Планирование элективного курса "Права человека", 11 класс
календарно-тематическое планирование по праву (11 класс)

Плотникова Татьяна Васильевна

Элективный курс «Права человека» составлен на основе программы Певцовой  Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Темы  курса расширяют и углубляют базовый компонент по предмету «Обществознание».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_prava_cheloveka_11_klass.docx41.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

(МАОУ СОШ № 7)

ПРОГРАММА

элективного  курса

«Права человека»

для учащихся 11 классов

Учитель:

Плотникова Татьяна Васильевна,

высшая  квалификационная категория

г. Когалым

 2018

Пояснительная записка

          Элективный курс «Права человека» составлен на основе программы Певцовой  Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс. Темы  курса расширяют и углубляют базовый компонент по предмету «Обществознание».

            Программа является продолжением  элективного курса «Права человека», изучаемого в 10 классе. Программа рассчитана на 34 часа,  из расчета 1 час в неделю в 11–х  классах.

В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Условием решения образовательных задач  правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.

Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-первых, сохраняется преемственность с правовым содержанием обществоведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом обществознание в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение  основополагающих и социально значимых проблем современного правоведения с учётом необходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы, формирование углублённого интереса к праву, создание основы для становлении правовой компетенции выпускников и оказание помощи в осознанном выборе модели дальнейшего профессионального образования.

        Изучение права невозможно без решения практических задач, разбора  жизненных ситуаций.   Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление, позволяет им глубже понять учебный материал, а учитель имеет возможность осуществлять   эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний.

           Предлагаемый курс направлен на преодоление правового нигилизма и формирование правовой культуры. Курс позволит применять теоретические знания на практике. Курс рассчитан на тех, кто уже обладает правовыми знаниями по праву, но может быть использован и для тех, у кого таких знаний недостаточно. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может подобрать задачи разного уровня сложности.

Цели:

1. Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

2. Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.

3. Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.

Задачи курса:

1 Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

2. Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

З. Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

4. Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными..

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, бесед, решение задач.

Программа курса  предполагает расширение курса «Право», повышение интереса к предмету.

Настоящая Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

-Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебники для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.:

« Русское слово», 2014.

-Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры: Учебник  для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: «Русское слово», 2015.

В результате изучения курса учащиеся должны

знать/понимать:

  • систему и структуру права, современные правовые системы;
  • общие правила применения права;
  • содержание прав и свобод человека;
  • понятие и принципы правосудия;
  • органы и способы  международно–правовой защиты  прав человека;
  • основные юридические профессии.

  характеризовать

  • право как элемент культуры общества;
  • систему законодательства;
  • основные отрасли права;
  • систему конституционных прав и свобод человека и гражданина;
  • механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти;
  • порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров;
  • формы социальной защиты и социального обеспечения;
  • порядок получения платных образовательных услуг.

 объяснять 

  • происхождение государства и права, их взаимосвязь;
  • механизм правового регулирования;
  • содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права;
  • содержание прав,  обязанностей и ответственности  гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента);
  • особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом.

 различать

  • формы (источники) права, субъектов права;
  • виды судопроизводства;
  • основания и порядок назначения наказания;
  • полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека;
  • объекты гражданского оборота;
  • организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  • имущественные и неимущественные права и способы их защиты;
  • отдельные виды гражданско-правовых договоров.

 приводить примеры

  • различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
  • гарантий реализации основных конституционных прав;
  • экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде;
  • общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики.

     уметь:

          в  области познавательной деятельности:

  • самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • участвовать в проектной деятельности, в организации проведении учебно-исследовательской работы;
  • владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.

         в области информационно-коммуникативной деятельности:

  • проводить  поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
  • извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график),
  • отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать  достоверность полученной информации,
  • передавать содержание информации адекватно поставленной цели;
  • уметь  развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
  • объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах,
  • владеть основными навыками публичных выступлений.

         в области рефлексивной деятельности:

  • объективно оценивать свои учебные достижения
  • учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владеть  навыками организации и участия в коллективной деятельности
  • уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды;
  • осуществлять  осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, анализа, интерпретации и использовании правовой информации;
  • анализа текстов законодательных актов, норм права;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом;
  • обращения в надлежащие органы  за квалификационной юридической помощью.

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приёмы:

  • решение познавательных задач
  • семинары с обсуждением нормативных  документов
  • беседы
  • практические занятия
  • заседания круглых столов
  • создание устного правого журнала
  • творческие работы

Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются такие  виды контроля, как  устный опрос, тесты, решение правовых задач и другие.

Система и критерии оценивания. Знания учащихся, усвоивших программу элективного курса и посетивших не менее 80% занятий, оцениваются в 1 полугодии по системе «зачет/незачет», по итогам года получают оценку.

         Критерии оценивания учащихся

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Учебно – тематическое  планирование

п/п

Тема раздела

Количество часов

Виды практических работ

Виды контроля

1

Избирательное право

2

Работа с документами, решение познавательных задач, таблицы, конспекты

Таблицы,

 план – конспект, презентации

2

Гражданское право

7

Работа с документами, решение познавательных задач, лабораторная работа, семинар, таблицы, конспекты

Тестирование; составление таблиц, презентации

3

Налоговое право

5

Работа с документами, решение познавательных задач, лабораторная работа, семинар, таблицы, конспекты

Тестирование; составление таблиц, презентации,

написание эссе,

4

Семейное право

4

Работа с документами; решение познавательных задач; лабораторная работа; таблицы; участие в дискуссиях, дебатах, ролевых играх

Тестирование; составление таблиц, презентации, эссе

5

Трудовое право

5

Работа с документами, решение познавательных задач, таблицы, конспекты

тестирование

6

Административное право

2

Работа с документами, решение познавательных задач, таблицы, конспекты

Тестирование; составление таблиц, презентации

7

Уголовное право

7

Работа с документами; решение познавательных задач; лабораторная работа; таблицы; участие в дискуссиях, дебатах, ролевых играх

Тестирование; составление таблиц, презентации,

написание эссе,

8

Правовая культура

2

Работа с документами, решение познавательных задач, таблицы, конспекты

Тестирование; составление таблиц, презентации

Содержание курса

  Т е м а  1. Избирательное право (2 ч.)

      Избирательное право. Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
      
Избирательный процесс. Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах. 

Т е м а  2. Гражданское право (7 ч)

      Общие положения гражданского права. Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.
      
Гражданско-правовые отношения. Возникновение и прекращение гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность.
      
Сделки. Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действительность и недействительность сделки.
      
Гражданско-правовой договор: общие положения. Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, подряд, оказание услуг).
      
Наследственное право. Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
      
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринимательства.
      
Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.

Т е м а  3 Налоговое право (5 ч.)

Виды налогов. Прямые налоги. Косвенные налоги. Федеральные, региональные, местные налоги. Система налогов.

Юридические лица. Порядок взимания налогов с юридических лиц. Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на прибыль. Льготы по налогу. Прямые и косвенные налоги.

Т е м а  4. Семейное право (4 ч)

      Семейные правоотношения. Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт.
      
Права, обязанности и ответственность членов семьи. Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восстановление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.

Т е м а  5. Трудовое право (5 ч)

      Трудовые правоотношения. Понятие трудовых отношений. Самостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: правовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.

      Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
      
Дисциплина труда. Понятие дисциплины труда. Дисциплинарная ответственность сторон трудового договора. Материальная ответственность.
      
Защита трудовых прав. Охрана труда. Профессиональные союзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
      
Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды трудового стажа.

Т е м а 6 . Административное право (2 ч)

      Административные правоотношения. Понятие административного права. Субъекты административного права. Органы исполнительной власти. Государственные служащие.
      
Административные правонарушения. Основания административной ответственности. Производство по делам об административной ответственности.

Т е м а  7. Уголовное право (7 ч)

      Общая характеристика уголовного права. Понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный закон и его действие.
      
Преступление. Понятие преступления. Виды преступлений.
      
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.

Т е м а  8. Правовая культура  (2 ч)

Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Связь права с культурой. Правовая культура. Основные элементы правовой культуры.

Правовая культура. Правовая антикультура.  Правовой нигилизм и правовой цинизм.  Формирование правовой культуры личности.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

1

Избирательное право

2

Избирательный процесс

3

Понятие и источники гражданского права

4

Обязательственное право

5

Наследование. Страхование.

6

Право собственности

7

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних

8

Юридические лица. Виды предприятий

9

Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда.

10

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

11

Виды налогов

12

Налогообложение юридических лиц

13

Налоги с физических лиц

14

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

15

Понятие и источники семейного права

16

Брак, условия его заключения.

17

Права и обязанности родителей и детей

18

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

19

Понятие и источники  трудового права

20

Коллективный договор. Трудовой договор.

21

.Рабочее время и время отдыха

22

Оплата труда. Охрана труда

23

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву.

24

Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

25

Административные наказания

26

Понятие и источники уголовного права

27

Преступления

28

 «Новые» преступления

29

Уголовная ответственность

30

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание

31

Уголовная ответственность несовершеннолетних

32

Особенности уголовного судопроизводства (процесса)

33

Содержание правовой культуры

34

Совершенствование правовой культуры

Литература  для учителя:

1.  Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б. «Права человека»10—11 класс, методическое пособие для учителя, М, «Русское слово» 2008;

2. Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.

3. Кожин Ю.А. Практикум по праву: К учебнику Е.А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры». Для 11 класса общеобразовательных учреждений. — М.: ООО «ТИД «Русское слово — PC», 2007.

4. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2005 год.

5. Никитин А.Ф. Основы государства и права. Методическое пособие к учебнику. М. Дрофа 2003 год.

6. Никитин А.Ф. Основы государства и права. Рабочая тетрадь. М. Дрофа 2003 год.

7. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;

8.Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2008;

9. .Певцова Е.А. Козленко И.В.. «ПРАВО. Основы правовой культуры» Программа курса для 10—11 классов общеобразовательных учреждений; М; «Русское слово»; 2008;

Литература для учащихся:

1. Конституция Р.Ф.

2.Кодекс об административных правонарушениях

3. Кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой)

4. Никитин А.Ф. Право и политика  – М, Просвещение, 2004

5. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2006

Ресурсы Интернета:

  • Образовательный портал – http://www.edu.ru.
  • Источники по гуманитарным наукам – http://www.gumer.info.
  • Сайт «Российский гуманитарный интернет-университет» http://www.i-u.ru.
  • http:// www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое.
  • http:// www.rusolimp.ru – федеральный портал олимпиад школьников.
  • Ресурсы информационно-правовой системы Гарант
  • Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

«История возникновения юбки, разновидности современной юбки, эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека» Класс – 7 «а» Учитель технологии Федорова Зинаида Павловна

Цель урока : Привитие познавательного интереса, через историю юбки, к ее современности. Научиться создавать эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека.Задачи:Образовательная. Усвоение предста...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Конспект урока по предмету "Человек" класс "Особый ребенок" "Хранение одежды и обуви"

Конспект урока по предмету "Человек"  5 класс "Особый ребенок"  тема:"Хранение одежды и обуви"...

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7

Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...