренебрегаем ими.

 - К стихийным бедствиям относятся: землетрясения, наводнения, ураганы, сели и оползни, снежные заносы, лесные пожары и другие явления возникающие, как правило, внезапно.

 - По-разному можно встретить стихийные бедствия растерянно, даже обреченно, или спокойно с верой в собственные силы.

 - Но уверенно принять вызов стихийных сил, природы могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет правильное решение: спасет себя и окажет помощь другим.

 - Первый вопрос который мы рассмотрим: Землетрясение.

На доске плакат «Землетрясение».

Ученик 1 – Землетрясение – это подземные толчки или колебания земной поверхности. Какие же меры безопасности нужно знать?

  1. Покинуть помещение за 15-20секунд.
  2. В многоэтажных домах толчки переждать в квартире стоя в дверном или балконном проеме распахнув двери.
  3. Держаться подальше от окон, шкафов, стеклянных перегородок.
  4. С верхних этажей спускаться по лестнице.
  5. На улице отойти от зданий в направлении площадей.
  6. Если в общественном транспорте – не выскакивать на ходу.
  7. Если вы оказались под обломками – не паникуйте, помощь придет обязательно.

 - Второй вопрос который мы рассмотрим «Наводнение». На доске плакат «наводнение».

Ученик 2 - Наводнение – это временное затопление значительной части суши в результате подъема уровня воды в реке, озере или море. Что же делать если возникла угроза наводнения?

  1. Люди, проживающие на нижних этажах, переходят на более верхние; в одноэтажных домах занимают чердачные помещения.
  2. Эвакуация проходит всеми различными способами. Взять с собой документы, теплые вещи.
  3. Оказавшись при наводнении  в поле –  на возвышенное место, если нет такой возможности – забраться на дерево.
  4. Оказавшись в воде с большим количеством водорослей, избегайте  порывистых и энергичных движений. Лечь на спину, передвигаясь по поверхности спокойно работая ногами.

 - Следующий вопрос у нас на рассмотрении – это Ураган.

 На доске плакат «Действия при урагане».

Ученик 3 - Ураган – это ветер большой силы и значительной продолжительности. Какие меры предосторожности следует соблюдать при урагане?

  1. Если ураган застал вас на улице – укрыться в ближайшем прочном здании, заглубленном помещении.
  2. Находясь в здании отойти от окон. Безопасное место – это внутренние помещения кирпичных зданий (погреба, подвалы).
  3. На открытой местности укрыться в канаве яме, другой любой выемке, лечь на дно и плотно прижаться к земле.
  4. При грозе с ураганом – опасные отдельно стоящие: дуб, лиственница, ель, тополь. В березу и клен молния ударяет редко.

 - Следующий вопрос  - «Сели и оползни».

 На доске плакат «Сели и оползни»

Ученик 4 – Сель – это поток с гор смеси воды песка, грязи и оползня камней.

  1. В случае оповещения о приближающихся селевых потоках покинуть помещение и выйти в безопасное место.
  2. Покидая жилище, следует перекрыть газовые краны, выключить свет, электроприборы.

 - Оползни – это скользящие смещение участков земной поверхности по склону под действием собственного веса.

  1. В случае оповещения о начавшемся оползне – покинуть жилище и быстро выйти в безопасное место.

 - Следующий вопрос «Лесные пожары». На доске плакат «Лесные пожары»

Ученик 5 – Вы знаете, что пожар – это стихийное распространение огня вышедшее из под контроля человека. Лесные пожары бывают 3 х видов:

  1. Низовые – горит надпочвенный слой.
  2. Верховые – горит крона деревьев.
  3. Почвенные – огонь происходит в толще горючего материала.

Что нужно делать при пожаре?

  1. Не торопится оценить обстановку.
  2. При низовом пожаре – преодолевать кромку огня против ветра, укрыв голову и лицо верхней одеждой.
  3. Из любого пожара – в наветренную сторону используя открытые пространства.
  4. Если загорелась одежда – перекатывайтесь по земле, сбивая пламя. Бежать  в этом случае нельзя – это еще больше раздует пламя.

 - Следующий вопрос «Снежные заносы».

На доске плакат «Снежные заносы». 

 - Ученик 6. Снежные заносы возникают в результате обильных снегопадов и метелей, продолжаются от нескольких часов до нескольких суток.  – Основным опасным фактором для человека в этих условиях является воздействие низких температур (обморожение, приводящее к замерзанию). В отдельных районах с наступлением зимнего периода по участкам между домами натягивают канаты, чтобы лучше передвигаться.

 - Стихийные действия сил природы пока еще не подвластны человеку. Но знания правил поведения при Ч.С., их своевременное и точное выполнение – важнейшее условие личной безопасности окружающих.  Но из всех стихийных бедствий в нашем регионе имеет значение сильные морозы, весенние наводнения (разлив рек). Особое внимание нужно обратить на наше поведение во время этих Чрезвычайных ситуаций.

 - Как вести себя вот в такой ситуации: когда мороз, и вы ждете автобус на остановке? Двигаться или забиться в угол остановки? Как одеваться в школу при сильном морозе, что одеть лучше варежки или перчатки?

 - Почему нельзя растирать замерзшие участки лица снегом? (снежинки состоят из кристалликов льда и может возникнуть травма).

 - Что способствует обморожению человека? (ученики называют факторы).

В конце урока учитель рассказывают сказку:

 - «Ехали два мужика один богатый, другой бедный. Стал Мороз дуть на богатого мужика, он поплотнее укутался; стал дуть на бедного мужика, а он спрыгнул с саней и рядом бежит и …(кто из них быстрей замерзнет?).

 - Окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока ОБЖ в 8классе "Обеспечение химической защиты населения"

Презентация предназначена для урока ОБЖ в 8классе.Подробнее изложен материал по способам защиты населения. Важность этой темы обуславливается наличием на территории России большого количества химическ...

Конспект урока по УМК Spotlight (Английский в фокусе) 8 класс по теме «Стихийные бедствия, природные катаклизмы» (с использованием презентации в Power Point)

Класс 8УМК Spotlight 8 ("Английский в фокусе" 8 класс)Модуль 5а стр.74-75Тема: «Стихийные бедствия, природные катаклизмы».Урок с использованием презентации в Power Point на тему «Natural Disasters»Пре...

Урок ОБЖ в 10 классе. "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Урок ОБЖ в 10 классе. " Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени". Данная тема урока изучается в разделе 6 "Основы обороны государства" и главы 12 "Гражданская о...

урок по ОБЖ 8 класс Обеспечение защиты населения при авариях на пожаровзрывоопасных объектах

Обеспечение защиты населения при авариях на взрывопожароопасных объектах, 8 класс ОБЖ ...

Урок ОБЖ в 10-11 классах. Защита населения от ЧС мирного и военного характера

Урок ОБЖ для 10-11 классов. Цель:расширить знания учащихся о ЧС и их видах, познакомить с Единой государственной системой предупреждения и ликвидации ЧС, ее предназначением и основными задачами, раскр...

Открытый урок по теме "Стихийные явления"

Урок "Стихийные явления" 8 класс...

Презентация к уроку " на тему Стихийные природные явления "6 класс.

Презентация  к уроку " на тему Стихийные природные явления "6 класс....