Рабочая учебная программа по ОБЖ 10 -11класс
рабочая программа по обж (10 класс)

Сергей Дымбрылович Данзанов

   Рабочая  программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации  к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова,  Москва, Просвещение, 2012 г.

В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащих­ся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных си­туациях природного, техногенного и социального характера.          В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязан­ности и военной службе», письмом Министерства общего и про­фессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12,  приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134  от «  24  » февраля2010 г.  в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI клас­сов введен раздел «Основы военной службы».

     Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

     Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.  На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

      Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитаниеценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10-11klassobzh.docx66.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение

 Тэгдинская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы:_____________

О.Ж.Гончикдоржиева

«_1_» сентября_2019 г

Рабочая программа

«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»    

Среднее (полное) общее образование,

( базовый уровень)

Предмет:   Основы безопасности жизнедеятельности

Класс:     10-11

Количество часов:     по  34  (1 час в неделю)

Тип программы:  общеобразовательная

ФИО учителя: Преподаватель – организатор основ БЖД

Данзанов Сергей Дымбрылович.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_______   Дымчикова Б.В.

«_1_» сентября_2019г

РАССМОТРЕНО на заседании МО

Протокол №1 от «_1»сентября_2019г

Руководитель МО

________  Индраева Я.Ж.

        

2019-2020 уч.  год

Пояснительная записка

   Рабочая  программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования а также на основе положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента России от 12 мая 2009 г № 537) и Концепции Федеральной подготовки граждан российской Федерации  к военной службе на период до 2020 года (Распоряжение Правительства РФ от 3 февраля 2009 г. № 134-Р), авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова,  Москва, Просвещение, 2012 г.

В курсе ОБЖ для X—XI классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.         В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-12,  приказа Министра Обороны РФ и Министерства образования и науки РФ № 96 /134  от «  24  » февраля2010 г.  в программу курса ОБЖ для обучающихся X—XI классов введен раздел «Основы военной службы».

     Обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

     Содержание стандарта по курсу ОБЖ разработано в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.  На ступени старшей школы содержание направлено на подготовку к военной службе, выбору траектории профессиональной карьеры, формирование репродуктивного здоровья, на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

      Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитаниеценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; военно-патриотическое воспитание.

Принципы здоровье сберегающей деятельности:

1. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
2. Принцип ненанесения вреда
3. Принцип триединого представления о здоровье физическом, нравственном, психическом
4. Принцип приоритетного применения активных методов обучения и воспитания
5. Принцип соответствия содержания и организации процесса обучения и воспитания возрастным особенностям учащихся
6. Принцип отсроченного результата
7. Принцип активной обратной связи

Гипотеза:

повышение результатов обученности, сохранение здоровья обучающихся, сформированность навыков ЗОЖ будут возможны при выполнении следующих условий:

  • образовательный процесс организовать с учетом возрастных и психологических особенностей личности,
  •  предоставить возможность для развития и самореализации,
  •  взаимодействие педагогической и медико-профилактической деятельностей в образовательном пространстве,
  • взаимодействие образовательного учреждения и других социальных институтов в здоровьесберегающей деятельности,
  • учебно-воспитательный процесс организован с учетом рационального распределения рабочего времени.

   Образовательный и воспитательный процесс строится на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных методов и информационных технологий.

Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности в 10-11 классах:

  1. Углубленное изучение тем в области безопасности жизнедеятельности, формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и индивидуальной системы здорового образа жизни дляповышение защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
  2. Расширение представлений об экстремизме и терроризме, уяснение социальных причин их возникновения, формирование антитеррористического поведения и способности противостоять террористической и экстремистской идеологии и практике.
  3. Совершенствования военно-патриотического воспитания и повышения мотивации к военной службе в современных условиях, получение начальных знаний в области обороны и обучение по основам военной службы и по военно-учетным специальностям в объеме, необходимом для военной службы.
  4. Распознавание и анализирование особенностей жизнедеятельности человека при его автономном пребывании в различных природных условиях.
  5. Окончательное формирование модели своего поведения при возникновении различных чрезвычайных ситуаций.
  6. Применение в реальных природных условиях различных способов ориентирования на местности.
  7. Анализирование основных направлений организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций.
  8. Обоснование  основного предназначения Единой государственной системы предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
  9. Формирование негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков как к факторам, оказывающим пагубное влияние на здоровье.
  10. Формирование убеждения в ключевой роли благополучной семьи в обеспечении здоровья личности и общества, а также в демографической безопасности государства.

Общая характеристика  предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в старшей школе (10-11 классы) реализует комплексный подход к формированию у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности и подготовке их к военной службе при модульной структуре содержания предмета.

Структура предмета  «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя  три учебных модуля и семь разделов.

Учебные модули

Модуль-1

Модуль-2

Модуль-3

Основы безопасности личности, общества и государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Обеспечение военной безопасности государства.

Разделы

1

Основы комплексной безопасности

4

Основы здорового образа жизни

6

Основы обороны государства

2

Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера

5

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

7

Основы военной службы

( в т.ч. учебные сборы)

3

Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1  «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ». Основу содержания данного раздела составляет характеристика терроризма и экстремизма, формирование у учащихся антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе террористического акта. Изучение раздела 3 модуля 1 предусмотрено в 10 и 11 классах.

Модульный принцип построения содержания курса ОБЖ позволяет:

  • Последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
  • Сформировать представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, о причинах их возникновения и возможных последствиях.
  • Уяснить основные положения законодательства Российской Федерации в области безопасности.
  • Сформировать морально-психологические и физические качества  и мотивации для успешного прохождения военной службы в современных условиях.
  • Более подробно ознакомиться с организационными основами системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
  • Повысить эффективность процесса формирования у учащихся  современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим предметам, а также с учетом особенностей обстановки в регионе в области безопасности.
  • Эффективнее использовать межпредметные связи, что способствует формированию у учащихся целостной картины окружающего мира.
  • Обеспечить непрерывность образования  и более тесную преемственность процессов обучения  и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на третьей ступени образования.
  • Более эффективно использовать материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его «привязку» к конкретным разделам и темам.
  • Более эффективно организовывать систему повышения квалификации  и профессиональную подготовку преподавателей-организаторов ОБЖ.

Учебно-методический комплект:Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2017.

     Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2017.

Учебник, построенный по модульному принципу рассматривает теоретические и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности (в том числе противодействие терроризму). Излагает основы начальных знаний о воинской обязанности и об обороне государства.

Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в учебном плане.

        Для реализации содержания, учебных целей и задач предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 10 и 11 классах в программе предусмотрено 104 часов на 2 года обучения (2 часа в неделю в 10 классе (включая сборы – 35 ч.) и 1 час в неделю в 11 классе). Этот объем для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» определен на базовом уровне (разделы 1-6 программы). Кроме того, после окончания занятий в 10 классе предусмотрено проведение  с учащимися (гражданами мужского пола), не имеющими противопоказаний по состоянию здоровья, учебных сборов в течение 5 дней (35 часов). (Изучается раздел 7 «Основы военной службы»).

Содержание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Модуль 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Автономное пребывание человека в природной среде. Добровольная и вынужденная автономия. Способы подготовки человека к автономному существованию.

Обеспечение личной безопасности на дорогах. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя.

Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре.

Обеспечение личной безопасности на водоемах в различное время года. Безопасный отдых у воды. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах.

Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Меры безопасности при работе с инструментами. Безопасность и компьютер.

Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные криминогенные ситуации на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера для минимизации их последствий.

Современный комплекс проблем безопасности военного характера.

Военные угрозы национальной безопасности России. Национальные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, суверенитета, демократического развития  государства, обеспечение национальной обороны.

Характер современных войн и вооруженных конфликтов. Военный конфликт, вооруженный конфликт, локальная война, региональная война, крупномасштабная война.

Раздел  2, Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Нормативно-правовая база  и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура  и задачи.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм -  чрезвычайные опасности для общества и государства.

Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния. Экстремизм и экстремистская деятельность. Основные принципы и направления террористической и экстремистской деятельности.

Нормативно-правовая база борьбы с экстремизмом и терроризмом в Российской Федерации.

Основные положения Конституции Российской Федерации, положения Федеральных законов «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремистской деятельности», положения Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в которых определены нормативно-правовые основы борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Роль государства в обеспечении защиты населения страны от террористической и экстремистской деятельности и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Национальный антитеррористический комитет (НАК), его предназначение, структура и задачи.Контртеррористическая операция и условия её проведения. Правовой режим контртеррористической операции.Роль и место гражданской обороны в противодействии терроризму.

Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Участие Вооруженных Российской Федерации в пресечении международной террористической деятельности за пределами страны.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Значение нравственных позиций и личных качеств в формировании антитеррористического поведения.Роль культуры безопасности жизнедеятельности по формированию антитеррористического поведения и антиртеррористического поведения и антитеррористического мышления.

Уголовная ответственность за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовная ответственность за террористическую деятельность. Уголовный кодекс Российской Федерации  об ответственности за участие в террористической деятельности. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» об ответственности за осуществление экстремистской деятельности. Уголовный кодекс Российской Федерации об уголовной ответственности за экстремистскую деятельность.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта. Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим от теракта.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний.

Сохранение и укрепление здоровья – важная часть подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности. Основные требования, предъявляемые к здоровью гражданина при поступлении его на военную службу. Духовные и физические качества человека, способствующие успешному выполнению обязанностей в профессиональной деятельности.

Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни как индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление его здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Основные  составляющие здорового образа жизни.

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность. Основные понятия о биологических ритмах человека, профилактика утомления.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека. Необходимость выработки привычки на уровне потребности к систематическим занятиям физической культурой.

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и употребление алкоголя – разновидность наркомании. Наркомания – это практически неизлечимое заболевание, связанное с зависимостью от употребления наркотиков. Профилактика наркомании.

Правила личной гигиены. Личная гигиена, общие понятия  и определения. Уход за кожей, зубами и волосами. Гигиена одежды. Некоторые понятия об очищении организма.

Нравственность и здоровье.

Формирование правильных взаимоотношений полов. Семья и её значение в жизни человека. Факторы, оказывающие влияние на гармонию семейной жизни. Качества, необходимые для создания прочной семьи.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), пути их передачи, причины, способствующие заражению. Меры профилактики.

ВИЧ-инфекция и СПИД, основные пути заражения. Профилактика ВИЧ-инфекции. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.

Семья в современном обществе. Брак и семья, основные понятия и определения. Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Сердечная недостаточность и причины её возникновения. Общие правила оказания первой помощи при острой сердечной недостаточности. Инсульт, причины его возникновения, признаки возникновения. Первая помощь при инсульте.

Первая помощь при ранениях. Понятие о ране, разновидности ран. Последовательность  оказания первой при ранениях. Понятия об асептике и антисептике.

Основные правила оказания первой помощи.

Правила остановки  артериального кровотечения. Признаки артериального кровотечения, методы временной остановки кровотечения. Правила наложения давящей повязки. Правила наложения жгута.

Способы  иммобилизации и переноски пострадавшего.

Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

Первая помощь при черепно-мозговой травме, травме груди, травме живота.

Первая помощь при травме в области таза, при повреждениях позвоночника, спины.

Первая помощь при остановке сердца. Реанимация. Правила проведения сердечно-легочной реанимации. Непрямой массаж сердца. Искусственная вентиляция лёгких.

Модуль 3. Обеспечение военной безопасности государства.

Раздел 6. Основы обороны государства

Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

Гражданская оборона - как составляющая обороны государства, предназначение и задачи гражданской обороны по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные виды и их поражающие свойства. Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

Инженерная  защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения гражданской обороны. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты. Основные средства защиты органов дыхания, средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Правила использования средств индивидуальной защиты.

Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ  в зоне чрезвычайной ситуации.

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, её предназначение и задачи. План гражданской обороны общеобразовательного учреждения (ООУ). Обязанности учащихся.

Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества.

История создания Вооруженных Сил России.

Памяти поколений – дни воинской славы России, дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории государства.

Состав Вооруженных Сил Российской Федерации и управление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Сухопутных войск.

Военно-воздушные силы (ВВС), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-воздушных сил.

Военно-морской флот (ВМФ), его  состав и предназначение, вооружение и военная техника Военно-морского флота.

Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение, вооружение и военная техника Ракетных войск стратегического назначения.

Воздушно-десантные воска, их состав и предназначение.

Космические войска, их состав и предназначение.

Войска воздушно-космической обороны России.

Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Патриотизм  и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.

Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений.

Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства.

Основные задачи современных Вооруженных Сил.

Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации.

Символы воинской части.

Боевое знамя воинской части – официальный символ и воинская реликвия воинской части, олицетворяющая её честь, доблесть, славу и боевые традиции, указывающие на предназначение воинской части и её принадлежность.Ордена – почётные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе.Военная форма одежды и знаки различия, их воспитательное значение.

Воинская обязанность.

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт. Обязательная подготовка к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Организация воинского учета, основное назначение воинского учета.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Предназначение профессионально-психологического отбора при первоначальной постановке граждан на воинский учет.

Обязанности граждан по воинскому учету до призыва их на военную службу и при увольнении с военной службы.

Обязательная подготовка граждан к военной службе, периоды обязательной подготовки к военной службе и их основные особенности.

Требования к индивидуальным качествам военнослужащих – специалистов по сходным воинским должностям.

Подготовка граждан по военно-учётным специальностям, её предназначения и порядок осуществления.

Добровольная подготовка граждан к военной службе, основные её направления.

Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке их на воинский учет. Основное предназначение освидетельствования  и порядок его проведения.

Профессиональный психологический отбор, его предназначение и критерии определения профессиональной пригодности призывника к воинской службе.

Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе, предназначение запаса в зависимости от возраста граждан.

Программа для проведения учебных сборов (10 класс).

Продолжительность учебных сборов – 5 дней (35учебных часов).

В ходе сборов изучаются:

  • Размещение и быт военнослужащих;
  • Организация караульной и внутренней службы;
  • Элементы строевой, огневой, тактической, физической и военно-медицинской  подготовки;
  • Вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск.

В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно – профессиональной ориентации. Учебный процесс, осуществляемый во время учебных сборов, организуется начальником штаба учебных сборов в соответствии с положениями «Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах»  № 96 /134 от  24 февраля 2010 г.

Результаты учебных сборов оцениваются в соответствии с рекомендациями по оценке учебных сборов (приложение № 9 к Инструкции). Общая оценка граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, заносится в классный журнал с пометкой  «Учебные сборы», которая учитывается при выставлении итоговой оценки за весь курс обучения в образовательном учреждении.

Учебно-тематическое планирование

10 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество практических работ

1

Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

14

2

-

1

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

Учебные сборы

3

15

35

-

-

35

Итого

01.09. 19 – 30.05.2020

70

 36

11 класс.

Полугодие

Примерные сроки

Содержание программы

Количество часов

Количество практических работ

1

Основы безопасности личности, общества, государства.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

7

9

-

 5

2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Обеспечение военной безопасности государства

4

14

-

-

Итого

01.09. 19 – 30.05.2020

34

 5

Требования к уровню подготовки старшей ступени школы:

умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов  причинно-следственного и структурно-функционального анализа; участие  в организации и проведении учебно-исследовательской работы; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; умение отстаивать свою гражданскую позицию, формировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессии.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне (в непрофильном общеобразовательном учреждении) выпускник средней (полной) общеобразовательной школы в целом должен:

знать (понимать): основы формирования здорового образа жизни; основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;  порядок первоначальной постановки на воинский учет;  особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы; задачи РСЧС  и гражданской обороны;                                                                  

уметь:владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.

        Выпускники должны уметь: выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова; вести стрельбу из автомата по неподвижным целям; владеть навыками безопасного обращения с оружием; ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту; обращаться с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; выполнять элементы строевой и тактической подготовки; выполнять  физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кандидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения.

Диагностический материал для 10  и 11 класса

Тесты по ОБЖ (9 класс)

1. Поражающие факторы химических аварий с выбросом АХОВ – это:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) проникновение опасных веществ через органы дыхания и кожные покровы в организм человека;

в) лучистый поток энергии.

2. Хлор – это:

а) бесцветный газ с резким запахом (нашатырного спирта);

б) парообразное вещество с запахом горького миндаля, от которого появляется металлический привкус  во рту;

в) зеленовато-жёлтый газ с резким запахом.

3. Прибыв на место размещения в случае эвакуации из зоны аварии с выбросом ОВ, необходимо:

а) немедленно зарегистрироваться;

б) снять верхнюю одежду, принять душ с мылом, промыть глаза, прополоскать рот;

в) помочь эвакуируемым разместится на сборных пунктах, пройти на пункт питания.

4. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо, транспорт, перевозящий ядерный материал – это:

а) радиационно-опасный объект;

б) объект экономики особой опасности;

в) экологически опасный объект.

5. При оповещении об аварии на радиационно-опасном  объекте необходимо действовать в указанной последовательности:

а) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи, продуты питания, документы, надеть средства защиты и следовать на сборный эвакопункт;

б) включить радио и выслушать сообщение, выключить газ, электричество, освободить холодильник от продуктов, взять необходимые вещи,  документы, надеть средства защиты, и следовать на сборный эвакопункт;

в) включить радио и выслушать сообщение, освободить холодильник от продуктов и вынести скоропортящиеся продукты на мусор, выключить газ, электричество, взять необходимые вещи,  документы, надеть средства защиты и следовать на сборный эвакопункт;

6.  Аммиак — это:

а)        бесцветный газ с резким запахом, тяжелее воздуха;

б)        газ с удушливым неприятным запахом, напоминающим запах гнилых плодов;

в)        бесцветный газ с резким удушливым запахом, легче воздуха.

7.  Вы играли с друзьями на улице. Вдруг на заводах и предприятиях загудели гудки. В жилом районе включили сирену. Ваши действия:

а) немедленно пойти домой и уточнить у родителей или соседей, что произошло в микрорайоне, городе, стране;

б) пойти домой, включить радио или телевизор, выслушать информацию и выполнить указания;

в) продолжать игру, не обращая внимания, на происходящее вокруг;

8. Сирены и прерывистые гудки предприятий и транспортных средств означают сигнал:

а) «Внимание! Опасность!»;б) «Внимание всем!»;в) «Тревога!».

9. К коллективным средствам защиты относятся:

а) убежища и противорадиационные укрытия;

б) противогазы и респираторы;

в) средства защиты кожи и респираторы;                        

10. При попадании ОВ на кожу необходимо:

а) провести полную санитарную обработку;

б) промыть глаза водой в течение 10-15 мин.;

в) механически удалить ОВ;

г) направить пострадавшего леч. учреждение.

Ответы:   1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-в, 6-в, 7-б, 8-б, 9-а, 10-в.

Тесты по ОБЖ (10 класс)

1. Артериальное кровотечение возникает при:

а) повреждении какой-либо артерии при глубоком ранении;

б) поверхностном ранении в случае повреждения сосуда;

в) неглубоком ранении в случае повреждения любого из сосудов.

2. Способ остановки кровотечения приданием возвышенного   положения   поврежденной   конечности главнымобразом применяется при:

а) любых ранениях конечности;

б) поверхностных ранениях в случае венозного кровотечения;

в) смешанном кровотечении.

3. Что необходимо сделать с раной перед наложением давящей повязки:

а) обработать рану перекисью водорода или слабым раствором марганцовки;

б) промыть рану водой и обработать ее зеленкой;

в) обработать рану йодом.

4.  Какова последовательность оказания  первой помощи при ушибах:

а) на место ушиба приложить теплую грелку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

б) на место ушиба наложить холод, тугую повязку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение;

в) на место ушиба нанести йодную сетку, обеспечить покой пострадавшему и доставить его в медицинское учреждение.

5. Повреждение тканей, возникающее при повышении их температуры свыше 50 °С:         

а) тепловой удар; б) солнечный удар; в) ожог.

6. Признаками перелома являются:

а) нарушение функции конечности, сильная боль при попытке движения ею, деформация и некоторое ее укорочение, подвижность костей в необычном месте;

б) тошнота и рвота, нарушение функции конечности, ее деформация и подвижность;

в) временная потеря зрения и слуха,  появление сильной боли при попытке движения конечностью.

7. При закрытом переломе бедра необходимо:

а) попытаться определить подвижность ноги, согнув ее в коленном суставе, придать пострадавшему возвышенное положение;

б) дать  обезболивающее  средство,   положить две шины: длинную, от подмышечной впадины до наружной лодыжки, и короткую, от промежности до внутренней лодыжки;

в) дать обезболивающее средство и наложить шину из подручного материала от подмышечной впадины до коленного сустава.

8. Один из признаков сотрясения головного мозга — это:

а) увеличение лимфатических узлов;

б) появление сыпи на руках и ногах;

в) покраснение кожи в области суставов;

г) нечеткость зрения и неодинаковые зрачки.

9. При укусах насекомых прежде всего необходимо:

а) промыть ранку спиртом или слабым раствором марганцовки;

б) аккуратно удалить жало, если оно есть;

в) дать пострадавшему 1—2 таблетки димедрола (супрастина, тавегила), а также 1—2 таблетки глюконата кальция;

г) на место укуса наложить холод.

10.  Одной из составляющих здорового образа жизни является:

а) малоподвижный образ жизни;

б) небольшие и умеренные физические нагрузки;

в) оптимальный    уровень    двигательной    активности;

г) курение и употребление алкоголя в небольших количествах.

Ответы:1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а, 7-б, 8-г, 9-б, 10-в.

Тесты по ОБЖ (11 класс)

1. Из перечисленных ниже причин выберите те, которые являются причинами вынужденного автономного существования в природных условиях:

а) несвоевременная    регистрация    туристической группы   перед   выходом   на   маршрут,   отсутствие средств связи;

б) потеря ориентировки на местности во время похода, авария транспортных средств, крупный лесной пожар;

в) потеря части продуктов питания, потеря компаса.

2. Готовясь к походу, вам необходимо правильно подобрать одежду. Каким нижеперечисленным требованиямона должна соответствовать:

а) одежда должна быть свободной, чистой и сухой, носиться в несколько слоев;

б) одежда должна быть из синтетических материалов;

в) одежда должна быть из однотонного или камуфлированного материала, чистой и сухой.

3.   К преступлениям небольшой тяжести относятся:

а) неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает одного года лишения свободы;

б) умышленные  деяния,   за  совершение  которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает трех лет лишения свободы;

в) умышленные и неумышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом, не превышает двух лет лишения свободы.

4.   РСЧС создана с целью:

а) прогнозирования ЧС на территории РФ и организации проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

б) объединения  усилий  органов  власти,  организаций и предприятий, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего в чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации.

5. Ядерное оружие — это:

а) высокоточное наступательное оружие, основанное на использовании ионизирующего излучения при взрыве ядерного заряда в воздухе, на земле (на воде) или под землей (под водой);

б) оружие массового поражения взрывного действия, основанное на использовании светового излучения за счет возникающего при взрыве большого потока лучистой энергии;

в) оружие массового поражения взрывного действия,   основанное  на  использовании  внутриядерной энергии.

6. От каких поражающих факторов оружия массового поражения защищает убежище:

а) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;

б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;

в) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;

г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

7. В развитии инфекционного заболевания прослеживаются   несколько   последовательно   сменяющихсяпериодов. Что это за периоды? Выберите правильный ответ:

а) начальный период, период инфицирования, опасный период, пассивный период, заключительный период;

б) предынкубационный  период,   острое  развитие болезни, пассивный период, выздоровление;

в) скрытый (инкубационный) период, начало заболевания, активное проявление болезни, выздоровление.

8. Причинами переутомления являются:

а) продолжительный сон и продолжительный активный отдых;

б) неправильная организация труда и чрезмерная учебная нагрузка;

в) позднее пробуждение после сна, отказ от завтраков и прогулок.

9. Признаками алкогольного отравления являются:

а) головокружение, тошнота и рвота, уменьшение сердечных сокращений и понижение артериального давления, возбуждение или депрессивное состояние;

б) пожелтение кожи, ухудшение слуха, отсутствие реакции зрачков на свет, улучшение аппетита;

в) отсутствие речи, повышение температуры тела и артериального давления.

10.  Военно-Морской Флот — это:

а) вид вооруженных сил, который предназначен для нанесения ударов по промышленно-экономическим районам (центрам), важным военным объектам противника и разгрома его военно-морских сил;

б) род войск, обеспечивающий выполнение боевых задач по разгрому военно-морских сил противника;

в) вид войск, обеспечивающий решение стратегических и локальных боевых задач с применением специальной военной техники и вооружения.

Ответы:    1-б, 2-а, 3-в, 4-б, 5-в, 6-б, 7-в, 8-б, 9-а, 10-а.

 Контрольно-измерительный материалы по ОБЖ 10 класс

1 вариант

1. Производственные аварии и катастрофы относятся к:

а) ЧС экологического характера;

б) ЧС природного характера;

в) ЧС  техногенного характера;

г) стихийным бедствиям. 

2. Чем отличается катастрофа от аварии:

а) наличием человеческих жертв, значительным ущербом;

б) воздействием поражающих факторов на людей;

в) воздействием на природную среду.

3. Объект народного хозяйства или иного назначения, при аварии на котором может произойти гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, возникнуть угроза здоровью людей, либо будет нанесен ущерб экономике или окружающей природной среде, это:

а) аварийней объект;

б) потенциально  опасный объект;

в) катастрофически опасный объект.

4. Взрыв характеризуется следующими особенностями:

а) большой скоростью химического превращения;

б) большим количеством газообразных продуктов;

в) резким повышением температуры;

г) сильным звуковым эффектом (грохот, громкий звук, шум сильный хлопок);  

д) мощным дробящим действием.

Найдите ошибку в приведенных примерах.  

5. В каком из перечисленных примеров могут создаться условия для возникновения процесса горения:

а) бензин + кислород воздуха;

б) ткань, смоченная в азотной кислоте + тлеющая сигарета;

в) гранит + кислород воздуха + пламя горелки;

г) дерево + кислород воздуха + факел;

д) ацетон + кислород воздуха + искра от зажигалки.

6. Как вы поступите, если увидите, что маленькие дети разожгли во дворе костер и бросают в огонь бумагу, пластмассовые упаковки и баллончики из-под аэрозолей? Назовите правильные ответы:

а) остановитесь и объясните им, что это опасно;

б) пройдете мимо;

в) попытаетесь занять их чем-то другим;

г) затушите костер.

 7. Объект, при аварии или разрушении которого могут произойти массовые поражения людей, животных и растений опасными химическими веществами, это:

а) пожароопасный объект;

б) гидродинамически опасный объект;

в) химически опасный объект.  

8. Химическое вещество, применяемое в народнохозяйственных целях, которое при выливе или выбросе может привести к заражению воздуха с поражающими концентрациями, это:

а) химически опасное вещество;

б) ядовитое вещество;

в) сильнодействующее ядовитое вещество (СДЯВ);

г) опасное вещество. 

9. Среди перечисленных поражающих факторов выберите те, которые характерны для химических аварий с выбросом СДЯВ:

а) интенсивное излучение гамма-лучей, поражающее людей;

б) поражение людей опасными веществами через кожные покровы;

в) лучистый поток энергии;

г) проникновение опасных веществ через органы дыхания в организм человека;

д) выделение из облака зараженного воздуха раскаленных частиц, вызывающих ожоги. 

 

10. Последствиями аварий на химически опасных предприятиях могут быть:

а) заражение окружающей среды опасными ядовитыми веществами;

б) разрушение наземных и подземных коммуникаций, промышленных зданий в результате действий ударной волны;

в) резкое повышение или понижение атмосферного давления в зоне аварии и на прилегающей к ней территории;

г) массовые поражения людей, животных и растений. 

11. Выходить из зоны химического заражения следует с учетом направления ветра:

а) по направлению ветра;

б) перпендикулярно направлению ветра;

в) навстречу потоку ветра. .

12. При аварии с утечкой аммиака в качестве индивидуального средства защиты вы решили применить ватно-марлевую повязку. Каким раствором следует ее смочить? Назовите правильный ответ:

а) 2%-м раствором нашатырного спирта;

б) 2%-м раствором уксусной или лимонной кислоты;

в) 2%-м раствором соды. 

13. Что необходимо сделать в случае оповещения об аварии на химическом предприятии с выбросом СДЯВ? Определите последовательность ваших действий:

а) взять необходимые вещи, документы и продукты питания;

б) закрыть окна и форточки;

в) надеть средства защиты органов дыхания и кожи;

г) включить телевизор, радио выслушать сообщения и рекомендации;

д) отключить газ, воду, электричество, погасить огонь в печи;

е) укрыться в ближайшем убежище или покинуть район аварии.

14. В состав ионирующего излучения входят:

а) ультрафиолетовые лучи;

б) альфа-излучение;

в) бета-излучение;

г) тепловое излучение;

д) электромагнитное излучение;     

е) гамма-излучение. 

15. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;

л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству. 

16. Каковы пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека при внутреннем облучении? Назовите правильные ответы:

а) через одежду и кожные покровы;

б) в результате прохождения радиоактивного облака;

в) в результате потребления загрязненных продуктов питания;

г) в результате вдыхания радиоактивной пыли и аэрозолей;

д) в результате радиоактивного загрязнения поверхности земли, зданий и сооружений;

е) в результате потребления загрязненной воды.

Контрольно-измерительный материалы по ОБЖ 10 класс

2 вариант 

1. Авария это ЧС:

а) возникающая по техническим причинам, а также из-за случайных внешних воздействий на промышленном предприятии;

б) связанная с угрозой выброса опасного вещества;

в) повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб. 

2. По масштабу распространения и тяжести последствий чрезвычайные ситуации техногенного характера бывают:

а)  локальными (объектовыми);

б) местными;

в) районными;

г) территориальными;

д) региональными;

е) федеральными.  

3.Потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций в районе вашего проживания можно выяснить:

а) в местном отделении милиции;

б) в местном органе санитарно-экологического надзора;

в) в местном органе госпожнадзора;

г) в местном органе управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. 

4. Среди перечисленных ниже поражающих факторов укажите те, которые характерны для взрыва:

а) высокая температура;

б) осколочные поля;

в) волна прорыва;

г) сильная загазованность местности;

д) ударная волна. 

5. Процесс горения  протекает при следующих условиях:

а) наличие горючего вещества;

б) наличие окислителя;

в) наличие условий для теплообмена;

г) наличие источника воспламенения.

Найдите ошибку в приведенных примерах.

6. Как вы поступите, если на вас загорелась одежда? Назовите правильный ответ:

а) побежите и постараетесь сорвать одежду;

б) остановитесь, упадете и покатитесь, сбивая пламя;

в) завернетесь в одеяло или обмотаетесь плотной тканью. 

7. Авария на химически опасном объекте, сопровождающаяся разливом или выбросом опасных химических веществ, способных привести к гибели или химическому заражению людей, продовольствия, пищевого сырья и кормов, сельскохозяйственных животных и растений, или химическому заражению окружающей природной среды, это:

а) опасная авария;

б) химическая авария;

в) аварийная ситуация. 

8. СДЯВ наносят поражения:

а) комбинированные (химическое поражение, пожары и взрывы);

б) химические;

в) радиационные. 

 9. Территория или акватория, в пределах которой распространены или куда принесены опасные химические вещества в концентрациях и количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, животных и растений в течение определенного времени, это:

а) очаг химического заражения;

б) область химического заражения;

в) территория заражения;   

г) зона химического заражения.

10. Основными способами защиты населения от СДЯВ являются:

а) профилактические прививки от СДЯВ;

б) использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;

в) использование защитных сооружений (убежищ);

г) временное укрытие населения в жилых и производственных зданиях;

д) эвакуация населения из зон возможного заражения.

 Найдите допущенную ошибку. 

11. При аварии на химически опасном объекте произошла утечка хлора. Вы живете на 1-м этаже девятиэтажного дома и можете оказаться в зоне заражения. Ваши действия:

а) укроетесь в подвале здания;

б) подниметесь на верхний этаж;

в) останетесь в своей квартире. 

12. Как вы будете действовать после оповещения об аварии на химическом предприятии при отсутствии индивидуальных средств защиты, убежища, а также возможности выхода из зоны аварии. Ваши действия и их очередность:

а) отойти от окон и дверей;

б) включить радиоприемник, телевизор, прослушать информацию;

в) перенести ценные вещи в подвал или отдельную комнату;

г) входные двери закрыть плотной тканью;

д) плотно закрыть окна и двери;

е) подавать сигналы о помощи;

ж) провести герметизацию жилища. 

13. Самым опасным излучением для человека является:    

а) альфа-излучение;

б) бета-излучение;

в) гамма-излучение. 

14. Объект с ядерным реактором, завод, использующий ядерное топливо или перерабатывающий ядерный материал, а также его место хранения и транспортное средство, перевозящее ядерный материал или источник ионизирующего излучения, при аварии на котором или разрушении которого может произойти облучение людей, животных и растений, а также радиоактивное загрязнение окружающей природной среды, это:

а) объект экономики особой опасности;

б) экологически опасный объект;

в) радиационно-опасный объект;

г) объект повышенной опасности.

15. К радиационно-опасным объектам относятся:

а) взрывоопасные производства на промышленных предприятиях;

б) производства, связанные с применением, хранением и переработкой легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

в) предприятия по производству ядерного топлива;

г) атомные электростанции;

д) предприятия цветной и черной металлургии;

е) хранилища твердых и жидких радиоактивных отходов;

ж) транспортные ядерные энергетические установки;

з) предприятия нефтеперерабатывающей промышленности;

и) предприятия угольной промышленности;

к) научно - исследовательские организации, имеющие ядерные установки и стенды;

л) системы ядерного оружия, склады с ядерными боеприпасами и заводы по их производству. 

16. Ткань, орган и часть тела, воздействие на который в условиях неравномерного облучения организма может причинить наибольший ущерб здоровью данного лица или его потомства, называют критическим. В порядке убывания радиочувствительности критические органы относятся к I, II или III группам. Определите, какие из приведенных критических органов относятся к I, II и III группам:

а) мышцы, щитовидная железа, жировая ткань, печень, почки, селезенка, желудочно-кишечный тракт, легкие, хрусталики глаз;

б) кожный покров, костная ткань, кисти, предплечья, голени и стопы;

в) половые органы и красный костный мозг;

Контрольно-измерительные задания 11 класс

1. Что такое оборона Российской Федерации?

     А. Военное учреждение;

     Б. Военные законы;

     В. Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к вооружённому нападению на противника;

     Г. Система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения.

2 Что представляет собой военная служба?

     А. Особый вид наказания граждан Российской Федерации;

     Б. Военная служба имеет приоритет перед другими видами государственной службы, осуществляется только на воинских должностях в армии и на флоте;

     В. Особый вид общественной работы граждан Российской Федерации;

     Г. Особый вид государственной службы граждан Российской Федерации.

3. Как называются люди, находящиеся на военной службе?

     А. Гражданами;                                    

     Б. Военнообязанными;

     В. Призывниками;

     Г. Военнослужащими.

4.В каком возрасте призывают мужчину на военную службу в Российскую армию?

     А. От 16 до 18 лет;                            

     Б. От 18 до 27 лет;          

     В. От 28 до 32 лет;

     Г. От 33 до 35 лет.

5. В какие сроки осуществляется призыв на действительную военную службу граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности?

     А. С 15 октября по 31 декабря;

     Б. С 1 января по 31 марта;

     В. С 1 апреля по 30 июня;

     Г. В любые сроки. 

6. Какое наказание ожидает гражданина, уклоняющегося от призыва на военную или альтернативную службу в соответствии со статьёй 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации?

     А. В виде лишения свободы на срок до 15 суток;

     Б. В виде лишения свободы на срок до одного года;

     В. в виде лишения свободы на срок до двух лет;

     Г. В виде лишения свободы на срок до трёх лет.

7. Какая мера наказания предусмотрена законом, если гражданин уклоняется от призыва путём причинения себе телесного повреждения или симуляции болезни, посредством подлога или путём другого обмана?

     А. Лишение свободы на срок до одного года;

     Б. Лишение свободы на срок от одного до пяти лет;

     В. Лишение свободы на срок от двух до шести лет;

     Г. Лишение свободы на срок от трёх до восьми лет.

8. Под воинской обязанностью понимается:

     А. Установленный законом почётный долг граждан с оружием в руках защищать своё Отечество, нести службу в рядах Вооруженных Сил, проходить вневойсковую подготовку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности;

     Б. Прохождение военной службы в мирное и военное время, самостоятельная подготовка к службе в Вооруженных Силах;

     В. Долг граждан нести службу в Вооруженных Силах в период военного положения и в военное время.

9. Военная служба исполняется гражданами:

     А. Только в Вооруженных Силах Российской Федерации;

     Б. В Вооруженных Силах Российской Федерации, пограничных войсках Федеральной пограничной службы Российской Федерации и в войсках гражданской обороны;

     В. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и формированиях.

10. Граждане Российской Федерации проходят военную службу:

     А. По призыву и в добровольном порядке ( по контракту);

     Б. только в добровольном порядке ( по контракту);

     В. только по призыву, по достижении определенного возраста. 

11.Составная часть воинской обязанности граждан Российской Федерации, которая заключается в специальном учете всех призывников и военнообязанных по месту жительства, - это:

     А. Воинский учет;

     Б. Воинский контроль;

     В. Учёт военнослужащих.

12. Заключение по результатам освидетельствования категории «Д» означает:

     А. Не годен к военной службе;

     Б. ограниченно годен к военной службе;

     В. Годен к военной службе.

13. Под увольнением с военной службы понимается:

     А. Установленное законом освобождение от дальнейшего несения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

     Б. Снятие военнослужащего со всех видов довольствия;

     В. Убытие военнослужащего в краткосрочный отпуск.

14. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для:

     А. Развертывания армии при мобилизации и её пополнения во время войны;

     Б. Создания резерва дефицитных военных специалистов;

     В. Развертывания в военное время народного ополчения.

15.Граждане, состоящие в запасе, могут призываться на военные сборы продолжительностью:

     А. До двух месяцев, ноне чаще одного раза в три года;

     Б. До одного месяца, но не чаще одного раза в пять лет;

     В. До трех месяцев, но не чаще одного раза в четыре года.

16.Уставы ВС РФ подразделяются на :

     А. Боевые и общевоинские;

     Б. Тактические, стрелковые и общевоинские;

     В. Уставы родов войск и строевые.

17. Боевые уставы ВС   РФ содержат:

     А. Теоретические положения и практические рекомендации на использование войск в бою;

     Б. Организационные принципы боевой деятельности военнослужащих;

     В. Практические рекомендации родам войск о их задачах в военное время.

18. Общевоинские уставы ВС РФ регламентируют:

     А. Жизнь, быт и деятельность военнослужащих армии;

     Б. Действия военнослужащих при ведении военных операций;

     В. Основы ведения боевых действий.

19. Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считается:

     А. День убытия из военного комиссариата к месту службы;

     Б. День прибытия в воинское подразделение;

     В. День принятия воинской присяги.

20. Окончанием военной службы считается день:

     А. В который истек срок военной службы;

     Б. Подписания приказа об увольнении со срочной военной службы;

     В. Передачи личного оружия другому военнослужащему.

Учебно-методическое обеспечение по ОБЖ 8 класс:

  1. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
  2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
  3. Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2013.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалёва; под общ.ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ.ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
  6. Рыбин А Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  7. Рыбин А Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  9. Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
  10. Смирнов А Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2011.
  11. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. — М.: Красная звезда, 2006.
  12. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
  13. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  14. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обя-, занности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998; 2003—2007.
  15. ОБЖ: 8-й класс: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов  и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г
  16. Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
  17. ОБЖ, 5-8 кл. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками /авт-сост. Г.П.Попова. Волгоград: Учитель,2005
  18. ОБЖ тесты: 8 класс к учебнику И.К.Топорова  ОБЖ 7-8 класс /С.С.Соловьев М.: Изд-во «Экзамен», 2006 г.        
  19. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007
  20. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности ОМЗ и охрана здоровья, М.:Русское слово, 1995.
  21. Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 7-8 классов М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД».,1997
  22. ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
  23. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.

Учебно-методическое обеспечение 10-11 класс.

Нормативно-правовые документы РФ.

  1. Концепция федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 г.
  2. Конституция РФ (последняя редакция).
  3. Общевоинские уставы ВС РФ (последняя редакция).
  4. Семейный кодекс РФ (последняя редакция).
  5. Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ  от 12.05.2009 г. № 237).
  6. Уголовный кодекс РФ (последняя редакция). Конституция РФ
  7. Федеральный закон РФ «Об обороне»
  8. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих»
  9. Федеральный закон РФ « О воинской обязанности и военной службе»
  10. Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения»
  11. Федеральный закон РФ «О пожарной безопасности»

Основная и дополнительная литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
  2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2012.
  3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 10-11 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2010.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: сб. заданий для проведения экзаменов в 9 кл. / [А. Т. Смирнов, М. В. Маслов, Б. И. Мишин; научн. руководитель Г. С. Ковалёва; под общ.ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2006—2009.
  5. Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, Р. А. Дурнев, Э. Н. Аюпов; под общ.ред. А. Т. Смирнова]. — М.: Просвещение, 2007.
  6. Рыбин А Л. Безопасность дорожного движения. Учебно-наглядное пособие для учащихся. 5—9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А. Л. Рыбин, Б. О. Хренников, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  7. Рыбин А Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5—9 кл. / А. Л. Рыбин, М. В. Маслов; под общ.ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2008.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  9. 100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту: сб. — М.: Красная звезда, 2006.
  10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  12. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обя-, занности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О противодействии терроризму», «О днях воинской славы и памятных датах России» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. — М., 1998; 2003—2007.
  13. Альтшулер В.М. Наркомания: дорога в бездну: кн. для учителей и родителей /В.М. Альтшулер, А.В. Надеждин. – М.: Просвещение, 2000.
  14. Армия государства Российского и защита Отечества /под ред. В.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004.
  15. Байер К. Здоровый образ жизни/ К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ. – М.: Мир, 1997.
  16. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.; Норинт, 1997.
  17. Военное законодательство Российской империи (кодекс русского Военного права). – М.: Военный университет, 1996.
  18. Военный энциклопедический словарь. – М.: Военное издательство, 1983.
  19. Гражданская защита. Энциклопедия.в 4 т. /под ред. С.К.Шойгу. – М.:Московская типография № 2, 2006.
  20. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы книга для учителя: М. Просвещение» 2001 г.
  21. Заготова С.Н. Валеология учебное пособие: Ростов-на-Дону ООО «Издательство БАРО-ПРЕСС» 2001 г.
  22. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология учебное пособие: М. Гардарики 2002 г.
  23. Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности поурочные планы 6.7 классы: Волгоград.
  24. Голубева Я.В. Проблемные классные часы: Волгоград.
  25. Нестерова Л.В. Расти здоровым. Методические рекомендации для учителей и студентов педагогических вузов: Иваново 2003 г.
  26. Михайлов А.А. Игровые занятия впо ОБЖ в детском оздоровительном лагере: Шуя 2003.
  27. Сизанов А.Н., Хринтович В.А. Модульный курс профилактики курения 5-11 классы:М. «Просвещение» 2004г.
  28. МККК Международное гуманитарное право: Москва издательство ФНИИ МП ФЗ. 2000г.
  29. Кассиль Н.П. ОБЖ и здоровье. Наб.Челны.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  2. http://www.alleng.ru/edu/saf1.htm-ОБЖ - билеты, ответы, уроки.
  3. http://satinoschool.narod.ru/test1/p1aa1.html-методическое пособие для учителей ОБЖ
  4. http://www.uchportal.ru/load/81-учительский портал
  5. http://severskijkadet.ru/voennoe_delo/обж/уроки-обж-ссылки.html-уроки ОБЖ
  6. Сайт Педагогика безопасности от А до Я.
  7.  http://www.infosport.ru/press/szr/1999N5/index.htm -  Спортивная жизнь России.
  8. Электронная версия ежемесячного иллюстрированного журнала.
  9.   http://festival.1september.ru/ - Фестиваль  пед.идей  «Открытый  урок»
  10.    http://window.edu.ru/ единое окно доступа к образовательным ресурсам (информация о подготовке к урокам, стандарты образования, информация о новых учебниках и учебных пособиях). 
  11.   http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и воспитание основам безопасности жизнедеятельности). 
  12.      http://www.school-obz.org/  - информационно-методическое издание по основам безопасности жизнедеятельности 
  13.  http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий» 
  14.  http://www.eidos.ru Сайт центра дистанционного обучения «Эйдос» 
  15.  http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm Для учителя ОБЖД 
  16.  http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1583/index.htm  Первые шаги граждан в чрезвычайных ситуациях (памятка о правилах поведения граждан в чрезвычайных ситуациях) 
  17. http://kombat.com.ua/stat.html  Статьи по выживанию в различных экстремальных условиях 
  18. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности 
  19. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm  Автономное существование в природе – детям 
  20. http://www.ssga.ru/AllMetodMaterial/metod_mat_for_ioot/metodichki/bgd/oglavlenie_1.html Электронный учебник по безопасности жизнедеятельности (можно использовать при изучении отдельных тем в старших классах) 
  21.  info@russmag.ru Журнал ОБЖ. Основы безопасности жизни 
  22.  vps@mail.ru Журнал Основы безопасности жизнедеятельности.  www.rusolymp.ru. Всероссийская олимпиада школьников, в т.ч. по основам безопасности жизнедеятельности. 
  23.  http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по  основам военной службы.
  24.  http://b23.ru/hsb9  Учебные атласы по медицинской подготовке.
  25. http://b23.ru/hsoy - Тест  по Гражданской защите.
  26. http://b23.ru/hso0 - Тест по ОВС.

Видеоуроки по основам БЖД:

  1. http://xn--90akw.xn--p1ai/obj/novoe-na-sayte-obzh/
  2. http://xn--90akw.xn--p1ai/video-obzh/
  3. http://www.obzh.ru/videouroki

Видеоматериалы:

  1. http://objyanao.narod.ru/load/videomaterialy/videomaterialy_dlja_urokov_obzh/14
  2. http://pogrebnyksfobz.blogspot.ru/p/blog-page_3003.html
  3. http://www.pro-obzh.okis.ru/video_uroki_10_klass1.html
  4. Сайт МЧС РФ  http://www.mchs.gov.ru
  5. Сайт Министерства Обороны РФ -  http://stat.mil.ru/index.htm.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Преподаватель основ БЖД находится в дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

   Электронный  доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета. Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной)  работы во внеурочное время. В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе  проведения текущих занятий.

  1. Комплект принадлежностей для оказания первой медицинской помощи.
  2. Комплект шин складных средний.
  3. Противогаз взрослый.
  4. Массогабаритный макет автомата Калашникова.
  5. Комплекты таблиц демонстрационных по ОБЖ.
  6. Винтовки пневматические – 3 шт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по истории 11класс

Одной из важнейших функций изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личностной ориентации. Это в первую очередь относится к отечественной истории. Структура и объем часо...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

Рабочая учебная программа по физике для 10-11классов ФГОС СОО

РУП физика 10-11 ФГОС СОО к учебникам Г.Я. Мякишева, Н.Н. Сотского, В.М. Чаругина под редакцией Парфентьевой Н.А. Расчитана на 136  часов, 2 часа в неделю в 10 и 11 классах....