РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 5-8 класс Пособие
план-конспект урока по праву (5, 6, 7, 8 класс)

Кашлакова Марина Евгеньевна

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА   5-8 класс Пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_ak_5-8_kl.doc248 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_ak_5-8_kl.doc358.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Учебное пособие

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ

АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 

5 – 8 классы

Казань – 2015

 

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Сафронова И.В.  Роль образования в реализации антикоррупционной политики: Нравственно-правовая культура – основа личностного совершенства. Учебное пособие для 5-8 классов. – Казань: ГАОУ ДПО «ИРО РТ», 2015. –  44 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление  ……………………………………………………………… с. 3  

1. «Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы» ……………... с. 5

2. «Где власть народа – там победа и свобода» ………………………. с. 8

3. Цель и средства её достижения ……………………………….…….. с. 11

4. Закон. Почему его надо знать …………………………………….…. с. 15

Приложения:

№ 1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» ………………………… с. 20

№ 2. Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года) …………………….. с. 30

Источники ………………………………………………………………. с. 38

Литература  ……………………………………………..………………. с. 40

Интернет-ресурс …………………………………………………………с. 42

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

С помощью этого учебника Вам предстоит ознакомиться с основами нравственно-правовой культуры и её роли в противодействии страшному злу – коррупции. Текст учебника включает четыре параграфа, приложения, список источников и литературы, Интернет-ресурс.

Каждый параграф сопровождается двумя типами вопросов. Перед параграфом помещены вопросы, которые нацеливают Вас на изучение темы, определяя её ключевые аспекты.  После параграфа помещены вопросы, которые призваны проверить полученные Вами знания.

Каждый параграф содержит специально выделенные понятия, которые следует запомнить.

К учебнику прилагается «Рабочая тетрадь», где даны дополнительные интересные задания, расширяющиеся знания, полученные при изучении параграфов.

§ 1. «ГДЕ ДОБРЫ В НАРОДЕ НРАВЫ, ТАМ ХРАНЯТСЯ И УСТАВЫ»

При каких условиях обеспечиваются сохранение и развитие государства и общества?

Обращаясь к историческому прошлому человечества, мы узнаем, что процесс формирования общества был постепенным. От человеческого стада, через родовую общину к племенам и народам, которые позднее образовали государства. Это был долгий и сложный процесс. В основе его лежало формирование и утверждение моральных норм жизнедеятельности внутри человеческих общностей.

Именно моральные нормы, как добрые нравы помогли сначала выжить человеческому роду, а затем и начать развиваться. Они лежали в основе формирования сначала межличностных, а затем и общественных отношений. Традиционно моральные нормы определяли представления о том, как надо решать споры и разрешать конфликты между людьми, как подобает вести себя с родными, с соплеменниками, с людьми других народов и многие другие, которые помогали человеку в его повседневной жизни.

Что же столь важное было заключено в моральных нормах, что помогло человеку в развитии его рода?

Самым важным было усвоение моральных ценностей, определяющих личностное развитие самого человека. Здесь важную роль играли такие понятия как «добро» и «зло», то есть, что такое «хорошо» и, что такое «плохо». Хорошим считалось то, что способствовало благополучию самого человека, одновременно не нарушало благополучие других людей и, наконец, создавало условия для сохранения и процветания всего рода. Если же это нарушалось, то создавалась угроза и самому человеку и его роду и всему человечеству.

Такими нормами, определявшими «добрые нравы» членов общества были сострадание и забота, любовь и доброта, чувство долга и справедливость, свобода и ответственность,  уважение к человеческой жизни и утверждение ненасилия как основы жизни человека и общества.

Постепенно шел и процесс определения норм взаимодействия внутри коллектива на межличностном и межгрупповом уровне. Здесь важную роль играли такие понятия как «допустимое» и «недопустимое». В ходе развития были выработаны и усвоены как правила или уставы, которые позволяли сохранить  общество, так и правила или уставы, которые обеспечивали его развитие.

Такими нормами, определявшими «уставы», регламентировавшие поведение членов общества, были уважительное отношение к своим предкам и представителям старшего поколения, бережное отношение к духовным ценностям своего народа и его истории, трудовая деятельность на пользу общества.

И, наконец, завершающим актом развития общества стало определение отношений между народом и властью на основе, сначала, моральных норм, а затем и законодательных установок. Была сформирована система законов, которые регламентировали отношения внутри общества между его членами, между народом и органами власти. В основу системы была положена идея знания законов, уважительного отношения к ним, соблюдения законов.

Что же заставляло человека соблюдать нормы и законы жизни общества, государства?

Главным, что лежало в основе готовности человека к соблюдению норм и законов, было сформированное чувство ответственности за себя, за свой род, за свой народ и свое Отечество.

Сегодня перед народами России стоит важнейшая задача в рамках общественного строительства - это обеспечение морального возрождения России. Важную роль в этом играет процесс формирования морально-нравственных качеств личности, которые должны стать непреложной составляющей жизнедеятельности человека. А это значит наряду со свободами и правами человека, приобретают серьезное значение его ответственность за свободу и обязанности, вне которых не могут полноценно реализовываться права.

В основе морального возрождения лежит осознание сути гражданского долга каждым, кто считает себя гражданином своей страны – России. Важнейшим акцентом здесь является категория совести, как мерила понимания того, что такое хорошо и, что такое плохо.

Обобщая всё сказанное можно сделать следующий вывод – без участия морали и включения совести  никакое право, суд и вердикт присяжных не помогут. Именно мораль следует признать первичным условием и признаком социальной зрелости сознания и поведения человека, а право с его законами и подзаконными актами -  это вторичное, хотя, безусловно, и важное условие существования и развития общества. Если мы хотим, чтобы право эффективно заработало, тогда нам пришло время заняться моралью и совестью, ибо с них начинается самый строгий суд, где человек - сам себе и прокурор,  и адвокат. Как в известной поговорке «на Бога надейся, а сам не плошай», то есть «имей совесть», «решай сам»[1].

Вопросы и задания:

  1. Что такое моральные нормы? Какую роль они исполняют в обществе?
  2. Что такое совесть? Почему она является важнейшим условием соблюдения правовых норм?

§ 2. «ГДЕ ВЛАСТЬ НАРОДА – ТАМ ПОБЕДА И СВОБОДА»

Почему только гражданское общество может обеспечить правопорядок в государстве? Какова роль гражданского общества в развитии государства, прав и свобод его граждан?

Каждый из нас мечтает, чтобы жизнь нашего общества отличались такими качественными характеристиками как благополучие, безопасность, свобода, равенство возможностей, право на образование и самореализацию, право на творчество, право на здравоохранение…

Все это обеспечивается системой законов, гарантирующих российским гражданам их права и свободы, а также возможность к реализации своих способностей. Однако только декларация возможностей не обеспечивает их полного реального исполнения. Очень важно, чтобы каждый из нас был готов к реализации данных ему возможностей и был готов бороться за них, отстаивать свои права и свободы.

В соответствии с Конституцией «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. … Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ»[2].

Власть народа, данная ему демократией,  это мощное оружие влияния. Оно дает каждому из нас потенциальные возможности влиять на жизнь в нашем государстве, на формирование в нем такой системы отношений, которая обеспечит благополучие всех, при соблюдении прав и свобод каждого. Для этого нам даны разные средства и способы:

  • реализация избирательного права и возможность влиять на «политическое лицо» государственной власти,
  • участие в референдумах и плебисцитах при принятии важных решений по будущему развитию нашего Отечества,
  • участие в общественных организациях, чья деятельность направлена на защиту наших прав и свобод,
  • проявление активной гражданской позиции в решении возникающих жизненных и политико-правовых ситуаций, несущих угрозу благополучию государства.

Одной из таких угроз, к примеру, является коррупция. Коррупция как многоликое явление оказывает разлагающее влияние практически на все стороны жизни.

Как результат - это серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации[3].

Противостоять коррупции, а также и другим угрозам государственного и общественного развития возможно при активной вовлеченности граждан в социально-политическую жизнь страны.

Соблюдение и реализация прав и свобод, дарованных нам Конституцией РФ,  только тогда обеспечиваются, когда мы сами активно этому способствуем. Как показала история политико-правовая система государства, опирающаяся только на принудительную силу государственных механизмов, малоэффективна. Если же политико-правовая система опирается на правовую сознательность, гражданскую активность каждого члена общества, то её эффективность повышается.

Возможности гражданского общества в целом достаточно широкие и обладают высокой степенью влияния на развитие социальных институтов реализующих формирование антикоррупционной нравственно-правовой культуры. Школа как основное образовательное ядро, обеспечивающее социализацию личности, призвана обеспечить каждому необходимые знания о власти, правах, свободах и достоинстве граждан России, научить каждого активно отстаивать незыблемость гражданско-правовых отношений в государстве. Важно чтобы законы воспринимались членами общества не как ограничители их возможностей, а как средство для их реализации без ущемления реализации возможностей других.

Основными видами антикоррупционной деятельности, которые может реализовать, при желании, каждый:

- повышение личной правовой культуры посредством включенности в реализацию антикоррупционных образовательно-просветительских программ и проведения соответствующих кампаний;

- активное включение в процесс обсуждения проектов решений по актуальным проблемам развития государства, участие в контроле за реализацией принимаемых государственной властью решений при широком использовании сети Интернет и других форм деятельности: участие в общественных организациях, общественно-политических мероприятиях…

Когда каждый из нас включится в жизнь общества, станет воспринимать происходящее в государстве не просто как должное по отношению к нему, а как возможность поспособствовать развитию нашего Отечества, как возможность противостоять угрозам, мешающим его процветанию, тогда мы сможем совместными усилиями сделать нашу страну процветающей, стабильной, безопасной. А это значит, что и каждый из нас получит возможность свободной самореализации на пользу себе и во благо всех.

Вопросы и задания:

  1. Объясните, почему без участия граждан в активной социально-политической жизни страны её эффективное политико-правовое развитие невозможно?
  2. Объясните, почему именно в борьбе с коррупцией важно участие всех членов общества?

§ 3.  ЦЕЛЬ И СРЕДСТВА ЕЁ ДОСТИЖЕНИЯ

Для чего человеку нужна цель в жизни? Оправдывает ли цель средства её достижения?

Человек в процессе своей жизни формирует некий образ желаемого будущего, которое становиться для него целью, к которой следует стремиться.

Иногда таковых целей может быть две, а то и более. Это зависит от того какими критериями человек определяет образ желаемого будущего. Этот образ будущего является своеобразным идеалом, достижение которого является значимым фактором для человека в его жизни.

Определение цели тесно связано с ценностным миром самого человека. От того какие ценности выступают важными, нужными, а какие не представляют интереса каждый определяет свой мир ценностей.

Современное общество постепенно выработало определенные ценностные ориентиры, которые формируют мир ценностей современного человека. Среди таковых мы можем выделить как ценности-идеалы, так и ценности-идолы. Первые имеют положительное значение, так как направлены на общие интересы и ориентированы на сохранение и развитие общества. Вторые имеют отрицательное значение, так как направлены только на индивидуальные интересы и могут таить в себе угрозу миру и человеку.

В качестве примера таковых могут служить, представленные в таблицы ценности:

Ценности-идеалы

Ценности-идолы

справедливость

конкурентность

свобода для …

свобода от …

достоинство

амбициозность

ответственность

безответственность

гуманизм

человеконенавистничество

благородство

право силы

долг

желание превыше всего

законопослушность

права для избранных

На основании определенных ценностей человек изначально строит свое целеполагание, а в дальнейшем определяет средства достижения целей, поставленных им.

С одной стороны, целеполагание можно рассматривать, как эффективное. В этом случае оно определяется морально-нравственными нормами, которые установились в обществе в тот или иной период исторического развития с учетом социально-экономических, политико-правовых и культурных приоритетов. С другой стороны, целеполагание можно рассматривать, как достойное. В этом случае оно определяется общечеловеческими морально-нравственными нормами, которые стоят на страже сохранения общества и способствуют его развитию.

В первом случае определяя цели своего жизненного пути человек, плывет по течению, выбирая следование по пути для всех. Во втором случае определяя цели своего жизненного пути человек, руководствуется общечеловеческими принципами, направленными на личностный рост и труд во благо Отечества.  

Что это за пути образно  раскрыл в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» великий российский поэт Н.А. Некрасов.

Средь мира дольного
Для сердца вольного
Есть два пути.

Взвесь силу гордую,
Взвесь волю твердую:
Каким идти?

Одна просторная —
Дорога торная,
Страстей раба,

По ней громадная,
К соблазну жадная,
Идет толпа.

О жизни искренней,
О цели выспренней
Там мысль смешна.

Кипит там вечная
Бесчеловечная
Вражда-война

За блага бренные…
Там души пленные
Полны греха.

На вид блестящая,
Там жизнь мертвящая
К добру глуха.

Другая — тесная
Дорога, честная,
По ней идут

Лишь души сильные,
Любвеобильные
На бой, на труд

За обойденного,
За угнетенного,
Умножь их круг,

Иди к униженным,
Иди к обиженным —
И будь им друг!

Сообразно целеполаганию идет и выбор средств достижения цели или целей, поставленных по жизни. Они тоже выступают как две стороны одной медали. Можно выбрать достойные цели и идти к ним достойными путями, выбирая допустимые средства их достижения, а можно стремиться к их достижению не самими достойными, порой недопустимыми средствами.

Этот процесс получил свое отражение в человеческой мудрости, отраженной в пословицах и поговорках. Как часто порой мы слышим, что «Цель оправдывает средства». Это означает, что если цель благая, то её достижение, возможно, любыми средствами. Однако не случайно есть и другая пословица – «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Эта пословица соотносится с теми случаями, когда человек использовал недостойные средства для достижения некой благой цели, однако принес больше вреда, чем пользы.

Поэтому очень важно не только выбирать по жизни достойные цели, но и осуществлять их достойными средствами. Это возможно в том случае, если мы выбираем средства, руководствуясь такими критериями как:

  • целесообразность,
  • допустимость,
  • нравственность.

Выстраивая нашу жизнь, намечая свои ценностные ориентиры, ставя соответствующие им жизненные цели, определяя средства их достижения, мы должны помнить, что прожить жизнь надо так, чтобы не было мучительно больно за то, что ты совершил или не совершил.

Вопросы и задания:

  1. Объясните, почему для человека важно иметь в жизни цель. Для чего она нужна?
  2. Объясните, почему для достижения цели не все средства хороши. Каких средств стоит избегать при достижении цели?

§4.  ЗАКОН. ПОЧЕМУ ЕГО НАДО ЗНАТЬ

Почему в жизни общества, государства столь важны законы? Какую роль они играют?

Мы с Вами уже узнали, что у каждого члена общества всегда есть свои интересы, каждый ставит перед собой цели и определяет способы их достижения. Чтобы между членами общества не возникало конфликта интересов важно иметь регуляторы межличностных и межгрупповых отношений.

Наиболее эффективным регулятором, как показала историческая практика, является законодательство, регламентирующее все сферы жизнедеятельности общества, а также интересы его членов, структур и институтов.

Законодательство выросло из моральных норм, которые на основе традиций регулировали отношения в роде. Однако с возникновением государства одних традиций и морали оказалось недостаточно. Тогда возникли законы.

Одним из древних законодательств, дошедших до наших времен, были «Законы Хаммурапи». Это законы были записаны в XVIII веке до нашей эры при царе Хаммурапи в Вавилоне. Эти законы регламентировали следующие сферы жизнедеятельности:

  • судопроизводство;
  • имущественные отношения;
  • социальные отношения.

Законы Хаммурапи не только определяли деяние, но и фиксировали наказание за него. Например: «если кто-нибудь украдет храмовое или дворцовое имущество, то его должно предать смерти», или «если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать руки». Судя по наказаниям – это было довольно жесткое законодательство.

Одним из первых законодательств нашей страны явилась «Русская правда». Оно начало оформляться в XI веке в период правления Великого князя Ярослава Владимировича Мудрого. Включенные в него статьи регламентировали  следующие сферы жизнедеятельности:

  • судопроизводство;
  • преступления против жизни;
  • имущественные отношения;
  • социальные отношения.

Основным видом наказания являлся штраф – «вира», уплачиваемый пострадавшему, его семье, и «продажа», выделявшаяся в пользу князя (его официального представителя), разбиравшего дело. Саамы тяжким наказанием было «поток и разграбление», подразумевавшего конфискацию имущества преступника, его семьи и продажу их в рабство.

«Русская правда» выглядит более «мягким» законодательством. Оно направлено не только на наказание преступника, но и на возмещение вреда пострадавшей стороне, его задача не только устрашить, но и восстановить справедливость.

Постепенно с развитием общества и государства мы можем в истории наблюдать и развитие законодательства. Оно постепенно охватывало всё больше сфер жизнедеятельности и стремилось урегулировать отношения между членами общества посредством введения правил жизни, которые закреплялись в обязательных к исполнению законах. Высшим законом стало рождение Конституции - основного закона практически каждого демократического государства.

Так для чего нужны обществу и государству законы? Какие сферы жизнедеятельности они регулируют сегодня? Как это помогает нам жить?

Законы регулируют жизнь в государстве, регламентируя межличностные, межгрупповые и институциональные отношения. Они нужны для того, чтобы члены общества знали, что можно, а что нельзя и какова мера ответственности за совершенное противозаконное деяние.

В Российской Федерации законодательство регулирует отношения практически во всех правовых сферах:

Конституция Российской Федерации -  определяет устройство государства, основные права, свободы и обязанности граждан, регулирует отношения между его субъектами.

Гражданское законодательство - определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Трудовое законодательство – устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, обеспечивает создание благоприятных условий труда, защищает права и интересы работников и работодателей.

Семейное законодательство – устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Уголовное законодательство – обеспечивает охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также обеспечивает предупреждение преступлений.

Кроме того, регулируются отношения и в области жилищного, земельного и градостроительного законодательства, налогового, бюджетного и таможенного законодательства, арбитражного и административного законодательства,  водного, воздушного и лесного законодательств.

Главная миссия закона – не допустить возникновения конфликтов при разрешении возникающих столкновений интересов и устремлений, или же помочь в их разрешении, в случае если таковые возникнут. Также закон призван покарать того, кто нарушает его.

Важную миссию выполняет и антикоррупционное законодательство. Оно призвано обеспечивать охрану самого закона от посягательства тех, кто пожелает в своекорыстных интересах использовать свои должностные полномочия, нарушая закон, механизмы его реализации.

Еще древние отмечали важность закона «Dura lex, sed lex», то есть «Суров закон – но закон», а также и то, что «Закон превыше всего».

Это значит, закон должен соблюдаться, вне зависимости от того удобен ли он отдельному человеку, потому что регулирует отношение в пользу всего общества.

Это значит, что закон дает всем равные возможности независимо от статуса, богатства и должности.

Это значит, что закон обязателен к исполнению и его нарушение должно повлечь за собой ответственность за это.

Соблюдение закона обеспечивается деятельностью судебной системы и  правоохранительными органами.

Чтобы воспользоваться преимуществами закона и оградить себя от ответственности за его нарушение закон важно знать!!! Знание законов каждому гражданину дает то преимущество, что он знает что можно и что нельзя. Он может отстаивать свои права и возможности, защищать свои честь и достоинство, предотвращать возникновение противозаконных ситуаций с его участием, если знает законы.

Законы существуют не сами по себе. Они создаются и реализуются в обществе, государстве. Их эффективность определяется двумя важнейшими показателями – это знание законов и готовность к их соблюдению гражданами, что определяется уровнем личной правовой культуры каждого.

Как бы ни были хороши законы, они не спасут нас от судебного и правового произвола, от коррупции. Только тогда, когда для каждого из нас закон станет непреложным, а его исполнение обязательным мы сможем создать правовое государство, где все будут, с одной стороны, защищены законом, а, с другой,  избавлены от угрозы его неправомерного применения.

И, наконец, важно помнить, что не знание законов не освобождает от ответственности за их нарушение.

Вопросы и задания:

  1. Когда и для чего люди стали применять законы?
  2. Как законы влияют на жизнь в государстве?
  3. Какие законы регулируют отношения в твоей школе?

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Приложение № 1:

Федеральный закон Российской Федерации

от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ

"О противодействии коррупции"

(Извлечения)

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;

2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;

6) унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

8) обеспечение независимости средств массовой информации;

9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;

10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;

11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;

12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;

14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;

16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;

17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;

18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;

19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Статья 8. Обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

1. Гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые государственными и муниципальными служащими в соответствии с настоящей статьей, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Не допускается использование сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей для установления либо определения его платежеспособности и платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных или иных организаций, а также в пользу физических лиц.

4. Лица, виновные в разглашении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных и муниципальных служащих могут предоставляться для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Проверка достоверности и полноты указанных в части 1 настоящей статьи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного или муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

7. Непредставление гражданином при поступлении на государственную или муниципальную службу представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на государственную или муниципальную службу.

8. Невыполнение государственным или муниципальным служащим обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение государственного или муниципального служащего от замещаемой должности государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения.

Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора

1. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы.

3. Несоблюдение гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы требования, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет прекращение трудового договора, заключенного с указанным гражданином.

4. Работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 настоящей статьи, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения

1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения

1. В случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

3. Положения настоящей статьи распространяются на иностранные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

                    Президент Российской Федерации Д. Медведев

Приложение № 2:

Национальная стратегия противодействия коррупции

(утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года)

I. Общие положения

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по-прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия

коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии

 противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии

противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии

противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

- правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

- правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

- муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

ИСТОЧНИКИ:

Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994г., часть вторая от 26.01.1996 г., часть третья от 26.11.2001 г.

Закон РТ  от 28 июля 2004 г. № 45 – ЗРТ «О местном самоуправлении в РТ».

Закон РТ от 17 января 2008 г. № 55 – ЗРТ  «О муниципальной службе в РТ».

Избирательный кодекс РТ от 7 мая 2007 г. № 21 – ЗРТ.

Конституция Республики Татарстан.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

Национальная стратегия противодействия коррупции (утверждена Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460).

Национальный план противодействия коррупции на 2010–2011 годы (утверждён Президентом РФ 31 июля 2008г. № Пр-1568) (в редакции Указа Президента РФ от 13 апреля 2010 года №460).

Республиканская программа по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2009 - 2011 годы

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. №174-ФЗ.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ.

Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих».

Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции».

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Федеральный закон от 17.11.1995 г. №168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Федеральный закон от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 31.07.1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных наций против коррупции»

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

ЛИТЕРАТУРА:

Антикоррупционная политика: учебное пособие. /Под ред. Г.А. Сатарова. – М.: РА «Спас», Фонд ИНДЕМ, 2004.

Астафьев Л. В. К вопросу о понятии коррупции//Коррупция в России: Состояние и проблемы: Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996 г.). - М.: Московский ин-т МВД РФ, 1996.

Борьба с коррупцией через образование. Институт Конституции и правовой политики COZPI fig_corr_th_edu_ru. Pdf

Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы // Социология и социальная антропология. – 2000. Т.III. – Вып. I. (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/2000/1/07bistrova.html)

Вагабов Т.В. Коррупция: понятие и структура//Право и образование. – 2005. - № 4.

Галицкий Е.Б., Левин М.И. Взяткообучение и его социальные последствия // Вопросы образования. – 2008. - № 3.

Ганс Е. Н., Лебедянцев С. З., Малахова О. В. Антикоррупционное воспитание школьников в системе гражданскогообразования: активные методы. – Самара: Экос, 2003.

Голик Ю.В., Карасев В.И. Коррупция как механизм социальной деградации. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2005.

Государственная служба. Энциклопедический словарь. /Под ред. В.К. Егорова. – М.: РАГС, 2008.

Гражданское общество против коррупции в России. /Под ред. М.Б.Горного. – СПб.: Норма, 2002.

Кушниренко С.П., Пристансков В.Д. Коррупция и ее преступные проявления. Особенности уголовного преследования. – СПб.: Специальная литература, 2004.

Любимов А.П. Правовые институты демократии России и стран Европы. Выборы, лоббизм, парламентаризм. – М., 1999.

Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов /Сост. В.С. Овчинский. – М.: ИНФРА-М, 2004.

Общественная этика на местном уровне: стратегия противодействия коррупции и другим формам финансовой преступности в органах местного самоуправления. Сборник модельных инициатив. Совет Европы – Российская Федерация. Обнинск, 2003.

Россия и коррупция: кто кого? Аналитический доклад Регионального общественного фонда «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ). – М., 1998.

Рутковская Е.Л. Гражданско-правовая компетентность российских подростков (по материалам международного исследования CIVIC) // Основы государства и права. – 2003. - №  3.

Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан// Лоббист. - № 3. – 2008.

Хейнеман С., Андерсон К., Нуралиева Н. Цена коррупции в секторе высшего образования // Вопросы образования. – 2008. - № 3.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРС:

http://document.kremlin.ru/doc.asp?ID=045983 – Указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. «О мерах по противодействию коррупции».

http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204857.shtml - Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г.

http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html - Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Опубликован 30 декабря 2008 г.

http://www.kremlin.ru/news/7450 - Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции в новой редакции

http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml - Тематические подборки по антикоррупционной политике на сайте Президента РФ .

http://www.duma.gov.ru/anticorcom/index.html - Сайт Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции.

http://www.stopcorruption.ru/1384.htm - Указ Президента РФ от 24 ноября 2003 г. № 1384 «О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией»

http://www.korrup.ru/ - Национальный Антикоррупционный Совет РФ

http://www.korupcii.net/index.php?s=4&id=5 - Официальный сайт специализированной организации Национальный Антикоррупционный  Совет Российской Федерации

http://www.korupcii.net/index.php?s=10 - Программа Национального Антикоррупционного Совета РФ: Программа содействия Президенту Российской Федерации по противодействию коррупции

http://www.stopcorruption.ru/ukaz.htm - Сайт Общественного антикоррупционного комитета. Размещены: Национальный план противодействия коррупции, решения законодательных органов, постановления правительства, законопроекты, федеральные законы, указы Президента.

http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_brief.pdf - Краткое изложение результатов проекта социологического исследования Фонда ИНДЕМ по проблеме коррупции в Республике Татарстан;

http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_strat_brief.pdf - Краткая версия и http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_strat.pdf - Полная версия  «Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан»;

http://www.anti-corr.ru/indem/2004Tat_ukaz.doc - Указ Президента Республики Татарстан "О стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан";

http://kt.tatar.ru/rus/rpubliklaw.htm - Республиканские законы, Указы Президента РТ, Постановления Кабинета Министров РТ

www.indem.ru – сайт регионального общественного Фонда «Информатика для демократии» (Индем).

www.anti-corr.ru – сайт антикоррупционных проектов и материалов фонда Индем «Коррупция в России и в мире».

www.indem.ru/corrupt/2005diag_press.htm - результаты проекта «Диагностика российской коррупции. 2005».

http://www.korupcii.net/index.php?s=11 - Адреса для обращений граждан по средствам сети интернет по фактам коррупции и превышения должностных полномочий чиновниками.

http://www.polit.nnov.ru/2009/06/29/revolution21/ - Новейшая история Российской Федерации: борьба с коррупцией.

http://slon.ru/articles/433059/ - Рейтинг мздоимцев

 


[1] Толстых В.И. О морали, совести и современном мире / В.И. толстых // Свободная мысль. – 2009. - № 9. – С. 93-106

[2] Конституция Российской Федерации. – Глава 1. – Статьи 1, 3.

[3] Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г.



Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Рабочая тетрадь

НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА –

ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА

для 5 – 8 классов

Казань – 2015

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Сафронова И.В.  Нравственно-правовая культура – основа личностного совершенства. Рабочая тетрадь к учебному пособию Роль образования в реализации антикоррупционной политики: Нравственно-правовая культура – основа личностного совершенства для 5-8 классов. – Казань: ГАОУ ДПО «ИРО РТ», 2015. –  20 с.

Дорогие ребята!

С помощью учебного комплекта «Роль образования в реализации антикоррупционной политики: Нравственно-правовая культура – основа личностного совершенства». Вам предстоит ознакомиться с основами нравственно-правовой культуры и её роли в противодействии страшному злу – коррупции.

В комплект входят учебник и рабочая тетрадь.

Каждому параграфу учебника соответствует комплект заданий рабочей тетради различных типов. Каждое задание имеет свое обозначение. Давайте ознакомимся с ними.

I – работаем с понятиями

Эти задания помогут Вам лучше усвоить и запомнить понятия, которые приводятся в учебнике.

II – устанавливаем соответствие

Эти задания помогут Вам анализировать и систематизировать материал, на основе знаний изложенных в учебнике.

III – выполняем задание

Эти задания учат Вас умению думать и размышлять, сравнивать и сопоставлять, делать выводы.

IV – работаем с иллюстративным материалом

Эти задания  учат Вас постижению знания через язык искусства и умение делать выводы на основе не явной информации.

V – анализируем источник

Это задание учит Вас извлекать информацию из текста, как говорят, учит «разговаривать источник». В этом задании заложены основы научного исследования.

VI – пишем эссе

Это задание научит Вас излагать собственные мысли на основе полученных знаний, аргументировать их, делать выводы.

§ 1. «Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы»

I. Работаем с понятиями:

1. Вспомните, какие моральные личностные качества Вам известны и запишите их в таблицу. Критерием, который должен определить Ваш выбор является понимание того как влияет это качество на жизнь человека и общества в совокупности.

Добро

Зло

II. Устанавливаем соответствие:

2. Перед Вами известные пословицы и поговорки, разбитые на две части и перемешанные. Определите, какое завершение соответствует началу. Восстановите пословицы и поговорки, записав их полностью.

Начало пословицы

Конец пословицы

Вору потакать

нежели прибыль, да стыд

Возьми калачи,

денег не берут

Лучше бедность, да честность,

да законники супостаты

Суд крив, коли

что самому воровать

За посул

а свою погубит

Законы святы,

судья лжив

Подпись судейская,

а совесть лакейская.

Богатый совести не купит,

да судья кривой

Суд прямой,

только дело не волочи

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________

7. ________________________________________________________________

8. ________________________________________________________________

9. ________________________________________________________________

III. Работаем с иллюстративным материалом:

3. Перед Вами плакат, направленный против взяточничества, являющегося угрозой благополучию страны и её граждан. Рассмотри его и напиши мини-сочинение по теме «Борьба с взяточничеством зависит от меня!»


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 2. «Где власть народа – там победа и свобода»

I. Выполняем задание:

4. Перед Вами известные пословицы и поговорки. Проанализируйте их смысл и определите, какое отношение к коррупции в них отражено. Ответ цифрами  впишите в таблицу.

1. Казна на поживу дана.

2. Не подмажешь, не поедешь.

3. Вору потакать – что самому воровать.

4.  Подпись судейская, а совесть лакейская.

5. Ты – мне, я – тебе.

6. Быть было беде, да случились деньги при бедре.

7. Того не берут, что в руки не дают.

8. Суд прямой, да судья кривой.

9. Богатый совести не купит, а свою погубит.

10. Когда золото всплывает, то правда тонет.

11. Делателю подобает вкусить от  плода.

12. Будет дахарь, будет и взяхарь.

13. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

Оправдание коррупции как явления

Осуждение тех, кто ей потакает

Осуждение коррупции как явления

II. Анализируем источник:

5. Перед Вами фрагмент текста. Внимательно прочитайте его и определите, на каких трёх принципах, с точки зрения автора текста, основывается гражданское общество. Подчеркните в тексте предложения, подтверждающие Ваши выводы.

Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, – достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, и именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм и тем не менее самое точное определение  и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, – только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве; при этом природа желает, чтобы эту цель, как и все другие предначертанные ему цели, оно само осуществило. Вот почему такое общества, в котором максимальная свобода под внешними законами сочетается с непреодолимым принуждением, т.е. совершенно справедливое гражданское устройство, должно быть высшей задачей природы для человеческого рода, ибо только  посредством разрешения и исполнения этой задачи природа может достигнуть остальных своих целей в отношении нашего рода. Вступать в это состояние принуждения заставляет людей, вообще-то расположенных к полной свободе, беда, и именно величайшая из бед –  та, которую причиняют друг другу сами люди, чьи склонности приводят к тому, что при необузданной свободе они не могут долго ужиться друг с другом. Однако в таком ограниченном пространстве, как гражданский союз, эти же человеческие склонности производят впоследствии  самое лучшее действие подобно деревьям в лесу, которые именно потому, что каждое из них старается отнять у другого воздух и солнце, заставляют друг друга искать этих благ все выше и благодаря этому растут  красивыми и прямыми; между тем как деревья, растущие на свободе, обособленно друг от друга, выпускают свои ветви как попало и растут  уродливыми, корявыми и кривыми. Вся культура и искусство, украшающие человечество, самое лучшее общественное устройство – все это плоды необщительности, которая в силу собственной природы сама заставляет дисциплинировать себя и тем самым посредством вынужденного искусства полностью развить природные задатки.

Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане

Ответ: 1. _________________________________________________________

__________________________________________________________________

              2. _________________________________________________________

__________________________________________________________________

             3. _________________________________________________________

__________________________________________________________________

III. Работаем с иллюстративным материалом:

6. Перед Вами картинка-карикатура, отражающая отношение к явлению коррупции. Проанализируйте изображение и напишите мини-сочинение на тему: «Моя позиция определяет качество моей жизни».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 3.  Цель и средства её достижения

I. Работаем с понятиями:

7. В параграфе учебного пособия была представлена таблица с примерами ценностей-идеалов и ценностей-идолов. Проанализируй, по какому принципу эта таблица заполнялась и предложи свои примеры. Запиши их в таблицу

Ценности-идеалы

Ценности-идолы

II. Выполняем задание:

8. Перед Вами высказывания великих людей об определении цели, целей в жизни. Однако в них есть «белые пятна». Проанализируй высказывания и восстанови их, заполнив «белые пятно» по смыслу.

1. И.С. Тургенев: «Кто стремится к великой цели, уже не должен думать ______________________________».

2. Ч. Диккенс: «Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается  ________________________

целью. Любой прекрасной цели можно добиться ____________________ средствами. А если нельзя, то эта цель плоха».

3. Г.Ф. Гегель: «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и _______________________________________________, делающий его маяком для других».

4. В.Г. Белинский: «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит _________________________________________

_____________».

5. Г. Торо: «Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а ___________________________________________

________________________________________».

6. Л.Н. Толстой: «Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна — _____________________________________________________________...»

7. Ларошфуко: «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а _____________________________».

8. В.О. Ключевский: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы ___________________________________

____________________________________».

9. Ф.М. Достоевский: «Милостыня развращает и подающего и берущего, и сверх того не достигает цели, потому что только усиливает _______________ ____________________».

III. Работаем с иллюстративным материалом:

9. Перед Вами забавный рисунок. Проанализируйте его с точки зрения соблазнительности цели и возможности её достижения. Напишите мини-сочинение по теме «Если чего-то сильно хочется – то … »

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 4.  Закон. Почему его надо знать

I. Устанавливаем соответствие:

10. Перед Вами фрагменты из статей современного законодательства Российской Федерации. Ознакомьтесь с ними и определите по содержанию,  к какой отрасли права они принадлежат. Ответ цифрами запишите в таблицу.

10.1. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки.

10.2. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, - наказывается …

10.3. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени.

Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя.

10.4. С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

10.5. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

10.6. Регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение сведений государственного кадастра недвижимости, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, – наказывается …

10.7. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

10.8. Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

10.9. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

10.10. Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Конституционное

законодательство

Гражданское

законодательство

Трудовое законодательство

Семейное законодательство

Уголовное законодательство

II. Выполняем задание:

11. Проанализируй, представленные ситуации. Выполни задание к ним, дав обоснованный ответ (если необходимо дай ссылку на статью соответствующего законодательства).

11.1. Ещё в XVIII – XIX вв. немецкий писатель-публицист К.Л. Бёрне метко подметил: «Если бы природа имела столько законов, сколько имеет государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею».

В современном государстве принимается столь много законов, что практически нет таких людей, кто знал бы их все.

Вопрос: Можно ли привлечь к юридической ответственности в том случае если человек нарушил какую-либо норму права по незнанию.

Ответ: ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

11.2. Студенты института обратились в администрацию города с просьбой о регистрации студенческой общественной организации «Гарант», созданной для защиты их прав и интересов.

        В регистрации им было отказано на основании того, что отсутствует согласование этого решения с ректоратом института.

Вопрос: Соответствует ли отказ Конституции РФ и действующему законодательству?

Ответ: ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

III. Пишем эссе:

12.Проанализируй высказывание и на основе анализа напишите эссе:

«Честность неотделима от свободы, как коррупция от деспотизма»

А. Франс

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение

Ответы на задания рабочих тетрадей

5-8 классы

§ 1. «Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы»

1. Ответ свободный.

2. 2.1. Вору потакать — что самому воровать. 

    2.2. Возьми калачи, только дело не волочи.

    2.3. Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

    2.4. Суд крив, коли судья лжив.

    2.5. За посул денег не берут. 

    2.6. Законы святы, да законники супостаты.

    2.7. Подпись судейская, а совесть лакейская.

    2.8. Богатый совести не купит, а свою погубит.

    2.9. Суд прямой, да судья кривой.

3. Ответ свободный.

§ 2. «Где власть народа – там победа и свобода»

4. 

Оправдание коррупции как явления

Осуждение тех, кто ей потакает

Осуждение коррупции как явления

1, 2, 5, 6, 11

3, 7, 12,

4, 8, 9, 10, 13

5. 1. Свобода каждого члена общества как человека или Личная свобода.

    2. Равенство всех членов общество перед государством как подданных.

    3. Самостоятельность  и  активная  жизненная  позиция каждого члена общества как гражданина или Гражданская свобода.

6. Ответ свободный.

§ 3. Цель и средства её достижения

7. Ответ свободный.

8. 8.1. И.С. Тургенев: «Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе».

8.2. Ч.Диккенс: «Пусть никто ни на шаг не сойдет с честного пути под тем благовидным предлогом, что это оправдывается благородной целью. Любой прекрасной цели можно добиться честными средствами. А если нельзя, то эта цель плоха».

8.3. Г.Ф. Гегель: «Через осуществление великих целей человек обнаруживает в себе и великий характер, делающий его маяком для других».

8.4. В.Г. Белинский: «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою».

8.5. Г.Торо: «Не надо быть чересчур нравственным, иначе ты рискуешь предаться самообману. Твоя цель должна быть выше нравственности. Надо быть не просто хорошим, а хорошим ради чего-нибудь».

8.6. Л.Н. Толстой: «Только бы люди знали, что цель человечества не есть материальный прогресс, что прогресс этот есть неизбежный рост, а цель одна — благо всех людей...»

8.7. Ларошфуко: «Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны».

8.8. В.О. Ключевский: «Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить».

8.9. Ф.М. Достоевский: «Милостыня развращает и подающего и берущего, и сверх того не достигает цели, потому что только усиливает нищенство».

9.  Ответ свободный.

§ 4.  Закон. Почему его надо знать

10.

Конституционное

законодательство

Гражданское

законодательство

Трудовое законодательство

Семейное законодательство

Уголовное законодательство

5, 7

3, 8

4, 10

1, 9

2, 6

11. 11.1. Согласно принятой презумпции права – незнание закона не освобождает от ответственности при условии, что закон был обнародован в установленном порядке и размещен в доступной форме для ознакомления с ним. Следовательно, человек может быть привлечен к юридической ответственности за свой неправомерный поступок даже в том случае, когда он не знал о том, как следует вести себя в той или иной ситуации и допустил нарушение закона.

11.2. Не соответствует.

- Согласно ст. 30 Конституции РФ: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».

- Согласно ст. 3 ФЗ «Об общественных объединениях»: «Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей…

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

12. Ответ свободный. Обязательно: обоснованная личная позиция, подкрепленная ссылкой на источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Основа математики - теория, 5-6 класс"

- чтобы изучение математики было успешным, чтобы учиться было интересно, нужно быть внимательным и сообразительным, уметь хорошо и быстро запоминать, обладать сильной волей. Эти качества можно р...

Учебно-методическое пособие по обучению основам акробатики в 5-7 классах

Самые важные правила при обучении основам акробатики...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Технологическая карта урока по физической культуре «Ступени к совершенству» Спортивные игры.Баскетбол. (6 класс)

Краткая аннотация: Урок спланирован для учащихся 6-го  класса, урок  применения изученного ранее в практической деятельности. На уроке используется музыкальное оформление, иллюстративный мат...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ: НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА 9-11 класс Пособие

РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕАЛИЗАЦИИ  АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ:  НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – ОСНОВА ЛИЧНОСТНОГО СОВЕРШЕНСТВА   9-11 класс Пособие...