Формирование учебной мотивации во внеурочной деятельности
статья по обж

Романцов Александр Григорьевич

В статье изложены проблемы развития мотивации на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivats._uch._deyat._vo_vneurochke.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование учебной мотивации во внеурочной деятельности

Человеческая культура возникла
и развёртывается в игре, как игра.
(И. Хейзинга)

Любого неравнодушного преподавателя волнуют проблемы, связанные с тем, как повысить интерес к своему предмету, как сформировать положительную мотивацию на уроке, как воспитать стремление к знаниям, как выбрать из многочисленных методoв и приемов oбучения те, которые побуждали бы учащихся активно овладевать нужными ему знаниями и умениями, повышали интерес к предмету. Интерес к любому учебному предмету повышается если есть связь с личным опытом, даются ситуативные задания, ролевые игры, ставятся проблемные задачи, в которых следует творчески применить полученные знания. Проанализировав результаты качества обучения по своему предмету я пришел к следующему выводу, что развитие творческих знаний способствуют формированию мотивации:

1.Социальной – это поднятие авторитета воспитанника. Стараюсь похвалить его за хорошее поведение, за усердие в работе, за любые позитивные предложения, за помощь товарищу.

2.Прагматической. Стараюсь усилить внимание к вопросам личной безопасности, которые необходимы в жизненных ситуациях, ориентировать их на выбор будущей профессии – профессии офицера Вооруженных сил России.

3.Содержательной. Работая с воспитанниками, способствую формированию знаний, которые пригодятся в нестандартных ситуациях, особое внимание обращаю на повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности.

   В моем выступлении представлен опыт использования игровых технологий во внеурочной деятельности в кадетском корпусе: как с их помощью создать атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, обогатиться новыми знаниями, а иногда верными друзьями.
В своей педагогической деятельности я работаю над проблемой развития
познавательного интереса детей к учению. Конечно, может возникнуть вопрос, почему выбрана именно это проблема? Я работаю с детьми всех возрастных категорий и не секрет, что дети в любом возрасте, иногда без особого желания посещают уроки. Возникли вопросы: Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Чем стимулировать их стремление к обучению? А самое главное
 «Как включить в образовательный процесс всех обучающихся? Ответ на все эти вопросы дает игровая технология. Переоценить значение игры достаточно трудно. Давайте просто вспомним своих собственных детей, начиная с самых первых месяцев жизни. Именно благодаря игре дети познают мир, именно в игре они получают первые свои навыки, делают первые жизненные открытия. Обучаясь в игре, дети и обучаются, и отдыхают одновременно. Согласитесь, игра даже для нас - это всегда эмоционально приятная и комфортная обстановка. По новым требованиям ФГОС игра является одной из форм реализации системно -деятельностного подхода, значит, актуальность выбора игровых технологий очевидна.

Игровые технологии стараюсь использовать на каждом уроке: от игровых моментов, игр - тренингов до ситуационных, деловых игр и проектов. Это мотивирует учебную деятельность, развивает мышление, создает условия для формирования умений. Труды таких великих ученых как А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского, С.А. Шмакова, А.Ф. Жукова, М. М. Бернштейна помогли мне и моим коллегам по работе утвердиться в выбранной педагогической  методике.
  В общей школе игра остается очень важной деятельностью ребенка.
Именно она помогает воспитаннику быстрее адаптироваться в новой для него среде и помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной.  Используя игру как метод обучения, целенаправленно планирую задачу развития личности ребенка и создание для него условия творческой жизнедеятельности.
Игра – это не просто развлечение, разрядка от напряженного труда, а
эффективная универсальная технология обучения. Игровые технологии использую: в урочной, внеурочной и внеклассной деятельности.
Главное, чтобы это соответствовало возрастным особенностям моих воспитанников.
А теперь немного подробнее. В 5- 6 классах я уделяю особое внимание
игровым приемам, которые способствуют обучению организованности,
развитию мыслительных навыков.

Приемы мыслительных навыков

 Игра «Города»
 Игра «Пересказ по кругу»
 Игра «Запоминаем, рисуя »
Игра «Запоминаем, рисуя» – проходит во всех классах. Сначала мы слушаем текст и делаем рисунки-ассоциации, взрослеем и уже самостоятельно читаем текст, анализируем его, обсуждаем в группах и только затем выполняем   рисунки.
Приемы игровых технологий при работе со словарными словами:
 Кроссворды и ребусы
 Игра «Проверь себя»
 Игра «Преврати букву »
Для проверки выполненного самостоятельного  задания у меня тоже немало игр.
 Игра «Кто больше?»
 Игра «Скажи одним словом»
 Игра «Блиц - турнир»
Ира «Блиц – турнир». Ребята придумывают 4-5 вопросов по любой из
изученной тем и задают эти вопросы друг другу.
При обобщении и закреплении тем использую игры - путешествия, ролевые, деловые игры. Я считаю, что именно эти игры позволяют мне подготовить детей к новому уровню обучения и помогут им адаптироваться в основной школе.

Во внеурочной деятельности использую игры:
 Игра «Волшебный стул»
 Игра «Школа выживания»
 Игра «Мы - пожарные»
 Игра- КВН «За здоровый образ жизни »
Очень важно привить детям гуманное отношение друг к другу. В этом
помогает игра «Волшебный стул». Дети встают в круг, внутри круга стул.
Каждый ребенок по очереди говорит соседу что-нибудь хорошее и доброе. Чтобы это увидеть, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на стуле.

В игре «Школа выживания» соревнуются две группы: дети и родители. Нужно ли большее счастье? Смех и радость царит в зале во время проведения данных мероприятий. Игр много, я пользуюсь готовыми наработками, но иногда просто даже не готовясь к этому заранее, рождается что – то удивительное, новое. Примером тому является разработанный мной игровой метод «Волшебники». Обучающиеся становятся волшебниками при помощи волшебной палочки (ручка – розового  цвета). Эти ручки теперь покупаю я сам и дарю моим волшебникам в начале учебного года. Волшебные ручки хранятся у меня в шкатулке. Волшебной ручкой могут пользоваться как все сразу, так каждый в отдельности в зависимости от применяемых методов обучения. Что-то новое выдумать очень сложно, но всегда можно найти ту изюминку, которая удивит, замотивирует, даст результат. Я считаю, что именно благодаря игровым технологиям мои дети добиваются успехов. Среди них есть призеры и победители школьных, муниципальных, региональных олимпиад и конкурсов Министерства Обороны РФ. С каждым годом растет количество и участников, и победителей.
   Я продолжаю искать волшебство в обычном и необычном, ищу новые приемы и методы работы, чтобы совершенствовать свою работу. В качестве вывода своего выступления приведу стихотворение, написанное моей коллегой преподавателем английского языка Пушкаревой Ларисой Ивановной:
Она увлекает,
Порой вдохновляет,
Творить помогает… Игра!
Проблемы поставит,
Решить их заставит,
Жизнь …Или все же игра?
Игра – это просто?
Игра – это сложно! Что наша жизнь? Игра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование унверсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Универсальные учебные действия - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включ...

«Формирование универсальных учебных действий средствами внеурочной деятельности».

В   Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования  идет речь о том, что сегодня важно не только дать ребенку как можно больше конкретных  пред...

Формирование универсальных учебных действий через внеурочную деятельность по русскому языку и литературе

В настоящее время на смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание».Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учи...

Система и особенности формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности

С 1сентября 2011 года все школы РФ перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), ориентированный на результаты образования, где развит...

Реферированный каталог научно-методической литературы по проекту «Реализация системно-деятельностного подхода при формировании универсальных учебных действий во внеурочной деятельности»

Автор приводит список литературы по заявленной теме, оформленный в соответствии с современными правилами библиографических указателей. Материал может быть полезен как учителям средних школ, так и мето...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Я УЧИТЕЛЬ: "ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНЯТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"

Система образования в последние годы модернизируется достаточно часто и школе, как главному элементу системы образования, приходится обеспечивать преемственность поколений, сохраняя весь накопленный п...