Преподавание права как фактор социализации школьников
статья по праву (10, 11 класс) на тему

Чибирев Леонид Викторович

Текст доклада на школьном педагогическом совете в 2013 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prepodavanie_prava_kak_faktor.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение права как фактор

социализации школьников

учитель истории

и обществознания

Чибирев Л.В.

Каждый человек, на протяжении всей жизни социализируется. Содержание процесса социализации определяет заинтересованность обществом в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и социальной жизни, был законопослушным гражданином и т.д.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа.

В старшей школе особое значение приобретают те знания, которые ребенок получает на уроках обществознания в целом, и предмете право в частности.

Цели, форма, содержание и планируемые результаты современного правового образования определяются широким кругом факторов, к которым относятся, содержание социального и государственного заказа на правовое образование, а также педагогические характеристики возможностей права как учебного предмета.

Праву в рамках гуманитарного образования принадлежит особое место. Будучи одновременно и областью науки, и областью практической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести правовые, и связанные с ними знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и практические навыки социального действия. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практики, обусловливает также значительный воспитательный потенциал правовых курсов.

Курс предмета «право» включает в себя несколько разделов, наиболее важными для процесса социализации являются:

«форма и структура права»,

«правотворчество и правореализация»,

«правовой статус гражданина»,

«избирательное право»,

«законодательство современной России».

Рассматривая право даже на теоретическом уровне, мы сталкиваемся с ключевыми понятиями, позволяющими ученику ориентироваться в современном праве и знать механизмы формирования права и принятия законов. К этим понятиям можно отнести «преступление», «проступок», «презумпция невиновности», «законодательство», «избирательные системы» и многие другие, без знания которых процесс социализации может пойти неверным путем.

Переходя в 11 классе к более предметной части курса правоведения – непосредственно к содержанию различных кодексов,  заинтересованность в знаниях в данной области заметно возрастает, так как их необходимость не отрицают даже самые слабо мотивированные к учебе старшеклассники.

Наибольший интерес, как правило, вызывает гражданское, трудовое, семейное и, безусловно, уголовное право.

В гражданском праве детей привлекает право наследования, авторские и смежные права, правила заключения договоров, защита чести и достоинства. Трудовое содержит правила приема на работу и увольнения, время труда и отдыха и этим также вызывает неподдельный интерес. В области семейного права наибольшее количество вопросов связано с разводом и разделом имущества, а также правами супругов, обязанности же во всех отраслях права, как правило, пристального внимания со стороны учащихся не удостаиваются.

Безусловно, особое место в плане социализации школьника (особенно старшего) занимают политические права граждан, в первую очередь это право избирать и быть избранным.

Изучая аспекты данной отрасли, мы выполняем политический заказ государства и формируем активную гражданскую позицию будущих избирателей.

Методика преподавания включает различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых игр по праву, работа с источниками, мозговые штурмы, обсуждение афоризмов и написание по ним эссе.  Это необходимо для обеспечения серьезной мотивации школьников на дальнейшее обучение и позволяет  сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.

Не секрет что сегодняшняя среда, окружающая ребенка нередко пропагандирует антиправовой стиль поведения, который стал одним из атрибутов современной молодежной культуры. Наиболее ярко это проявляется в образе жизни и поведения представителей многочисленных субкультур.  Исходя из этого, роль правового воспитания и социализации через него многократно возрастает, так как ребенок, в правильной форме усвоивший принципы жизни в обществе и придерживающийся общепринятых ценностей гораздо менее подвержен внешнему отрицательному влиянию.

Это тем более важно еще и потому, что уровень нашей общей правовой культуры остается низким, поэтому кроме знаний правоведение несет на себе немалую воспитательную нагрузку, потому что одно дело знать законы, и совершенно иное, что ребенок должен иметь внутреннюю убежденность в необходимости следования принятым в обществе и государстве правилам и моделям поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности

Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...

Статья по теме: «Правовая компетентность школьников как фактор социализации»

Итак. Что такое права человека?  Этот вопрос не праздный, особенно для нас педагогов. Потому что именно педагог должен защищать права человека, права ребенка на жизнь, здоровье, образование, забо...

презентация «Правовая компетентность школьников как фактор социализации»

«Правовая компетентность школьниковкак фактор социализации»...

Самоуправление в классе как фактор социализации школьников

Самоуправление в классе как фактор социализации школьников ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ...

Развитие ценностных ориентаций учащихся в преподавании истории и обществознания как фактор социализации личности

Модернизация российского образования касается всех элементов системы не только содержания и организации образовательного процесса, но и целей и результатов образования. Все чаще результат образования ...

Социальное проектирование как фактор социализации школьников

Главная воспитательная задача в современной школе  -  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного пр...

Преподавание истории и обществознания в школе как фактор социализации личности незрячего ребёнка.

Актуальность темы обусловлена тем, что социальная адаптация и социализация инвалидов по зрению – исключительно важная составляющая образовательной и культурной политики государства, значимый пок...